Физическое качество-ловкость. Средства для развития ловкости.
статья по физкультуре

Паршаков Никита Викторович

Общая характеристика ловкости

     Ловкость – это способность спортсмена быстро овладевать  новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступает движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных временных и силовых параметров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkost.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика ловкости

     Ловкость – это способность спортсмена быстро овладевать  новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступает движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость – специфическое качество, по- разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр.  Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

     Ловкость (Лях В.И. ,2006 .) – это во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во- вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.

     В.М. Зациорский (1985)  предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно оценить данную способность:

1. Координационная трудность двигательной задачи.

2. Точность выполнения (соответствие пространственных, временных и силовых характеристик двигательной задаче).

3. Время освоения (учебное время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или исправления его).

     В видах спорта, для которых характерна быстрая смена условий  деятельности и большая изменчивость действий, важно сократить время между сигналом к выполнению и началом выполнения движений. В быстро изменяющейся обстановке необходима большая ловкость для того, чтобы реагировать быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность к быстрой адаптации (находчивость).

      Ловкость – важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстрому изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном выполнении движений.

     Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие ( при столкновении, поскользнувшись и т.п.).

     В психологии спорта принято разграничивать общую ловкость (проявляемую в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способность к освоению и вариативному применению спортивной техники).

     Ловкость, как отмечалось выше, может проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. В этом заключается одна из  основных предпосылок развития ловкости - физические способности человека.

     Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости ,является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательного аппарата, тем больше у спортсмена запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности – тем больше его ловкость.

     Деятельность анализаторов – третья основная предпосылка для развития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных и вестибулярных сигналов ). Соответствующая текущая информация воспринимается с помощью анализаторов. Суммарное данные всех анализаторов дают возможность более детально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобы быстрее овладеть им и при необходимости перестраивать его (Лях В.И.,2006)

       Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной системы. Формирование ловкости в спорте предполагает воспитание следующих способностей:

  1. Быстро осваивать сложные по координации двигательные действия;
  2. Перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановке;
  3. Четко воспринимать пространственные временные и силовые параметры движения.

     Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость (Лях В.И.,2006)- это способность быстро овладевать сложными движениями быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановке. Ловкость в известной мере, качество врожденное, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.

Критериями ловкости являются ( Лях В.И.,2006):

  • Координационная сложность двигательного задания;
  • Точность выполнения (временная пространственная, силовая) задания;
  • Время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

     Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений) а к 12 годам - уже 90% движений взрослого человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявления ловкости, большое значение имеют координационные способности.

Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры)

     Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

     Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:

  • Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений;
  • Зеркальное выполнение упражнений;
  • Создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств;
  • Усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  • Изменение скорости и темпа движений;
  • Изменение пространственных границ выполнения упражнения.

     Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надежность выполнения технических приемов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно  соревновательной деятельность, также могут характеризовать ловкость. Ловкость так же разделяют на два класса: Телесная ловкость, включающая действия, в которых ведущим является значительное перемещение частей тела. В этом проявление ловкости характерными являются, прежде всего, являются двигательные действия типа локомоций. Ручная ловкость, предметная, то есть мелкие, тонко координированные, точные движения пальцев, рук и т. д. Творчески развивая данную концепцию, вводят дополнительную смешанную ловкость, в которой находят проявление, как первая, так и вторая ее составляющие. Эта классификация, на наш взгляд, является наиболее верной, так как имеет практическое подтверждение у других авторов С.Н. Никитин (2005)

     Блок1. Упражнения направленные на развитие телесной ловкости.

     Упражнение 1. Прыжки ноги вместе и врозь с одновременными различными движениями руками . и.п. – руки внизу 1- прыжок ноги врозь , правая рука в сторону , 2 – прыжок ноги вместе, левая рука в сторону, 3- прыжок ноги врозь, правая рука вверх , 4- прыжок ноги вместе, левая рука вверх.

