Статья по физической культуре. Психодиагностика
статья по физкультуре (9 класс)

Попов Глеб Александрович

система психологического обеспечения спортивной подготовки, диагностика, психологические тесты, интерпретация результатов тестирования, спортивная психология, консультирование спортсменов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya_d.s.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Методы психодиагностики в спорте

1.  Специфика психодиагностики в спортивной деятельности

Психодиагностика в спорте является одним из главных видов деятельности психолога. Психодиагностика в спортивной деятельности направлена на  выявление того, каким видом спорта целесообразно заниматься индивиду,  формирование спортивного команды, отбор сильнейших для участия в соревнованиях,  кандидатов в сборные команды, команд из низшей в высшую лигу и т.д.         Психодиагностика позволяет не только изучить психологические особенности спортсмена, но и построить  психограмму и спортограмму видов спорта с требованиями к устойчивости психики, структуре личности и спортивно-важным качествам, прогнозировать достижения спортсмена и успешность продвижения спортсмена, осуществить  психологический отбор, повысить эффективность  подготовки спортсмена. Психодиагностические материалы оказывают большую помощь в  организации тренировок  и обеспечении индивидуального подхода к каждому спортсмену и выработки индивидуального стиля деятельности.

Психодиагностические методы направлены на изучение умственного и психомоторного развития, специальных способностей к конкретным видам спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, постсоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности состояния психической готовности к соревнованию, состояния тренированности и пр. Личность спортсмена изучается в трех направлениях: личностные процессы, состояния и свойства личности. Диагностической процедуре может быть подвергнуто  взаимодействие и конфликты  в спортивной команде,  межличностные отношения спортсмена и его тренера, соперников в условиях соревнований. Научные и практические основы психодиагностики в спорте были разработаны А.Ц. Пуни, В.Л. Марищук, Ю.П. Блудовым, И.П. Волковым, А.В. Родионовым  и др.

  1. Методы психодиагностики в спорте

Организация диагностической деятельности связана  со знанием  основных этапов, методов, техник и процедур научного психологического исследования. Метод в психологии – способ и  прием изучения психической деятельности. Совокупность специфических приемов для эффективного использования метода называется  техникой. Последовательность всех  действий  организации исследования называется процедурой.

В психологии спорта используются общие психологические методы, а также модифицированные и адаптированные методы применительно к специфике условий изучения спортивной деятельной.

В психодиагностических целях наиболее часто используются наблюдение, самонаблюдение,  эксперимент, опросные методы, беседа, биографический и лонгитюдный методы.

Наблюдение представляет собой изучение психических, двигательных, поведенческих и других проявлений занимающихся физической культурой и спортсменов в естественных условиях их деятельности (на уроках физической культуры, на тренировке, на соревновании и др.). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной, стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона, видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится по заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки зарегистрированных фактов [6; 277].

Самонаблюдение выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления. Например, при изучении точности воспроизведения заданной в эксперименте амплитуды движений на основании самонаблюдения устанавливаются признаки, по которым спортсмен сам определял точность выполненного им же движения. Самонаблюдение используется спортсменами при анализе своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей, поведения и т.п. в процессе деятельности. Оно чрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целях самосовершенствования не только в технико-тактическом отношении или в плане развития двигательных качеств, но особенно в целях формирования себя как личности и рационального управления самим собой в многообразных, часто непредвиденных, ситуациях жизни и деятельности. На основе самонаблюдения формируется оценка спортсменами самих себя. Такая самооценка в настоящее время все шире используется и как один из методов исследования в психологии [6; 277].

Эксперимент используется, например, для  моделирования соревновательных условий, в которых протекает деятельность спортсменов.

При помощи опросных методов и беседы можно получить словесную информацию об отдельных сторонах личности спортсмена, о психическом самочувствии, об уровне тревожности спортсмена.

Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного развития. Таким путем, например, удается изучить влияние занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных качеств младших школьников. Это имеет существенное значение для совершенствования методики физического воспитания в школе. Лонгитюдный метод с успехом может быть применен при изучении влияния многолетней спортивной тренировки на формирование личности спортсменов [6; 276].

Для обработки фактического материала исследований используются математико-статистические методы, например корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и другие виды анализа.

Количественные методы заключаются в анализе материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психических явлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и т.п.

Важным элементом качественного анализа является казуистика — описание конкретных примеров проявления изучавшихся явлений, относящихся к различным типам, группам, вариантам. Этими описаниями иллюстрируются наиболее ярко и полно выраженные случаи изучаемого психического явления (например, типа темперамента, предстартового состояния и др.) либо, наоборот, случаи, являющиеся исключением из общих правил [6; 279].

