РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов
рабочая программа по физкультуре

Лындина Татьяна Николаевна

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА  

ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО   СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ

«Оздоровительная гимнастика»

Для 5-6 классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ozdorovitelnaya_gimnastika_17-18.docx55.44 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                                         

                               

.                                                      

                                     

           

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА  

ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО   СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ

«Оздоровительная гимнастика»

Для 5-6 классов

       

 

Г.Новосибирск

Пояснительная записка 

Программа по внеурочной деятельности «Оздоровительная гимнастика» для 5-6 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного    общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2012), с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2012 год), учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012); 

 Цель программы -  создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни; расширить и закрепить арсенал музыкально-ритмических  двигательных умений и навыков, приобщить к регулярным занятиям спортом.

             ЗАДАЧИ :

  • приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального  «языка»;
  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
  • воспитание потребности и умения  самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

Общая характеристика учебного предмета

            Задачи программы  решаются через овладение учащимися разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, подскоков, гимнастических и танцевальных упражнений.

             Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально - ритмическая деятельность способствует формированию чёткости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности школьников.

         Ритмические упражнения проводятся обычно в начале урока, являясь организующим моментом. Они включают гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправление таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. На занятиях используются  упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации: шаги и прыжки через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять, стоя на обеих ногах или на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами, используют в заключительной фазе занятия, так как они содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, закалять волю.

          Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения, строятся на чередовании различных музыкальных сигналов: громкое и тихое звучание; различение по высоте тона (движение в противоположных направлениях) и т.п. При этом у детей вместе с воспитанием наблюдательности и внимания развивается быстрота реакции. На занятиях полезно использовать мячи, шары, флажки и тому подобные предметы, а так же гимнастическую скамью (широкую, узкую), шведскую стенку и т.д.

        Упражнения на ориентацию в пространстве помогают детям ориентироваться в пространстве.

          Используемая музыка должна быть доступна детям, ярко ритмична, мелодична.

         Для успешной работы чрезвычайно важно тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие подражательные движения, как, например, «маятник», «деревья под ветерком», «полёт птиц» и т.п.

           На занятиях ритмической гимнастикой дети исполняют отсроченные движения: несколько групп учеников выполняют одни и те же движения (например, ходьба вдоль стен, «змейкой», по кругу и т.п.), однако группы вступают в действие через определённые интервалы и строго ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к ритму, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движениями поют.

                  В занятия включаются и отрабатываются отдельные     танцевальные упражнения. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.

                  Следует добиваться, чтобы дети овладели способностью свободно и непринуждённо двигаться в танце. Вместе с двигательными навыками они должны усвоить термины шагов.

           В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звёздочек», «каруселей», движения к определённой цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нём.

          Упражнения с предметами (обручами, шарами, мячами, лентами и т.д. ) развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

         Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, внимание, память, восприятие. Организующее начало музыки, её ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения  вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. 

         Понимание  воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности танцевальной аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.

        Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.       

       

Задачи

5-6класс

Обучающие

  • отработка элементов строевой подготовки;
  • учить детей управлять движениями рук, ног, головы в различных направлениях и в различных темпах;
  • отработка базовых шагов аэробики отдельно и в связках.
  • дать понятие танцевального рисунка;
  • познакомить детей с различными стилями танцевальной аэробики.

Развивающие

  • развивать аэробный стиль выполнения упражнений;
  • начальное развитие специальных качеств;
  • развивать критичность и самокритичность.

Воспитывающие

  • продолжать  воспитывать дисциплинированность, аккуратность, вежливость;
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Место учебного предмета в учебном плане:

 В плане неурочной деятельности курс «Оздоровительная гимнастика» относится к спортивно-оздоровительному направлению. В 5-6 классах на него отводится 3 час в неделю всего в учебном году 105 часов. На занятиях используются: объяснения, рассказ, дискуссии, самопроверка, взаимопроверка, коррекция движений. Используемые методы: фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой, игровой, соревновательный.

Реализуя данную образовательную программу, ожидаются следующие результаты.