     Упражнение 2. Каждый из партнеров стоит на одной ноге на шаг от скамейки, другая нога на скамейке. Партнеры держаться за руки. Один медленно приседает на одной ноге , после чего другой тянет его за руки, помогая подняться.

     Упражнение 3. Прыжки на скамейку в стойку продольно и со скамейки вперед, назад с поворотом на 90,180, 270 и 360°.

     Упражнение 4. Стоя на расстоянии 1,5-2 м, упасть вперед и перейти в упор лежа. Рывком сгибаясь и отталкиваясь руками , вернуться в исходное положение.

     Упражнение 5. Из виса махом вперед, отталкиваясь спиной от стенки, подбросить тело вперед-вверх и выполнить соскок, прогнувшись. Приземление в полуприседе. Тоже с поворотом на 90° и 180°.

     Упражнение 6. Бег по боковым линиям волейбольной площадки с максимальной длиной шагов, а по лицевым – в максимальном темпе.

     Упражнение 7. Прыжки со скакалкой на двух ногах с заданием сделать как можно меньше прыжков за 30 с, за 1 мин, не задерживаясь в опорном положении.

     Упражнение 8. Прыжки на заданное расстояние с открытыми и закрытыми глазами.

Блок 2. Упражнения направленные на развитие предметной ловкости.

     Упражнение 1. Кистевые передачи в сочетании с остановками и поворотами. Класс разделяют на группы по 4-5 человек, которые рассчитываются по номерам. Ученики передают и получают мячи в определенной последовательности; первый -второму, второй-третьему и т.д. на ограниченном участке площадки. После ловли мяча ученик должен выполнить остановку , повороты и передать мяч своему партнеру. Постепенно следует вводить больше мячей и увеличивать скорость выполнения технических приемов.

     Упражнение 2. Передача мяча между партнерами с сопротивлением.Пара игроков, выдерживая между собой расстояние в 4-5 метров, старается передать друг другу мяч(для упражнения нужно осуществлять передачу исключительно от земли) и не дать защитнику осуществить перехват.

     Упражнение 3. Игрок выполняет сначала быстрое ведение мяча, затем хватает его и совершает двойной оборот им (мячом) вокруг туловища за последующие два шага.

     Упражнение 4. Передачи мяча на точность и быстроту в парах разными способами.

     Упражнение 5. Броски мяча вверх и ловля с промежуточными движениями (вращениями, кругом вперед и назад руками).

     Упражнение 6. Подбрасывание мяча вперед –вверх и после быстрого кувырка вперед в группировке на мате ловля его до касания пола.

     Упражнение 7. Партнеры стоят в произвольной стойке лицом друг к другу и держаться руками за набивной мяч массой 2-4 кг. По сигналу каждый стремится вырвать мяч у другого различными способами: а) силой, рывком на себя; б)скручиванием в сторону большого пальца руки, расположенной сверху на мяче; в) рывком с одновременным поворотом туловища и шагом в сторону сзади стоящей ноги.

     Упражнение 8. Метание набивных мячей на дальность и точность: а) из различных исходных положений ( стоя лицом по направлению метания; стоя боком, спиной, сидя, лежа); б) разными способами (одной и двумя руками снизу, сверху, сбоку, от груди). Тоже в парах с ловлей мяча.

Блок 3. Упражнения направленные на развитие смешанной ловкости.

     Упражнение 1. Эстафеты с кувырками: а)вперед; б)назад; в)вперед и назад.

     Упражнение 2. «Мяч в стенку». Игроки выстраиваются в несколько колонн по одному лицом к стене на расстоянии 3 м от нее. В руках у направляющих мячи. По сигналу первые в колоннах начинают как можно быстрее бросать мяч в стену обусловленным способом и ловить его определенное количество раз (5-10). После этого первые становятся в конце своих колонн, а передачи выполняют следующие игроки , и так до последнего участника. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.

     Упражнение 3. «Передал-садись». По сигналу водящие, стоящие напротив своих колонн на расстоянии 3-5 м, выполняют передачи мяча первым игрокам. Те ловят мяч, бросают его обратно и приседают, затем водящие выполняют передачи вторым номерам и т. д.  Побеждает команда, водящей (капитан) которой раньше поймает мяч от последнего игрока.

