ПК 3.3
учебно-методический материал по физкультуре

Шабоян Нарэк Арменович

Оформлять педагогические разработки в виде  рефератов, выступлений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шабоян Нарэк Студент 29 группы Тема реферата: «ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ БАСКЕТБОЛ» Руководитель: Ртищева Анна Васильевна

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования : Актуальность данной работы подтверждается тем, что баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

Слайд 3

Тема исследования: «Повышение общей физической подготовленности посредством спортивной игры баскетбол »

Слайд 4

Цель исследования: проанализировать теоретическую литературу о повышении общей физической подготовленности посредством спортивной игры Баскетбол .

Слайд 5

Задачи исследования : Провести отбор и анализ тематической литературы по проблеме исследования; Определить место и значение использования спортивной игры «Баскетбол»; Возможность использовать повышение общей физической подготовленности посредством спортивной игры «Баскетбол». Определить методы и средства работы; Обобщить результаты исследования для продолжения раскрытия проблемы исследования в курсовой работе.

Слайд 6

Методы теоретического исследования: 1. Отбор литературы. 2. Анализ литературы. 3. Сравнительный анализ. 4. Систематизация. 5. Обобщение.

Слайд 7

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 1.1. Характеристики понятий «физическая подготовка», «физическая подготовленность» 1.2. Спортивная игра Баскетбол 1.3. Значение физической подготовки при занятиях баскетболом

Слайд 8

Основные понятия исследования : Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Слайд 9

Баскетбол – спортивная игра, которая развивает у игроков: скорость, ловкость, прыгучесть, быстроту, координацию, гибкость, выносливость, все те качества, которые необходимы баскетболисту для успешного овладения этой игрой.

Слайд 10

Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач: 1. Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка). 2. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость атлетическая подготовка).

Слайд 11

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Слайд 12

В курсовой работе мы планируем продолжить изучение данной темы и методически описать повышение общей физической подготовленности посредством спортивной игры баскетбол.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

План внеурочного мероприятия на лыжах

Поход выходного дня

Мероприятие будет проводится на базе 9 Б класса Бродокалмакской СОШ. Проводится будет оно в лесу

Суть мероприятия: В воскресный день, к 12:00 ученики приходят в школу, чтобы отправиться на автобусе до места назначения, где их ждёт один из родителей. После подсчёта всех организованно доходят до места. Ребята берут с собой свои лыжи, которые были в автобусе, далее проходим намеченную дистанцию. Затем возвращаемся на базу и обедаем в заранее арендованном помещении. После катаемся с горки. Затем беседуем и подводим итоги дня. В 17:00 организованно сдаём лыжи, убираем за собой мусор. Кого-то забирают родители, а с остальными вместе с учителем уезжают в 17:30 на автобусе.

Для чего такое мероприятие?

Данное мероприятие предназначено для улучшения и сплочения коллектива класса. Закаливания организма детей, улучшения их физических возможностей.

Ответственные: Вместе с учителем ФК будут присутствовать классный руководитель и так же 2-3 родителя.

Сбор средств: Сбором средств будет заведовать один из родителей заранее выбранный на родительском собрании.

Маршрут:

Дистанция и лыжня: На данном маршруте лыжня уже проложена, маршрут будет на пересечённой местности в лесу. Весь маршрут около 6 км. На его прохождение предположительно уйдёт 1-1.5 часа.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Кафедра физического воспитания

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении открытия        стадиона ЧПК №1

среди студентов 1-2 курса

Челябинск 2020

1. Цели и задачи:

  • Повышение уровня физических качеств
  • Воспитание высоких нравственных качеств
  • Пропаганда ЗОЖ.

2. Возраст: Студенты 1-2 курса.

3. Место и время проведения: Спортивный стадион ЧПК №1, 30 сентября 2020 года, в 14:00.

4. Организация соревнований:

Организация и проведение соревнований возлагается на 39 группу и непосредственно на судейскую коллегию. Главный судья – Добрынина Н.А.

