ТЕМА: «Самоорганизация учащихся на переменах в образовательном процессе»
проект по физкультуре

Батаргалеева Галина Альбертовна

Школьная перемена является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самое любимое время для ребят, время отдыха между уроками, когда учащиеся могут свободно провести время, каждый может выбрать занятие по душе.

Какие должны быть перемены в школе, чему способствовать? Задумались мы, когда заметили, что дети на переменах неорганизовано, без какого либо рода деятельности проводят свободное время. В результате того, что дети не знают чем себя занять, возникают споры, обиды, травмы, агрессия.

Исходя из вышесказанного, мы задались целью провести исследование о том, как с пользой проводить перемены в школе, как повысить качество отдыха, снизить травматизм и способствовать улучшению физической подготовленности.

Усвоения знаний и умений на уроках во многом зависит от того, как мы проводим время в перерывах между уроками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskaya_nauchno.docx698.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«НА ПУТИ К ЗДОРОВОЙ, БЕЗОПАСНОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ:
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

СЕКЦИЯ 4: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

ТЕМА: «Самоорганизация учащихся на переменах в образовательном процессе»

Выполнили: Меронен Ольга Владимировна

Батаргалеева Галина Альбертовна

учителя физической культуры

ГБОУ школы №525 с углубленным изучением

английского языка,  Московского района

2021

АННОТАЦИЯ

Школьная перемена является неотъемлемой частью образовательного процесса. Самое любимое время для ребят, время отдыха между уроками, когда учащиеся могут свободно провести время, каждый может выбрать занятие по душе.

Какие должны быть перемены в школе, чему способствовать? Задумались мы, когда заметили, что дети на переменах неорганизованно, без какого либо рода деятельности проводят свободное время. В результате того, что дети не знают чем себя занять, возникают споры, обиды, травмы, агрессия.

Исходя из вышесказанного, мы задались целью провести исследование о том, как с пользой проводить перемены в школе, как повысить качество отдыха, снизить травматизм и способствовать улучшению физической подготовленности.

Усвоения знаний и умений на уроках во многом зависит от того, как мы проводим время в перерывах между уроками.


Оглавление

Введение        4

1 этап – Вводный (февраль 2021)        5

2 этап - Поисково-исследовательский (февраль-март 2021)        7

3 этап - Аналитико-оформительский (март 2021 г.)        13

Заключение.        15



Введение

Во время урока происходит торможение двигательной сферы, преодолевается естественная потребность детей в движении. Сохранять неподвижность учащимся очень трудно, особенно детям младшего и среднего школьного возраста. Перемена должна служить растормаживанию двигательной сферы, выходу накопившейся энергии, проявлению естественной для детей двигательной активности. Перемена не значит полная свобода действий, в это время дети так же должны придерживаться дисциплины: не бегать по коридорам, не сидеть на подоконниках, не портить школьное имущество, не мусорить, не бросаться различными предметами. Однако двигательная активность детей во время перемены полезна только в известных пределах, в противном случае возможно перевозбуждение детей, когда перенасыщенная движениями перемена приводит не к отдыху, а к усталости. Двигательная активность детей на перемене должна быть введена в известные рамки.

Перемены, которые проходят в вялотекущем режиме способствуют не отдыху учащихся, а, наоборот, повышают утомляемость. В результате, учащиеся становятся раздражительными, не на должном уровне воспринимают учебный материал, что приводит к снижению успеваемости. Правильно организованные перемены направлены на развитие, как физической активности, так и на сохранение психического здоровья учащихся.

Проблема: Перемена чаще всего носит неорганизованный характер, дети не получают качественный отдых.

В следствии того, что дети на перемене травмируются ,  на следующий урок они приходят возбужденными, не отдохнувшими, а качество работы на уроке снижается, наша работа является актуальной.

Цель: Научить учащихся начальной школы с пользой и без травм проводить перемены.

Задачи:

1.Исследовать занятость младших школьников на перемене.

2. Создать игровую зону.

3.Изучить влияние игровой зоны на качество отдыха детей на перемене.

