«Психологические особенности возникновения тревожности у спортсменов в условиях соревнований и при подготовке к ним»
методическая разработка по физкультуре

Галкин Игорь Николаевич

Психические переживания спортсменов исключительно сложны и раз­нообразны, так как соревнования нередко требуют от них максимального на­пряжение в самых неблагоприятных условиях. Эмоциональные переживания на соревнованиях принимают особенно острый характер, и их называют спе­циальными спортивными эмоциями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка235 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия»

                                                 

«Психологические особенности возникновения тревожности у спортсменов в условиях соревнований и при подготовке к ним»

Выполнил:

учитель физической культуры

МБОУ «Гимназии» г. Моршанска

Галкин Игорь Николаевич

                                            Моршанск 2020

Оглавление

1. Введение _______________________________________________________3

2. Основная часть__________________________________________________5

3. Заключение _____________________________________________________9

4. Практические рекомендации______________________________________10

5. Приложение ___________________________________________________11

6. Литература ____________________________________________________12

Введение

Психические переживания спортсменов исключительно сложны и разнообразны, так как соревнования нередко требуют от них максимального напряжение в самых неблагоприятных условиях. Эмоциональные переживания на соревнованиях принимают особенно острый характер, и их называют специальными спортивными эмоциями (О.А.Черникова - 1937, 1949, 1970). От интенсивности предстартовых реакций во многом зависит и успех спортсменов на соревнованиях. Предстартовое состояние определенным образом влияет на спортивные результаты. Существует мнение, что оптимальная степень возбуждения способствует хорошему выступлению. Однако, если возбуждение принимает форму стартовой лихорадки, т. е. появляется перевозбуждение или апатия, то действие его оказывается отрицательным.

В спортивной деятельности большое значение имеет измерение тревожности, как индивидуальной чувствительности спортсмена к соревновательному стрессу.

Как черта (свойство) личности тревожность характеризует в той или иной степени склонность испытывать в большинстве ситуаций опасения, страх. Тревожность спортсмена связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревожность измеряется и как эмоциональное состояние.

Такая методика (измерение личностной и реактивной тревожности), разработанная Чарльзом Спилбергером была использована в настоящем исследовании. Она имеет большие потенциальные возможности и особенно в спортивной деятельности. Большинство методик, которые раньше применялись в спорте, оценивали более устойчивую, длительно испытываемую тревожность, а не “состояние” тревожности, обычно связанное со спортивными соревнованиями. Экспресс-методика Спилбергера включает в себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 -для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Личностная тревожность - базовая черта личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве и проявляется в типичной ситуативно-устойчивой реакции человека, выраженной в состоянии повышенного беспокойства на угрожающую его личности или кажущуюся такой ситуации.

Ситуативная (реактивная) тревожность - это внешне похожее поведение человека, которое не связано с наличием у него личностной тревожности, она проявляется у людей в определенных (но не во всех) ситуациях.

При определенном неблагоприятном стечении обстоятельств реактивная тревожность может перерасти в личностную, т.е. тревожность может стать стабильным свойством личности.

Именно поэтому исследование этих разновидностей тревожности представляет собой очень важную в жизненном и спортивном плане задачу для конкретной личности.

Основная часть

Целью  работы являлось: исследовать тревожность у спортсменов различной квалификации, определить основные закономерности ее формирования и на этой основе выработать практические рекомендации по оптимизации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

Задачи исследования:

  1. Опираясь на анализ доступной научной литературы обобщить важнейшие психологические особенности возникновения тревожности у спортсменов в условиях спортивной деятельности.
  2. Используя экспресс-методику Спилбергера исследовать личностную тревожность у легкоатлетов различной квалификации.
  3. Используя экспресс-методику Спилбергера исследовать ситуативную тревожность у легкоатлетов различной квалификации.
  4. На примере легкоатлетов провести сравнительный анализ личностной и ситуативной тревожности у спортсменов как показателя восприимчивости к стрессовым ситуациям.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач нами был проведен эксперимент. В эксперименте приняло участие 14 действующих спортсменов-бегунов на длинные дистанции. Среди них - 2 кандидата в мастера спорта, 4 -перворазрядника и 8 - второго разряда.

Организация эксперимента была следующей. За два часа до начала ответственных соревнований (в данном случае - первенство по Тамбовской области по весеннему кроссу) указанные спортсмены ответили на 20 вопросов шкалы ситуативной тревожности.

Каждому спортсмену был представлен бланк вопросов и 4 варианта ответов на каждый вопрос. Через неделю (когда послесоревновательные перенапряжения исчезают) у этих же спортсменов определялась личностная тревожность. Полученные результаты исследований представлены в таблице. Анализ этих данных позволяет сделать следующие обобщающие заключения.

Полученные данные (табл. 1) по ЛТ свидетельствуют о том, что все спортсмены (за исключением высокой ЛТ у перворазрядника Сбитнева Е.) имела средний уровень тревожности. Данный уровень принято называть оптимальным, желательным или полезным, ибо определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности.