3. Классификация психодиагностических методик

Конкретную реализацию метод находит в методике. Один и тот же метод может существовать в форме различных методик. Психодиагностические методики в спортивной деятельности можно разделить в зависимости от  изучения индивидуальных особенностей черт личности, состояний и по форме. 

По направленности на изучение индивидуальных особенностей черт личности, состояний:

  • методики изучения направленности, интересов (карта личности К. К. Платонова и др.);
  • личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности (карта личности К.К. Платонова, опросники ЧХТ, Айзенка и др.);
  • социометрия (исследование личности спортсмена в системе общественных отношений);
  • методики изучения особенностей мышления;
  • методики для выявления патологических особенностей психики, характера;
  • методики изучения творческих способностей (информация может быть получена из результатов тестирования по Роршаху и др.);
  • общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (большинство методик для исследования процессов мышления);
  • методики для изучения психических процессов: памяти, внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты);
  • методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения);
  • психофизиологические методики (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики);
  • изучение глазомера, точности оценки пространственных признаков (бланковые и аппаратурные тесты);
  • изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики иногда с применением физиологических и биохимических измерений);
  • оценка психических состояний (опросники Спилбергера—Ханина, САН и др.).

По форме применения:

  • наблюдение (в естественных условиях или моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования);
  • беседа (индивидуальная и групповая);
  • опросники и анкеты (открытые и закрытые);
  • социометрические методики;
  • применение бланковых и аппаратных тестов (индивидуальные и групповые);
  • обследование на тренажерах и тренажерных устройствах;
  • специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.);
  • комплексные методики (включающие двигательную деятельность, физиологические, электрофизиологические и другие измерения) [3; 285-287].

  1. Требования к психодиагностическим методам

Предложил ряд  требований к методам и тестам, применяемым для оценки профессиональных качеств.

1. Прогностическая ценность. Заключается в требовании, чтобы результаты обследования нашли свое выражение в последующих успехах, в профессиональной деятельности, к которой отбираются и готовятся обследуемые лица. Ценность теста обычно измеряется коэффициентом корреляции результатов его выполнения и внешними критериями, для предвидения которого применяется тест. Вполне приемлемо применение тестов, ценность которых характеризуется коэффициентом 0,20-0,50.

2. Надежность, стабильность результатов у одного и того же испытуемого. Достаточная надежность необходима для того, чтобы можно было использовать результат данного теста как стабильный результат суммарной оценки. Надежность измеряется коэффициентом корреляции между отдельными рядами результатов, полученных по одному и тому же тесту. Иногда так называемый нечетно-четный коэффициент внутритестовой надежности определяется как коэффициент корреляции между суммами результатов, полученных в течение нечетных рабочих периодов, и суммами результатов, полученных в течение четных периодов. Надежность тестов обычно повышается с его продолжительностью. Минимально допущенным значением коэффициента надежности (Р) следует считать величину 0,7.

3. Научность, обоснованность и убедительность. Применение теста должно основываться на каких-либо достаточно определенных чертах профессиограммы. Должно быть ясно, какая именно черта подвергалась изучению и почему ее следует оценивать. Полученные данные должны подвергаться научному анализу и интерпретироваться в связи с определенными научными положениями.

4. Уникальность и дифференцированность. Методика должна быть направлена на определенную черту, на определенное качество или группу качеств. Желательно, чтобы была меньше корреляция между результатами избранного теста и результатами других тестов, направленных на изучение заведомо иных качеств.

5. Адекватность тем качествам, на оценку которых направлен тест, общность применяемого теста и раздела изучаемой деятельности в отношении их психологической структуры.

6. Объективность, характеризуемая наибольшей стандартизацией теста. Условия обследования должны быть таковы, чтобы на результаты теста не влияли посторонние факторы (индивидуальные особенности экспериментатора, настроение испытуемого, ошибки аппаратуры и др.). Должна быть исключена предвзятость мнения экспериментатора, особенно при производстве записей результатов тестирования. По каждому тесту должны быть подготовлены специальные инструкции, четко определяющие, что делать и что говорить экспериментатору и испытуемому.

7. Достоверность. Должны проводиться объективные численные измерения.

8. Сочетание методов численной оценки тестов с данными педагогического наблюдения, с анализом характеристик и анкетных данных.

9. Наличие эффективных внешних критериев (т. е. критериев в практике).

10. Практичность тестов, характеризуемая их доступностью, простотой и быстротой выполнения, массовостью, возможностью применения с ограниченным количеством испытуемых [3; 288-289].

