Выступление РМО на тему: "ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИМИСЯ"
методическая разработка по физкультуре

Ткачев Вячеслав Евгеньевич

Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры во многом соответствует приемам организации внимания, однако следует использовать и ряд дополнительных мер, формируя у учеников умение наблюдать, оптимизируя учебную информацию, учитывая индивидуальные особенности восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад22.01 КБ
PDF icon Презентация1.42 МБ

Предварительный просмотр:

учитель физической культуры МБОУ СОШ №5: Ткачев В.Е

.

№ слайда

ТЕМА: «ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИМИСЯ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Работая в школе, я все больше убеждаюсь, что урок физической культуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. И тема сегодняшнего выступления «Психофизические закономерности восприятия информации учащимися»

Восприятие — это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — это прежде всего чувственное познание. Главная роль восприятия — получение информации из внешнего мира и о самом себе, воспринимая которую, человек ориентируется в пространстве, в ситуации, контролирует выполняемые действия, оценивает свои чувства и состояния окружающих, получает новые сведения.

Различают восприятие величины и формы предметов, их удаленность от наблюдателя, восприятие пространства, движения, времени и т. д.

Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры во многом соответствует приемам организации внимания, однако следует использовать и ряд дополнительных мер, формируя у учеников умение наблюдать, оптимизируя учебную информацию, учитывая индивидуальные особенности восприятия.

Как сформировать умение наблюдать? Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие объектов для их познания. Это активный, часто напряженный процесс, связанный с организацией произвольного внимания.

Наблюдая, человек ищет ответы на интересующие его вопросы. В этом процессе определенную роль играет мышление. Оно помогает отделить главное от второстепенного, закономерное от случайного.

Организуя наблюдения, проводимые на уроке, учитель физической культуры, как правило, начинает с постановки перед своими учениками учебной задачи.

На основе задачи по наблюдению ученик составляет план его проведения. Это важный элемент организации, который дает возможность избежать стихийности восприятия, при котором могут быть упущены главные, существенные моменты выполнения тех или иных действий.

Результаты наблюдений необходимо фиксировать, обсуждать с учениками. В обсуждении должны быть отражены все основные моменты, связанные с задачами наблюдения.

Грамотно организованное наблюдение способствует приобретению учениками опыта, что повышает быстроту, точность и объем восприятия. Все это помогает развитию способности рационального и полноценного восприятия учебного материала.

Что значит — оптимизировать учебную информацию?  Слишком большой объем информации рассеивает внимание, создает напряженность.

Как показывает практический опыт, ученики спешат воспринять всю информацию. Это приводит к торопливости, к недостаточному осмыслению и закреплению учебного материала.

Малый объем информации снижает эффективность восприятия. Следует добавить, что к снижению эффективности восприятия приводит и излишнее «разжевывание» информации, и недостаток сведений.

Как вести учет индивидуальных особенностей восприятия? В психологии выделяют четыре типа восприятия и наблюдения: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический, эмоциональный.

Аналитический тип восприятия характеризуется стремлением человека выделить и проанализировать прежде всего детали, частности воспринимаемого. Часто такому человеку трудно понять основной смысл изучаемого объекта или явления. С учениками, не обладающими аналитическим типом восприятия, следует проводить дополнительные занятия, выделяя главное, основное в учебном материале и отбрасывая второстепенное.

Синтетический тип восприятия характеризуется склонностью человека к обобщенному отражению воспринимаемого объекта или явления, к определению основного смысла. Люди этого типа не любят вникать в подробности, детали. Для них главное — составить общее представление. При работе с учениками, обладающими синтетическим типом восприятия, учитель должен проверять полноту сформированного образа, например изучаемого физического упражнения, детализируя информацию.

Аналитико-синтетический тип восприятия характеризуется стремлением человека как к анализу, так и к синтезу в равной степени. Этот тип наиболее эффективен для восприятия учебного материала. Учеников с таким типом восприятия большинство.

Эмоциональный тип восприятия характерен для людей, выражающих свои переживания по поводу воспринимаемого объекта или явления. Они склонны подменять реальное предметное отражение увиденного и услышанного своим отношением и переживаниями. Ученики с эмоциональным типом восприятия требуют к себе особого внимания. Для них необходимы повторные показы, объяснения, так как при повторении у этих школьников исчезает эмоциональная реакция на сущность учебного материала, и восприятие получает новое направление, нередко ошибочное.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к физическим упражнениям, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества, а также получали удовлетворение от уроков.

Игра — это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.

Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются разнообразием: это и стремление  укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества, такие как воля, умение противостоять своим слабостям.

Также хочется отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

И поэтому ученики среднего звена занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности. Например, они хотят быть похожими на какого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания.

Результатом данного физического восприятия информации стали ученики сдавшие нормативы ГТО.

А когда мои ученики видят конкретный результат своей работы, у него повышается интерес к данному виду деятельности. Поэтому я учу отвечать их на вопрос «Зачем». Зачем мы выполняем те или иные двигательные виды деятельности как они могут пригодиться нам в жизни?

Например, прыжок в длину с разбега. В какой жизненной ситуации может быть использован? Конечно, чтобы преодолеть лужу или канаву. А как не упасть при этом, как правильно приземлиться?

Разбираем упражнение по элементам:

     РАЗБЕГ

ОТТАЛКИВАНИЕ

ПОЛЕТ

ПРИЗЕМЛЕНИЕ

На уроках стараюсь независимо от уровня физического развития вовлекать каждого ученика в процесс урока – это и подготовка небольших реферативных заданий по теории физкультуры, здоровому образу жизни.

Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.

Лично о каждом упражнении даю представление, использую игры на внимание «Делай как я», «Повторяй за мной», постепенно усложняющиеся  задания  с учетом здоровья и типа телосложения.

В завершении своего доклада хочу сказать, что психофизические закономерности восприятия информации учащимися на уроках физической культуры  - это общение с детьми, но общение необычное: через движение к положительным эмоциям.

Ведь на уроке физической культуры сухие строки учебной программы превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант ученика. Радостно наблюдать за изменениями настроя ребят, когда они входят в спортивный зал. Ведь уроки – это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а главное несет здоровье и радость.

 Спасибо всем за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация и знания. Восприятие информации человеком

Презентация к уроку информатики в 8 классе по теме "Информация и знания. Восприятие информации человеком"...

тест для 9 кл "Тип восприятие информации"

По баллам определяется  соответствие ведущей системы восприятия у человека...

тест для 9 кл "Тип восприятие информации"

По баллам определяется  соответствие ведущей системы восприятия у человека...

Тест для учащихся 5-х классов на определение типа восприятия информации.

Подготовка к проведению лектория для родителей «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника»....

Учет доминирующего канала восприятия информации учащихся на уроках математики.

Аннотация: статья  содержит дидактические рекомендации для повышения эффективности обучения математике, подчёркивается необходимость учёта психологических особенностей учащихся для достижения рез...

«Мультимедийная презентация на уроках истории как средство повышения уровня восприятия информации учащихся»

Психологами установлено, что человек запоминает и усваивает:•         10% того, что читает•         20% того, что слышит...

Презентация "Информация. Каналы восприятия информации"

Для уроков технологии в 5 классе по программе под редакцией Казакевич пригодится моя презентация "Информация. Каналы восприятия информации". Презентация может использоваться на уроках с маль...