5. Программа:

  1. Отжимания
  2. Прыжок в длину с места
  3. Подъем туловища из положения лежа
  4. Эстафета 4*100
  5. Челночный бег
  • Права и обязанности участника соревнований.
  • Участнику запрещено:

вступать в пререкания с судьями и соперниками;

оказывать (любым способом) влияние на принятие судьей решения;

намеренно мешать проведению других заданий.

  • Объявление счета:

− Участники соревнований по легкой атлетике (в каждой возрастной группе), занявшие 1, 2, 3 места в отдельных видах и общем зачёте награждаются дипломами и ценными призами.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Шабоян Нарэк Арменович

Повышение общей физической подготовленности посредством спортивной игры Баскетбол

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2020 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 49.02.01

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 29

Руководитель: Ртищева А.В

преподаватель Физической культуры  

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                            3

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1 Характеристики понятий "физическая подготовка", "физическая подготовленность"                                                                                4

                                                                                                               
1.2 Спортивная игра Баскетбол                                                            5

                                                           
1.3 Значение физической подготовки при занятиях баскетболом    9

Выводы по первой главе

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Среди большого многообразия средств физического воспитания играм принадлежит особое место. Их значение выходит далеко за рамки тех представлений, с которыми мы обычно подходим к оценке средств физического воспитания.

Появление и использование игр в воспитательных целях относится к самым ранним этапам становления человеческого общества. Игры выступают как средство передачи опыта и подготовки к жизни.

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

Актуальность данной работы подтверждается тем, что баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

1.1 Характеристики понятий "физическая подготовка", "физическая подготовленность"
Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки   В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. При общей физической подготовке необходимо использовать соревновательно-игровой метод, поскольку в процессе соревновательно-игровой деятельности можно уделить большее внимание таким физическим качествам, которые недостаточно развиваются узкоспециальными упражнениями, относящимися к технике или тактике того или иного вида спорта.

Средствами данного метода являются подвижные игры и соревновательные упражнения, оказывающие общее воздействие на физическую и психическую подготовку учащихся. К ним можно отнести соревновательное выполнение упражнений из основной ритмической и атлетической гимнастики, тяжелой атлетики, а также простейшие подвижные игры, связанные с бегом, прыжками и метанием. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения.

При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т. е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе, в лесопарковой зоне. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого — его гармоническое развитие, связанное с совершенствованием мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.

. Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.

1.2 Спортивная игра Баскетбол

Баскетбол – спортивная игра, которая развивает у игроков: скорость, ловкость, прыгучесть, быстроту, координацию, гибкость, выносливость, все те качества, которые необходимы баскетболисту для успешного овладения этой игрой. Большинство технических и тактических приемов относятся к группе скоростных упражнений, и так как баскетбол на сегодняшний день является скоростной игрой, то и требования, предъявляемые к развитию скоростных способностей игроков и быстроты очень высоки. [2]. Условия игры в баскетболе в настоящее время быстро меняются от нападения к защите и наоборот и поэтому игроки вынуждены постоянно выполнять разнообразные движения на площадке в разные стороны во время игры. Различные движения на площадке и взаимодействия с партнерами не могут быть хорошо выполнены если игроки имеют слабую физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность, для развития которых необходимо систематическое и последовательное обучение и совершенствование. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). Особенностью спортивной игры баскетбол является мгновенная смена ситуаций, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.

Основная задача физической подготовки — это постоянное повышение функциональных возможностей, которые обеспечивают рост специальной работоспособности занимающихся, а также достижение оптимальных спортивных результатов. Именно физическая подготовка способствует развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости.

Для всех желающих овладеть навыками игры в баскетбол разработаны общие и специальные методики физической подготовки. Общая физическая подготовка представляет собой комплекс упражнений, необходимых для развития физических качеств базового характера или разносторонней физической подготовленности и нацеленные на переход к предстоящей более сложной специальной физической подготовке.

Общая физическая подготовка включает в себя, прежде всего: разностороннее физическое развитие занимающихся; укрепление здоровья; повышение функциональных возможностей; приобретение спортивной работоспособности;

развитие основных физических качеств и т. Д

История зарождения баскетбола.

Баскетбол – игра с мячом, двух противоборствующих команд. Игра родилась в США в 1891г., после чего со временем очень быстро стала популярной во всем мире.

