Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"
статья по физкультуре (11 класс)

Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы занятия физической культурой

В настоящее время большинство людей бездействуют. Они идут от автостоянки или автобусной остановки до своего заведения, от рабочего стола до буфета или кафетерия. Даже молодые люди не балуют себя физической активностью. А отсутствие движения плохо сказывается на состоянии здоровья и на возможностях человека во всех сферах жизни.   

Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжих ловкими, медлительных - быстрыми, слабых - сильными, постоянно жалующихся на усталость - выносливыми, болезненных - здоровыми. Хорошая физическая подготовка позволяет быстро осваивать новые сложные производственные профессии; он также стал одним из решающих факторов в обучении летчиков, космонавтов и военных.   

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо развитые физически юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятия из-за простудных заболеваний. 

Методы физического воспитания

В процессе физического воспитания используются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной активности:

  • метод регламентированных упражнений,
  • игровой метод,
  • соревновательный метод,
  • словесные и сенсорные методы.

Методика регламентированного упражнения предусматривает:

  • четко прописанная программа движений (заранее заданный состав движений, порядок повторений);
  • максимально точное дозирование нагрузки и контроль ее динамики при выполнении упражнений, четкое нормирование места и продолжительности интервалов отдыха;
  • создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями вовлеченных лиц (использование вспомогательного оборудования, тренажеров, срочный контроль воздействия нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов, имеющих общую, единую, целевую цель: обеспечение оптимальных условий для овладения новыми двигательными навыками или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

Игровой метод может применяться на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми - футболом, волейболом и т. д.

К особенностям игрового метода можно отнести, в частности, сюжетную организацию игры: деятельность организована по концепции, предусматривающей достижение конкретной цели. Сюжет игры обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, труда, быта). Но сюжет игры может быть создан специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или иного занятия, или как условная схема взаимодействия игроков (современные спортивные игры).  

Игровой метод применяется для комплексного совершенствования двигательной активности в сложных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно использовать для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других моральных умственных качеств. 

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации участников к выполнению отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельной форме в виде контрольно-тестовых или официальных спортивных соревнований. Главная особенность соревновательного метода - это сравнение сильных сторон тех, кто ведет упорядоченную борьбу за превосходство или высокие достижения.  

Соревновательный метод используется для решения множества педагогических задач. Это, прежде всего, повышение умений, навыков в сложных условиях для воспитания физических, нравственных и волевых качеств. Фактор соперничества в процессе соревнований создает особый эмоционально-физиологический фон, который значительно усиливает эффект от физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Этот метод необходимо применять после специальной предварительной подготовки.   

Вербальные и сенсорные методы включают широкое использование слов и сенсорной информации.

Благодаря слову вы можете передать необходимые знания, активировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать к нему отношение студентов, вы можете направлять процесс выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, а также корректировать поведение ученик

Проблемы формирования здорового образа жизни

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их количество и разнообразие настолько велико, что порой они затмевают главную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников часто складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных, то есть обеспечение минимального или большего домашнего комфорта, удовлетворительного питания и предоставления достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является защита здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда могут правильно организовать свою работу. Они должны четко понимать, что потребности здоровья должны быть в основе любой социальной программы, т.е. рекомендации по гигиене - медицинская наука о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их неполноценности и снижению их эффективности.        

Каждый аспект социальной работы направлен на сохранение здоровья. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезирование, доставка еды, отопление, устранение вредных привычек, улучшение окружающей среды, качества жизни, установка телефона, восстановление разорванных связей подопечного с семьей или обществом и т. д. - все это прямо или косвенно зависит от физического или психического здоровья человека, от его настроения и воли к жизни.  

Социальные работники должны иметь четкое представление о феномене здоровья и здорового образа жизни. Без таких убеждений социальная работа неполна. 

Понятие образ жизни трактуется как вид деятельности человека, обусловленный особенностями социально-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются работа (учеба для подрастающего поколения), повседневная жизнь, социальная, политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основания говорить о ведении здорового образа жизни, который можно рассматривать как совокупность мероприятий, обеспечивающих оптимальное взаимодействие человека с окружающей средой. Согласно философскому определению Маркса, болезнь - это жизнь, ограниченная своей свободой, а здоровый образ жизни, направленный на предотвращение возникновения какой-либо болезни, обеспечивает полное развитие и реализацию возможностей личности, способствует формированию активной жизнедеятельности. жизненная позиция (в медико-генетическом аспекте) и является необходимым условием воспитания гармонично развитой личности.   

