Адаптированная рабочая программа по физкультуре
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Лодягин Владимир Владимирович

Рабочая программа учителя для работы с обучающимися с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fizkultura_5_d_klass.docx62.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №4г. Советский

Утверждаю:

Директор МБОУСОШ № 4  г.Советский

_____________Е.А.Кузьмина

«___»_________________2020 г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР

_____________М.Е.Смирнова

«___»_________________2020г.

Рассмотрено на заседании МО учителей коррекционного и надомного обучения

Протокол №___ от «___»______2020г.

Руководитель МО

___________________Н.В. Лоскутова

Адаптированная рабочая программа

для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)

по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Учителя: Лодягина Владимира Владимировича

5 д класс

Раздел I. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвер. Приказом МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ от 05.03.2004 N 1089), сборника нормативных документов (Физическая культура /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.) и комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов: программы для образовательных учреждений. / Лях В.И., Зданевич А.А. – М.: Просвещение, 2007.

Характеристика обучающихся с задержкой психического развития.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам. В основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

Учащимся с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в:

 - рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала;

- выборе цели и средств ее достижения;

- регулирование действий учеников;

- побуждение  учащихся к деятельности на уроке;

 - развитие интереса к уроку;

 - чередование труда и отдыха.

С  учётом психофизиологических особенностей обучающихся с задержкой психического развития   на каждом уроке формулируются коррекционно-развивающие задачи, которые предусматривают:

  • корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
  • коррекцию и развитие связной письменной речи;
  • коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
  • коррекцию и развитие зрительных восприятий;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекцию и развитие тактильного восприятия;
  • коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  • коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета.

Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе  данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в 6-х классах ориентируется на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
  • формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования учащихся 6-х классов по физической культуре, настоящая рабочая программа в своём предметном содержании направлена на:

  • реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион);
  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  • соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Знать:

  • основы истории развития физической культуры в России, основы история развития национальных видов спорта народов ханты-манси;
  • особенности развития избранного вида спорта;
  • педагогические, физиологические» и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
  • психофункциональные особенности собственного организма;
  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с цельюповышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Лазанье по канату на расстояние 6 м, с

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, кол-во раз

12

180

165

18

К выносливости

Кроссовый бег 2 км

Передвижение на лыжах 2 км

8 мин 50 с

16 мин 30 с

10 мин 20 с

21 мин 00 с

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

10,0

12,0

14,0

10,0

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м. Владеть основополагающими формами движений в ходьбе, беге, прыжках; бегать до 100 м с максимальной скоростью, до 4 км в равномерном темпе с палкой; стартовать из различных исходных положений; уметь прыгать в длину, тройным с одновременным отталкиванием двух ног, через нарты, в высоту; лазать по канату, шесту; преодолевать полосу из 3-5 препятствий; уметь ходить на лыжах до 5 км.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м. Метать тынзян на хорей, метать тынзян на дальность, метать топор, палку на дальность; метать шишки, снежки, камни в цель.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В элементах атлетической гимнастики: технически правильное выполнение упражнений из данного материала и иметь представление о прорабатываемых мышцах во время выполнения этих упражнений .

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр по упрощенным правилам.

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей (табл. 1), с учетом региональных условий (табл. 12) и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений, применять народные подвижные игры и другие физические упражнения, с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.

Нормативные требования по физической подготовленности учащихся


п/п

Физические

способности

Контрольное упражнение (тест)