На площадке играют по пять человек в каждой из сторон, где перемещение (ведение) мяча осуществляются только руками игроков в пределах площадки и по определенным правилам.

Это подвижная, весёлая игра, развивающая ловкость и выносливость. Как и любая другая спортивная игра, баскетбол помогает организму поддерживать и восстанавливать здоровье, сохранять молодость. В баскетбол играют и дети, и молодёжь, и люди старшего поколения. Современный баскетбол находится в стадии бурного спортивного подъема, направленного на активизацию жизни всех категорий людей. В том числе и людей с ограниченными возможностями.

Баскетбол является одним из средств активного физического развития и морального воспитания детей, подростков и молодежи. Данный вид спорта включен во всемирные олимпийские и паралимпийские игры.

Изобретение современного баскетбола принадлежит уроженцу Канады доктору Джеймсу Нейсмиту. В отличие от других видов спорта баскетбол не явился эволюцией уже существующей игры - Нейсмит изобрел абсолютно новую игру, и точно известны дата и место проведение первого матча.

Нейсмит работал преподавателем Международной тренировочной школы в Спрингфилде (штат Массачусетс, США). Он, конечно, и не мечтал изобрести вид спорта, который в скором времени начнет соперничать с футболом, а хотел всего лишь найти более интересный, чем гимнастика, вид зимних занятий, чтобы студентам не было скучно в те месяцы, когда погода не позволяла заниматься футболом и бейсболом. И Нейсмит остановился на игре с мячом просто в силу того, что мяч всегда вызывал эмоциональную реакцию человека. Игра, как задумал Нейсмит, должна была проводиться в закрытом помещении. Следовало подумать о предупреждении возможных травм у занимающегося в условиях ограниченного игрового пространства. Чтобы мастерство превалировало над силой, Нейсмит решил исключить из игры линию ворот или другую подобную мишень. Его мишень должна была быть горизонтальной и приподнятой над полом, вне пределов досягаемости для игроков. Чтобы её поразить, требовалась ловкость, а не сила. Кстати сказать, сам Нейсмит играл в баскетбол всего два раза, причём вёл себя на площадке довольно грубо.

Сначала Нейсмит намеревался прибить картонные коробки на каждой стороне зала, и основная идея игры заключалась бы в том, чтобы забросить мяч в коробку. Такая игра могла получить название «боксбол» (от англ. box - коробка и ball - мяч). Не найдя коробок, он воспользовался подвернувшимися под руку корзинами из под- персиков. Так игра начала называться «баскетболом» (от англ. basket - корзина, ball - мяч).

Корзины из-под персиков для новой игры принёс сторож по имени Стеббинс. Их прикрепили на разных сторонах к балкону, опоясывающему зал. Совершенно случайно высота балкона, к которому были прибиты корзины, оказалась равной 3, 5 метра, и с тех пор в баскетболе корзины всегда поднимаются над полом на эту высоту. Сначала они просто прибивались к балкону. Позднее, чтобы избежать вмешательства в игру сидящих на балконе чересчур эмоциональных болельщиков, корзины были отгорожены от них щитами.

Правила игры.

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков.

Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника, и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.

Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко — бросок со штрафной линии

2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёх очковой линии)

3 очка — бросок из-за трёх очковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24см в Национальной баскетбольной ассоциации)

Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут с перерывами по две минуты.

Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

Нарушения.

аут — мяч уходит за пределы игровой площадки;

пробежка — игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами

нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;

три секунды — игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;

пять секунд — игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;

восемь секунд — команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд;

24 секунды — команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.

плотно опекаемый игрок — игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;

нарушения возвращения мяча в зону защиты — команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.

Фолы.

Фол — это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением.

Виды фолов:

  • персональный;
  • технический;
  • неспортивный;
  • дисквалифицирующий.

Игрок, получивший 5 фолов в матче должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).

Тренер дисквалифицируется, если:

- он совершит 2 технических фола;

- официальное лицо команды или запасной игрок совершат 3 технических фола;

- тренер совершит 1 технический фол и официальное лицо команды или запасной игрок совершат 2 технических фола.

