Краткосрочный проект "Безопасное лето"
план-конспект по физкультуре

Румянцева Наталья Александровна

Позновательный, игровой проет для развития навыков  ориентировки в пространстве и закрепление правил поведения в летний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект:

«Безопасное лето»

Подготовила:

- инструктор по физической культуре Румянцева Н.А. .

Паспорт проекта:

Продолжительность проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, игровой

Участники проекта: ГБДОУ № 55 Калининского района Санкт - Петербурга

Продукт проекта:

- конспект квест-игры «Удивительное путешествие». Приложение 1.

- картотека игра на улице по ориентировке в пространстве. Приложение 2.

памятка для детей по безопасному поведению на улицеПриложение 3.

Цель проекта: развитие навыков ориентировки в пространстве и закрепление правил поведения в летний период.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Развивать способность ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве игровой площадке
  2. Стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
  3. Закрепить и расширить пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, за, между, рядом;
  4. Учить двигаться в заданном направлении, а также в соответствии с «картой».
  5. Учить определять своё местонахождения среди окружающих людей и предметов.
  6. Закрепить с детьми правила безопасного поведения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества.
  2. Создавать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личной самореализации.
  3. Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- закрепить умение выделять ведущую руку;

- обозначать словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;

- формировать умение слушать словесную инструкцию и следовать ей;

- закрепление навыков безопасного поведения.

Актуальность проекта:

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Однако детям с ОВЗ трудно дается усвоение данного навыка. Для того, чтобы он сформировался и закрепился требуется специально организованные игры, занятия, мероприятия. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.  Несформированность к концу дошкольного возраста пространственных представлений является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Поэтому считаем актуальным развитие у дошкольников с ОВЗ адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Этапы проекта:

Подготовительный этап

  1. Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  3. Подбор методической литературы и необходимых материалов.
  4. Разработка картотеки игр, конспекта квест-игры, подбор игрового оборудования.  

Основной.

Выполнение проекта:

  1. Проведение подготовительных к квесту игр и заданий на ориентировку в пространстве.
  2. Проведение квест-игры «Удивительное путешествие»

Заключительный.

Презентация продуктов проектной деятельности:

  1. Конспект квест-игры «Удивительное путешествие» 
  2. Картотека игра на улице по ориентировке в пространстве.

Вывод:

Поскольку несформированность пространственных представлений является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками важно ее формировать и закреплять в дошкольном периоде. Важно не только научить детей ориентировке в пространстве, в схеме собственного тела, но и учить восприятию и пониманию пространственных отношений с помощью графических схем и моделей.

В процессе реализации проекта у детей закрепились:

  1. Пространственные понятия и представления (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
  2. Умения двигаться в заданном направлении, а также в соответствии с «картой»;
  3. Умения определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов;
  4. Был создан комфортный эмоциональный настрой, способствующий личной самореализации.

План реализации проекта.

Вид деятельности

Название

Цель

Предварительная беседа

«Безопасное лето».

Закрепление навыков безопасного поведения в летний период.

Игры в подготовительный период

«Угадай, кого загадали», «Найди игрушку», «Прятки».

Развитие ориентировки в пространстве.

«День-ночь», «Скульптор», «Контролер».

Развитие ориентировки в схеме собственного тела.

«Кто правильно назовет?»,

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?», «Вратарь».

Развитие ориентировки в пространстве «от себя» и «от предмета».

«Адресное бюро»,

«Астрономы».

Развитие ориентировки в пространстве с помощью схем, планов маршрутов, планов пространства

Квест-игра

«Удивительное путешествие»

Закрепление правил безопасного поведения детей.

Ресурсное обеспечение проекта

Методическое:

  1. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н. В. Лободина . Волгоград: Учитель,2012.
  3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. М.: Просвещение, 1989
  4. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Приложение № 1

План-конспект квест-игры для детей

«Удивительное путешествие»

Цель: закрепление правил безопасного поведения детей

Задачи:

Образовательные:

  1. Углубить знания о правилах поведения на улице и в природе
  2. В игровой форме закрепить знания о ПДД, дорожных знаков
  3. Закрепить умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни

Коррекционно-развивающие:

  1. Корректировать и развивать все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную), внимания (слуховое, зрительное, тактильное).
  2. Способствовать развитию мышления, речи, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  1. Воспитывать целеустремлённость, чувство товарищества;
  2. Активизировать отдых, доставить радость детям.

Оборудование:

Пешеходный светофор, дорожные знаки, обручи, мячи, кольца, конусы, картинки , карта, памятка.

Ход игры

Организационная часть

Вводная беседа о предстоящем квесте.