Возраст,

лет

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Скоростные

Бег 30 м, с

11

12

13

14

15

6,3 и выше

6,0

5,9

5,8

5,5

6,1-5,5

5,8-5,4

5,6-5,2

5,5-5,1

5,3-4,9

5,0 и ниже

4,9

4,8

4,7

4,5

6,4 и выше

6,3

6,2

6,1

6,0

6,3-5,7

6,2-5,5

6,0-5,4

5,9-5,4

5,8-5,3

5,1 и ниже

5,0

5,0

4,9

4,9

2

Координационные

Челночный бег 3Х10 м, с

11

12

13

14

15

9,7 и выше

9,3

9,3

9,0

8,6

9,3-8,8

9,0-8,6

9,0-8,6

8,7-8,3

8,4-8,0

8,5 и ниже

8,3

8,3

8,0

7,7

10,1 и выше

10,0

10,0

9,9

9,7

9,7-9,3

9,6-9,1

9,5-9,0

9,4-9,0

9,3-8,8

8,9 и ниже

8,8

8,7

8,6

8,5

3

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

11

12

13

14

15

140 и ниже

145

150

160

175

160-180

165-180

170-190

180-195

190-205

195 и выше

200

205

210

220

130 и ниже

135

140

145

155

150-175

155-175

160-180

160-180

165-185

185 и выше

190

200

200

205

4

Выносливость

6-минутный бег, м

11

12

13

14

15

900 и менее

950

1000

1050

1100

1000-1100

1100-1200

1150-1250

1200-1300

1250-1350

1300 и выше

1350

1400

1450

1500

700 и ниже

750

800

850

900

850-1000

900-1050

950-1100

1000-1150

1050-1200

1100 и выше

1150

1200

1250

1300

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя,

см

11

12

13

14

15

2 и ниже

2

2

3

4

6-8

6-8

5-7

7-9

8-10

10 и выше

10

9

11

12

4 и ниже

5

6

7

7

8-10

9-11

10-12

12-14

12-14

15 и выше

16

18

20

20

6

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз

На низкой перекладине из виса лежа (девочки), кол-во раз

11

12

13

14

15

11

12

13

14

15

1

1

1

2

3

4-5

4-6

5-6

6-7

7-8

6 и выше

7

8

9

10

4 и ниже

4

5

5

5

10-14

11-15

12-15

13-15

12-13

19 и выше

20

19

17

16

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.

Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на  физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы Организации самостоятельных занятий физическими упражнениями обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения «отечественного спорта. Физическая культура и ее значение» формировании здорового образа жизни современного человека. Изучение учебной и специальной литературы по физической

культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже 0 °С).

Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90 °С (2—3 захода по 3—7 мин).

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

Спортивные игры

С 5 класса начинается и в 6 классе продолжается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол. При наличии в школе, регионе определенных традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).

В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

В 6 классе необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командныетехнико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.

Гимнастика с элементами акробатики

Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1—4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах (табл. 14).

Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).

Усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса детей к занятиям, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.

После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.

Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь, упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.

С учетом большой доступности, возможности индивидуальных тренировок гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.

Легкая атлетика

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 6 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 6 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по четвертям)

Четверть/год

Часов

в неделю

Всего

1 четверть

3

27

2 четверть

3

21

3 четверть

3

26

4 четверть

3

31

ГОД

105


Поурочное планирование

№ п/п

урока

 Раздел / Тема урока

Кол-во
часов

Дата

Примечание

Раздел 1.Легкая атлетика

12

Характеристики основных видов деятельности.

Соблюдать технику безопасности.

Выполнять:

  • высокий старт до 10–15 м, бег с ускорением, специальные беговые упражнения;
  • высокий старт до 10–15 м, бег с ускорением 50–60 м,
  • бег на результат 30 м, специальные беговые упражнения,
  • бег на результат 60 м, специальные беговые упражнения.

 Разъяснять правила выполнения эстафеты.

Объяснять влияние легкоатлетических упражнений на здоровье, системы организма.

Развивать скоростно-силовые качества.

Выполнять специальные беговые упражнения.

Осваивать техникупрыжка в длину с 7-9 шагов разбега.

1

Инструктаж по Охране труда при занятии легкой атлетикой.

Высокий старт.