Запрещена нецензурная брань и оскорбления.

1.3 Значение физической подготовки при занятиях баскетболом

Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач:

1. Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка).

2. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость атлетическая подготовка). Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки. Современные тенденции игры определяют направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только в процессе всесторонней технической подготовки игроков. Для этого баскетболист должен:

1. Владеть всеми известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.

2. Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях перемещения.

3. Владеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.

4. Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения.

Процесс тренировки должен быть организован таким образом, чтобы поступательно повышались требования к уровню развития способностей спортсмена, обеспечивающему ведение борьбы в условиях возрастающего противоборства.

Овладение рациональной техникой в наиболее короткие сроки предполагает знание путей развития игры и планомерное построение многолетнего тренировочного процесса. На каждом этапе подготовки перед спортсменом ставятся задачи, в соответствии с которыми подбираются методы и средства. Задачи совершенствования техники меняются с возрастом и ростом квалификации игрока.

Быстрое овладение основными движениями зависит от последовательности постановки педагогических задач. Вначале спортсмен должен освоить исходное положение, узнать, какие части тела принимают участие в движении, каковы направления и согласованность движений. Затем игрок должен научиться выполнять движения по оптимальной амплитуде в произвольном, удобном для него темпе, добиться точности выполнения структуры движений, а затем осваивать детали приема.

В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре.

Тактическая подготовка баскетболистов предполагает овладение искусством ведения спортивной борьбы. Она базируется на способностях спортсмена быстро и правильно анализировать складывающуюся соревновательную ситуацию, находить оптимальное решение данной тактической задачи и решать ее с партнерами.

В процессе создания теоретического фундамента для тактической подготовки нужно широко использовать все формы самостоятельной работы спортсмена. Баскетболист должен изучить особенности судейства и правила соревнований, научиться детально анализировать личный соревновательный опыт. Так, разбор записей в личном дневнике учебно-тренировочной работы баскетболиста дает возможность установить причины быстрого роста спортивных результатов или их снижения, сопоставить особенности тактической подготовленности на различных этапах и сделать необходимые выводы:

1.Развитие у занимающихся быстроты сложных реакций, внимательности, ориентировки, сообразительности, творческой инициативы.

2.Овладение индивидуальными действиями и типовыми взаимодействиями с партнерами, основными системами командных действий в нападении и защите.

3.Формирование умения эффектно использовать средства игры и изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности, внешние условия и особенности сопротивления соперника.

4.Развитие способности по ходу матча переключаться с одних систем и вариантов командных действий на другие.

Если первые задачи присущи этапу начального овладения тактикой игры, то две другие решаются на протяжении многих лет совершенствования

Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей и специальной физической подготовки. Между ними существует тесная связь.

В число общей физической подготовки входят:

1.           Укрепление здоровья;
2.           Воспитание основных физических качеств;
3.           Повышение уровня обшей работоспособности;
4.           Совершенствование жизненно важных навыков и умений.

Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола.

Задачи по специальной физической подготовке следующие:

1.           Повышение функциональных возможностей, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности;
2.           Воспитание специальных физических способностей
3.           Достижение спортивной формы;

Развитие специальной выносливости

Специальная выносливость- это способность эффективно выполнять специфическую работу в заданный отрезок времени.

Упражнения для развития специальной выносливости

Беговые упражнения, специальные подготовительные («челнок», слаломный бег) и основные технико-тактические упражнения.

Развитие силы

Сила- это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему  с помощью мышечных усилий.

От силы в большой мере зависит успешность овладения техникой и тактикой игры. Поэтому развитию силы необходимо уделять внимание с первых этапов подготовки.

Полезны упражнения статического характера с напряжением 50-75%, а также динамические с малыми и средними отягощениями.

Методы развития силы

1. Максимальных усилий

2. Динамических усилий

3. Повторных нагрузок

4. Изометрических усилий

Метод максимальных усилий используется при подготовке взрослых спортсменов, поэтому в школе его лучше не применять.

Метод динамических усилий заключается в использовании непредельных отягощений. Вес 20-50% от максимума, 6-10 повторений, пауза для отдыха 2-5 мин. Развивает нервно-мышечную координацию и скоростно-силовые качества.