В понятие здорового образа жизни входят рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, соблюдение правил и требований психогигиены, рациональное питание и личная гигиена, активный двигательный режим и систематическая физическая культура, эффективное закаливание, продуманная организация досуга, отказ от вредных привычек.

Здоровый образ жизни - единственный образ жизни, способный восстановить, сохранить и улучшить здоровье населения. Поэтому формирование этого образа жизни среди населения является важнейшей социальной технологией общегосударственного значения и масштаба. 

Роль движения для физического и умственного развития ребенка обсуждается практически во всех книгах по воспитанию детей. Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей все чаще можно встретить среди воспитанников детских садов, не говоря уже о школьниках. Неслучайно в последнее время одной из главных тем самых популярных книг и статей биомедицинского характера стало обсуждение негативного влияния на здоровье физических нагрузок, резко снизившихся в ХХ веке. По этой причине в медицинской литературе используется обобщенный термин гипокинезия (от греч. Hypo - редуцированный и kinesis - движение), который включает в себя весь комплекс симптомов, развивающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой системе, снижается газообмен, ухудшается самочувствие, нарушается сон и т. д.    

То, что движения эффективно влияют на все без исключения психические функции, известно давно. В исследованиях выдающихся советских и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956), А.В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано, что существует прямая связь между характером двигательной активности и проявления восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Таким образом, в здоровом образе жизни объясняется все, что способствует выполнению человеком определенных социальных и бытовых функций в наиболее оптимальных для систем развивающегося организма условиях. В настоящее время установлено, что соблюдение принципов здорового образа жизни может увеличить его продолжительность на 10 лет и более.   

Здоровый образ жизни - единственное средство от всех болезней сразу. Он направлен на профилактику не каждого заболевания в отдельности, а всего в совокупности. Поэтому это особенно рационально, экономично и желательно.  

Рациональный режим, включающий разумное распределение времени, отведенного на прием пищи и сон, и правильное чередование физических, психических и эмоциональных проявлений в жизни детей создают условия для оптимального ритма процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и всестороннему развитию. гармоничное развитие здорового ребенка.

Подводя итоги, необходимо указать общие цели и средства физической культуры в формировании здорового образа жизни:

  1. Принцип оздоровительной направленности - один из основных принципов массовой физкультурной деятельности, вытекающий из целей и задач физической культуры в обществе. Это физическое развитие подрастающего поколения и молодежи, физическое совершенствование взрослого занятого населения, сохранение хорошей физической формы у пожилых людей. 
  2. Поскольку физическая культура - это средство активного, полноценного отдыха людей, физические упражнения на лоне природы особенно важны для общей гигиены. его виды, которые способствуют регуляции вегетативных функций организма. 
  3. Наконец, физическая культура для многих становится формой самовыражения. Физическая культура - естественный способ проявления личности в обществе. В большинстве видов спорта мы имеем дело не только с проявлением физической силы или выносливости, но и с целостным выражением человеческой личности или силы команды. В связи с этим спорт доставляет человеку разностороннее удовлетворение от проявления его основных сил. Как и искусство, спорт постоянно открывает новые человеческие способности и возможности.    
  4. Пожалуй, трудно найти более эффективный способ снизить социальную напряженность в обществе, предотвратить асоциальное поведение молодежи, чем занятия физическими упражнениями и вовлечение их в круг людей, интересующихся спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор форм и методов занятий физической культурой с воспитанниками специальных медицинских групп, в зависимости от показаний и противопоказаний.

Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями с учащимися  специальных медицинских групп  - важнейшее средство ук...

Выступление на МО учителей физической культуры школы по теме: "Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у обучающихся."

          Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровом...

Статья "Учитель физической культуры и ученик – современные подходы взаимодействия"

В статье автор рассуждает о современных подходах к взаимодействию "Учитель-ученик"...

Статья «Учитель физической культуры»

История Физическая культура - это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состо...