ФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
календарно-тематическое планирование по физкультуре (6 класс)

Еловикова Юлия Генадьевна

Личностные и предметные результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fk_s_umstvennoy_otstalostyu.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

учебного предмета

«Физическая культура»

для  обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

 6 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные и предметные результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;  
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;  
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;  
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;  
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;  
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты физической культуры

Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для физической культуры. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень:

  • представление о физической культуре как части общей культуры современного общества;
  • осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; понимание связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;
  • знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой;
  • выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
  • знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств;
  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня;
  • составление комплексов физических упражнений (под руководством учителя), направленных на развитие основных физических качеств человека;
  • определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений);
  • представление о закаливании организма;
  • знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований;
  • выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
  • выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации);
  • объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя);
  • выполнение усвоенных акробатических и гимнастических комбинаций из числа хорошо усвоенных (под руководством учителя);
  • выполнение легкоатлетических упражнений в беге и прыжках в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;
  • выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол (под руководством учителя) в условиях учебной и игровой деятельности;
  • участие в подвижных и спортивных играх, осуществление их судейства;
  • знание некоторых особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа, понимать связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;
  • объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя);
  • использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
  • правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
  • размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр правильное применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры и во время самостоятельных занятий.

Достаточный уровень:

  • знание об основных направлениях развития и формах организации физической культуры и спорта в современном обществе (Олимпийской, Параолимпийское движение, Специальные олимпийские игры);
  • самостоятельное применение правил профилактики травматизма в процессе занятий физическими упражнениями;
  • определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений) их сравнение их с возрастной нормой;
  • составление (под руководством учителя) комплексов физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности;
  • планирование и использование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
  • выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов, целенаправленно воздействующих на развитие основных физических качеств человека;
  • самостоятельное выполнение упражнений по коррекции осанки и телосложения;
  • организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, отбор физических упражнений и их самостоятельное выполнение в группах (под контролем учителя) с заданной дозировкой нагрузки;
  • применение способов регулирования нагрузки за счет пауз, чередования нагрузки и отдыха, дыхательных упражнений;
  • подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;
  • выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
  • выполнение передвижений на лыжах усвоенными способами;
  • знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
  • адекватное взаимодействие с товарищами при выполнении заданий по физической культуре;
  • самостоятельное объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок.

2. Содержание учебного предмета

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

―беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;

―выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

―выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; ―самостоятельное выполнение упражнений;

―занятия в тренирующем режиме;

―развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.  

Знания о физической культуре

Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых.

Физическое развитие.

Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания.

Понятия физической культуры: физическая культура, физическое воспитание.

В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.

Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.

Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.

В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.

На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания. Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.

Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.

Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.

Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

Лыжную подготовку рекомендуется проводить при температуре до —15 °С при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.

Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.

Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.

В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.

Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры. К сдаче нормативов учащиеся допускаются с письменного разрешения врач школы.

Теоретические сведения

Питание и двигательный режим школьника. Распорядок дня. Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду.

Гимнастика

Теоретические сведения

Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.

Практический материал

Построения и перестроения. Перестроения из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки вперед в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в сторону. Перестроение из колонны по одному в колонну по два с поворотами на углах. Полуоборот направо, налево. Изменение длины шага. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!». Понятие о предварительной и исполнительной командах. Повороты кругом.

 Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Основные положения движения головы, конечностей, туловища. Сохранять правильное положение головы в быстрых переходах из одного исходного положения в другое. С фиксированным положением головы выполнять наклоны, повороты и круговые движения туловища, руки за голову. Пружинистые наклоны вперед, в стороны. Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке. Выпады в сторону, полуприседы с различным положением рук. Из упора сидя сзади прогнуться. Опуститься в сед и встать без помощи рук. Комбинации из разученных движений. Перетягивание в колоннах хватом за пояс.

Упражнения в парах: выведение из равновесия партнера, стоящего на одной ноге, ладонью одной руки (двумя). Одновременные разнонаправленные движения рук и ног (выполняемые в разных плоскостях): правая рука в сторону, левая нога вперед и т. д. Координация движений конечностей в прыжковых упражнениях. Ноги врозь, хлопок в ладоши перед собой; ноги вместе, хлопок в ладоши за спиной. Исходное положение: присед, ноги на ширине плеч, руки в стороны ладонями вверх; выпрыгнуть вверх — ноги в стороны, хлопок над головой, приземлиться в исходное положение.

