Организация и содержание физического воспитания в колледже
статья по физкультуре

Физическое воспитание в колледже осуществляется на протяжении все­го периода обучения в соответствии с программой физического воспитания обучающихся.

Программа физического воспитания для колледжа определяет содер­жание учебного процесса и самостоятельной работы, предус­матривает использование разнообразных форм занятий физическими упражнениями (уроков по физической культуре, утренней зарядки, спортивных соревнований, туристских походов и др.). Такой комплексный подход к организации физического воспитания позволяет обеспечивать рациональный дви­гательный режим обучающихся, необходимый для их нор­мального физического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и содержание физического воспитания в колледже

Физическое воспитание в колледже осуществляется на протяжении всего периода обучения в соответствии с программой физического воспитания обучающихся.

Программа физического воспитания для колледжа определяет содержание учебного процесса и самостоятельной работы, предусматривает использование разнообразных форм занятий физическими упражнениями (уроков по физической культуре, утренней зарядки, спортивных соревнований, туристских походов и др.). Такой комплексный подход к организации физического воспитания позволяет обеспечивать рациональный двигательный режим обучающихся, необходимый для их нормального физического развития. Объем этого режима составляет 6 - 8 ч активных занятий физическими упражнениями в неделю.

В процессе физического воспитания обучающихся решаются следующие основные задачи:

содействие воспитанию мировоззрения, идейной убежденности и общественной активности, морально-волевых качеств, психической устойчивости, коллективизма, дисциплинированности и ответственности;

всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности обучающихся;

обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни, конкретной трудовой деятельности и при прохождении службы в Вооруженных Силах РФ; обучение знаниям в области гигиены и физической культуры, воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие умений самостоятельно организовывать рациональный двигательный режим;

совершенствование в избранном виде спорта.

Добиться практического решения поставленных задач возможно путем систематического использования средств физического воспитания: физических упражнений, оздоровительных сил природы (солнца, воздуха, воды) и гигиенических факторов.

Основу содержания программы составляет общая физическая подготовка. Это физические упражнения из массовых видов спорта — гимнастики (спортивная, художественная), легкой атлетики (бег, прыжки, метания), спортивных игр (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол), плавание, лыжный спорт, единоборства. Кроме того, программой предусматривается профессионально-прикладная физическая подготовка обучающихся с учетом профиля специализации.

Освоение практического материала программы физического воспитания обеспечивает учащимся требуемый уровень физической подготовленности, позволяет укрепить физические, моральные, волевые качества, овладеть прикладными двигательными умениями и навыками.

Помимо практического материала обучающиеся изучают историю развития физической культуры в нашей стране,

методические основы физического воспитания, получают сведения о гигиене здорового образа жизни.

Следует знать, что по особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на два типа: урочные и неурочные.

Урочный тип занятий характеризуется непосредственно взаимодействием преподавателя и занимающихся, постоянством и однородностью состава группы.

При проведении уроков соблюдается их взаимосвязь, продолжительность и периодичность, содержание определяется учебной программой.

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть предназначена для первичной организации обучащихся, сосредоточения их внимания, ознакомления с содержанием урока для подготовки организма к предстоящей, более интенсивной деятельности.

В основной части урока решаются задачи по обучению двигательным умениям и навыкам, по воспитанию физических, волевых и других качеств.

Заключительная часть необходима для постепенного снижения нагрузки на организм. В заключительной части подводятся итоги урока, даются домашние задания для самостоятельных занятий.

После урока должны проводиться гигиенические процедуры.

По направленности различают уроки общей, профессионально-прикладной физической подготовки и учебно-тренировочные (спортивно-тренировочные) занятия.

Уроки общей физической подготовки служат целям всестороннего физического развития занимающихся, обучения и совершенствования в разнообразной двигательной деятельности.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки предназначены для качественного освоения прикладных навыков, воспитания психических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности. Кроме того, целенаправленная физическая подготовка снижает производственный травматизм, профессиональную заболеваемость, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности организма, повышать профессиональное мастерство.