 5-6класс

  • Ребёнок должен знать:
  • Порядок занятия;
  • Базовые шаги аэробики отдельно и в связках;
  • Понятие танцевального рисунка;
  • Движения и связки различных стилей танцевальной аэробики;
  •  Различные стили танцевальной аэробики.
  • Ребёнок должен уметь:
  • Чётко выполнять элементы строевой подготовки один и в группе, отдельно и в связках.
  • Управлять движениями рук, ног, головы в различных направлениях и в различных темпах;
  • Чётко выполнять базовые шаги аэробики отдельно и в связках.
  • Справляться с заданиями, которые развивают специальную физическую подготовку (выносливость, осанку, гибкость, быстроту, уверенность);
  • Придумывать танцевальные связки на музыкальную тему;
  • Выполнять шпагаты, «складочку», «мостик», «коробочку».
  • Принимать участие в танцевальном номере;
  • Уметь держать рисунок танца;
  • Быть организованным и понимать, что успех зависит от каждого.
  • Быть самокритичным и критичным;
  • Тактично выражать своё мнение по отношению к другим;

Учебно-тематический план

5-6 класс

Учебная нагрузка: ___3____ часа в неделю

№ темы

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Теоретическая подготовка

  ТБ, введение в образовательную программу.

2

2

Гигиена спортивных занятий.

1

1

Виды аэробики. Разновидности танцевальной  и оздоровительной гимнастики

2

2

Общефизическая подготовка

Элементы строевой подготовки

1

2

3

5.

Силовые  упражнения для рук

1

7

8

6.

Силовые  упражнения для ног

1

7

8

7.

Силовые  упражнения для шеи  и спины,пресса

1

7

8

8.

Хореографическая подготовка

Постановка танцевальной композиции

9

9.

Специальная физическая подготовка

Базовые шаги и связки аэробики

1

9

10

10.

«Стретчинг» (Упражнения на развитие осанки, упражнения на развитие гибкости)

1

7

8

12.

Упражнения на развитие осанки

1

5

6

13.

Танцевальная аэробика. Знакомство и отработка элементов танцевальных стилей «hip-hop», «bally dance», «латино».  

1

8

9

14.

Акробатические упражнения

1

6

7

13.

Оздоровление

Коррекционные упражнения

1

5

6

14.

«Йога»

1

5

6

15.

Упражнения с предметами

1

10

11

16

Итоговое занятие

1

1

ВСЕГО            105

Календарно-тематическое планирование  на 2017--2018 учебный год

5-6 класс

Тема

Содержание

Уч. часы

дата

план

факт

1 четверть

27ч

1.

  ТБ, введение в образовательную программу.

Правила техники безопасности   нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях, Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики.

1

2.

Начальная диагностика

Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности (Нормативы ОФП.

Психологические тесты

1

3.

Гигиена спортивных занятий.

Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к причёске, правила поведения после занятий)

1

4.

Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики.

Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика, аква-аэробика и др; их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика.

1

5. 6.

Элементы строевой подготовки

Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга ,перестроения и т.д.)

2

7. -10

Общеразвивающие упражнения для рук

Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. 

4

11-14

Общеразвивающие упражнения для ног.

Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом.

4

15

18.

Общеразвивающие упражнения для шеи  и спины.

Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи  и спины.        

4

19- 22

Базовые шаги и связки аэробики

Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики.

4

23

-24

Постановка танцевальной композиции

Постановка танцевальной композиции с предметами и без

2

25.

Упражнения на развитие осанки

Повторение техники выполнения упражнений  на развитие осанки.

1

26-27.

Упражнения на развитие гибкости

Повторение техники выполнения упражнений  на развитие гибкости

2

2 четверть

21ч

план

факт

28-29.

Базовые шаги и связки аэробики

Техника выполнения базовых шагов аэробики

2

30-31.

Базовые шаги и связки аэробики

Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. Влияние занятий аэробикой на различные системы организма.

2

32-33

Базовые шаги и связки аэробики

Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики.

2

34.

35.

Базовые шаги и связки аэробики

Закрепление базовых шагов. Запрещённые упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции

2

36.

Упражнения на развитие осанки

Повторение техники выполнения упражнений  на развитие осанки.

1

37-38.

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения, упражнения в парах

2

39.42.

Комплекс  танцевальной аэробики

Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки

4

 43-44

Упражнения с предметами

Упражнения с предметами

2

45-47.

Постановка танцевальной композиции

Постановка танцевальной композиции

2

48.

Стретчинг

Упражнения на растяжку мышц ног

1

3 четверть

30ч

план

факт

49

Т.Б.

Техника безопасности при проведении занятий  Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся.

 1

50-51

Йога

Дыхательная гимнастика,упражнения йоги

2

52-53

Стретчинг

Упражнения на растяжку

2

54-55

Йога

Дыхательная гимнастика,упражнения йоги

2

 56-57

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения, упражнения в парах

2

58-60

Коррекционные упражнения

Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний. Профилактика плоскостопия

3

61-62

Базовые шаги и связки аэробики

Закрепление базовых шагов. Запрещённые упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции

2

63-64

Йога

Коррекционные упражнения

Комплекс детской йоги

Дыхательные гимнастика Стрельниковой

2

65-70

Общеразвивающие упражнения для ног, рук,спины и пресса

Общеразвивающие упражнения

6

71-72

Упражнения с предметами

Упражнения с предметами

2

73.

