Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
презентация к уроку по физкультуре

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

            Здоровье человека – основная ценность, собственно  в школьном возрасте закладываются основные принципы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. Но, к сожалению, годы обучения в школе, не создают условий для улучшения здоровья.

Не случайно состояние здоровья детей  вызывает  тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих  в школу, уже имеют хронические заболевания, а за годы обучения  в школе возростает  количество нарушений зрения и осанки, увеличивается количество патологий психического здоровья, растет  число детей с заболеванием  органов пищеварения.

             Одной из главных и злободневных  задач ситемы образования является - ориентация на здоровый образ жизни.  Поэтому  создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, является одним из приоритетных направлений в системе  работы нашей школы.

              В данном контексте и основная цель нашей работы - создание условий  для сохранения здоровья школьников на период обучения в школе.

Для этого ставятся следующие задачи:

  •  формировать у учащихся общественные и личностные представления о престижности  высокого уровня здоровья;
  • воспитать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями,  сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Поставленные задачи выполняются  через:

  1. совершенствование методики проведения урока,
  2. индивидуальную работу с учащимися,
  3. коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,
  4. мотивацию  школьников к учению,
  5. увеличение двигательного режима учащихся в течение учебного дня.

            Урок физической культуры - основная форма организации физического воспитания учащихся,  поэтому немаловажно  правильно организовать «здоровьесберегающий» урок, так как он  обеспечивает всем участникам процесса,  сохранение и повышение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

              Во время  планирования и проведения  урока мы  основываемся  на главные  современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  •  рациональная плотность урока;
  •  использование на  уроке  вопросов, связанных со здоровьем учащихся, содействующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  •  оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности;
  • предпочтение методов и приёмов обучения, содействующих развитию инициативы и творчества учащихся;
  •  формирование мотивации учащихся;
  •  реализацию  индивидуального подхода к учащимся с учетом их личностных возможностей;
  • организация на уроке благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
  •  введение в урок приемов и методов, способствующих познанию возможностей своего организма, развитию самооценки уровня своего физического развития.

 Здоровьесберегающий урок, строится на следующих принципах:

  1.  двигательной активности учащихся;
  2.  оздоровительного режима;
  3.  формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания;
  4.  реализации эффективного закаливания;
  5.  психологической комфортности;
  6.  учета  индивидуальных особенностей и способностей  ребёнка.

               Теория и практика физического воспитания свидетельствуют, что особое значение имеют упражнения, направленные на развитие  выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, лыжная подготовка, туризм, ориентирование). Они  способствуют укреплению сердечно-сосудистой,  дыхательной систем, усовершенствованию деятельности нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной  и подготовительной медицинской группе, с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников.

                 Использование различных вариантов подвижных игр, основанных на элементах соревнований,  разнообразные игровые эстафеты с предметами формируют у ребят жизненно значимые двигательные умения и навыки. Одним из важнейших условий сопутствующих лучшей реализации программного материала, является систематическое наблюдение за динамикой развития показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемых ими в ходе учебного года.  Проводя контрольные тесты, можно узнать, где слабые места, исходя из этого, ставить задачи обучения.

            Именно уроки  физкультуры  помогут ребятам укрепить здоровье, улучшить осанку, противостоять стрессам. Поэтому большое внимание на уроках уделяется  упражнениям,  направленным  на профилактику искривления осанки, плоскостопия (упражнения на укрепление мышечного корсета, мышц стопы),  дыхательные упражнения.

            Большое внимание на уроках уделяется закаливанию учащихся, средствами естественных сил природы.  Большая часть занятий (если позволяют погодные условия) проводятся на свежем воздухе, или в хорошо проветренном спортивном зале.

На своих уроках  стараемся создать эмоционально-положительную атмосферу, что  обеспечивает успешную деятельность, повышает работоспособность и снижает утомление. Смена форм проведения урока, снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти себя. Он начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.  Включение в интенсивную  работу  игровой деятельности, необходимого переключения, успокоения, временного отдыха для урегулирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма – все это создает ситуацию успеха, придавая   ребятам уверенность в своих силах.

В процессе обучения стараемся выработать у учащихся активную жизненную позицию, дисциплинированность, чувство долга и ответственности, формируем  навыки  культуры поведения, соблюдение опрятного внешнего вида, уважительного отношения к сопернику. Обращаем внимание, чтобы учащиеся были аккуратны, подтянуты, вежливы, помогали друг другу (используются методы поощрения, одобрения). Стараемся способствовать эстетическому воспитанию учащихся (чистые подготовленные места занятий, разметка, опрятная спортивная форма, точный показ движений,).    

