Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ .
статья по физкультуре

Дитте Александра Александровна

 

 

Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ .

Автор: Дитте Александра Александровна.

Должность: учитель физической культуры.

Место работы: МКОУ для обучающихся с ОВЗ Старогородковская СОШ

 «Гармония».

Аннотация: Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на  

развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение

здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело,

повышают стрессоустойчивость

организма,

полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют

пространственную

ориентировку,

совершенствуют

координирующую роль нервной системы.

Ключевые слова: Коррекция, кинезиология, гимнастика для мозга.

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.

Сегодня мне хочется рассказать вам о кинезиологических упражнениях, которые, являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.

Цель моей работы:  

 разработать и апробировать комплекс, кинезиологических упражнений направленный на реабилитацию детей с проблемами здоровья.

Гипотеза: предполагается, что предложенный комплекс упражнений по адаптивной физической культуре будет способствовать реабилитации детей с умеренной умственной отсталостью.

Кинезиология – наука охарактеризовать особенности уроков адаптивной физической культурой с детьми-инвалидами; развитии головного мозга через движение. Цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Задачи:  

 синхронизация работы полушарий;  развитие мелкой моторики;  развитие способностей;  развитие памяти, внимания, речи;  развитие мышления.  

Кинезиологические упражнения –влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую моторику.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

 Кинезиологические упражнения способствуют:

Развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Улучшению работы долговременной и кратковременной памяти.
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
Развитию способностей к обучению и усвоению информации.
Развитию мелкой и крупной моторики;
Оптимизации деятельности мозга.
Гармоничному развитию двухполушарного мышления.
Восстановлению работоспособности и продуктивности.
Устранению дислексии и дисграфии.
Формирова
 

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. 

         Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие. 

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. 

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). 

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегают процесс чтения и письма.

Кинезиологические упражнения я провожу на всех занятиях в качестве физкультминуток и динамических пауз. Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия: занятия проводятся ежедневно, без пропусков; проводятся в доброжелательной обстановке.

Упражнения проводятся стоя или сидя. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10- 15 минут от начала урока или с развитием умственного утомления у значительной части учащихся.

Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» состоит из 3 групп:

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела;

Упражнения, растягивающие мышцы тела;

Упражнения, повышающие энергию тела и углубляющие мотивацию.

Первая группа - включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики. Ведущий механизм, лежащий в основе этих упражнений, - механизм единства мысли и движения, способствующих совершенствованию интегрированных связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела. Это упражнения, главным образом снимают негативное влияние различных рефлексов, в первую очередь охранного. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что система находится в расслабленном, спокойном состоянии и готова к познавательной деятельности.

Третья группа - представляет собой упражнения, повышающую энергию тела и углубляющие мотивацию. Они обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.

2. Практическая часть

Все упражнения данной системы — перекрестные. Прекрасность — главный принцип гимнастики мозга - означает подключить оба полушария мозга, для активизации функциональных блоков.

I. Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:

1. Пальчиковая гимнастика

1) Сжимание пальцев в кулак и разжимание обеих рук одновременно: - ладонями вверх; - ладонями вниз.

2) Вращение кистями рук: - вовнутрь; - наружу.

3) Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»: - пальцы правой руки – с большим пальцем; - пальцы левой руки – с большим пальцем. Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочерёдно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Упражнение помогает развивать у детей функцию самоконтроля, концентрацию внимания. У детей развиваются межполушарные связи.

4) Сгибание и разгибание пальцев: - правой рукой, начиная с большого пальца; - левой рукой, начиная с большого пальца; - начиная с мизинца; - одновременно обеими руками.

5) Упражнение с «замком» (ладони вместе, пальцы переплетены): - сдавливание ладоней с силой; - вращение вправо-влево; - разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону (пальцы переплетены). 6) «Ножницы» - разведение пальцев рук: - правой, затем левой рукой; - обеих рук одновременно.         

 Какие же бывают виды кинезиологических упражнений:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).  Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи детей с  ОВЗ. Из всего многообразия музыкальных и двигательных средств наиболее успешно применяются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания и голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, игры с предметами и пение. Могут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотворным ритмом. Специальные игры поводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.  

  • . Что включают в себя  комплексы упражнений?
  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).    
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Упражнение "Ухо - нос" 

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

 

Упражнение "Змейка" 

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

 

Лезгинка.  

         Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

 

Зеркальное        рисование.  

         Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

 

Оладушки. 

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.  Мы играли в ладушки –  Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем  опять играть начнем.

 

Колечко. 

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

 

Кулак-ребро-ладонь. 

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь).

 

 

 

 Упражнения на растяжку 

 Снеговик 

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. 

  

 Дерево 

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. 

  

Сорви яблоки 

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. 

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину. 

 Дыхательные упражнения  Свеча 

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.

Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 

  

Дышим носом Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. 

Исходное положение – о. с. 

  1. - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 
  2. - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. 

  

 Ныряльщик 

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. 

  

 Надуй шарик 

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. 

  

Дыхание 

Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. 

И. п. - о. с. 

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос. 

  

  

Телесные упражнения

 

Перекрестное марширование Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. 

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. 

  

Мельница 

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное. 

  

Паровозик 

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. 

   

Колено – локоть 

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. 

  

Дерево 

Мы растем, растем, растем

 И до неба достаем. 

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз) 

  

 

 Упражнения на релаксацию 

  

 Путешествие на облаке 

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

 

 Ковер-самолет 

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся. 

  

  

Глазодвигательные упражнения 

  

Взгляд влево вверх 

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется. 

  

Горизонтальная восьмерка 

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

 

Глазки 

Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. 

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

 

Глазки 

Нарисуем большой круг .И осмотрим все вокруг. 

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону). 

  

Глазки 

Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать. 

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

 

 Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Облегчают процесс письма. Развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию. Улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, помогают преодолевать математические трудности, активизируется работа головного мозга. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс способности к обучению.

  В результате - положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что значительно улучшается состояние социальной адаптации и физического здоровья детей с ОВЗ, быстрее формируется самостоятельное передвижение. Движения, которыми дети постепенно овладевают, доказывает, что «лечение движением» - одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим нарушения в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие коммуникативных навык .

Литература: 

1. Альбуханова - Славская и психология личности. - М.: Просвещение, 1999.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / , .

3. Эмоции человека.- М.: Изд-во Московского университета, 1980. 16. ,

4. Кукольный театр - дошкольникам.-М.: Просвещение, 1982. 17.

5. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1991. 28. 6. Психогимнастика / Под ред. .- М., 1995. 30.

7. Нетрадицтионные метоы в коррекционной педагогике/ Сост. . – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349.

8. Сайт Центра Кинезитерапии Бубновского -www. bubnovski. Ru

Список литературы:

1.Деннисон П.И., Деннисон Г.И. «Образовательнаякинестетика для детей»:

Базовое пособие по образовательной кинезиологии для родителей и

педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.:

Восхождение,

1998

2.Дудьев В.П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с

нарушением речи».— Дефектология, №4, 1999

3.Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга

 

4.Н. В. Любимова.«Кинезиология, или природная мудрость тела».

5.Рузина М.С. «Пальчиковые и телесные игры для малышей» – СПб.: Речь,

2003

6.Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. «Кинезиологическая

гимнастика против стрессов»:

Учебно-методическое

пособие

/

РГПУ.

Рязань,

2000

7.Сиротюк

А.Л.

«Обучение

детей

с

учетом

психофизиологии»:

Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001

8.Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына .

«Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками».

9.Сиротюк А. Л. «Коррекция проблем обучения и развития методом

кинезиологии». - М.: Аркти, 2003 – 156 с.

10.Шанина

Г.Е

«Упражнения

специального

кинезиологического

комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и

подростков»: Учебное пособие – М., 1999

11.Шанина

Г.Е.

«Упражнения

специального

кинезиологического

комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и

подростков». М., 1999

12.Шереметева Г. Б. «Кинезиология. Целебное прикосновение» – М.:

Амрита- Русь,2009.- 96с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях

В данной презентации даны виды упражнений для развития межполушарного взаимодействия, дыхательные упражнения, для развития кинестетической основы движений рук....

Мастер-класс: «Учиться и учить: использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшит...

Использование кинезиологических упражнений при организации занятий

Использование кинезиологических упражнений при организации занятий с детьми с ОВЗ....

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учителя-логопеда....

Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе и на логопедических занятиях

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезио...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Дифференциация звуков (Ж), (Ш) с использованием кинезиологических упражнений"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Дифференциация звуков (Ж), (Ш) с использованием кинезиологических упражнений"...