Профтехобразование : от истоков до инновационных векторов развития
статья по физкультуре

Шабуров Ильяс Рафаилович

Статья.Публикация в сборнике.Выступление на Республиканской конференции.ГАПОУ НПК.2020г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профтехобразование : от истоков до инновационных векторов развития

Вахитова Роза Анваровна, преподаватель

Шабуров Ильяс Рафаилович, преподаватель

ГАПОУ «Нижнекамский многопрофильный колледж», г. Нижнекамск

       2020 год для системы ПТО – юбилейный.  Со дня выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах СССР» прошло 80 лет. Однако история профессиональных учебных заведений началась  значительно раньше. Создателем первой российской государственной профессиональной школы 300 лет назад был Петр 1.   Школа петровских времён возникла как техническая, она преследовала цель- дать необходимые профессиональные знания. Немало способствовала развитию профессионального образования Екатерина Романова, стоявшая во главе академий. Она владела многими профессиями: умела класть стены,  кормить коров, сочинять музыку,  она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья…

          В ХIХ в. центром технического образования стал Петербург. Именно там возникло русское техническое общество, отличительной чертой которого являлось то, что в его деятельности могли принимать участие не только ученые-профессионалы, но и практики-инженеры, фабриканты и даже высококвалифицированные рабочие. С 1868 г. функционирует постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию. Стали открываться различные типы профессиональных и технических школ для всех категорий рабочего населения. В конце ХIХ в. в России открылось большое количество профессиональных учебных заведений. Инженер и педагог Д. К. Советкин внёс системность в их работу, предложив выполнять определенные операции и приемы, из которых складывается работа. В результате не только ускорился процесс обучения мастерству, но и появилась возможность мастеру руководить большим количеством учеников. Впервые в истории профессиональной школы обучение мастерству было названо

преподаванием.  

ХХ век принес с собой колоссальные перемены в науке, технике, общественной жизни. В 1910г. в России насчитывалось уже 1423 ремесленных школ и училищ.

Октябрьский переворот внес коренные изменения в просвещение. В. И. Ленин, понимая важность проблемы образования молодежи, написал 20 Декретов о профессиональном образовании. В 1920 г. были организованы

школы фабрично-заводского ученичества. Они стали важным источником пополнения рабфаков, техникумов, вузов и формирования народной интеллигенции из рядов рабочего класса. С 1940г. стали функционировать

 школы ФЗО с шестимесячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий и двухгодичные ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих. Идея

«Государственных Трудовых Резервов» с честью выдержала испытание в

годы Великой Отечественной войны.

В дальнейшие годы по мере развития науки и техники изменялись

содержание, формы, масштабы и структура профессионального образования.

Наука превращалась в непосредственную производительную силу общества

и на этой основе сформировался научный подход к определению принципов, содержания и форм развития системы профобразования: общедоступность, бесплатность, научный подход к определению содержания и организации обучения будущих специалистов; планомерная массовая подготовка специалистов и научных работников; единство научно-технического и социально-экономического прогресса.

В 90-х годах произошла перестройка всего государственного строя и целью профессионального образования становится подготовка компетентного и мобильного выпускника, отвечающего по качественным показателям требованиям работодателя. С учетом преобразований в стране законодательно устанавливается преемственность и система непрерывного профессионального образования. Утверждается новый классификатор специальностей, выдвигаются новые требования к формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Сегодня среди приоритетных  проектов СПО можно выделить:

 1. Развитие ресурсных центров подготовки рабочих кадров, которое предполагает прямое участие заказчиков кадров в обучении будущих специалистов. Студенты овладевают практическими навыками на высокотехнологичных базовых предприятиях.

2. Совершенствование дуального обучения. С этой целью инженерно-педагогические работники СПО командируются в профессиональные стажировки за рубеж. Приобретённый опыт внедряется на занятиях учебной и производственной практик, при разработке новых программ и проектов. 

3. Модернизация системы профессиональной ориентации. Один из оптимальных способов формирования профессионального самоопределения школьников – организация профессиональных проб. Формами таких проб выступают практики работ на симуляторах и тренажерах, практики наблюдений, тренинги, участие в мастер-классах, деловые игры, выполнение практических заданий.

4. Развитие движения WorldSkills.  Это гармонизация лучших мировых практик и профессиональных образовательных программ по строгим международным стандартам WorldSkills, внедрение инновационных методов подготовки кадров, обновление материально-технической базы и подготавка профессионалов высочайшего уровня.
         Итак, за свои славные 80 лет система профтехобразования прошла непростой путь, претерпела множество реформ, трансформаций. За этот период учреждения профобразования подготовили для различных отраслей экономики миллионы квалифицированных кадров. Сегодня это кадры нового поколения -  конкурентоспособные, востребованные, в совершенстве владеющие общими и профессиональными компетенциями и способные трудиться на уровне мировых стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вектор развития государственной школы – школа цифрового века.

В статье рассматривается организация работы Лузского школьного округа на основе осуществления дистанционного обучения в рамках предпрофильной подготовки учащихся девятых классов округа....

Эссе.Гламур как определяющий вектор развития общества, ориентированного на потребление материальных ценностей в ущерб духовному совершенствованию

"Гламур как определяющий вектор развития общества, ориентированного на потребление материальных ценностей в ущерб духовному совершенствованию". Эссе....

Имидж педагога и Дворца творчества. Векторы развития.

Понятие "Имидж".Имидж как социально-психологический феномен.Субъект и объект.Стереотипы.Имидж учреждения. Механизмы формирвания и способы построения....

Педсовет на тему "Дополнительное образование детей- новый вектор развития"

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно ...

2019 г. Республиканская НПК Векторы развития профессионального медицинского образования, г. Улан - Удэ

2019 г. Республиканская НПК Векторы развития профессионального медицинского образования, г. Улан - Удэ...