                 Целостное отношение к здоровью формируется  не только на уроках, но и во внеурочных мероприятиях.  В нашей педагогической практике  помимо уроков физической культуры используются такие формы здоровьесберегающих технологий, как подвижные перемены, занятия в спортивных секциях, спортивно-массовая работа. Эти формы занятий способствуют физическому развитию, укреплению здоровья  учащихся, повышению качества учебной деятельности и воспитанию дисциплинированности. Систематическое проведение физкультурных мероприятий приучает детей к повседневной заботе о своем здоровье и точному выполнению режима дня.

                Для  обеспечения  смены деятельности, снижения напряжения и предупреждения  негативных сдвигов  в организме, связанных с длительным нахождением в неподвижной позе, организуются подвижные перемены, способствующие удовлетворению естественных потребностей в движении.   Спортивно-массовая работа ведется учителями по двум направлениям: на уровне муниципальных мероприятий и на внутришкольном уровне. Наши учащиеся добиваются хороших результатов, занимают призовые места в районных и республиканских соревнованиях. Каждый учебный год начинается в школе с большого спортивного  мероприятия, «Турслет» в котором принимают участие все учащиеся школы.

                          Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются  различные формы организации  детей с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Работают спортивные секции по направлениям (волейбол, баскетбол)

     Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, снижается утомляемость детей, происходит увеличение двигательного режима учащихся. Мы очень надеемся, что научив детей беречь и укреплять  свое здоровье, получим здоровое поколение, с высокой культурой отношения к своему психологическому и физическому здоровью. Неоспоримым является тот факт, что без надлежащего физического развития невозможно гармоничное развитие личности.

Таким образом, опыт работы по формированию у обучающихся навыков правильного здоровьесберегающего поведения способствует качественному улучшению состояния здоровья учащихся, что непосредственно отражается на их успеваемости и общем эмоциональном состоянии и отношении к учебе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.ppt89.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Здоровье - это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость)

Слайд 2

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.

Слайд 3

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Слайд 4

Здоровый образ жизни школьника включает : правильное питание занятие физическими упражнениями закаливание соблюдение режима дня соблюдение норм гигиены отказ от вредных привычек.

Слайд 5

Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики . Принцип ненанесения вреда. Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Принцип триединого представления о здоровье. Принцип субъект – субъективного взаимодействия педагога с учащимися. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Принцип контроля за результатами.

Слайд 6

В работе педагога должны учитываться школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся : 1. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса. 2. Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и общеобразовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса. 3. Недостаток двигательной активности. 4. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни. 5. Неправильное (нерациональное) питание учащихся. 6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья. 7. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

Слайд 7

Программы по формированию ЗОЖ для образовательных учреждений ставят перед педагогами следующие задачи : 1. Научить детей определять свое состояние и ощущения. 2. Сформировать у школьников активную жизненную позицию. 3. Сформировать у учащихся представления о своем теле и организме. 4. Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье. 5. Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии человека. 6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности. 7. Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах. 8. Формировать у учащихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Слайд 8

Не случайно состояние здоровья детей вызывает тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, а за годы обучения в школе возрастает количество нарушений зрения и осанки, увеличивается количество патологий психического здоровья, растет число детей с заболеванием органов пищеварения.

Слайд 9

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: -средства двигательной направленности; -оздоровительные силы природы; -гигиенические факторы. Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

Слайд 10

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя»; гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специаольно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Слайд 11

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Слайд 12

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима дня; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Слайд 13

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются следующие требования: -учёт индивидуальных особенностей ребёнка; -деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; -избегание чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала; -обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе[9]. -создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей; -развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.

Слайд 14

При этом соблюдаются следующие правила здоровьесбережения : -строго дозированные физические нагрузки; -использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; -использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; -учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; -построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; -соблюдение гигиенических требований; -благоприятный эмоциональный настрой; -создание комфортности.

Слайд 15

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Слайд 16

Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности заключается в формировании культуры здоровья. Особенностями организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики является реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создание условий для заинтересованного отношения к учебе, создание комфортных условий для занятий физкультурой.

Слайд 17

Здоровьесбережение в физическом воспитании – это, в первую очередь, творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом. Это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня обучения физической культуре для сохранения здоровья.

Слайд 18

Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа. Виктор Гюго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыИспользование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии н...

«Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»

Выступление на курсах повышения квалификации г. Казань 2018 год.Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...