Учебно-тренировочные уроки предусматривают особенности спортивной специализации, углубленную работу по физической, технической и тактической подготовке, характерной для определенного вида спорта. Служат подготовке к соревнованиям и достижению высокого спортивного результата.

Для учебно-воспитательного процесса характерно поэтапное освоение материала. Поэтому также различают занятия: вводные, базовые контрольные.

Эффективность уроков зависит от объема и интенсивности применяемых физических нагрузок, от сознательного отношения к занятиям и активности обучающихся.

В процессе обучения в колледже обучающиеся выполняют учебные нормативы. Оценка по учебному предмету выставляется за технику выполнения контрольного упражнения и показанный результат.

Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по специальной программе.

В целях и педагогического контроля на каждого обучающегося заполняется карта физической подготовленности. Карта содержит данные об уровне развития скоростно-силовых качеств, общей выносливости. Показатели заносятся в карту в сентябре и мае каждого учебного года. Каждый обучающийся обязан знать свои показатели и использовать средства физической культуры для их улучшения.

К неурочным формам занятий физической культурой относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия, туристские походы, занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования.

Неурочные занятия, предусмотренные программой физического воспитания, предназначены для обеспечения активного отдыха обучающихся, укрепления их здоровья, повышения работоспособности организма, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков.

Занятия физическими упражнениями помогают сохранить бодрость и энергию до конца учебного дня.

Важными факторами укрепления здоровья обучающихся являются занятия физической культурой, спортом и туризмом во внеучебное время.

К внеучебным физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым формам относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия физическими упражнениями, занятия в группах общей физической подготовки и в спортивных секциях, спортивные соревнования.

Важной и наиболее доступной формой физкультурно-оздоровительных занятий во внеучебное время является утренняя гигиеническая гимнастика. В процессе регулярных занятий утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами совершенствуются функции основных систем организма, укрепляется здоровье, формируется стойкая привычка к регулярным занятиям физической культурой.

Большое значение имеют и самостоятельные занятия физическими упражнениями, дополняющие уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий обучающиеся совершенствуют физические качества и двигательные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов и норм комплекса ГТО.

Содержание самостоятельных занятий разрабатывается с учетом физической подготовленности конкретного обучающегося, а результативность их проверяется преподавателем на уроках физической культуры.

Школой воспитания мужества, воли, навыков нравственного поведения, отличным средством повышения возможностей организма и высшего проявления индивидуальных способностей являются спортивные соревнования.

Основу спортивно-массовой работы в колледже составляют соревнования. Первый этап этих соревнований проводится внутри учебной группы, второй этап — между учебными группами учебного заведения. Программа соревнований разрабатывается на основе положения.

Общеколледжные спортивные мероприятия включают в себя соревнования по программе спартакиад среди обучающихся образовательных учереждений среднего профессионального образования, туристские походы по местам трудовой и боевой славы. Учащиеся также принимают активное участие в движении «За здоровый образ жизни», в соревнованиях по военноприкладным и техническим видам спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Авторы работы: Малышев Алексей Иванович - канд. пед. наук, доцент и Матвеева Наталья Назимовна - руководитель физического воспитания ГБДОУ № 85 Санкт-Петербурга В  работе предпринята...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...

Статья «Взгляд на содержание физического воспитания»

Основное средство овладение физической культурой- освоение человеком базовых её основ- объективно необходимо для каждого человека обязательного уровня физической культуры. Этот компонент иначе н...

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительно одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям о...

Доклад: Задачи и содержание физического воспитания в школе.

Задачами физического воспитания детей школьного возраста являются:а) укрепление здоровья, закаливание учащихся, содействие их правильному физическому развитию и поддержанию высокого уровня умственной ...

Методические принципы и особенности физического воспитания студентов колледжа

Методические принципы и особенности физического воспитания студентов колледжа ГБПОУ МО «Раменский колледж»Шабанов Илья Игоревич, преподаватель/руководитель физического воспитания...