ЗНАЧЕНИЕ ВИНТООБРАЗНЫХ ГРЕБКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЯГИ СИЛЫ
методическая разработка по физкультуре

Филозопов Владимир Алексеевич

Движения  пловца  в  воде, особенно  движения  кистью  и  предплечьем, казавшиеся  и  тренерам, и  специалистам  по  биомеханике  движений  несложными  и  понятными, оказались  не  таким  уж  простыми  и  потребовали  для  своего  объяснения  новых  теорий  и  подходов…

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗНАЧЕНИЕ ВИНТООБРАЗНЫХ ГРЕБКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЯГИ СИЛЫ»

(методическая  разработка)

Филозопов В.А.,

инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с№94

Красносельского района СПб

Движения  пловца  в  воде, особенно  движения  кистью  п  предплечьем, казавшиеся  и  тренерам, и  специалистам  по  биомеханике  движений  несложными  и  понятными, оказались  не  таким  уж  простыми  и  потребовали  для  своего  объяснения  новых  теорий  и  подходов.. Отдельные  объективные  описания  и  изображения  этих  движений  появлялись  в  печати  и  ранее, но  они  воспринимались, как  ошибочные. Большинство  специалистов  придерживалось  прямо  противоположной  точки  зрения.

Например, распространённым  мнением, относящимся  к  совершенствованию  техники  плавания  кролем, являлись  следующие:

1. Руку  во  время  гребка  необходимо  держать  выпрямленной  в  локте.

2. Предплечье  и  кисть  руки  должны  двигаться  во  время  гребка  по  прямой  линии  спереди  назад  строго  под  телом  пловца.

Если  мы  выполним  обе  эти  рекомендации, наш  ученик  будет  выглядеть  совершенно  нетехничным  в  современном  понимании  этого  слова. Позволим  пловцу  выполнить  несколько  «зигзагообразный»  гребок  выпрямленной  в  локте  рукой – дела  у  него  пойдут  лучше. Напротив, если  мы  опустим  ему  локоть  и  заставим  выполнять  гребок  все  по  той  же  прямой  линии, мы  увидим  неправильную  технику  плавания, характерную  для  большинства  новичков.

Что  такое  правильная  техника  плавания?  Как  часто  тренеры  слышали  обращение  к  пловцу: «Прекрати  выполнять  зигзагообразные  движения  кистью. Греби  строго  спереди  назад, отталкивай  воду  руками  только  назад». В  правильности  такой  техники  плавания  я  усомнился, когда  внимательно  просмотрел  подводные  кинокадры  движений  пловцов  и  увидел, что  многие  высококлассные  спортсмены  выполняют  гребок  со  сгибанием  руки  в  локте. Гребок  прямой  рукой  был  характерен  лишь  для  новичков  и  слабо  подготовленных  пловцов. Буквально  миллионы  людей  были  обучены  неправильной  технике.

В  своё  время  Луис  Аллей провёл  интересное  экспериментальное  исследование. Он  сравнил  эффективность  «нормальной» техники  движений  руками  при  плавании  кролем (гребок  прямой  рукой  с  незначительным  её  сгибанием  лишь  перед  самым  выходом  из  воды)  и  техники  движений  со  сгибанием  руки  в  локте  во  время  гребка. Последний  вариант  гребка  предусматривал, что  пловец  выполняет  рабочее  движение  рукой  про  прямой  линии  спереди  назад  под  телом, но  сгибает  её  в  локтевом  суставе  до 90 градусов  в  средней  части  гребка.

Аллей  предполагал, что  эффективность  гребка  повысится, а  сила  реакции  воды  будет  направлена  только  вперёд, если  выполнять  гребок  не  прямой  рукой  по  дуге, а  строго  по  прямой  линии назад  и  со  сгибанием  руки  в  локте. Ему  казалось, что  в  соответствии  с  третьим  законом  движения  Ньютона(закон  равенства  действия  и  противодействия) второй  вариант  выполнения  гребка  явно  предпочтительнее  первого. Однако  результаты  эксперимента  заставили  Аллея  сделать  противоположный  вывод: сила  тяги  при  «нормальном»  гребке (прямой  рукой  по  дуге) выше  силы  тяги  при  гребке  со  сгибанием  руки  в  локте  и  по  прямой  линии  спереди  назад.

В  своём  исследовании  Аллей  близко  подошёл  к  очень  важной  закономерности, относящейся  к  любым  локомоторным  движениям  в  вроде  человека  и  животных(в  том  числе  рыб), к  движению  судов, но  не  смог  сформулировать  её. Суть  этой  закономерности  можно  выразить  так: максимальная  сила  тяги  возникает  в  том  случае, когда  мы  отталкиваемся  от  возможно  большей  массы  воды, сдвигая  её  назад  возможно  меньше, но  не  в  том  случае, когда  мы  отталкиваемся  от  небольшой  массы  воды, сдвигая  её  назад  на  значительное  расстояние.

