Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья по физкультуре
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Физическая культура и спорт неотъемлемая часть активного образа жизни человека. Двигательная активность влияет на все системы организма. Современный образ жизни человека наряду с техническим прогрессом, внес ряд неблагоприятных факторов: гиподинамию, нервные и физические перегрузки. Для сохранения психофизического здоровья, человеку в любом возрасте необходимо соблюдать двигательный режим, а у людей с ограниченными возможностями здоровья мотивация к движению снижена.
В школе-интернате №9 обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), которые носят как врождённый, так и приобретённый характер различной степени выраженности. Многие учащиеся передвигаются на колясках, либо с приспособлениями: это ходунки, костыли, трости, что является преградой для активного образа жизни. Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни и обучения для последующей их интеграции в обществе.
На уроках адаптивной физической культуры (АФК) создаются условия для формирования необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для повышения мотивации к двигательной активности, формированию личности, развитию интеллекта, осознанию своего собственного «Я» и выбора морально- нравственной позиции в социуме. Для повышения мотивации двигательной активности обучающихся в школе созданы благоприятные условия.
Учителя АФК школы-интерната разработали диагностические тесты для учащихся школы. Мониторинг двигательных возможностей учащихся проводится 2 раза в год. Данное тестирование позволяет обучающимся увидеть рост двигательных достижений, а учителям следить за уровнем физической подготовленности. Оценка нормативных показателей производится индивидуально у каждого учащегося. Исходным показателем является первичное проведение испытаний (тестирования).
Классификация учащихся данной нозологической группы для проведения тестов (испытаний):
Класс «А»: легкая степень двигательных нарушений, дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки; движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
Класс «Б»: средняя (умеренно выраженная) степень двигательных нарушений, дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д.), т. е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук.
Класс «В»: тяжелая степень двигательных нарушений, ребенок не владеет навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, он не может самостоятельно обслуживать себя, передвигается на коляске с помощью.
Тестирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Тест №1
Подъем туловища из положения лежа в положение сидя (количество раз).
Учащиеся начальной школы выполняют 1 мин., основной и средней школы - 2 мин.
И.П. – лежа на гимнастическом коврике, фиксация нижних конечностей. Варианты выполнения упражнения: с гимнастической палкой; махом рук; с помощью учителя.
Тест №2
Удержание упора лежа (на время). Учащиеся начальной школы выполняют 1 мин., основной и средней школы - 2 мин.
И.П.- упор лежа. Варианты выполнения упражнения: опора ног на валик; опора на предплечья.
Тест №3
Бросок мяча бочча на точность (см).
Из И.П. – сидя на стуле (коляске) выполняется бросок мяча бочча любым доступным способом к «джек-болу», который лежит на «кресте». От линии броска до креста 5 метров. Измеряется расстояние от «джек-бола» до брошенного мяча.
Тест №4
Бег (ходьба) на время.
Учащиеся начальной школы выполняют бег (ходьбу) 30 м., основной и средней школы - 60м., передвигающиеся на колясках 20 метров. Данное упражнение выполняют учащиеся классов А, Б.
Для положительной динамики ведется непрерывная работа по развитию и совершенствованию двигательных качеств на протяжении всего учебного процесса.
На уроках АФК обучающиеся совместно с учителем ставят задачи, планируют результат. Ученики осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, что помогает им оценить свою работу и работу одноклассников. Задания на уроках подбираются с учетом индивидуальных возможностей, чтобы ученик на каждом уроке мог почувствовать себя успешным. Создается психологический климат, который способствует развитию мотивов двигательной активности. Работа в команде развивает самостоятельность и личную ответственность за свои действия, что помогает освоению социальной роли. На уроках дети обучаются способам самоконтроля, формам самостоятельной двигательной активности, упражнениям, которые могут выполнять самостоятельно или с родителями. Задача учащихся выбрать самостоятельно или совместно с родителями приемлемые для них упражнения и формы двигательной активности.
Помимо уроков адаптивной физической культуры, включая плавание в бассейне и гидромассаж в ваннах, у обучающихся есть возможность заниматься адаптивным спортом.
В школе-интернате работает отделение дополнительного образования детей (ОДОД), которое осуществляет реализацию программ дополнительного образования по физкультурно-спортивному направлению. Обучающиеся занимаются паралимпийскими и адаптивными видами спорта, которые удовлетворяют потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей и сопоставлении их со способностями других людей.
В ОДОД активно развиваются следующие виды спорта, которые ведут учителя АФК школы-интерната.
RaceRunner - вид лёгкой атлетики, бег на 3-колесном велосипеде без педалей, предназначенный для людей с тяжелыми формами двигательных нарушений. В городе Санкт- Петербурге наше учреждение единственное, где развивается данный вид спорта. Бег на велосипеде это больше, чем спорт – он обеспечивает обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями свободой передвижения и независимостью. Упражнения на данных велосипедах улучшают опороспособность и координацию, способствуют развитию кардио-респираторной системы, выносливости, а также дают возможность развивать двигательные качества ребёнка, создавая условия для мотивации к увеличению двигательной активности. На занятиях обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать маршрут, задавать темп и стиль бега, придумывать препятствия, усложнять трассу для себя и своих сверстников, что делает занятие еще интереснее.