Основная часть

Станция № 1 «Правила дорожного движения»

  1. Загадка о светофоре

Он стоит на перекрестках
Светит для детей и взрослых.

У него всего три цвета.

Светит он для всей планеты.

Он машин решает спор

Всем знакомый…. СВЕТОФОР

  1. Игра «Светофор»
  2. Стихотворение о дорожных знаках

По обочине дороги,

Как солдатики стоят.

Все мы с вами выполняет,

Все, что нам они велят.

  1. Игра «Раздели знаки»
  2. Загадка «Знак Автобусная остановка»

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать

Пассажиром хочет стать. (АВТОБУС)

  1. Игра «Автобус»

Станция № 2 «Безопасность»

  1. Блиц-опрос «Запрещается-разрешается»
  • – Переходя дорогу посмотреть сначала налево, затем направо/ разрешается.
  • – Кататься на самокате по проезжей части/ запрещается.
  • – Уважать правила дорожного движения/ разрешается.
  • – Брать конфету у незнакомого человека на улице/ запрещается.
  • – Уступить бабушке место в транспорте/ разрешается.
  • – Гладить на улице бездомную собаку/ запрещается.
  • – В жаркую погоду надевать панамки/ разрешается.
  • – Самим ходить на открытые водоёмы купаться/ запрещается.
  • – Поливать цветы на клумбе/ разрешается.
  • – Ломать ветки деревьев/ запрещается.
  • – Рисовать пожарную машину/ разрешается.
  • – Брать спички, играть с огнём/ запрещается.
  1. Беседа по картинкам «Правила поведения»

Станция № 3 «Спортивная»

  1. Ориентировка по картинкам:

- бревно

- баскетбольный мяч

- мишень

  1. Спортивное задание «Кольцо, бревно, мишень»

Станция № 4 «Игровая»

  1. Игра «Колечки»
  2. Игра «На выбывание»

Заключительная часть

  1. Подведение итогов
  2. Рефлексия
  3. Вручение памятки по безопасности
  4. Фотографирование на память.

Приложение № 2

  1. Дидактические игры по формированию

ориентировки в пространстве

«Угадай, кого загадали»

Цель: 
1. Развивать ориентировку в пространстве.

2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.

Ход игры:

Ведущий садится в центре, остальные размещаются вокруг. Педагог загадывает одного ребенка, ведущему предлагает угадать кого. Он должен назвать ребенка, находящегося в указанном месте, используя пространственные предлоги. Затем педагог предлагает поменяться местами.

Дидактическая игра: «Найди игрушку»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве.

Формировать представление о причинной зависимости фигур.

Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку на площадке. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.

«Прятки»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

  1. Дидактические игры на формирование ориентировки в схеме собственного тела

«День-ночь»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться в схеме собственного тела

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: Предлагается показать части своего тела, лица с открытыми и открытыми глазами.

«Скульптор»

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Содержание: ведущий показывает движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

«Контролер»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.

  1. Дидактические игры на ориентировку в пространстве

с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»

«Кто правильно назовет»

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.  

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.        

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя»

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

«Вратарь»

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч        

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

  1. Игры на ориентировку с помощью схем

и планов маршрута, планов пространства

«Адресное бюро»

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

«Астрономы»

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект на занятиях по страноведению

Данная статья посвящена использованию краткосрочного проекта по  страноведению на базе выездного языкового семинара для осуществления информационной, познавательной и практической деятельности уч...

дополнительная общеобразовательная краткосрочная программа "Растения лета"

Дополнительная общеобразовательная программа «Растения лета» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.  Образовательная дополнительная кратк...

Спортивно-экологическое мероприятие «Лето, лето, лето!»

Летнее развлечение, направленное на экологическое воспитание дошкольников. ...

Лето, лето - красота! Любит лето детвора!

Статья - отчет о прведении 1 смены в пришкольном лагере "Зайчик" на базе МКОУ СОШ № 22 х.Зайцев Курского муниципального района Ставропольского края....

Краткосрочный проект "Радужное лето"

Для становления эстетического отношения к окружающему миру и осуществления самостоятельной творческой деятельности ребенка-дошкольника большое значение имеют зрительные и слуховые ощущения, а также во...

Краткосрочная образовательная программа кружка по техническому творчеству «РОБО-лето» на базе лагеря дневного пребывания

Актуальность практическая значимость программы. Предлагаемая программа является краткосрочной и предусматривает проведение занятий кружка в рамках лагеря дневного пребывания «Данко» при СП...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Лето на здоровье!»

Актуальность программы: Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.С...