Метод повторных нагрузок развивает способность проявлять силу длительное время. Используются средние и субмаксимальные напряжения, которые преодолеваются до отказа (5-12 раз.). Перерыв между сериями 2-4 мин.

Метод изометрических упражнений совершенствует внутримышечную координацию. В школе использовать напряжение 50-70%. Длительность напряжения от 2 до 5 сек., число повторений 2-3, число упражнений 6-9.

Развитие быстроты

Быстрота- это способность выполнять действия в короткие промежутки времени. Это одно из важнейших качеств баскетболиста, но оно во многом зависит от врожденного характера, хотя под влиянием тренировки поддается развитию.

Успешнее всего быстрота развивается в младшем и среднем возрасте, а уже к 15 годам она достигает уровня, характерного для взрослых.

При развитии быстроты важно осуществить воздействие на все его составляющие: быстроту реакции, скорость одиночного движения, частоту движений, стартовую и дистанционную скорости; быстроту переключения с одного действия на другое. Важно также учитывать, что быстрота действия во многом определяется и совершенствованием техники, которую осваивает спортсмен.

На этапе начального обучения лучшими средствами для развития быстроты считают бег на короткие дистанции, прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, особенно подвижные игры, эстафеты, непосредственно специальные игровые упражнения и игра в баскетбол.

В дальнейшем все больше внимания уделяется развитию скоростно-силовых качеств с помощью специально-подготовительных упражнений. Для этого используются небольшие по весу отягощения, не вызывающие значительного напряжения и замедления движений.

Скоростные упражнения выполняются с высокой интенсивностью, а это довольно быстро вызывает утомление, высокие величины кислородного долга и уровня молочной кислоты, что снижает быстроту выполнения. Поэтому такие упражнения следует повторять с достаточными паузами отдыха.

К числу основных методов развития быстроты относят повторный, игровой и соревновательный методы.

Конечная цель развития быстроты - это совершенствование игровой скорости.

Специальная задача- развитие быстроты реакции на мяч. Один из способов – это помехи зрительному восприятию (мячи, сливающиеся по цвету со стенами помещений, использование очков с зауженным полем зрения, с затененными стеклами). Полезно с этой целью использование маленьких мячей в специальных упражнениях.

Развитие ловкости

Ловкость понимается как способность к совершенной координации, перестройки управлению движениями в соответствии с изменяющейся обстановкой в игре.

Общая ловкость

Общая ловкость проявляется в овладении разнообразными двигательными навыками.

       Ловкость успешно развивается у школьников младшего возраста. Своего максимума она достигает у человека 20-22 лет. Вначале развивается общая ловкость, а затем на ее основе специальная.

      Специальная ловкость

     Имеет много оттенков и проявляется в совершенном владении игровыми приемами. Выделяют прыжковую ловкость, акробатическую, скоростную и др.

     К числу средств развития этого качества относятся гимнастические и акробатические упражнения, отдельные упражнения из легкой атлетики, спортивных единоборств, катание на горных лыжах, прыжки ( на лыжах, в воду), подвижные и спортивные игры, специально-подготовительные и игровые упражнения.

      Методы развития ловкости - повторный, игровой, соревновательный.

      Упражнения на ловкость планируются в начале занятий. Они лучше воспринимаются в неутомленном состоянии.

      Развитие специальной ловкости.

        1. Необычные исходные положения

         2. Изменение скорости

       3. Зеркальное выполнение

       4. Изменение способа выполнения

       5. Усложнение дополнительными движениями (кувырками, переворотами)

        6. Изменение пространства

        7. Изменения в действиях соперника

Одно из основных требований к методике развития ловкости – это постоянство и разнообразие. Совершенствовать это качество нужно на всех этапах подготовки, при этом стремиться использовать широкий круг упражнений, видоизменять и разнообразить их.

Развитие гибкости

Гибкость – это способность выполнять движения с наибольшей амплитудой. Гибкость бывает активная и пассивная.

Активная гибкость – это степень подвижности, возникающая в результате мышечных усилий.