1

3.09

2

Стартовый разгон

1

7.09

3

Бег на короткие дистанции

1

7.09

4

Бег 30 метров

1

10.09

5

Бег 60 метров

1

14.09

6

Бег 1000 метров

1

14.09

7

Прыжок в длину с места

1

17.09

8

Бег на средние дистанции

1

21.09

9

Прыжок в длину с разбега

1

21.09

10

Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега

1

24.09

11

Метание малого мяча

1

28.09

12

Метание малого мяча  на дальность

1

28.09

Раздел 2. Спортивные игры

15

Характеристики основных видов деятельности.

Соблюдать технику безопасности. Характеризовать и демонстрировать технические приемы игры в баскетбол.

Выполнять разученные технические приемы игры в баскетбол. Применять полученные умения в подвижных играх и эстафетах с мячом. Выполнять  разученные технические действия и приемы в стандартных и вариативных (игровых) условиях. Знать терминологию баскетбола. Развивать координационные качества. Решать задачи игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия.Уметьпоказывать разученные технические приемы игры в футбол.Выполнять разученные технические приёмы игры в футбол в стандартных и игровых условиях.

13

Правила ТБ при игре в баскетбол. Стойка и передвижения игрока

1

1.10

14

Ведение мяча на месте

1

5.10

15

Ведение мяча в движении

1

5.10

16

Стойки и повороты

1

8.10

17

Передача мяча на месте

1

12.10

18

Ведения мяча в низкой, средней, высокой стойке  на месте

1

12.10

19

Броски мяча одной и двумя руками  

1

15.10

20

Ведение мяча с изменением скорости

1

19.10

21

Ведения мяча с изменением направления

1

19.10

22

Броски  мяча в кольцо

1

22.10

23

Ведение мяча в движении с изменением направления движения

1

9.11

24

Стойка игрока, перемещения

1

9.11

25

Удары по мячу и остановки  мяча

1

12.11

26

Удары по воротам

1

16.11

27

Игра в футбол

1

16.11

Раздел 3. Гимнастика

21

Характеристики основных видов деятельности.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений.Проявлять качества силы, координации и выносливости.Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений.Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.Страховка и помощь во время выполнения гимнастических упражнений.Уметь лазать по канату в два приема. Уметь выполнять опорный прыжок, строевые упражнения.Характеризовать цель и назначение утренней зарядки.Подбирать упражнения для индивидуальных комплексов утренней зарядки, соблюдатьпоследовательность и оптимальную дозировку при их выполнении.Раскрыватьзначение развития гибкости   для   укрепления   здоровья, повышения    эластичности мышц и связок, подвижности суставов.Выполнять упражнения для повышения  подвижности  позвоночного столба, амплитуды движений в суставах верхних и нижних конечностей. Раскрывать  значение   развития координации движений.

28

Инструктаж по ТБ. Акробатика.

Кувырок вперед

1

19.11

29

Кувырок вперед и назад

1

23.11

30

Стойка на лопатках

1

23.11

31

Акробатические соединения

1

26.11

32

Акробатические соединения из 2-3 элементов

1

30.11

33

Акробатические соединения из 4-5элементов

1

30.11

34

Висы:

Вис согнувшись, вис  прогнувшись (мальчики), смешанные висы (девочки).

1

3.12

35

Подтягивание в висе.

1

7.12

36

Подтягивание в висе лежа – дев.

Поднимание прямых ног в висе  - мал.

1

7.12

37

Комбинация на перекладине

1

10.12

38

Мост из положения лежа и стоя

1

14.12

39

Переворот в упор

1

14.12

40

Комбинация в равновесии

1

17.12

41

Комбинация в равновесии

1

21.12

42

Упражнения на бревне

1

21.12

43

Лазание по канату

1

24.12

44

Лазание по канату в два приема

1

28.12

45

Закрепление лазания по канату

1

28.12

46

Опорный прыжок, строевые упражнения

1

11.01

47

Опорный прыжок

1

11.01

48

Опорный прыжок  Прыжки со скакалкой

1

14.01

Раздел 4. Лыжная подготовка

20

Характеристики основных видов деятельности.