Чтобы  пояснить  проявление  этой  закономерности, расскажу  об  изобретателях  19 века. Они  долго  ломали  голову, как  повысить  эффективность  работы  механизмов, приводящих  речные  суда  в  движение. Колёсный  пароход  не  казался  им  совершенством: большие  лопасти  гребного  колеса  отбрасывали  воду  назад  лишь  на  очень  небольшом  участке  своего  рабочего  движения. Кто-то  решил  установить  гребную  гусеницу, лопасти  которой  в  рабочем  положении  двигались  в  воде  строго  спереди  назад  на  сравнительно  большом. Полагали, что  подобный  движитель, отбрасывая  лопастями  воду  строго  назад, будет  с  большим  эффектом  и  более экономично  продвигать  судно  вперёд. Когда  пароход  переоборудовали  и  запустили  механизм  в  работу, оказалось, что  судно  почти  не  может  сдвинуться  с  места. Ошибка изобретателя  заключалась  в  том, что  он  не  принял  во  внимание  закономерность  кратко  выраженную  выше. Каждая  лопасть  его  нового  движителя  захватывала  небольшую  массы  воды  и  отталкивала  её  назад  сравнительно  большом участке  пути. Но  как  только  вода, толкаемая  лопастью, приходила  в  движение, лопасть  уже  не  могла  более опираться  об  эту  возмущённую  воду  и  создавать  тяговое  усилие. Для  того  чтобы  на  лопасти  возникла  сила  тяги, ей  необходимо  взаимодействовать  с  неподвижной  массой  воды  или  с  потоком, движущимся  в  обратном  направлении.

Где  же  оптимальное  решение  вопроса?  Для  судов  таким  решением  оказалось  применение  гребного  винта, который  всегда  захватывает  своими  лопастями  невозмущённую  массу  воды  и  никогда  не  отбрасывает  её  строго  назад. В  каждый  данный  момент  своего  движения  лопасть  винта  вступает  в  контакт  с  неподвижной  водной  средой. Аналогично  работает  и  воздушный  винт  самолёта. Отсюда  вывод  и  в отношении  гребковых  движений  пловца. Он  сводится  к  тому, что  спортсмен  не  должен  пытаться  отталкивать  воду  строго  назад. Более  эффективными  для  него  будут  винтообразные  гребковые  движения  кистями  рук  и  стопами.

Можно  сделать  следующий  вывод, что  пловцу  для  создания  максимума  движущих сил  во  время  гребка  руками  приходится  решать  два  вопроса: 1) по  какой  траектории  выполнять  гребок, чтобы  кисть  руки  всё  время  контактировала  с  невозмущённой  массой  воды?  2) как  ориентировать  кисть  во  время  гребка, чтобы  она  взаимодействовала  с  водой  подобно  лопасти  гребного  винта.

Практика  показала, что  высококлассные  пловцы  используют  гребок  руками, напоминающий  по  форме  песочные  часы ил  замочную  скважину  и  позволяющий  непрерывно  опираться  о  невозмущённую  массу  воды. Они  выполняют  гребок  по  криволинейным, эллиптическим  траекториям.
       Несколько  слов  об  угле  атаки  кисти. Если  мы  хотим  чтобы  кисть  пловца  работала  подобно  лопасти  гребного  винта, мы  должны  придать  ей  оптимальную  ориентацию  относительно  траектории  рабочего  движения.

 

Заключение

Современное  плавание  является  доказательством, что  квалифицированный  пловец  стремится  выполнить  кистями  рук  и  стопами  рабочие  движения  наподобие  движений  лопасти  гребного  винта. Теория  о  том, что  пловцу  для  продвижения  вперёд  необходимо  во  время  гребка  отбрасывать  воду  строго  назад, несостоятельна. Причина  несостоятельности  заключается  в  том, что, как  только  вода  приходит  в  движение  в  направлении  назад, величина  силы  тяги, создаваемой  пловцом  при  опоре  о  данную  массу  воды, заметно  уменьшается. Поэтому  спортсмены  высокого  уровня  стараются  использовать  во  время  гребка  эллиптические  траектории  рабочих  звеньев  тела. Чтобы  получить  максимальную  силу  тяги  во  время  гребка, необходимо  опираться  о  возможно  большую  массу  воды, незначительно  сдвигая  её  назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)

Выступление на областной конференции.  Учитель технологии  показывает современную материально- техническую базу  столярной и слесарной мастерских  общеобразовательной школы....

Формирование у школьников здорового образа жизни,прививая им тягу к физической культуре через внекласcные мероприятия

Формирование у школьников здорового образа жизни, прививая им тягу к физичсекой культуре через внеклассные мероприятия...

Значение цветового оформления при создании графических объектов.

В статье изложен материал из опыта работы, который может быть полезен для педагогов изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, дизайна, компьютерной графики....

Становая тяга, как дополнительное средство воспитания силовых способностей в гиревом спорте (рывок)

Сегодня упражнения со штангой и тяжестями как эффективное средство развития силовых возможностей привлекают многих молодых людей (мужского и женского пола), а также людей среднего и старшего возраста....