Пассивная гибкость – это подвижность в результате воздействия внешних сил на движущуюся часть тела.

Широкая амплитуда движений имеет немалое значение для обыгрывания соперника в единоборстве.

Для развития гибкости нет более благоприятного периода, чем детский возраст. При условии систематической работы можно добиться ощутимых результатов, если учесть, что формирование связочного аппарата суставов заканчивается уже в подростковом возрасте, а в дальнейшем их эластичность довольно быстро теряется.

   Упражнения на гибкость необходимо включать в подготовительную часть занятия. Каждое упражнение выполнять 10-15 раз и разделять паузами для отдыха. Амплитуду и количество повторений увеличивают постепенно. В начале выполняются свободные маховые движения, а затем статические и динамические движения с максимальной амплитудой. При появлении болевых ощущений в мышцах упражнения больше не выполняются.

Основные средства для развития гибкости

Общеразвивающие гимнастические  упражнения (без предметов, с предметами и на снарядах), элементы акробатики, упражнения с мячами, подвижные игры, упражнения со вспомогательным инвентарем или партнером.

Важным условием при развитии гибкости нужно считать стремление самого занимающегося выполнять упражнения с максимальным усилием на грани своих реальных возможностей.

Заключение

Успех обучения и его длительность находятся в прямой зависимости от построения процесса обучения. Основой его являются закономерности педагогического процесса. В силу специфики баскетбола дидактические принципы находят свое воплощение в определенных условиях организации учебного процесса и соответствующих методах. Грамотная реализация дидактических принципов не только ускоряет процесс обучения, но и делает его более эффективным и интересным.

Принцип научности, систематичности и последовательности. Эф-фективность баскетбола, его привлекательность в наши дни свя-заны со значительным преобразованием самой игры, обусловленным ростом физических возможностей, совершенствованием техники и тактики. Все это приводит к тому, что на каждом новом этапе развития игры представления о ее сущности, ведущих приемах и тактических взаимодействиях меняются; одни приемы уступают место другим, видоизменяются и преобразуются в существующие.

Принцип научности требует при выборе материала обучения постоянного ориентирования на тенденции развития игры, пре-образования методики обучения в соответствии с развитием игры.

Игра имеет свою логику, свое построение, и постичь ее сразу невозможно. Систематичность должна просматриваться и в тренировочном режиме (работа, отдых), и в чередовании форм, средств 1 и методов обучения, нагрузок и т. п.

Количество занятий должно быть оптимальным с учетом возраста, пола, степени тренированности. Важно соблюдать преемственную последовательность в изучении видов подготовки. Одно и то же время, отводимое на изучение материала, может быть использовано по-разному.

Для реализации принципа научности необходимо:

• тщательно отбирать материал для обучения, учитывая современные тенденции игры;

• соблюдать последовательность в изучении материала, позволяющую правильно сочетать в системе занятий повторения;

• при выборе материала для обучения руководствоваться правилом - от главного к второстепенному, а при подборе упражнений -от простого к сложному;

• проводить занятия по плану, охватывающему последовательно

все стороны подготовки;

• учитывать конкретный материал, избранный для реализации задач обучения, подчиняя этому все средства, методы и общий режим занятий;

• периодически оценивать работу.

Принцип сознательности и активности. Творческое отношение к обучению - непременное условие, которое ускоряет процесс подготовки.

Осмысливание упражнений и способов решения двигательных задач, познание закономерностей движений позволяют ученику самостоятельно добиваться их правильного выполнения, творческого их совершенствования.

Однако даже если ученик хорошо понимает задачу, но не проявляет активности и заинтересованности в ее решении, успех будет незначительным. В баскетболе активность и сознательное отношение к обучению особенно важны, так как, с одной стороны, на протяжении всей игры ученик должен самостоятельно принимать решения, как ему действовать, а с другой - если он не будет проявлять творческой и двигательной активности, то не будет иметь должного контакта с партнерами.

В соответствии с требованиями этого принципа занятия должны быть организованы так, чтобы у занимающихся воспитывались сознательное, творческое отношение, двигательная активность, самостоятельность.