Гипотеза: Создание игровой зоны повысит качество отдыха и безопасность младших школьников

Практическая значимость: Возможность использование игровой зоны активности для проведения подвижных игр на переменах, повысит двигательную активность и регулирует психоэмоциональное состояние, снизит риск получения травм.

Методы исследования: изучение литературы и интернет ресурсов, наблюдение, анкетирование, интервьюирование.

Объект исследования: учащиеся ГБОУ школы 525 с углубленным изучением английского языка.

Предмет исследования: школьные перемены

Тип проекта: исследовательский.

Предполагаемый результат: Результатом данного проекта должна стать самоорганизация учащихся на школьных переменах в которой практическая деятельность станет  интересной, содержательной и  поможет добиться положительных результатов у младших школьников, а именно:

-снятие мышечного и умственного напряжения;

-снижение травматизма;

-самоорганизация учащихся.


1 этап – Вводный (февраль 2021)

Задачи 1го этапа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск источников информации, их изучение и анализ.
  3. Определение и уточнение темы проекта, объекта и предмета исследования, постановка цели и задачи исследования.
  4. Проведение анкетирования среди учащихся младших классов и их родителей.

В последние годы из практики школы исчезли организованные перемены. Снизилась активность и ответственность дежурных классов. В отчетах по дежурству указывается, в основном, на поддержание чистоты в школе, в кабинетах, называются нарушители дисциплины. После урока, где дети сидели без движения, возрастает необходимость в двигательной активности и снятии психоэмоционального напряжения.

Во-первых, сидя на одном месте ребенок получает серьезную нагрузку на позвоночник и ноги. Даже если он сидит за удобной партой на удобном стуле, ему нужно двигаться, чтобы разрядиться.

Во-вторых, сила воли и внимание — исчерпаем ресурсы. Чтобы не терять концентрацию, ученику нужно отдыхать и желательно не читать на перемене книгу, а двигаться.

В-третьих, тема урока лучше усвоится, если дать мозгу на это время отдохнуть. Отдых после получения знаний помогает их усвоить, как отдых после еды помогает перевариванию.

В урочное время организация двигательной активности не всегда выполнима. А чем полезным и интересным заняться на перемене – дети не знают. Другая сторона – результаты ежегодных медицинских осмотров. Они не утешительны. Из 100% учащихся здоровыми считаются 25%. Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессах адаптации к учебным нагрузкам и режиму общеобразовательной школы, являясь причиной снижения успеваемости. Необходимы дополнительные возможности восстановления физических функций и работоспособности.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является игра. Игра для них-смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают ее дефицит, но в школе нет игротеки, которая помогла бы детям узнать игр более содержательных, направленные на развитие двигательной активности, на общение друг с другом.

Из этого следует, что дети на переменах часто предоставлены сами себе и не всегда умеют самостоятельно организовать свое свободное время.          

Как организовать перемену, чтобы дети не были предоставлены сами себе, не бегали по коридору, по лестнице, чтобы ничто не угрожало их здоровью? Как  повысить работоспособность школьников, воспитать у них интерес и стремление к физическому совершенствованию, к здоровому образу жизни?

Занятия в нашей школе начинаются в 8:30, продолжительность урока 45 минут. В графике предусмотрены три большие перемены по 20 минут (после 2го, 3го, 4го), после первого и шестого – по 10 минут, после пятого – 15 минут.

Таким образом, ежедневно для ученика нашей школы, работающего по расписанию шести уроков, 85 минут школьного времени отводится на перемену. Это не мало!

У нас появилась идея, создания проекта игровой зоны.


2 этап - Поисково-исследовательский (февраль-март 2021)

Задачи этапа:

  1. Исследование проблемы
  2. Систематизация информации.
  3. Исследование выбранной проблемы.
  4. Анализ литературы, других источников информации, консультации

На данном этапе мы провели:

1 анкетирование - Анкетирование школьников (экспериментальная группа –классы, находившиеся в одной рекреации-1а, 1б и 3а). Всего 97 учащихся.

