Методическая разработка урока физической культуры. Спортивные игры (баскетбол). Штрафной бросок, 7 класс
методическая разработка по физкультуре (7 класс)

Батаргалеева Галина Альбертовна

Урок по теме «Штрафной бросок» представляет собой новый материал для изучения  и является продолжением пройденного ранее материала, в котором обучающиеся овладевали навыками различных видов бросков.

Структура и методы урока позволяют реализовать системно-деятельностный подход. Урок проводится в форме моделирования мышления учащихся  проводится индивидуально, в парах и малых группах.

Содержание урока направлено на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – развитие доброжелательности, навыков сотрудничества со сверстниками, самостоятельности и личной ответственности, формирование установки на здоровый образ жизни. Оригинальность замысла урока - техническая сторона подготовки сочетается с овладением  методами саморегуляции психологического состояния и воспитанием самообладания.

Использование методического материала способствуют углублению и расширению знаний, аналитическому мышлению учащегося, развитию универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx281.49 КБ

Предварительный просмотр:

     Методическая разработка урока физической культуры.

Рабочая программа: Физическая культура. 1-11 класс: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича /авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013.

Уровень: Базовый. Три часа в неделю.

Предмет: «Физическая культура», 7 класс

Тема: Спортивные игры (баскетбол). Штрафной бросок.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Технологии построения урока: Проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная технологии, игровая, здоровьесберегающая.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: Ноутбук, проектор, раздаточный материал (карточки).

Цель: Создание условий для овладения техникой штрафного броска, как средства психологической саморегуляции обучающихся.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • способствовать соблюдению правил техники безопасности и профилактики травматизма;
  • формировать    умение выполнять комплекс динамической растяжки;
  • закреплять технику ранее изученных видов бросков, способствовать овладению техникой штрафного броска;
  • способствовать расширению двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств;
  • обогащать    опыт   совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • сформировать и развить готовность и способность к саморазвитию; поспособствовать формированию мотивации к обучению и познанию;
  • воспитать отношение к физической культуре как к ценности;
  • поспособствовать раскрытию собственных возможностей и потенциала.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД: учить находить  проблему, определять цель, задачи, планировать деятельность, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, осуществлять оценку действий партнера.

Коммуникативные УУД: учить овладению монологической и диалогической формами речи, участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию, понимать и принимать мнения других участников учебного процесса, осуществлять обмен знаниями для принятий эффективных совместных решений,  оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД: учить строить логические операции-сравнением и классификацией, подводить под понятие, суждение, установливать причинно-следственные связи, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно анализируя условия достижения цели.

Рекомендации к проведению урока: учащиеся заранее получают домашнее задание найти с помощью Интернет-ресурсов информацию о штрафном броске. Первый урок, на котором происходит ознакомление с понятием «Штрафной бросок».

Опорные понятия: штрафной бросок, виды броска, психические и физические основы успешности броска, концентрация внимания, равновесие, баланс, кинестетические и тактильные ощущения, регуляция дыхания.

УМК: Физическая культура. 5-7 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций/ [М.Я. Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др.]; под ред. М.Я. Виленского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Формы контроля: текущий, промежуточный, заключительный.

Формы и методы диагностики предметных результатов:

1) Самооценка лично и в группах на Подготовительном этапе к выполнению практических заданий.

2) Самопроверка собственных и командных результатов на Основном и Заключительном этапе урока.

3) Оценка и обратная связь учителем результатов работы в группе на каждом из этапов деятельности обучающихся.

4) Взаимооценка в виде прямой коммуникации на Основном и Заключительном этапе .

Формы и методы диагностики метапредметных результатов:

1) Оценивание учителем сформированности УУД на Подготовительном этапе пройденного материала для помощи в определении цели и задач, а также на этапе подведения итогов.

2) Анализ и самооценка обучающихся на Основном и Заключительном этапе для определения эффективности проделанной работы и обучения методам системного мышления.

3) Наблюдение учителя за работой учеников в группе на каждом из этапов урока.

Ход урока:

       Подготовительный этап:

  • Формируется мотивация к деятельности учащихся (наводящие вопросы с целью формирования понимания броска как Штрафного, побуждение к рассуждению важности овладения техникой штрафного броска, формулировка учащимися темы урока, проведение связи между технической и психологической подготовкой игрока).
  • Соблюдение правил профилактики травматизма.
  • Формируется умение самостоятельно выполнять комплекс динамической нагрузки.
  • Актуализируются необходимые знания (вспоминают способы бросков, изученные ранее, проходят Тест на определение оптимального для себя способа броска; выявляют причины, которые вызвали затруднения при выполнении тестовых бросков, формулируют цель и задачи урока, выстраивают план учебной деятельности).