Дыхательные упражнения во время ускоренной ходьбы и медленного бега. Углубленное дыхание с движениями рук после скоростно-силовых упражнений. Упражнения в расслаблении мышц. Расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения скоростно-силовых упражнений. Маховые движения расслабленными руками вперед, назад, в стороны в ходьбе и беге. Упражнения на осанку. Упражнения с удержанием груза на голове (150—200 г); лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз; передвижение по стенке вправо-влево; передвижение по гимнастической скамейке с поворотом кругом.

Упражнения с предметами. С гимнастическими палками. Подбрасывание гимнастической палки и ловля ее после хлопка двумя руками. Основные положения с гимнастической палкой: с палкой вольно, палку за голову (на голову), палку за спину, палку влево. Прыжки через гимнастическую палку, лежащую на полу: вперед-назад и влево-вправо. Приседы с ранее разученными положениями палки. Круговые движения туловищем с различными положениями палки. Ходьба с движениями палки вперед, вверх, за голову, влево, вправо (1 мин). Выполнить 3—4 упражнения с гимнастической палкой. С большими обручами. Передвижение сквозь ряд обручей, катание обруча, пролезаниев катящийся обруч, набрасывание и снятие обруча со стойки, вращение обруча с движениями (при ходьбе, беге). Подбрасывание и ловля обруча. Со скакалками. Скакалка, сложенная вчетверо. Повороты туловища вправо, влево, растягивая скакалку руками. Скакалка сзади. Повторить с отведением рук назад. Различные прыжки через скакалку на двух ногах. С набивными мячами. Перекладывание мяча из рук в руку перед собой и за спиной. Подбросить мяч вверх, поймать его. Из седа мяч удерживается голеностопными суставами, сед углом согнув ноги, сед углом, перекаты назад, мяч вперед. Перебрасывание мяча в кругу, в квадрате, в треугольнике. Перекатывание мяча на дальность стоя и сидя. Прыжки через мяч влево, вправо, вперед, назад. Переноска груза и передача предметов. Переноска 2—3 набивных мячей общим весом до 6—7 кг на расстояние 8—10 м. Переноска гимнастических матов (двух матов вчетвером на расстояние до 5 м). Переноска гимнастического козла вдвоем на расстояние до 8—10 м. Передача по кругу, в колонне, в шеренге предметов весом до 4 кг. В колоннах и шеренгах передача флажков друг другу, набивного мяча в положении сидя и лежа, слева направо и наоборот.

Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке с чередованием различных способов. Лазанье по гимнастической стенке с попеременной перестановкой ног и одновременным перехватом руками. Лазанье по гимнастической стенке с предметом в руке (мяч, гимнастическая палка, флажок). Передвижение в висе на руках по гимнастической стенке вверх, вниз, вправо, влево (для мальчиков), смешанные висы спиной и боком к гимнастической стенке (для девочек). Лазанье способом в три приема на высоту 5 м (мальчики), 4 м (девочки). Перелезание через последовательно расположенные препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия.

Равновесие. Равновесие на левой (правой) ноге на гимнастической скамейке и на рейке гимнастической скамейки. Равновесие на левой (правой) ноге на бревне (высота 70— 80 см). Ходьба по бревну с поворотами налево, направо с различными движениями рук, с хлопками под ногой. Повороты в приседе, на носках. Ходьба по бревну с набивным мячом в руках (мяч в различных исходных положениях). Соскоки с бревна с сохранением равновесия при приземлении. Простейшие комбинации из ранее изученных упражнений.

Опорный прыжок. Прыжок в упор присев на козла, соскок с поворотом налево направо. Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов. Преодоление препятствий (конь, бревно) прыжком боком с опорой на левую (правую) ногу. Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Построение в две шеренги с определенным расстоянием между учащимися по заданным ориентирам и без них. Ходьба «змейкой» и по диагонали с поворотами у ориентира. Прохождение расстояния до 5 м от одного ориентира до другого за определенное количество шагов с открытыми глазами и воспроизведение пространственного передвижения за столько же шагов без контроля зрения. Сочетание простейших исходных положений рук и ног по инструкции учителя с контролем зрения и без контроля. Из исходных положений лежа и сидя поднимание ног до определенной высоты с контролем зрения и с закрытыми глазами. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке по ориентирам, изменяющим длину шага. Прыжок вправо, влево, назад в обозначенное место без контроля зрения. Ходьба или легкий бег на месте в течение 5, 10, 15 с по команде учителя. Повторное выполнение учениками задания, остановиться самостоятельно. Определить самого точного и уточнить время выполнения. Повторить несколько раз. Произвольное выполнение общеразвивающих упражнений, исключающих положение основной стойки, в течение 5—10 с (например, рывки назад согнутыми и прямыми руками). В конце упражнения принять основную стойку. Повторить упражнения, увеличить время вдвое и самостоятельно принять основную стойку.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• как правильно выполнить перестроение из колонны по одному в колонну по два;

• как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка.