Анализируя средний уровень ЛТ по квалификациям, необходимо отметить, что с понижением квалификации уровень ЛТ возрастал. Так, если у КМС он составил 37 баллов, то у перворазрядников и второразрядников он составил соответственно 39 и 40 баллов. Данный факт можно объяснить тем, что спортсмены высшей квалификации (КМС) меньше волновались и тревожились, ожидая данные соревнования. Для них первенство области, во-первых, не очень серьезное испытание, а во-вторых, они были уверены, что являются сильнейшими в своих видах и заранее считали себя победителями.

Другое отношение к соревнованиям у перворазрядников. Они знали своих более сильных противников (КМС) и, естественно, желали бы у них выиграть, отсюда и повышенная тревожность у С.Е. (50 баллов), Т.А. (40 баллов).

Что касается спортсменов 3 и 2 разрядов, то их уровень личностной тревожности объясняется том, что они “думали”, конечно, не победить в этих соревнованиях, а выполнить очередной спортивный разряд. И некоторым это удалось - выполнили 2-й спортивный разряд.

Как видно из таблицы 1, КМС как индивидуально, так и в среднем по группе имеют высокий уровень СТ. по сравнению с другими квалификациями. Однако данный уровень СТ. у КМС (в среднем 57 баллов) еще не означает, что их тревожность связана с ожиданием неудачи, ибо максимальная тревожность составляет 80 баллов.

Видимо, обнаруженный уровень тревожности вызван у КМС высокой потребностью в достижениях, т.е. показать более высокие результаты в первом весеннем старте, что придаст уверенности и стабильности в соревнованиях летнего сезона.

Два перворазрядника также оказались высокотревожньми в ситуации соревнований. Эти спортсмены (С.Е. и Т.А.) настраивали себя на соперничество и даже на возможную победу над КМС, чтобы доказать, что они не слабее их. Их высокий уровень тревожности - это реакция воспринимать угрозу своей самооценке.

Спортсмены 2 и 3 разрядов в среднем по группе показали примерно одинаковый уровень СТ с группой перворазрядников. Однако в индивидуальных уровнях в этой группе наблюдается большой разброс, т.е. имеются низкотревожные, высокотревожные и со средним уровнем СТ.

Это также объяснимо. Так для низкотревожных спортсменов имеющаяся у них квалификация (3 р.) не давала реальных оснований победить в этих соревнованиях. Поэтому их потребность в достижении была не высока, они не беспокоились по поводу своего проигрыша и не склонны были воспринимать свое поражение как угрозу своей самооценке.

Для высокотревожньгх спортсменов данной квалификации (3 разряд) характерно то, что сам факт участия в областных соревнованиях (возможно, вызвал) уже является серьезным испытанием, отсюда и их тревожность.

Спортсмены со средним уровнем тревожности (это, в основном второразрядники), видимо, спокойно (или трезво) отнеслись к данным соревнованиям, т.е. перворазрядников пока им не победить, а у 3-разрядников они всегда выиграют.

Данный показатель несет в себе важную информацию о значимости и влиянии соревнований на личность спортсмена, т.е. для кого-то соревнование является менее или более стрессовым фактором.

Как видно из таблицы более высокие показатели обнаружены у КМС. Можно предположить, что для них соревнования - это так называемый “воспринимаемый стресс”, необходимый для успешного выступления. Он зависит от подготовленности, опыта выступлений и восприятия возможных последствий.

У перворазрядников соревновательный стресс менее выражен, чем у спортсменов 2 и 3 разрядов. У последних он связан с их невысокой подготовленностью, отсутствием достаточного опыта выступлений в подобных соревнованиях.

В целом данное исследование показало, что уровень СТ. и ЛТ имеет более выраженный характер лишь у КМС и частично у спортсменов 1 разряда. У спортсменов 2 и 3 разрядов эти показатели имеют большие индивидуальные колебания и их полезная информативность незначительна. Лишь по уровню ЛТ. проявилась определенная стабильность: большинство имели среднюю оптимальную тревожность.

 

Заключение

  1. Тревожность как свойство личности - естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный (желательный и полезный) уровень тревожности. И в этом отношении оценка человеком своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
  2. В настоящее время тревожность рассматривается и как личностное свойство, связанное с толерантностью к стрессу вообще и как состояние, специфическое для данной ситуации (например, соревновательная или экзаменационная ситуация).
  3. Личностная и ситуативная тревожность у спортсменов различной квалификации имеет разнообразный характер. В наших исследованиях было обнаружено следующее: а) ситуативная тревожность у 9 спортсменов (из 14) имеет более высокий уровень по сравнению с личностной тревожностью (разница от 6,5 % до 38,7 %). Данный факт свидетельствует о том, что у 64 % спортсменов имеются различного уровня соревновательные стрессы, связанные с реализацией личностно значимых потребностей; б) личностная тревожность у спортсменов (в среднем по группам) увеличивается с понижением их квалификации, а ситуативная тревожность, наоборот, повышается с повышением квалификации; в) у спортсменов низкой квалификации (2 и 3 разряды) обнаружены большие индивидуальные колебания, как в СТ, так и в ЛТ. Эти показатели оказались столь разбросанными, что не представляется возможным объективно оценить их научную ценность.
  4. Ситуативный соревновательный стресс (обнаруженный у 64 % спортсменов) можно уменьшить до оптимального (полезного) уровня путем специальной ориентации спортсменов на предстоящий стресс с постепенным введением тщательного подобранных стрессоров, аналогичных тем, которые могут возникнуть у спортсменов непосредственно на соревнованиях.