По результатам анкетирования мы выявили следующее:

  • Нравится ли тебе перемена? (Да - 88,7; нет - 4,1; не знаю - 7,2).
  • Чем ты чаще всего занимаешься на перемене? (Бегает, играет – 39,2%; читает – 6,2%; общается с ребятами – 45,4%; играет с телефоном – 2,1%; другое – 7,2%).
  • Ты играешь один или с другими детьми? (Играю один - 8,2; играю с другими детьми – 91,8%).
  • Чего тебе не хватает на перемене? (Друзей – 39,2%; времени – 19,6%; еды – 5,2%; телефона – 9,3%; мне всего хватает – 26,8%).
  • Чувствуешь ли ты себя отдохнувшим после перемены? (Да – 49,5%; нет – 8,2%; не совсем – 42,3%).
  • Для меня перемена это - …….( Веселье – 89.7%; скука – 10,3%)

Мы выявили следующее:

Увеличение количества детей, которые довольны временем, проведенным на перемене. Изменение произошло за счет детей, которым не нравилась перемена и тех, кто не знал, что они чувствуют.

На графике ниже показан выявленный прирост среди детей, которые занимаются двигательной активностью и среди тех, кто проводит время на перемене в общении. Этот факт подтверждает гипотезу о желании детей двигаться при наличии больших возможностей.

Вырос процент детей которые стали коммуницировать друг с другом. Это показывает график ниже.

Интересны результаты открытого вопроса, который был задан до установки площадки: «Чего тебе не хватает на перемене?». Около 39% опрощенных школьников заявили, что им не хватает. Можно предположить, что независимо от того, кого дети подразумевали под друзьями, живое общение на перемене положительно скажется на качестве их отдыха на перемене.

Еще один интересный показатель – «Время». Дети указали, что им не хватает времени. Самоорганизация - способность детей рационально распоряжаться своим временем позволит им более качественно отдыхать на перемене. Этот навык также практикуется в играх.

Необходимо отметить, что количество школьников, которые ответили, что они стали чувствовать себя более отдохнувшими, значительно выросло. Направленная двигательная активность позволяет детям переключаться между деятельностью и чувствовать себя более отдохнувшими в итоге.

Детей, которые стали отмечать, что перемена для них это веселье стало больше.

2 анкетирование - Анкетирование родителей школьников (экспериментная группа –родители детей, учащихся в1а, 1б и 3а классах). Всего 71 родитель.

Проанализировав результаты опроса родителей, мы выявили следующее:

  • Рассказывает ли Вам ребенок как он проводит перемену в школе? (Да – 43,7%; нет – 11,3%; не всегда – 45,1%).
  • С каким настроением Ваш ребенок чаще всего приходит со школы? (Настроение приподнятое, эмоциональная открытость – 77,5%; угнетенное состояние, закрытость, не хочет рассказывать – 22,5%).
  • Трудно ли Вашему ребенку установить контакт на перемене с другими детьми? (Легко устанавливает контакт – 77,5%; сложно устанавливает контакт – 5,6%; не имеет значения – 4,2%; затрудняюсь ответить – 12,7%).
  • Какую форму проведения перерыва между уроками Вы предпочли бы для своего ребенка? (Играть с телефоном – 0,0%; читать книги, повторять уроки – 8,5%; бегать, играть в подвижные игры - 57,7%; разговаривать, общаться – 31,0%; другое – 2,8%).

Больше детей стали рассказывать, как они проводят перемену в школе. Этот показатель был увеличен за счет тех, кто вообще не рассказывал и за счет тех детей, которые редко рассказывали.

До установки интерактивной площадки был задан вопрос о настроении учащихся, с котором они приходят домой. До внедрения игровой площадки 77,5% детей приходили домой с хорошим настроением. После создания рекреационной зоны 83,1% детей стали более довольны временем, которое они проводят в школе.

Необходимо создавать в учебном заведении баланс нагрузки и отдыха, который позволят детям эмоционально восстанавливаться после учебного дня.

При сравнении результатов до и после, можно выделить, что небольшому количеству родителей кажется, что их детям стало легче находить общий контакт с другими детьми на перемене.

Большинство родителей разделяют мнение, что дети в младшей школе на перемене должны заниматься активной деятельностью и общаться между сверстниками. Родители определят основной ценностью возможность научиться налаживать коммуникацию на переменах.