     Задачи подготовительного этапа достигаются – методом стимулирования и мотивации, репродуктивным методом.

Основной этап:

  • Формируется понимание основ успешности выполнения броска.
  • Анализ, подробный разбор и показ техники выбранного вида броска.
  • В парах: закрепление техники выбранного вида броска, определение алгоритма действий, опробование кинестетических и тактильных ощущений, умение использовать персональные ключевые слова для установления ритма броска.
  • В малой группе, работая с разными партнерами: закрепление техники в лично-командных заданиях, обоснование и опробование ключевых понятий психических и физических основ успешности броска, обучение приемам саморегуляции.

     Задачи основного этапа достигаются – методом организации учебно-познавательной деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, контроля и самоконтроля.

Заключительный этап:

  • Диагностирование по запланированным метапредметным результатам.
  • Оценка личных достижений на уроке, обмен впечатлениями от проделанной работы.
  • Вывод для дальнейших занятий.

Задачи заключительного этапа достигаются – рефлексивной дискуссией, комментированием.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

П
о
д
г
о
т
о
в
и
т
е
л
ь
н
ы
й

Шаг 1-5. Участвует в коллективном обсуждении и аргументирует свою позицию, учится владеть монологической и диалогической формами речи – коммуникативные УУД.

Шаг 6.  Осуществляет самонаблюдение - дозируют нагрузку - регулятивные УУД.

Шаг 7. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задачи – познавательные УУД.

Шаг 8. Строит логические операции путем сравнения и классификации, подводит под понятие, суждение -познавательные УУД.

Шаг 9. Анализирует, сравнивает оценивает, выбирает наиболее удачный вариант броска -познавательные УУД.

Шаг 10. Строит логическое рассуждение, устанавливает причинно-следственные связи.

Ставит проблему, учитывает разные мнения и обосновывает собственную позицию.

Понимает и принимает мнения других участников учебного процесса - регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

Шаг 11 - Устраивают групповые обсуждения и обеспечивают обмен знаниями для принятий эффективных совместных решений -коммуникативные УУД.

Шаг 1. Предлагает построиться, выполнить строевые команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!».

Шаг 2. Проверяет домашнее задание (учащиеся самостоятельно нашли с помощью Интернет-ресурсов информацию о штрафном броске). Задает вопросы с целью формирования понимания учащимися понятия «Штрафного броска» (Таблица 1).

Шаг 3. Побуждает к рассуждению важности овладения техникой штрафного броска. Задает вопрос: «Для чего игроку необходимо владеть навыками штрафного броска?».

Шаг 4. Предлагает сформулировать тему урока.

Шаг 5. Проводит связь между технической и психологической подготовкой игрока на примере случая, произошедшего на чемпионате Европы по баскетболу в 1951 года в Париже (Таблица 2). Задает вопрос: «О чем говорит этот пример?».

Шаг 6. Напоминает правила техники безопасности при работе с мячами. Подводит к пониманию, что лучшая профилактика травматизма- растягивание и разогревающая разминка. Предлагает выполнить комплекс динамической разминки [2].

Шаг 7. На основе классификационной таблицы бросков (Таблица 3) предлагает найти способы, разученные ранее, которые наиболее подходят для освоения штрафного броска.

Шаг 8. Используя Рисунок 1, предлагает определить название броска.

Шаг 9. Организует проведение Теста (Таблица 4, Таблица 5) для определения выбора учащимися оптимального способа штрафного броска.

Шаг 10. Предлагает выявить и сформулировать места и причины затруднения, которые были выявлены при прохождении теста.

Шаг 11. Стимулирует учащихся к построению проекта выхода из затруднения:

  • обозначить цель,
  • определить задачи,
  • построить план учебной деятельности.

Шаг 1. Выполняют строевые команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!»

Шаг 2. Обучающиеся отвечают на вопросы, представленные на экране. Один из учеников заполняет таблицу с ответами на компьютере.

Шаг 3. Находят плюсы при реализации штрафных бросков. Дают ответ на вопрос: «Без сопротивления противника, с удобной позиции осуществляется дополнительный набор очков».