Осмысливание упражнений помогает развивать тактическое мышление игроков, прививать навыки тактического поведения. Знание законов построения движений позволяет создавать новые сочетания. Воспитание трудолюбия и развитие интеллекта - одна из задач обучения. Здесь очень важно:

создавать в процессе занятий обстановку для развития познавательной активности учащихся;

учить обобщению и вычленению существенных признаков игровой обстановки;

поощрять активные действия и выбор точных решений; строить обучение таким образом, чтобы в изучении были логическая связь и последовательность;

воспитывать творческое воображение, самостоятельность в разработке вариантов действий;

воспитывать способность анализировать обстановку, определяя личное участие в ней;

совершенствовать основы методики спортивной тренировки;

привлекать к участию в анализе работы и составлении планов подготовки;

поощрять самостоятельность, привлекать к общественной работе в качестве помощников тренера, судей;

учить вести дневник тренировки в тесном контакте с тренером и врачом.

Принцип сознательности и активности требует глубокого проникновения в процессы осмысливания учеником задач учебно тренировочного процесса.

Принцип наглядности. Чувственное восприятие - первое звено познания. На основе впечатлений возникает представление. Правильное представление позволяет быстрее овладеть изучаемым материалом. Необходимое количество информации можно получить с помощью пособий, кинокольцовок и т.п. Они облегчают познавательную деятельность, организуют и направляют восприятие и наблюдения. Благодаря наглядности обучения абстрактные понятия становятся более конкретными.

Правильно подобранные наглядные средства обучения позволяют более ярко продемонстрировать различные стороны движений, складывающиеся в игровой ситуации. Средства реализации этого принципа:

различные виды показа;

рассказ с привлечением образных сравнений;

применение наглядных пособий;

привлечение дополнительных ориентиров, способствующих сосредоточению внимания занимающихся на наиболее ответственных моментах;

просмотр тренировок и соревнований с соответствующими заданиями;

использование макетных досок для анализа игровых ситуаций игры;

разбор игры противника и составление плана на игру.

Принцип доступности и индивидуализации. Всякое обучение успешно только тогда, когда задача, поставленная перед учеником, Посильна. Непосильные задачи приводят к тому, что занимающийся не добьется результата и в конечном итоге приобретет неуверенность в себе, потеряет интерес к обучению.

Реализовать этот принцип позволяет аналитический подход К изучению отдельных сторон подготовки. Изучение техники и тактики вначале ведется раздельно.

Соблюдается ступенчатость в нарастании трудностей и переходе от одних заданий к другим. Особенно тщательно надо подходить к процессу игры, продумывая систему соревнований, уровень

требований.

Требования должны повышаться постепенно и не превышать возможностей ученика, его готовности к перенесению соответствующих нагрузок. Требования надо выдвигать такие, чтобы ученик смог справиться с ними, затратив определенную долю труда. Легкие упражнения, с которыми он справляется без труда, задерживают прогрессирование.

Этот принцип требует учета индивидуальных особенностей, многообразно проявляющихся в познавательных процессах, двигательной активности, работоспособности, уровне волевого развития и т.д.

Командный характер деятельности в баскетболе затрудняет учет и специализированную индивидуальную работу. Занятия надо строить таким образом, чтобы коллективные формы сочетались с индивидуальными

Список литературы.

1.Баскетбол. Справочник. М., 1993

2. Баскетбол. Правила соревновании. М., 1996.

3.Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры// Под. Ред.

Ю.М.Портнова. – М: Физкультура и спорт, 1998.

4. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры// Под. Ред. М.Портнова. – М: Физкультура и спорт, 1997.

5. Вальтин А.И. «Мини-баскетбол в школе».- М.: Просвещение,1996.

6. Джон Р., Вуден Современный баскетбол.- М: Физкультура и спорт, 1997.

      7.  История баскетбола: https://infourok.ru/sportivnaya-igra-basketbol-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-igri-pravila-igri-2187084.html

       8.Физическая подготовка https://lycu1523.mskobr.ru/files/metodicheskaya_razrabotka_basketbol.pdf

        9. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.

10.Давыдов М.А. Судейство в баскетболе. – М., «Физкультура и спорт», 1983.