Учащиеся должны уметь:

• подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений, соблюдать дистанцию в движении;

• выполнять прыжок через козла способом «ноги врозь»;

• сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом бревне;

• преодолевать подряд несколько препятствий с включением перелезания, лазанья;

• лазать по канату способом в три приема.

Легкая атлетика

Теоретические сведения

Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.

Практический материал

Ходьба. Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий. Понятие о технике спортивной ходьбы.

Бег. Медленный бег с равномерной скоростью до 5 мин. Бег на 60 м с низкого старта. Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30—50 м с передачей эстафетной палочки. Бег с преодолением препятствий (высота препятствий до 30—40 см). Беговые упражнения. Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60 м.

Прыжки. Прыжки на одной ноге, на двух с поворотами налево, направо, кругом. Прыжки в стойке ноги скрестно с продвижением вперед. Прыжки на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге.

Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением отталкивания в зоне до 80 см. Отработка отталкивания. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», отработка отталкивания.

Метание. Метание малого мяча в вертикальную цель шириной до 2 м на высоте 2—3 м и в мишень диаметром 100 см с тремя концентрическими кругами (диаметр первого круга 50 см, второго — 75 см, третьего — 100 см) из различных исходных положений. Метание малого мяча в цель с отскоком от стены и пола, а затем его ловлей. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4—6 шагов разбега.

Толкание набивного мяча весом 2 кг с места в сектор стоя боком.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• фазы прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»;

• правила передачи эстафетной палочки во встречной эстафете.

Учащиеся должны уметь:

• ходить спортивной ходьбой;

• пробегать в медленном равномерном темпе 5 мин;

• правильно финишировать в беге на 60 м;

• правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» и в прыжках в высоту способом «перешагивание»;

• метать малый мяч в цель с места из различных исходных положений и на дальность с 4—6 шагов разбега.

Лыжная подготовка

Теоретические сведения

Лыжная подготовка как способ формирования прикладных умений и навыков в трудовой деятельности человека. Лыжные мази, их применение.

Практический материал

Совершенствование одновременного бесшажного хода. Одновременный одношажный ход. Совершенствование торможения «плугом». Подъем «полуелочкой», «полулесенкой». Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40—60 м (5—6 повторений за урок), 150—200 м (2—3 раза). Передвижение до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики). Лыжная эстафета по кругу, дистанция 300—400 м. Игры на лыжах: «Слалом», «Подбери флажок», «Пустое место», «Метко в цель».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• для чего применяются лыжные мази, как накладывать мазь на лыжи.

Учащиеся должны уметь:

• правильно смазать лыжи;

• координировать движения туловища, рук, ног в одновременном одношажном ходе на отрезке 40—60 м;

• проходить в быстром темпе 100—150 м любым ходом; спускаться (наклон 4—6 градусов, длина 40—60 м) в низкой стойке;

• преодолевать на лыжах до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики).

Подвижные игры

«Птицы и клетка», «Заяц без логова», «Перестрелка», «Запрещенное движение», «Падающая палка», «Мяч в кругу».

Спортивные игры

Теоретические сведения

Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке.

Практический материал

Стойка и перемещения волейболиста. Передача мяча сверху двумя руками над собой и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Прыжки с места и с шага в высоту и длину. Игры (эстафеты) с мячами.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• расстановку и перемещение игроков на площадке.

Учащиеся должны уметь:

• принимать стойку волейболиста;

• перемещаться в стойке вправо, влево, назад;

• выполнять передачу мяча сверху двумя руками в парах; нижнюю прямую подачу.

Баскетбол

Теоретические сведения

Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.

Практический материал

Остановка шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом.

Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди.

Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом.

Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места.

Подвижные игры с элементами баскетбола: «Не давай мяча водящему», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч».

Эстафеты с ведением мяча. Сочетание движений: бег — ловля мяча — остановка шагом — передача двумя руками от груди. Бег с ускорением до 10 м (3—5 повторений за урок). Упражнения с набивными мячами весом до 1 кг. Прыжки со скакалкой до 1 мин. Выпрыгивание вверх (до 8—15 раз).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• как влияют занятия баскетболом на организм учащихся.