Шаг 4. Устно формулируют тему: Штрафной бросок.

Шаг 5. Думают, рассуждают. Дают ответ на вопрос: «Тренируясь в штрафных бросках, нужно не только отрабатывать технику, но и развивать самообладание, закалять волю.»

Шаг 6. Самостоятельно выполняют динамичную растяжку параллельно с просмотром видеосюжета с примером разминки.

Шаг 7. Рассматривают таблицу на экране (Таблица 3), дают ответ:

  • двумя руками сверху,
  • двумя руками снизу,
  • двумя руками от груди,
  • одной рукой от плеча.

Шаг 8. Смотрят рисунки, изображающие технику выполнения броска (Рисунок 1), определяют виды бросков.

Шаг 9. Учащиеся делятся на 4 группы и выполняют тестовое задание (Таблица 4, Таблица 5).

Шаг 10. Путем диалога, высказывания своего мнения обобщают ответы, формулируют проблемы:

  • Технической подготовки не достаточно для выполнения броска с данного расстояния.
  • Присутствует волнение, напряжение, скованность.

Шаг 11. Формулируют цель и задачи урока, выстраивают план учебной деятельности.

О
с
н
о
в
н
о
й

Шаг 1. Преобразовывает практическую задачу в познавательную, анализирует условия достижения цели -познавательные УУД.

Шаг 2. Выполняют логические операции-анализ, сравнение, осуществляют самоконтроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь-познавательные, коммуникативные УУД.

Шаг 3. Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации - регулятивные УУД.

Шаг 4. Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, контроль, коррекцию, оценку действий партнера, - регулятивные, коммуникативные, рефлективные УУД.

Шаг 5. Оценивают действия, участвуют в обсуждении, обмениваются информацией для принятия совместных решений – регулятивные, коммуникативные УУД.

Шаг 6. Используя приемы саморегуляции, учатся приводить в равновесие свое психологическое состояние, для получения не только индивидуального, но и командного результата, устанавливают причинно-следственные связи – познавательные УУД.

Шаг 1. Формирует понятие основ успешности выполнения броска. Предлагает соотнести в таблице факторы, относящиеся к психическим и физическим основам при выполнении броска (Таблица 6).

Шаг 2. Предлагает с помощью рисунка видов бросков (Рисунок 1) и карточки с описанием видов бросков (Таблица 7):

  • проанализировать различные техники бросков, найти сходство и различия в движениях;
  • подробно разобрать и наглядно показать все элементы движений выбранного вида броска.

Шаг 3. Предлагает выполнить упражнение на закрепление техники выбранного вида броска. Просит составить алгоритм действий при подготовке к штрафному броску:

  • мысленный образ непосредственно перед броском;
  • концентрация внимания на мишень;
  • серия ударов мяча об пол для расслабления кисти;
  • уравновесить стойку;
  • глубокий вдох и выдох.

Шаг 4. Предлагает выполнить штрафные броски с закрытыми глазами, ориентируясь больше на кинестетические и тактильные ощущения, нежели на глаза, с использованием персональных ключевых слов для помощи в установлении гладкого, последовательного ритма [4, 76 стр.].

Шаг 5. Предлагает выполнить упражнение в малой группе, обосновать и опробовать ключевые понятия:

  • фокусировка внимания на цели,
  • движение ног вниз-вверх (импульс),
  • проводка мяча,
  • удержание взгляда на цели,
  • фиксация бросающей руки.

Шаг 6. Предлагает опробовать приемы саморегуляции, участвуя в лично-командном соревновании на определение снайпера баскетбола. Например:

  • привести мысли и тело в состояние расслабления с помощью глубокого дыхания;
  • расслабить плечи, сделав глубокий вдох и позволить плечам опуститься и расслабиться. Сделать то же самое для рук, кистей и пальцев;
  • исключить все помехи из своих мыслей, сконцентрировать внимание на успешных бросках, забыть о том, что могут сделать неверно [4, 79 стр.].

Предлагает зафиксировать командный и личный результат для сравнения с результатами на следующем уроке. Таким образом, обезопасив учеников от негативных реакций при сравнении с другими командами.

Шаг 1. Соотносят и обобщают качества, которые им необходимо использовать для эффективного броска.

Шаг 2. Работа в группах, предварительно разделившись по результатам теста по определенным видам броска:

  • тренируются в принятии исходного положения;
  • оценивают баланс и равновесие;
  • согласовывают движение ног, туловища и рук;
  • пытаются запомнить мышечное ощущение.