  1. Психограмма спортивной деятельности

Психограмма - графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов. Психограммы позволяют наглядно сравнивать результаты исследования различных индивидов. Психограмма - методика составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил составлять частичную психограмму, которая отражает не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности профессионала в определенном виде спорта, отображающая профессионально важные качества. Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.

Этапы составления психограммы

1) Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.

2) Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).

3) Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

        Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

        Профессионально важные качества (ПВК) - относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешности выполнения  деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

К ПВК относятся особенности восприятия, действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций, логические образы, интерперсональные действия, действия контроля и самоконтроля,  психомоторные действия,  произвольные действия  и т.п.

        В спортивной деятельности к ПВК относятся   показатели физического

развития и    подготовленности,    психофизиологические функции, выносливость,    мышечная  сила, состояние вестибулярного аппарата, подвижность  нервных  процессов,   функции зрительного анализатора и др.

              Например, выносливость у спортсменов,  занимающихся  разнообразными  видами  спорта, проявляется по-разному.  Самые  высокие  показатели выносливости у лыжников, потом идут  легкоатлеты  (бегуны  на  средние  и  длинные дистанции),   конькобежцы,   велосипедисты,   футболисты,   гребцы, боксеры, хоккеисты, баскетболисты, борцы,  гимнасты,   тяжелоатлеты. Если виды спорта объединить в группы,  то  самое  высокое  развитие выносливости отмечается у тех, кто занимается  циклическими  видами спорта, несколько ниже у спорт-игровиков и самые низкие в тех видах, где выносливость специально не развивается.

              Силу  различных   групп   мышц   можно   развить,   занимаясь определенными видами спорта. Например, мышцы спины хорошо развиты у

штангистов, гребцов, легкоатлетов-метателей, а мышцы-сгибатели —  у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.

              Исследования показали, что систематические  занятия  определенными  видами   спорта   являются хорошим  тренингом  для  вестибулярного  аппарата   человека,   его вегетативно-рефлекторная возбудимость после специальных  тренировок заметно понижается.      При  испытании  на  кресле  Барани  реакция  оказалась  самой значительной у борцов, акробатов, баскетболистов и  конькобежцев. В тренировочной и спортивной  деятельности  этих спортсменов  много  упражнений  с   элементами   вращения,   и   их вестибулярный   аппарат   постепенно   становится   устойчивым    к заверчивающей силе кресла, А вот лыжники, штангисты, боксеры  такой выдержки не проявляют [12; 62-63].

              Методом комбинированного вращения по Воячеку определили    наибольшую    устойчивость вестибулярного аппарата у  акробатов,  борцов,  гребцов,  гимнастов конькобежцев,  баскетболистов.  Данное качество развито в  тех  видах   спорта,  которые  требуют  особенно   точной   координации   (акробатика   и гимнастика) или точного баланса (академическая гребля).           Такие же данные были получены из наблюдений за спортсменами в море  во  время  качки  и  при  фигурном  пилотаже   на   самолете. Отмечалось,  что  вегетативная  устойчивость  зависит  также  и  от «спортивного стажа» - чем он больше, тем организм меньше  подвержен укачиванию.

                Фехтовальщикам,   футболистам, баскетболистам, боксерам, чтобы обладать высокоразвитыми  функциями зрительного анализатора,  необходимо,  тренировать  также,  чувство пространственной  ориентировки,  Выявлена  зависимость:  чем   выше уровень зрительного анализатора, тем точнее реакция  на  движущийся объект, тем совершеннее мы владеем своим телом.

Точность   движений   высока   у спортсменов-игровиков,    гимнастов,    легкоатлетов-метателей, конькобежцев.  У  тех  же,  кто  занимается  боксом,   баскетболом, волейболом, гимнастикой или  греблей,  увеличивается  и  показатель точности  мышечных  усилий.  Движения  становятся  более   четкими. Тактильная чувствительность пальцев. Ее развивают  спортивные игры  -  особенно  баскетбол  и  волейбол.  

      С.С. Грошенков  разделил  все  виды спорта на три группы. Первая объединяет виды спорта,  отличительная черта  которых  -   тренировка   быстроты,   силы   и   специальной выносливости.    Вторая    требует     преимущественно     развитых координационных  способностей.  И  третья  -   психофизиологических качеств, позволяющих точно решать двигательные задачи  тактического свойства [4].