Практические рекомендации.

  1. Для спортсменов, имеющим высокую ситуативную тревожность рекомендуется проводить перед соревнованиями психорегулирующую тренировку (ПРТ) по программе “УСПОКОЕНИЕ”.
  2. Спортсменам, имеющим низкий уровень тревожности, рекомендуется перед соревнованиями проводить аутогенную тренировку (АТ) по программе “ВОЗБУЖДЕНИЕ”.
  3. Спортсменам, у которых наблюдается неадекватное мышечное напряжение (скованность, закрепощение) независимо от уровня их тренированности, необходимо проводить психомышечную тренировку (ПМТ) по индивидуально разработанной схеме.

Уровень ситуативной тревожности (СТ) перед стартом и личностной тревожности (ЛТ)

 за неделю до соревнований у бегунов различно квалификации (в баллах)

№ п/п

Спортсмены

Квалификация

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Разница между СТ и ЛТ

баллы

уровень

баллы

уровень

Баллы

проценты

1

Л.Д.

КМС

59

высокий

38

средний

21

35,40%

2

С.С.

КМС

55

высокий

36

средний

19

34,50%

В среднем у КМС

57

высокий

37

средний

20

34,90%

1

К.О.

1 разряд

30

низкий

32

средний

-2

-

2

П.Ю.

1 разряд

41

средний

34

средний

7

17,10%

3

Т.А.

1 разряд

45

высокий

40

средний

5

11,10%

4

С.Е.

1 разряд

54

средний

50

высокий

4

7,40%

В среднем у 1 разряда

42,5

средний

39

средний

3,5

8,90%

1

С.Г

2  разряд

41

средний

45

высокий

-4

-

2

К.Д.

2  разряд

29

низкий

45

высокий

-16

-

3

С.А.

2  разряд

53

высокий

43

средний

10

18,80%

4

М.Ю.

2  разряд

43

средний

32

средний

11

25,50%

5

М.С.

2  разряд

36

средний

38

средний

-2

-

6

К.Б.

2  разряд

46

высокий

43

средний

3

6,5%

7

А.И.

2  разряд

34

средний

36

средний

-2

-

8

Т.П.

2  разряд

62

высокий

38

средний

24

38,70%

В среднем у 2 разряда

43

средний

40

средний

2,6

22,40%

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев А. В. Себя преодолеть! - М.: ФиС, 1985. -192 с.
  2. Вапьдман А. В., Козловская М.Н., Медведев О.С. Физиологическая регуляция эмоционального стресса.- М., 1979.- 321 с.
  3. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981.- 129 с.
  4. Гельгорн Э., Луфборроу Д. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.- 237 с.
  5. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 208 с.
  6. Деркач А. А,  Исаев А. А. Творчество тренера. - М.: ФиС, 1982. - 238 с.
  7. Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев: Здоровья, 1985. - 128 с.
  8. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М., 1978.- 283 с.
  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М, 1972.- 198 с.
  10. Наенко Н. И. Психологическая напряженность. М, 1976.- 199 с.
  11. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. М., 1979.- 274 с.
  12. Немое Р. С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1994.- 279 с.
  13. Стоун Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984.- 472 с.
  14. Филин В. П. Фомин Н.Л Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1985. - 255 с.
  15. Фомин Н. Л, Филин В. П. На пути к спортивному мастерству. - М.: ФиС, 1986- 159 с.
  16. Черникова О. А. Эмоции в спорте. М., 1962.- 195 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...

Психологические особенности тревожности подростков с нарушением слуха.

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ…………………………………………………………………….61.1.         Характер...

«Психологические особенности проявления агрессивности девочек - подростков в условиях школы-интерната»

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день...

Психологические особенности переживания тревожности у старших школьников

Старший школьный возраст - напряжённое время становления личности, время активной социализации, когда идёт поиск своего места в жизни, осуществляется процесс профессионального и жизненного самоопредел...

Спортивные результаты спланированные на предстоящий учебный год .Необходимо планировать не только результат, но и возможное занятое спортсменами место на соревнованиях - Определяет Тренер совместно со спортсменами.

Одним из важнейших звеньев управления многолетней подготовки является комплексный контроль, позволяющий оценивать подготовленностьспортсменов на всех этапах спортивной подготовки. Эффективная сис...