Соблюдать правила техники безопасности на занятиях лыжной подготовки.Демонстрироватьзнания по истории становления и развития лыжных гонок как вида спорта.Раскрыватьроль и значение занятий лыжной подготовкой для укрепления здоровья, развития физических качеств и активного участия в соревновательной деятельности.Описывать технику передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом, анализировать правильность выполнения и выявлять грубые ошибки.Демонстрироватьтехнику передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом во время прохождения учебной дистанции.Описывать технику подъёмов на лыжах способами «лесенка», «ёлочка», «полуёлочка», анализировать правильность выполнения и выявлятьгрубые ошибки.Демонстрироватьтехнику подъёма на лыжах «лесенкой», «ёлочкой», «полуёлочкой» во время прохождения учебной дистанции.Описыватьтехнику торможения «плугом», анализироватьправильность выполнения и выявлять грубые ошибки.Демонстрироватьтехнику торможения «плугом» при спуске с пологого склона.

Использовать передвижения, технические приёмы при спусках и подъёмах на лыжах во время прогулок в зимнее время года.

49

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Скользящий шаг

1

18.01

50

Одновременный двухшажный ход

1

18.01

51

Одновременный бесшажный ход.

Эстафетный бег

1

21.01

52

Попеременный двухшажный ход

1

25.01

53

Повороты переступанием

1

25.01

54

  Спуски  и  подъемы

1

28.01

55

Подъем «полуелочкой»

1

1.02

56

Торможение «плугом»

1

1.02

57

Закрепление одновременного бесшажного хода

1

4.02

58

Прохождение дистанции 2 -2,5км.

1

8.02

59

Закрепление попеременного двухшажного  хода

1

8.02

60

Подъем «елочкой»

1

11.02

61

Спуски в средней стойке

1

15.02

62

Круговая эстафета    

1

15.02

63

Лыжная эстафета.

1

18.02

64

Переход с попеременного хода  на одновременный  ход

1

22.02

65

Переход с одновременного хода на попеременный ход

1

22.02

66

Прохождение дистанции 2 - 3 км.

1

25.02

67

Лыжные гонки  1 - 2км.

1

1.03

68

Соревнования на дистанцию 1 км.

1

1.03

Раздел 5. Спортивные игры

10

Характеристики основных видов деятельности.

Соблюдать технику безопасности.

Раскрыватьзначение занятий спортивными играми для укрепления здоровья, развития физических качеств и активного участия в соревновательной деятельности. Описывать технику ловли и передачи мяча двумя руками от груди, анализироватьправильность выполнения и выявлятьгрубые ошибки.

Демонстрироватьтехнику ловли и передачи мяча двумя руками от груди в условиях игровой деятельности (подвижные игры и эстафеты). Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия.

69

Правила ТБ при игре в баскетбол. Стойки и перемещения

1

4.03

70

Ловля и передача мяча

1

11.03

71

Ведение мяча

1

11.03

72

Броски мяча

1

15.03

73

Броска  мяча в кольцо

1

15.03

74

Ловля и передача мяча в движении

1

18.03

75

Ловля и передача мяча в движении без сопротивления защитника

1

29.03

76

Игра в мини-баскетбол.

1

29.03

77

Учебно – тренировочная игра 3х 3

1

1.04

78

Учебно – тренировочная игра 4 х 4

1

5.04

Раздел 5.Легкая атлетика

18

Характеристики основных видов деятельности.

Соблюдать технику безопасности.

Демонстрировать знания по истории лёгкой атлетики.

Раскрыватьроль и значение занятий лёгкой атлетикой для укрепления здоровья, развития физических качеств и активного участия в соревновательной деятельности.

Описыватьтехнику  прыжка   в высоту способом «перешагивание», анализироватьправильность её выполнения и выявлять грубые ошибки.Демонстрироватьтехнику прыжка в высоту способом «перешагивание» в стандартных условиях и в соответствии с образцом эталонной техники соревновательной деятельности.