Больше 64% детей рассказали своим родителям о новой игровой зоне в школе. Это значительный результат, учитывая, что не все школьники делятся новостями из школы и своими эмоциями, пережитыми в школе. Этот факт показывает важность создания интерактивной зоны для школьников.


3 этап - Аналитико-оформительский (март 2021 г.)

Проанализировав наши действия, мы начали искать информацию как интересно, полезно и весело можно проводить школьные перемены и нашли информацию о напольном оформлении школьных коридоров и фойе, напоминающей игру «Классики».

В феврале этого года (2021г.) мы решили запустить в нашей школе исследование совместно с компанией, которая собственно и предоставила нам игры такие как “Руки, ноги” и “Баланс”.  

Сразу в майские праздники, после проведенного анкетирования мы получили посылку от нашей компании с которой мы сотрудничаем и принялись за работу. Наклеили игры на полу в рекреации и коридоре. Одной игры было мало и мы решили своими силами по шаблону, краской, дублировать игру “Баланс”. Заодно проверить как хорошо держатся оба покрытия и насколько износостойкое.

Праздничные дни закончились и дети вышли в школу. Конечно дети очень удивились и заинтересовались данным рисункам на полу. В каждом классе были рассказаны правила данных игр, а классные руководители контролировали процесс.

Игровая зона, расположенная на полу, является нетрадиционным средством для физического воспитания. Занятия в начерченной игровой зоне развивают координацию движений, баланс и умение держать равновесие, учат согласованности действий и умению чувствовать  движение других игроков, а также укрепляет опорно-двигательный и вестибулярный аппарат, развивает творчество и воображение, умение управлять своими движениями.

В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития способности целесообразно строить целостные двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно,  требованиям меняющихся условий.

Вестибулярная устойчивость обеспечивает экономное расходование энергетических ресурсов детей,  влияет на величину их использования, так как точное дозирование во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Разнообразные варианты упражнений-гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Выполняя перескоки, дети совершенствуют навыки вестибулярного аппарата, развивают чувство ритма. Также это является прекрасной профилактикой плоскостопия, так как большинство упражнений в игровой зоне направлено на мышцы стопы и связано с прыжками и перескоками с ноги на ногу.

Одно из самых важных особенностей игровой зоны-простота использования и не требуется каких-то особых навыков и координации движений. Здесь нет проигравших, каждый, кто прошел дорожку-победитель.

Наблюдая за детьми на наш взгляд, можно сделать вывод, что дети активно пользуются предоставленной возможность играть в интерактивной зоне. Они общаются в процессе обсуждения правил и активно отдыхают на ограниченной территории.

Спросив классных руководителей как дети себя ведут и как влияет на их состояние можно выделить, что младшие школьники стали более усидчивыми. Они концентрированно выполняют задачи.


Заключение.

Для детей очень важно чередовать физическую нагрузку с умственной – это позволяет им меньше уставать, удовлетворять потребность в движении и общении. Игры для детей в школе на перемене благоприятно действуют на работоспособность и физическое состояние школьников. Дети научились контактировать, самоорганизовываться. Перемены в школе должны быть не только активными и полезными, но и безопасными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование вопросов методики информатики и архитектуры компьютера при изучении темы «Мультимедийные проекторы, интерактивные доски в образовательном процессе»

Предмет: методика обучения информатике (тип урока: комбинированный) Продолжительность: 2 урока по 45 минут. Группа: 4 курс. Технологии: мультимедийные технологии, групповая технология обучения, акт...

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

Консультация для педагогов на тему "«О календарно-тематическом принципе построения образовательного процесса в ДОУ»

Сущность календарно-тематического планирования  в образовательном процессе ДОУ...

«Образование взрослых» Тема: Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса.

В презентации представлено содержание программы повышения квалификации педагогов ГБОУ школа № 543Московского района. Показано как это можно сделать и что должно получиться....

«Внеурочная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образовательного процесса».

«Внеурочная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образовательного процесса»....

Справка о взаимодействии с семьей учащихся и другими участниками образовательного процесса

Справка о взаимодействии с семьей учащихся и другими участниками образовательного процесса...