«Организация подвижной игровой деятельности с детьми с ТМНР»
статья по физкультуре

            

В статье раскрывается материал о роли подвижных и спортивных игр,

о задачах, которые ставит перед собой учитель,  подбирая игры с учетом возможностей и потребностей ребенка с ТМНР. Представлены подвижные игры рекомендованные программой по адаптивной физической культуре и  материал о спортивной игре Бочча. Бочча - Паралимпийский вид спорта, игра с мячами, одна из самых доступных для детей с ТМНР. Благодаря этой игре развиваются многие физические качества ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

В статье раскрывается материал о роли подвижных и спортивных игр,

о задачах, которые ставит перед собой учитель,  подбирая игры с учетом возможностей и потребностей ребенка с ТМНР. Представлены подвижные игры рекомендованные программой по адаптивной физической культуре и  материал о спортивной игре Бочча. Бочча - Паралимпийский вид спорта, игра с мячами, одна из самых доступных для детей с ТМНР. Благодаря этой игре развиваются многие физические качества ребенка.

МБОУ «Школа «7 для обучающихся с ОВЗ»

Выступление на краевой педагогической  конференции «»

  Тема выступления:

 «Организация подвижной игровой деятельности с детьми с  ТМНР»

 Организация подвижной игровой деятельности с детьми с ТМНР.

       Подвижные и спортивные игры  имеют большое значение в двигательном и эмоциональном развитии детей с ТМНР.
Игра является сознательной двигательной деятельностью, направленной на достижение цели. Подвижные игры относятся к тому виду игровой деятельности, в которой ярко выражена роль различных движений. К тому же, правильно подобранная и адаптированная игра всегда положительно влияет на физическое и психологическое развитие детей с ТМНР. Во время игры происходит преимущественно динамическая работа, задействованы все группы мышц, происходит укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, увеличивается подвижность в суставах.
     
Подвижные игры занимают ведущее место в реабилитации и развитии детей с ТМНР, решают лечебные и педагогические задачи.
Использование игр не только на уроках адаптивной физической культуры, но и  в группах продленного дня, на переменах в школе положительно влияет на психологическое  состояние детей.
Подвижные игры особенно важны и привлекательны для детей с ТМНР тем, что сᴨециально направленными упражнениями оказывают на их организм трофическое влияние, способствующее восстановлению иннервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций, а при необходимости содействуют формированию комᴨенсации, способствуют улучшению психомоторных показателей развития, улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вестибулярного аппарата, коррекции нарушений.
       Важнейший
результат игры – это радость, положительные эмоции и впечатления ребенка. Благодаря игровой деятельности ребенок развивается, познает новое для себя, приобретает необходимые умения и навыки, и при этом не перегружается психологически.

        В связи с этим перед педагогами и воспитателями стоит несколько задач для организации подвижных и спортивных игр для детей  с ТМНР:

  1. Подвижная и спортивная игра должна подбираться с учетом возможностей и потребностей ребенка с ТМНР. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, был вовлечен в игру, мог производить необходимые движения, даже если на начальном этапе не все будет удаваться.
  2.  Подвижная и спортивная игра, и выбор методики ее проведения, должна соответствовать психологическому возрасту ребенка – он должен понимать цель и задачу, которая ставится перед ним.
  3. Необходимо всегда учитывать желание ребенка участвовать в игре, его заинтересованность  в происходящем. Важно объяснить ребенку, что при чувстве усталости или потере интереса, он всегда может свободно выйти из игры.
  4. Важно сочетать в одном занятии игры различных направленностей.
  5. Необходимо контролировать темп и нагрузку при проведении спортивных и подвижных игр для детей с ТМНР. Это обусловлено быстрой физической и психологической утомляемостью.

Подвижные игры на развитие координационных способностей.

Формирование умения соблюдать правила игры «Стоп, хоп, раз»

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз»

Методические рекомендации:

Рекомендуем проводить игру в спортивном зале и на спортивной площадке. Ребенок встает в колонну с другими детьми и бегает вместе с ними. По сигналу «Стоп!» останавливается. Если ребенок не делает этого, то его останавливает учитель. Когда он это освоит, добавляется следующая команда «Хоп!», на которую ребенок подпрыгивает вверх. После этого он осваивает команду «Раз!».  По команде «Раз!» ребенок меняет направление движения на противоположное. Когда отработаны все команды, учитель подает их в разной последовательности, а ребенок учится быстро реагировать и переключаться.