Описыватьтехнику бега на короткие дистанции, выделятьее отличительные признаки от техники бега на длинные дистанции.

Демонстрироватьтехнику бега на короткие дистанции во время учебных забегов.

Описыватьтехнику низкого старта.

Выполнятьнизкий старт в беге на короткие дистанции.

Анализировать правильность выполнения упражнений, выявлятьгрубые ошибки и исправлятьих.

Описывать технику метания малого мяча на дальность, демонстрировать технику.

Уметь выполнятьтехнику выполнения  разученных  беговых, прыжковых упражнений в стандартных условиях.

Выполнять разученные беговые, прыжковые упражнения в игровой и соревновательной деятельности.                                                                                                                                      

79

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Прыжки в высоту способом «перешагивание»

1

5.04

80

Прыжки в высоту 5 -7  беговых шагов

1

8.04

81

Прыжки в высоту7-9 беговых шагов

1

12.04

82

Прыжки в высоту

1

12.04

83

Бег на 30м

1

15.04

84

Бег 60 метров

1

19.04

85

Бег 500 метров

1

19.04

86

Бег 1500 метров

1

22.04

87

Прыжки в длину с места

1

26.04

88

Бег на короткие дистанции, эстафетный бег.

1

26.04

89

Челночный бег 3х10м

1

29.04

90

Кроссовая подготовка 1 км.

1

3.05

91

Метание малого мяча

1

3.05

92

Метание малого мяча на дальность

1

6.05

93

Метание малого мяча на дальность с разбега

1

13.05

94

Прыжки в длину с   разбега

1

17.05

95

Прыжки в длину с  5-7  шагов разбега

1

17.05

96

Прыжки в длину с  7-9  шагов разбега

1

20.05

Раздел 6.Спортивные игры  

9

Характеристики основных видов деятельности.

Соблюдать технику безопасности.

Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия

Демонстрировать знания по истории становления и развития футбола как вида спорта, характеризовать

основные соревновательные действия, разрешённые правилами игры. Описыватьтехнику удара по мячу внутренней стороной стопы, анализироватьправильность выполнения и выявлятьгрубые ошибки.

Демонстрировать технику удара по мячу внутренней стороной стопы в условиях игровой деятельности (подвижные игры и эстафеты).Описыватьтехнику ведения мяча внешней стороной стопы, анализироватьправильность выполнения и выявлять грубые ошибки.

Демонстрировать технику ведения мяча внешней стороной стопы в условиях игровой деятельности (подвижные игры и эстафеты)

97

Техника безопасности при занятии спортивными играми.Вырывание и выбивание мяча

1

24.05

98

Броски мяча

1

24.05

99

Броска  мяча в кольцо

1

27.05

100

Учебно – тренировочная игра 4 х 4

1

31.05

101

Первенство класса по шашкам.

1

31.05

102

Первенство класса по шахматам.

1

2.06

Внеурочная деятельность

103

Первенство класса по настольному теннису.

1

104

Эстафеты с элементами баскетбола.

1

105

Первенство класса по метанию малого мяча.

1

Литература

  1. Физкультура. 5 – 11 классы: календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе / авт.-сост. В. И. Виненко- Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  3. Физкультура: тематическое планирование по2- и 3-часовой программам. 1 – 11 классы / сост. К. Р. Мамедов. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Осинцев В. В. Лыжная подготовка в школе: 1 – 11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов.: В.И.Лях, А.А. Зданевич. – М.:Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Адаптированная рабочая программа по физкультуре

Программа может быть использована учителями физической культуры специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Адаптированная рабочая программа по физкультуре, 9 класс

Адаптированная рабочая программа рассчитана для  реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – создание условий для максимал...

Адаптированная рабочая программа по физкультуре для 5-9кл.

Данная программа составлена на основе авторской программы А. П. Матвеев «Физическая культура»....

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...