Учащиеся должны уметь:

• выполнять остановку шагом; передачу мяча от груди и ловлю мяча двумя руками на месте; ведение одной рукой на месте; бросок по корзине двумя руками снизу с места.

3. Тематическое планирование 6 класс

Тема урока

Модули «Школьный урок»

Количество часов

Легкая атлетика

5 часов

1

Организационно методические требования на уроках физической культуры, инструктаж № 65, № 67. Инструктаж по технике безопасности  при проведении занятий по легкой атлетике № 69. Техника старта в беговых упражнениях.

урок в трансформированном пространстве

1

2

Техника высокого старта от 15 до 30 м. Правила финиширования.

урок в трансформированном пространстве

1

3

Техника бега на спринтерские дистанции. Бег 30 м.

урок в трансформированном пространстве

1

4

Техника бега на спринтерские дистанции. Бег 60 м на результат.

урок в трансформированном пространстве

1

5

Эстафетный бег, передача эстафетной палочки.

урок в трансформированном пространстве

1

«За здоровый  образ жизни»

1 час

6

Составляющие ЗОЖ. Здоровье и здоровый образ жизни.

1

Легкая атлетика

5 часов

7

Техника бега с изменением направления движения.

урок в трансформированном пространстве

1

8

Техника прыжка в длину с места.

урок в трансформированном пространстве

1

9

Метание малого мяча в горизонтальные и вертикальные цели.

урок в трансформированном пространстве

1

10

Техника метание мяча на дальность с места.

урок в трансформированном пространстве

1

11

Техника метания мяча с разбега.

урок в трансформированном пространстве

1

Знания о физической культуре / «За здоровый  образ жизни»

1 час

12

Режим дня и его основное содержание.

нетрадиционный урок

1

Легкая атлетика

3 часа

13

Равномерный бег до 500 м. Высокий старт.

урок в трансформированном пространстве

1

14

Бег в равномерном темпе до 10 минут.

урок в трансформированном пространстве

1

15

Кроссовый бег на местности с препятствиями.

урок в трансформированном пространстве

1

«За здоровый  образ жизни»

1 час

16

Особенности проведения утренней гигиенической гимнастики. Различные комплексы упражнений.

нетрадиционный урок

1

Волейбол

7 часов

17

Инструктаж по технике безопасности  при проведении занятий по волейболу № 70. Стойки и перемещения игрока.

1

18-19

Передача мяча сверху двумя руками в парах, тройках на месте.

2

20-21

Передачи и приемы мяча после передвижения.

2

22-23

Нижняя прямая подача. Прием мяча снизу над собой.

2

Знания о физической культуре / «За здоровый  образ жизни»

1 час

24

Коррекция осанки и телосложения. Составление и выполнение комплексов упражнений общей физической подготовки.

нетрадиционный урок

1

Волейбол

7 часов

25-26

Ловля мяча после подачи. Боковая подача. Страховка задней линии.

2

27

Прямой нападающий удар.

1

28-29

Игра по упрощенным правилам.

2

30-31

Учебная игра с элементами волейбола.

2

«За здоровый  образ жизни»

2 часа

32

Резервы организма. Правила личной гигиены.

нетрадиционный урок

1

33

Влияние неправильной осанки на здоровье. Определение правильности осанки, наличие плоскостопия.

интегрированный урок

1

Гимнастика

13 часов

34

Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по гимнастике № 72. Строевые упражнения.

1

35

Строевые упражнения. ОРУ с гимнастической палкой.

1

36-37

Опорные прыжки. Прыжок ноги врозь.

2

38-39

Висы и упоры. Техника упражнений на перекладине.

2

40

Подтягивание в висе на перекладине.

1

41

Лазание по канату в два приема.

1

42

Акробатика. Перекаты. Стойка на лопатках.

1

43

Кувырок вперед, назад. Мост из положения стоя.

1

44-45

Комбинации из разученных акробатических элементов.

2

46

Преодоление гимнастической полосы препятствий.

1

Знания о физической культуре / «За здоровый  образ жизни»

2 часа

47

Физическая активность и здоровье. Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека.

нетрадиционный урок

1

48

Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения в России. Выдающиеся успехи отечественных спортсменов. Р.К.  Олимпийские чемпионы и призеры из Тюменской области.

нетрадиционный урок

1

Лыжная подготовка

6 часов

49

Инструктаж по технике безопасности  при занятиях лыжным спортом № 68. Попеременный двухшажный ход.

урок в трансформированном пространстве

1

50

Одновременный одношажный и бесшажный ходы.

урок в трансформированном пространстве

1

51

Выполнения техники одновременных ходов на учебном кругу.