Шаг 3. Из группы, сформированной по типу броска, учащиеся делятся на пары, выполняют броски по очереди (по 4 броска, со сменой). Один бросает, другой у щита ловит мяч и возвращает партнеру.

Используют основные и вспомогательные кольца.

Шаг 4. Также в парах выполняют упражнения. Один партнер с закрытыми глазами выполняет броски, второй подбирает мяч после отскока и как звено обратной связи после каждого броска сообщает о поведении мяча на кольце.

Шаг 5. Учащиеся делятся на команды по количеству щитов (вне зависимости от вида броска).

Игроки выполняют поочередно штрафные броски (каждый— по 2 раза). Выигрывает команда, игроки которой добьются большего количества попаданий. Повторяют упражнение, меняясь щитами.

Шаг 6. Игроки выполняют упражнение теми же командами. Каждый игрок выполняет штрафные броски подряд до первого промаха. Затем подсчитывается число попаданий каждого игрока и общее количество попаданий каждой группы.

Результаты фиксируются. На следующем уроке обучающийся сравнивает два результата и определяет точки собственной и командной эффективности.

З
а
к
л
ю
ч
и
т
е
л
ь
н
ы
й

Шаг 1-2. Прохождение «мыслительного пути» от анализа индивидуальной работы до вклада в успех/неуспех работы в группе - рефлективные УУД.

Шаг 1. Предлагает вернуться к плану урока и проверить, какие из поставленных задач выполнены, какие не выполнены и почему.

Шаг 2. Предлагает подвести итоги урока, ответив на вопросы:

  • чему я научился?
  • что мне понравилось?
  • что показалось сложным?
  • над чем бы я хотел работать дальше?

Шаг 3. Домашнее задание.

Придумать:

  • способы концентрации внимания;
  • способы абстрагирования от негативных мыслей при броске.
  • упражнения для развития силы верхнего плечевого пояса и укрепления связок кистей.

Шаг 1. Определение взаимосвязи между развитыми навыками и полученными универсальными учебными действиями.

Шаг 2. Дают оценку личных достижений на уроке, делятся впечатлениями от проделанной работы, ставят планы на следующее занятие.

Шаг 3. Получают домашнее задание.

Приложение

Таблица 1 - Вопросы на формирование понятия «Штрафной бросок»

Вопрос

Ответ
(предполагаемый)

Почему штрафной бросок так называется?

Команду соперника, нарушившей правила наказывают, назначают штраф

Откуда выполняется штрафной бросок?

За линией штрафного броска и внутри полукруга

Сколько очков приносит штрафной бросок?

Одно

В каких случаях пробивается 1-2-3 штрафных броска?

При броске в ближней зоне:

  • 1 бросок, если мяч после фола попал в кольцо.
  • 2 броска, если мяч после фола не попал в кольцо.

При броске с трехочковой позиции:

  • 3 броска, если после фола кидал и не попал
  • 1 бросок, если после фола он попал в кольцо.

Таблица 2 - Эпизод случая чемпионата Европы (1951 год, Париж)

В финальной встрече сборных команд СССР и Чехословакии на первенство Европы за секунду до свистка об окончании игры чешский баскетболист допустил персональную ошибку. В тот момент счет был ничейным. Наш игрок Ильмар Куллам приготовился к броску. Можно себе представить, что он пережил в эти короткие секунды. Но вот Куллам поборол волнение. Мяч брошен — и опустился в кольцо! Одно очко оказалось решающим. Наша команда завоевала почетное звание чемпиона Европы [1].

Таблица 3 - Классификационная таблица бросков

Рисунок 1 - Виды бросков

Таблица 4 – Описание теста на определение оптимального способа штрафного броска

В тесте используются 2 основные и 2 вспомогательные корзины. У каждой корзины выполняется определенный вид броска. Окончив выполнение бросков у одной корзины, по сигналу, переходят по часовой стрелке к другой корзине на следующий вид броска. Результаты фиксируются в протоколе Теста (количество попаданий из двух бросков). Учащиеся используют ранее изученные виды бросков. Сложность и новизна задания – броски необходимо выполнять с расстояния 5 метра 80 см (расстояние отметки штрафного броска).