Упражнения для развития осанки

Упражнения для развития осанки

1

74-76

Постановка танцевальной композиции

Постановка танцевальной композиции

3

77

Партерная гимнастика

Стретчинг

Упражнения на развитие осанки, гибкости

1

4 четверть

27ч.

план

факт

78.

Повторение элементов строевой подготовки

Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга ,перестроения и т.д.)

1

80-81

Общеразвивающие упражнения для рук

Стретчинг

Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета.

Упражнения на развитие осанки, гибкости

2

82-83

Общеразвивающие упражнения для ног.

Коррекционные упражнения

Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом

2

.84-85

Общеразвивающие упражнения для шеи  и спины.

Йога

Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи  и спины.        

Комплекс детской йоги

2

86-87

Стретчинг

Упражнения на развитие осанки, гибкости

2

88-89

Стили танцевальной аэробики

Ору для рук. ОРУ для ног.

Подробное ознакомление со стилями танцевальной аэробики; их сходство и различия ; история возникновения, техника выполнения.

2

90-93

Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе:

Коррекционные упражнения

 «Мамбо», «Танец живота»

Профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика

3

94-95

Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе:

Коррекционные упражнения

«Латино», «Тай - бо.»

Релаксация

2

96-101

Танцевальная композиция

Составление и совершенствование итоговой музыкальной композиции из изученных упражнений

4

102-104

Упражнения с предметами

Акробатические упражнения

Упражнения с предметами

Акробатические упражнения

3

105

Итоговое занятие

Выполнение контрольных упражнений.

1

Методические рекомендации

Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинается обучение с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального характера. Постепенно усложняя комплекс, переходим к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.

Зачётные требования

Практическая часть зачётных требований состоит из разделов:

1. Специальная физическая подготовка – согласно вариативной части программы по оздоровительной аэробике.

2. Техническая подготовка: выполнение музыкальных композиций на учебных занятиях на оценку;

Оцениваются музыкальные композиции (техническая подготовленность) по следующим критериям:

Оценка “5” – упражнения выполнены технически правильно, уверенно, в соответствии с музыкальным сопровождением, эмоционально.

Оценка “4” – упражнения выполнены технически правильно, в соответствии с музыкальным рисунком, но не совсем уверенно, менее эмоционально.

Оценка “3” – упражнения выполнены правильно, но с напряжением и недостаточной амплитудой, допущены мелкие ошибки.

Оценка “2” – упражнения выполнены с грубыми техническими ошибками, небрежно.

Список литературы

1.        Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаковой.  М.: СпортАкадемПресс, 2002.

2.        Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. –  М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.

3. Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.

4. Довыдов, В.Ю., Коваленко, Т.Г., Краснова, Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики/ Довыдов  В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. – Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. – 2004 г.

5.        Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье.  1993. № 1. С. 42–43.

6.         Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек . – М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. –  64с.

7. Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.

8. Рукабер, Н.А. Программа по спортивной аэробике / Н.А.Рукабер – М. Физкультура и спорт. – 1994 г.

8. 15.        Юсупова  Л.А., Миронов   В.М. Аэробика: учебно-методическое пособие / БГУФК. – Мн: БГУФК, 2005. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект спортивного праздника по гимнастике "Путешествие в город Грации и пластики"

Конспект спортивного праздника по гимнастике "Путешествие в город Грации пластики" предназначен для детей подготовительной группы и детей начальной школы....

Авторская программа по дополнительному образованию спортивно-физкультурной направленности "Гимнастика и акробатика"

Актуальность программы заключается в том, что объём социального заказа на обучение детей  гимнастикой  резко увеличился и продолжает увеличиваться. Сегодня гимнастика играет отнюдь не второс...

Презентация "Спортивная и художественная гимнастика"

Презентация знакомит учащихся с видами гимнастики (спортивной и художественной)....

Спортивно-математическое соревнование "Гимнастика ума и тела"

Данная разработка предназначена для учащихся 5-6 классов коррекционной школы           [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7569577","attributes":{"a...

Внеклассное мероприятие. Спортивно - математическое соревнование "Гимнастика ума и тела".

Спортивно - математическое соревнование "Гимнастика ума и тела" предназначено для учеников 5х классов. В этом соревновании совмещены  спортивные задания и задания на знания тем математики, изучен...

Пояснительная записка внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « гимнастика» для 5-х классов.

материал пригодится как образец  для написания пояснительной записки по внеурочным занятиям физической культуры...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Атлетическая гимнастика»

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Атлетическая  гимнастика»...