     Упражнение 4. «Слалом с ведением мяча» Занимающиеся выстраиваются в колонны параллельно друг другу. На расстоянии 3-4 м перед каждой колонной находится несколько (3-5) препятствий (набивных мячей). По сигналу участники поочередно зигзагами обегают все препятствия, ведя мяч. Ведение волейбольного мяча правой и левой рукой поочередно.

     Упражнение 5. «Догони мяч». Игроки, разбившись на две равные команды (по 5-7 человек), выстраиваются в круг через одного. Мячи у капитанов команд, стоящих друг от друга через 2 человек. По сигналу капитаны передают (бросают) мяч заранее оговоренным способом товарищам по команде в одну и ту же сторону. Задача каждой команды – «догнать» мяч другой. Игра длится до тех пор, пока мяч не обойдет 3 раза всех игроков. Если за это время «догоняющей» команде не удастся настичь мяч, то «убегающая» получит очко. В противном случае очко получает другая команда. После этого команды меняются ролями. Играют до 6-10 очков.

     Упражнение 6.Бег с искусственными препятствиями. Ученики поточно пробегают установленную дистанцию, выполняя прыжок в длину через «канаву», кувырок вперед на мате, ходьбу по гимнастической скамейки, прыжок через барьер, лазанье по наклонной скамейке, с переходом на гимнастическую стенку и слезание с нее, перелазание через «забор», пролезание через козла, бег к финишу.

     Упражнение 7. Команды построены в колонны по одному за линией старта. По сигналу первые номера преодолевают установленную дистанцию, выполняя по ходу соответствующие двигательные действия: небольшой разбег, два кувырка вперед на матах, ходьбу по гимнастической скамейки, подбор мяча, ведение по прямой (или с обводкой 2-3 стоек) по направлению к щиту, остановка и бросок в кольцо (или бросок в движении заданным способом) с обязательным попаданием, подбор мяча и бег с мячом, подбрасывая его вверх с ловлей двумя руками обусловленное количество раз. Затем мяч оставляют на том же месте, где он был взят, а первые номера бегут к линии старта и передают эстафету следующему участнику и т.д. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.

     Упражнение 8.На волейбольной площадке находится 4 мата. Участники делятся на две равные команды и располагаются в колоннах на местах подачи. По сигналу тренера первые в колоннах бегут к первому мату лицом вперед, на котором выполняют кувырок вперед, затем бегут спиной вперед ко второму мату и выполняют кувырок назад, далее, бегут к гимнастической скамейке и через нее выполняют 6 прыжков с двух ног; затем, делают падение на грудь, или кувырок назад через плечо и возвращаются за лицевую линию. Как только участник пересекает лицевую линию, вторые номера бегут по тому же маршруту, выполняя те же движения. Победительницей становится та команда, последней участник которой первым пересечет лицевую линию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости и координации

Т е м а: Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости и координации 1. Легкая атлетика: кросс 1000 м; бег 30 м; прыжки в высоту с разбега.2. Гимнастика: подъем корпуса из положения лежа на спине....

План - конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе "Подвижные игры на развитие ловкости"

Цель данного урока выяснить, что такое здоровье, научить детей определять параметры своего здоровья и узнать правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на нег...

Развитие ловкости игровым способом в школе. Автор учитель физической культуру МАОУ СОШ № 72 Розниченко Елена Владимировна

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, способности к концентрации, переключению в...

Конспект урока физической культуры в 3 классе "Развитие ловкости и быстроты с помощью подвижных игр"

В конспекте рассказано как через подвижные игры на уроке физической культуры  развивать ловкость и быстроту у учащихся 3 класса с использованием мячей, скакалок, гимнастических скамеек. Описаны п...

Подвижные игры с мячом как средство развития ловкости у младших школьников

Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, ...

Развитие физического качества ловкость посредством спортивной игры Баскетбол

Баскетбол — командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды про...