Бочча- это паралимпийский вид спорта. Данным видом спорта занимаются обучающиеся, передвигающиеся на колясках. Цель игры – расположить свои мячи ближе к джекболу, по сравнению с мячами противника. Бочча- развивает зрительный ориентир, ловкость и точность. Занимающиеся взаимодействуют и общаются со сверстниками для достижения общей цели. Анализируют ситуацию и ошибки на поле во время игры. Бочча для обучающихся с тяжелыми нарушениями двигательных функций является средством оздоровления и возможностью к социальной адаптации, а также воспитывает и стимулирует потребность к занятиям физической культурой и спортом, что является неотъемлемой частью жизни для детей, которые испытывают недостаток движения и общения.
Флорбол — это игровой вид спорта, динамичная и увлекательная командная игра в закрытом помещении с клюшками и мячом между двумя командами. Цель обеих команд – забить мяч в ворота соперника. Флорбол развивает мышление, физические качества, двигательные умения и навыки. Занятия в секции имеют огромное воспитательное значение- способствуют укреплению дисциплины, ответственности перед командой, и развитию настойчивости в достижении поставленной цели. В процессе постоянного сознательного преодоления трудностей, на занятиях в секции закаляются - воля, характер, уверенность в себе, способность принимать правильное решение.
Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, включающий в себя интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Занимаясь спортивными танцами на колясках, дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата приобретают навыки владения своим телом и спортивной коляской, развивают ориентировку в пространстве. Танцы на колясках способствуют развитию музыкальности, ритмичности и согласованности движений.
Пауэрли́фтинг — силовой вид спорта, преодоление сопротивления максимально тяжёлого для спортсмена веса. Для спортсменов с проблемами опорно-двигателного аппарата предусмотрен один вид упражнения — жим штанги лёжа. Упражнение выполняется на специальной скамье, при необходимости спортсмена фиксируют одним или двумя привязными ремнями.
Дартс - это популярная игра в России. Ее простота и доступность позволяют играть в нее людям с разными возможностями, как в помещении, так и на улице, в кругу семьи или с друзьями. Занятия улучшают координацию движений, стабилизируют работу сердечно-сосудистой системы. Игра развивает глазомер и точность движений, а игра на счет и необходимость запоминать варианты игровых комбинаций развивают память и логическое мышление. Дартс помогает в развитии самоконтроля, благоприятно влияет на психо-эмоциональное состояние занимающихся, воспитывает уверенность в себе.
По данным видам спорта разрабатываются и проводятся школьные соревнования, где обучающиеся делятся на группы по двигательным возможностям, чтобы каждый ребенок смог проявить себя в здоровом соперничестве. Приглашаются родители участвовать вместе с детьми в соревнованиях. Совместная работа с родителями дает положительный результат в мотивации к двигательной активности обучающихся. И родители, и дети получают удовольствие от движения и от общения. Такие мероприятия сплачивают семью, родительский и детский коллектив школы, что положительно влияет на психоэмоциональное состояние тех и других.
Школа поддерживает социальное партнерство с другими организациями, которые предоставляют обучающимся возможность заниматься в секциях: баскетбол на колясках, большой и настольный теннис, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивное ориентирование.
Занятия адаптивным спортом позволяют обучающимся выступать на соревнованиях разного уровня, занимать призовые места на городских, всероссийских и международных соревнованиях, общаться с другими участниками соревнований, что мотивирует обучающихся к двигательной активности, помогает им сохранить здоровье физическое и психологическое, что помогает успешной социализации.
Список используемой литературы:
1. «Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта.» Методическое пособие. Т.В.Ветвицкая, Е.А.Гончарова, И.В.Шуляковская. НИЦ АРТ 2015г. – 60с.
2.http://www.racerunning.org/document/
3. www. paralymp.ru/
4. https://ru.wikipedia.org
6. «Современные и инновационные методики и технологии в дополнительном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья» //Сб. информационно-методических материалов Е.Ю.Сафина, И.А. Евланова, Е.М.Ильева, Г.В.Какунина, Е.К.Берсенева, тех.ред. Е.П.Абрамова Санкт-Петербург. 2018г. - 190с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе
Данный проект предназначен для проведений занятий по предмету «Технология» в 5 классе. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий по техническому творчеств...

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, множественным и нарушениями
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируе...

Организация работы педагога с родителями обучающегося с нарушениями опорно - двигательного аппарата (НОДА)
Обучение детей с НОДА – это сложный, долговременный процесс, составляющими звеньями которого должны быть сам ребенок, компетентные, настроенные на положительный результат родители, специалисты....

Конспект урока Труд (технология) по теме "Шнуры. Свойства" по АООП ОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренным, тяжелым, глубоким нарушением интеллекта, тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2)
Конспект урока Труд (технология) по теме "Шнуры.Свойства"...