      А.Б. Гандельсман и К.М. Смирнов   все  виды  спорта  объединили  в  семь групп:   1)   виды  спорта,  которые  предъявляют повышенные  требования  к  координации  движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду); 2) виды  спорта,   характеризующиеся циклическими  движениями,  главная   черта   которых   —   развитие выносливости (бег, конькобежный спорт, велоспорт); 3)  виды  спорта,  для которых характерна сила  и  быстрота  движений,  в свою очередь она делится на две подгруппы перемещение  максимальной массы (тяжелая  атлетика);  создание  максимального  ускорения  при постоянной массе (легкоатлетические метания); 4)  виды спорта, которые способствуют быстрому  сбору  и  освоению  информации  в   условиях   борьбы   с соперником (единоборства); 5) виды спорта, тренирующие  центральную  нервную систему  в  связи  с  необходимостью   обеспечить   опережающее   и предупреждающее действие (мотоспорт, конный, водно-моторный спорт); 6) виды  спорта,    «воспитывающие»  нервную  систему   при   малых физических нагрузках (шахматы, русские шашки); 7) виды  спорта,    тренирующие  способность быстрого переключения с одного вида  деятельности  на  другой (современное пятиборье, биатлон) [4].

        Л. К. Серова предложила психограмму личности спортсмена-игровика: мотивационная сфера (интерес к игре, уровень притязаний, стремление к лидерству), составляющие интеллекта (оперативный интеллект), способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциогенных воздействий [10; 290-292].

Литература

  1. Горбунов Г.Д. Практический психолог в спорте // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И.П. Волков. Спб., 2002.  С. 260-269.
  2. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.,  1990.
  3. Марищук В.Л. Методы психодиагностики в спорте // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И. П. Волков. Спб., 2002. С. 279-288.
  4. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). Под ред.  Я. Стреляу, О. Митиной, Б. Завадского. М.. 2007.
  5. Попов А.Л. Спортивная психология. М.,  2000.
  6. Пуни А.Ц. Методы психологического исследования в спорте // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И. П. Волков. Спб., 2002. С. 275-279.
  7. Практикум по спортивной психологии. Под ред. И.П. Волкова. Спб., 2002.
  8. Психология физической культуры и спорта. Сост. Оконешникова А.П. Я., 2004.
  9. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973.
  10. Серова Л.К. Психограмма личности спортсмена-игровика // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И.П. Волков. Спб., 2002. С. 289-292.
  11. Стамбулова Н. Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсмена // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И. П. Волков. Спб., 2002. С. 64-72.
  12. Стрелец В.Г., Горелов А.А. Вестибулярные реакции и чувство равновесия у спортсменов // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Сост. И. П. Волков. Спб., 2002. С. 52-63.

Глоссарий

Метод - способ, путь, прием изучения предмета науки (психики), способ сбора, обработки или анализа данных.

Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом; конкретная реализация метода. 

Техника – совокупность специфических приемов для эффективного использования метода.

Процедура – последовательность всех операций; общая система действий или способ организации исследования.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта без вмешательства экспериментатора в наблюдаемый процесс.

Эксперимент – метод изучения причинно-следственных связей, предполагающий создание экспериментатором  контролируемой ситуации, в которой на объект исследования осуществляется воздействие экспериментальным фактором (независимая переменная) и изменения, происходящие с объектом, объясняются воздействием этого фактор (зависимая переменная).

Опрос – метод сбора информации, в ходе которого испытуемым задаются вопросы и на основе ответов выводятся суждения о личностных особенностях этих людей.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

Социометрия – метод выявления неформальных МЛО в группе при помощи выборов (предпочтений).

Биографический метод – метод исследования  и проектирования жизненного пути личности.

Психограмма - графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов.

Профессионально важные качества (ПВК) - относительно устойчивые, индивидуально-личностные свойства, влияющие на успешность выполнения  деятельности, а также освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные задачи психодиагностики в спорте?
  2. Какие методы психологии используются в спортивной деятельности?
  3. Каковы основные требования к психодиагностике в спорте?
  4. Какие этапы включает  психограмма?
  5. Почему важно учитывать ПВК при тренировке спортсменов?

Сост. Г.А.Попов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение физической культуры для детей школьного возраста".

В статье рассмотривается значение физической культуры в школьный период жизни человека как основы фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных дви...

Статья "Формирование физической культуры и культуры здоровья как педагогическая проблема"

В данной статье предложен анализ преподавания предмета физическая культура в школах на сегодняшний момент, а также проанализированио содержание программы по предмету и видение каким должен быть урок ф...

Статья: "Роль физической культуры в жизни школьника"

Роль физической культуры в жизни школьника.План-конспект открытого урока по физической культуре....

Статья по физической культуре "Дозирование физических нагрузок школьников".

Дозирование физических нагрузок школьников: основные понятия....

Статья по физической культуре. Психодиагностика

Методы психодиагностики в спорте...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...

Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"

Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"...