Формирование умения соблюдать правила игры «Болото »

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Болото »

Методические рекомендации:

Инвентарь: листы картона или коврики (30х30), 2 каната.

Канаты раскладываются на площадке и обозначают два берега. Между ними «болото». Ребенок стоит на одном берегу, в руках держит два коврика («кочки»), с помощью которых он будет переходить болото, не замочив ноги. Ребенок кладет один коврик перед собой, встает на него. Второй коврик он кладет недалеко от себя, шагает и встает на него. После этого ребенок оборачивается, берет первый коврик и опять кладет перед собой. Таким образом, он перемещается с одного берега на другой.

                       Подвижные игры.

Формирование умения соблюдать последовательность действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»

Ожидаемый результат:

соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача эстафеты

Методические рекомендации:

Инвентарь: скамейка, деревянные кирпичики, туннель.

На полу начерчена линия, обозначающая старт и финиш. За ней располагаются скамейка, 3-5 кирпичиков, туннель. Сначала ребенок выполняет последовательность действий, проходя всю дистанцию вместе с учителем в медленном темпе. Учитель оказывает ему необходимую физическую помощь (поддерживает, подает руку и т.д.). Затем ребенок самостоятельно проходит дистанцию, учитель контролирует правильность и качество выполнения заданий. После этого ребенок встает в колонну с другими детьми и по сигналу (свисток учителя или касание рукой) начинает движение по дистанции. По окончании дистанции (линия финиша) он передает эстафету (касается рукой) следующему участнику. После освоения последовательности действий, учащиеся делятся на несколько команд, которые соревнуются между собой.

Формирование умения соблюдать правила игры «Пятнашки»

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Пятнашки »

Методические рекомендации:

Инвентарь: отличительный знак (шарф, шапка, повязка на руку и т.д.).

Рекомендуем проводить игру в спортивном зале или на ограниченном пространстве на спортивной площадке. На того, кто пятнает, надевается отличительный знак (шарф, шапка, повязка на руку и т.д.). В начале обучения эту роль выполняет учитель. Ребенок учится убегать от водящего.

Когда роль водящего выполняет ребенок, он учится догонять и касаться рукой другого игрока.

Формирование умения соблюдать правила игры «Рыбаки и рыбки»

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки »

Методические рекомендации:

В начале роль рыбаков исполняют два учителя. Дети – рыбки. Рыбаки, взявшись за руки, ловят рыбок, окружая их свободными руками. Ребенок учится убегать от водящих. После этого ребенок учится исполнять роль рыбака, вставая в пару с учителем. Они бегают и ловят рыбок. Догнав рыбку, ребенок учится замыкать круг, взяв за руку учителя.

.Подвижные игры на развитие скоростных способностей

Формирование умения соблюдать последовательность действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»

Ожидаемый результат:

соблюдение последовательности действий в игре-эстафете

«Собери пирамидку» (бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты)

Методические рекомендации:

Инвентарь: стержень с кольцами.

На полу начерчена линия, обозначающая старт и финиш. На расстоянии до 10 метров установлен стержень, на который будут надевать кольца. Рекомендуем использовать стержень и кольца больших размеров и яркой окраски. Ребенок встает в колонну с другими детьми. По сигналу (свисток учителя или касание рукой) ребенок с кольцом в руке бежит к стержню пирамидки, надевает кольцо, возвращается назад и касается рукой следующего игрока. После освоения последовательности действий, учащиеся делятся на несколько команд, которые соревнуются между собой.

Формирование умения соблюдать правила игры «Бросай-ка»

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Бросай-ка»

Методические рекомендации:

Инвентарь: поролоновые мячики, канат.

Игровая площадка делится пополам канатом. На половине площадки разложены мячики. По команде учителя ребенок поднимает мячик и перебрасывает его на другую сторону. Он должен перебросить все мячики через канат. Когда ребенок научился это делать, рекомендуем играть в парах, затем в командах.

 

Формирование умения соблюдать правила игры «Быстрые санки»

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Быстрые санки »

Методические рекомендации:

Инвентарь: санки, яркие конусы, флажки.

Место старта (финиша) обозначено меткой (линией, флажком). Перед линией старта ребенок садится на санки и по сигналу, отталкиваясь руками и ногами, перемещается до средней линии (она обозначена конусами). Достигнув ее, ребенок встает, берет в руки санки и бежит с ними назад. Когда ребенок научился выполнять эту последовательность действий, упражнение рекомендуем проводить в парах, где дети будут соревноваться между собой.

