Рабочая программа спортивной секции «Лыжный спорт»
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа работы спортивной секции «Лыжный спорт» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
С целью повышения двигательного режима обучающихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. Для полноценного развития обучающимся нужно двигаться, т.е. выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный).
Задача секции лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у обучающихся. Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Различные формы и методы тренировочных занятий формируют у обучающихся устойчивый интерес к посещению занятий лыжным спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно – технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ: Зав. Отделом ВР Черников А.В. ____________ «____»__________20__ г. |
Рабочая программа
спортивной секции «Лыжный спорт»
90 часов
Болдырева Т.В.,
преподаватель физической культуры
г. Мичуринск
Пояснительная записка
Рабочая программа работы спортивной секции «Лыжный спорт» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
С целью повышения двигательного режима обучающихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. Для полноценного развития обучающимся нужно двигаться, т.е. выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный).
Задача секции лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у обучающихся. Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Различные формы и методы тренировочных занятий формируют у обучающихся устойчивый интерес к посещению занятий лыжным спортом.
В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами обучающихся. К занятиям лыжным спортом допускаются обучающиеся в возрасте от 15 до 20 лет, прошедшие медицинскую комиссию и допущенные врачом.
Освоение программного материала осуществляется по трем направлениям:
– оздоровительное;
– воспитательное;
– образовательное.
Цели:
– развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика;
– воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– овладение технологиями современных оздоровительных систем, физического воспитания и прикладной физической подготовки;
– освоение знаний о физической культуре, её связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой;
– формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физкультурой и спортом.
Задачи:
– прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом;
– укреплять здоровье обучающихся и закаливать их организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
– овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов;
– выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.
Рабочая программа работы спортивной секции «Лыжный спорт» составлена с учетом психологических и физических особенностей развития обучающихся (15-20 лет) и рассчитана на 90 часов при 6 часах занятий в неделю (2 дня по 3 часа).
Основной формой обучения являются групповые, учено-тренировочные занятия.
Наполняемость группы – 20 человек.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 3 часа.
Ожидаемые результаты:
Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны:
Знать / понимать:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья и профилактику заболеваний;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;
– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
Уметь:
– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике);
– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется:
По технике выполнения упражнений:
Контрольные испытания на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, скорости, выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений).
Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов. Участие в соревнованиях по лыжным гонкам.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теоретические знания | практические знания | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в России. | 1 | 1 | - |
2. | Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника. | 1 | 1 | - |
3. | Основы техники лыжных гонок. | 1 | 1 | - |
4. | Основы методики обучения техники и тактики лыжника. | 1 | 1 | - |
5. | Правила техники безопасности и оказание ПМП. | 1 | 1 | - |
6. | Спортивные базы, оборудование. Инвентарь. | 1 | 1 | - |
7. | Правила соревнований. | 1 | 1 | - |
8. | ОФП. | 18 | - | 18 |
9. | СФП. | 25 | - | 25 |
10. | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника гонщика. | 29 | - | 29 |
11. | Участие в соревнованиях. | Согласно календарному плану | ||
12. | Выполнение контрольных требований и нормативов. | 7 | - | 7 |
13. | Культурно-массовая работа. | 4 | - | 4 |
Итого: | 90 | 7 | 83 |
Содержание программы.
- Развитие лыжного спорта в России.
Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте. Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.
- Гигиена занятий, режим питания спортсменов.
Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма. Комплексы УГГ.
- Основы техники лыжника.
Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах.
- Основа методики техники и тактики лыжника.
Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины дистанции и рельефа местности.
- Правила техники безопасности.
Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.
- Спортивная база, оборудование, инвентарь.
Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта. Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и смазки на лыжи.
Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений. Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.
- Общая физическая подготовка.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
- Специальная физическая подготовка.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП. Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска и торможений.
- Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.
Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления подъемов и спусков. Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.
- Участие в соревнованиях.
Городских, областных – согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий.
- Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.
Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, прыгучести, выносливости, координации движений. Тесты на владение техникой основных лыжных ходов. Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км, 5 км на время. Выполнение разрядных нормативов. Тесты на выполнение легкоатлетических упражнени
Календарно-тематическое планирование по лыжному спорту
№ п/п | Дата | Содержание | Кол - во часов |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Общая физическая подготовка. ОФП. | 3 | ||
Кросс 1 км, СФП, упражнения на растяжение. | 3 | ||
Кросс 1 км. Специальная физическая подготовка. Краткая характеристика техники лыжных ходов, ОФП, круговая тренировка. | 3 | ||
Свободное катание на лыжах. Свободный ход. | 3 | ||
Коньковый ход. ОРУ на растяжение, расслабление. | 3 | ||
Коньковый ход. 2км. | 3 | ||
Коньковый ход 2-4 км. Работа без палок – скользящий шаг. ОФП. Упражнения на растяжение. | 3 | ||
Свободное прохождение дистанции 2 -4 км. Коньковым ходом. ОФП. ОРУ на растяжение. | 3 | ||
Техническая тренировка. Передвижение по учебной лыжне попеременным 2-ух ш. ходом. Дистанция 2 - 5 км. ОРУ на расслабление. | 3 | ||
Скоростно-силовая тренировка. ОРУ. | 3 | ||
Техническая тренировка. ОФП. | 3 | ||
Силовая тренировка. Работа одновременными ходами. Заминка 2-3 км. ОРУ. | 3 | ||
Работа на выносливость, дистанция 6-8 км. | 3 | ||
Одновременные ходы, работа на технику. Дистанция 3 км. ОРУ. | 3 | ||
Техническая подготовка. Дистанция3 -5км. | 3 | ||
Скоростная выносливость, работа на отрезках. Разминка, заминка 3 км. ОФП на силу. | 3 | ||
Техническая тренировка. Передвижение попеременным 2-ух ш. ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск: спуск в низкой стойке Дистанция 5-6 км. ОРУ на растяжение. | 3 | ||
Свободное катание на выносливость до 6-9 км. ОРУ на расслабление. | 3 | ||
Прохождение дистанции до 5 -8 км. Работа на выносливость равномерно. | 3 | ||
Коньковый ход 5 км. | 3 | ||
Равномерно 3-5 км. | 3 | ||
Коньковый ход. Отработка одновременных ходов. ОФП. ОРУ на растяжение. | 3 | ||
Коньковый ход 5-6 км. ОФП силовая тренировка. | 3 | ||
Техническая подготовка. Дистанция -5км. | 3 | ||
«Лыжня России» Дистанция 3 км. | |||
Техническая тренировка. Отработка подъемов, с хода на ход, равномерно 5 км. ОРУ. | 3 | ||
Тактическая и техническая подготовка на лыжной трассе 6-8 км. ОРУ. | 3 | ||
Контрольная тренировка коньковый ход 5-3 км. Анализ результатов. | 3 | ||
Сдача норм ОФП. | 3 | ||
Равномерная тренировка. Вольный стиль. | 3 | ||
Сдача норм ОФП. | 3 | ||
Всего: | 90 |
Библиографические источники:
- Преображенский В. С. Учись ходить на лыжах . – М.: Сов.спорт, 1989.
- Барышников А.Н. Лыжный спорт: программа для лыжных секций. – М.: ФиС, 1971.
- Зверева М. С. Программы для ДЮСШ и образовательных школ. Спортивные кружки и секции. – М.: Просвещение, 1986.
- Жудов В.А. Лыжные гонки: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1986.
- Кардюков В.В. Лыжный спорт: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1971.
- Озолина Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1989.
- Малюков Е.А. Подружись с королевой спорта. – М.: Просвещение, 1991.
- Ляхов В.И. Лёгкая атлетика: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1989.
- Говердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: ФиС, 1986.
- Семашко Н.В. Баскетбол: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1976.
- Цирик Б.Я. Футбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 1982.
- Железняк Ю.Д. Спортивные и подвижные игры. – М.: ФиС, 1984.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физической нагрузки школьников. – М.: Просвещение, 1991.
- Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по ФК. – М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/02/picture-228237-1367470833.jpg)
Рабочая программа спортивной секции баскетбол в школе
Пояснительная записка Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, пре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-307065-1389859700.jpg)
Авторская рабочая программа спортивной секции "Меткий стрелок" на 140 часов
Программа расчитана на работу с детьми 12-17 лет. Расчитана на три года . В материалах присутствует пояснительная записка, содержание программы, учебно- тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-302934-1380118590.jpg)
Рабочая программа спортивной секции (кружка) "ЗОЖ и ОБЖ в направлении «Street Workout»"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе практических рекомендаций и методики ведущих спортсменов и мастеров направления «Street Workout» с элементами Джимбарр (Gimbarr), «Дво...