Таблица 5 – Шаблон теста на определение оптимального способа штрафного броска

№п/п

Фамилия, Имя

Двумя руками

Одной рукой от плеча

сверху

снизу

от груди

1

2

3

4

Таблица 6 – Пример заполнения таблицы факторов успешности броска

Основы, способствующие успешности броска

Психические

Физические

  • Собранность
  • Концентрация внимания
  • Умение расслабляться
  • Уверенность
  • Стрессоустойчивость
  • Способность принимать ответственность и т.д.
  • Удержание равновесия тела
  • Создание физического воздействия
  • Расчет траектории броска
  • Использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории
  • Эффективное сопровождение мяча при броске и т.д.

Таблица 7 - Описание техники бросков

Название броска

Описание техники броска

Бросок двумя руками снизу

Прицеливаясь, игрок приседает, внимательно смотрит на кольцо корзины. Мяч обхватывается свободно расставленными пальцами. Руки без напряжения опущены вниз. Выпрямляя ноги, игрок выносит руки вперед. Как только руки поднимутся до высоты плеч, нужно кистями придать мячу обратное вращение и тут же выпустить мяч с кончиков пальцев. Руки же продолжают двигаться вверх. Сопровождать мяч руками следует свободно, без напряжения. Это очень важно для достижения точности броска [1].

Бросок двумя руками с места (от груди или из положения над головой)

Бросок от груди. 

Бросок мяча двумя руками от груди напоминает технику передачи двумя руками от груди. Мяч лежит в ладонях. Плавным круговым движением снизу вверх мяч подтягивается к груди, затем разгибая ноги и выпрямляя руки вперед-вверх, мягким толчком пальцев мяч направляется по высокой дуге в корзину [3, стр. 115].

Бросок из положения над головой.

Техника броска та же, что и при традиционном броске двумя руками с места, за исключением того, что мяч держится выше лба, а не у груди и руки расположены на мяче немного ниже [3, стр. 115].

Бросок одной рукой с места.

Выполняется из исходного положения-ступни на одной линии или правая впереди левой, ноги согнуты, мяч удерживается у плеча на кисти бросающей руки, другая придерживает его сбоку-спереди. В момент броска, одновременно разгибая ноги, мяч выносят вверх-вперед и мягким толчком кисти направляют по высокой дуге в корзину [3, стр. 161-162].

Использованные материалы

1. Баскетбол СССР, П. Цетлин, Учитесь меткости штрафных бросков, URL: http://basket99.ru/52-tehnika-shtrafnogo-broska.html.

2. Журнал Лайфхакер, Ирина Баранская, Универсальная разминка для любой тренировки, URL: https://lifehacker.ru/universalnaya-razminka/.

3. Физическая культура. 5-7 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций/ [М.Я. Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др.]; под ред. М.Я. Виленского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

4. Баскетбол: шаги к успеху / Хол Виссел; пер. с англ. В.А. Жукова. – М.; АСТ: Астрель, 2009.

5. Даутова О. Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы. СПб.: КАРО, 2013.

6. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры "Спортивные игры - баскетбол" 7 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.

Урок физической культуры направлен на обучение передачи и ловли мяча; ведению мяча; бросок мяча в кольцо....

Урок физической культуры "Спортивные игры. Баскетбол"

Урок рассчитан на обучающихся 6-х классов. Место проведения - спортивный зал. Основная задача: держать под контролем каждую группу учеников, никого не упуская из вида...

План-конспект урока по физической культуре "Спортивные игры. Баскетбол"

План-конспект урока по физической культуре "Спортивные игры. Баскетбол". Цель: совершенствовать технику приёмов баскетбола....

Методическая разработка урока физической культуры по теме: «Спортивные игры. Баскетбол»

Данная методическая разработка поможет провести урок физической культуры в 6 классе....

Методическая разработка урока физической культуры: спортивные игры (баскетбол) 10 класс (юноши)

Разработка урока физической культуры по технике отработки броска мяча....

Методическая разработка учителя физической культуры. Спортивные игры. Баскетбол. "Нападение быстрым прорывом"

Баскетбол – спортивная команда с мячом, цель которой забросить мяч в корзину соперника. История игры уходит не так далеко в прошлое. Основатель игры (1891 г.) молодой преподаватель из Соединенны...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В 5 КЛАССЕ

Вашему вниманию представлен первый урок лыжной подготовки. Обычно на нём учащихся знакомят с историей возникновения лыжного спорта, с техникой безопасности на занятиях, правилами подбора лыжного инвен...