Участники встают с противоположных сторон до10 метров от средней линии. Задача участников игры состоит в том, чтобы быстрее доехать до средней линии и возвратиться с санками назад. После этого игра проводится с большим количеством детей, когда участники делятся на команды.

Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей

Формирование умения соблюдать последовательность действий в игре-эстафете «Строим дом»

Ожидаемый результат:

соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом »

Методические рекомендации:

Инвентарь: мягкие модули

На полу начерчена линия, обозначающая старт. На расстоянии до 5 метров стоит исходный модуль, на котором будет строиться «дом». Ребенок встает в колонну с другими детьми. По сигналу (свисток учителя или касание рукой) ребенок с одним из модулей в руках прыгает на двух ногах к исходному модулю, кладет свой модуль сверху, бегом возвращается назад и касается рукой следующего игрока.

       Спортивные игры так же играют существенную роль в обучении и реабилитации  детей с ТМНР и ДЦП. Самые распространенные спортивные игры для особых детей – адаптированные игры с мячом: волейбол, баскетбол, футбол. Правила игр остаются неизменными, а форма, цели и задачи  занятия адаптируются, с учетом индивидуальных особенностей ребенка или группы.

В последнее время популярной игрой  с мячами для детей с ТМНР стала спортивная игра бочча (бочче).

         Бочча (ит. Bocce) — спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу.

     В Паралимпийских играх Бочча представлен с 1984 года и входит в Летние дисциплины.

       В Бочча традиционно играют на земле или асфальтовых кортах размером приблизительно 20, 27 метров в длину и 2.5, 4 метра в ширину, иногда с деревянными бортами вокруг корта высотой около 15 сантиметров. Шары бочча могут быть сделаны из металла или из различных сортов пластика. Шары бочча сферичны и не имеют отверстий.

         Есть много вариантов этой игры, с различными правилами и различным числом игроков. Игра может проводиться между двумя людьми или двумя командами.

Матч начинается со жребия, дающего возможность бросить меньший шар, паллино. Иногда паллино устанавливается в отведённом для этого месте. После этого каждая сторона бросает шары по очереди, стараясь, чтобы их шары были как можно ближе к паллино. При этом разрешается выбивать шары противника от паллино. Партия заканчивается, когда все шары брошены. Так же как и правил, существует много способов подсчёта очков по окончании игры. Как правило, наибольшее число очков даётся игроку, чей шар оказался ближе всех к паллино, меньшее число очков даётся игроку, чей шар оказался дальше ближайшего и.т.д. Обычно наибольшее число очков равно числу участвующих в игре шаров.

В своей работе я впервые начала вставлять в работу эту игру. Мы ее пока адаптируем. Инвентарь у нас пока не стандартный, но в проекте мы запланировали купить комплекты игры в «Бочче», так как ребята это новшество приняли на «Ура!»

          Бочча требует от игроков точности броска и высокой концентрации, знания тактических приемов и техники игры. Во время занятий дети развивают как физические, так и психологические качества личности. Точность движений, контроль направления удара, сила броска, уверенность в своих решениях, мужество, решительность и упорство – все это бочча! Постоянно изменяющаяся обстановка в игре способствует развитию всех этих качеств.

       Радует, что спортивные игры, адаптированные для детей с ТМНР так активно развиваются, выходят на новый уровень.  Все больше детей могут проверить свои силы, реализовать себя. Занятия по бочча, секции, рекреационные занятия, и конечно, соревнования  дарят детям радость общения, радость победы, спортивный дух соперничества. Для них открывается новый мир – регулярные тренировки, встречи с друзьями и конечно, победы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»

Презентация на тему:  «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»...

Организация спортивно-воспитательной деятельности с детьми из асоциальных семей и социально- незащищённых, занимающихся в секции дзюдо.

Дети из асоциальных семей заставляют тренера предъявлять к самому себе повышенные требования, постоянно повышать уровень самообразования, особенно в области психологии и педагогики. И всё же, собствен...

Организация коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ

реферат на тему: " Организация коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ"...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми 1 младшей группы с нарушением зрения и родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма "Прогулка со Светофориком и котом Мурзиком"

Материал представляет собой методическую разработку совместной игровой деятельности родителей с детьми по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма "Прогулка со Светофориком и кот...

Методы организации игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Детям с ограниченными возможностями часто бывает свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движе...

«Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича»

Цель: расширение и систематизация знаний педагогов об организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В. В. Воскобовича.Задачи:1.Активизирова...