урок в трансформированном пространстве

1

52

Скользящий шаг. Поворот переступанием и прыжком.

урок в трансформированном пространстве

1

53

Попеременный двухшажный ход. Развитие выносливости.

урок в трансформированном пространстве

1

54

Правила безопасного падения на лыжах. Одновременный бесшажный ход.

урок в трансформированном пространстве

1

«За здоровый  образ жизни»

2 часа

55

Вредные привычки и здоровье нации.

1

56

Питание необходимое условие для жизни человека. Секреты здорового питания. Рацион питания.

нетрадиционный урок

1

Лыжная подготовка

6 часов

57

Одновременный двухшажный ход. Развитие выносливости. Зимние виды спорта.

урок в трансформированном пространстве

1

58

Спуски и подъемы на склонах. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом».

урок в трансформированном пространстве

1

59

Спуски с пологих склонов с прохождением ворот из лыжных палок. Поворот «упором».

урок в трансформированном пространстве

1

60

Скользящий и двухшажный шаг в гору.

урок в трансформированном пространстве

1

61

Лыжные гонки на 1 км.

урок в трансформированном пространстве

1

62

Лыжная эстафета.

урок в трансформированном пространстве

1

«За здоровый  образ жизни»

1 час

63

«Болезни поведения».

нетрадиционный урок

Баскетбол

6 часов

64

Инструктаж по технике безопасности  при проведении занятий по баскетболу № 71. Упражнения с баскетбольным мячом.

1

65

Стойки и передвижения игроков.

1

66

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении.

1

67

Овладение техникой передвижений. Остановка в два шага. Повороты с мячом.

1

68

Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока.

1

69

Передачи мяча одной рукой с места, в движении.

1

«За здоровый  образ жизни»

1 час

70

Влияние климатических факторов на здоровье.

нетрадиционный урок

1

Баскетбол

7 часов

71

Бросок после ведения. Игра «Борьба за мяч».

1

72

Броски одной и двумя руками с места и в движении.

1

73

Броски мяча в корзину.

1

74

Овладение мячом в игре баскетбол: вырывание, выбивание, накрывание мяча.

1

75

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

1

76-77

Игра в мини-баскетбол.

2

Знания о физической культуре / «За здоровый  образ жизни»

1 час

78

Правила самонаблюдения и самоконтороль.

нетрадиционный урок

1

Баскетбол

6 часов

79

Передача мяча одной рукой от плеча.

1

80

Блокировка броска.

1

81-84

Учебная игра.

4

«За здоровый  образ жизни»

2 часа

85

Инфекционные заболевания, причины и профилактика.

1

86

Техника оздоровительного бега. Методика самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

нетрадиционный урок

1

Легкая атлетика

4 часа

87

Инструктаж по технике безопасности  при проведении занятий по легкой атлетике № 69.

Беговые упражнения.

1

88

Равномерный бег 5 минут. Беговые упражнения.

1

89

Спринтерский бег на 30 м. Правила бега по дистанции.

урок в трансформированном пространстве

1

90

Развитие прыгучести. Обучение тройному, пятерному прыжку с места

урок в трансформированном пространстве

1

«За здоровый  образ жизни»

1 час

91

Ходьба как средство оздоровления.

нетрадиционный урок

1

Легкая атлетика

10 часов

92

Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

урок в трансформированном пространстве

1

93

Метание мяча на дальность с разбега в 3-6 шагов. 

урок в трансформированном пространстве

1

94

Скоростной бег. Бег 60 м.

урок в трансформированном пространстве

1

95

Бег на средние дистанции 500 м.

урок в трансформированном пространстве

1

96

Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.

урок в трансформированном пространстве

1

97

Развитие выносливости. Бег в равномерном темпе до 10 минут.

урок в трансформированном пространстве

1

98

Техника спортивной ходьбы на 200 м.

урок в трансформированном пространстве

1

99

Бег на 1000 м. Развитие выносливости.

урок в трансформированном пространстве

1

100

Развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Прыжки и многоскоки.

урок в трансформированном пространстве

1

101

Техника круговой эстафеты на 400 м.

урок в трансформированном пространстве

1

«За здоровый  образ жизни»

1 час

102

Организация и проведение игр и соревнований. Участие в творческих конкурсах, акциях.

нетрадиционный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" на основе ритмической гимнастики 1-4 класс ФГОС

С введением третьего часа физической культуры во многих школах возникают проблемы, где и в какой форме этот час проводить. Проведение этого часа как урок "Ритмикки" может заинтересовать многих хореогр...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебному предмету «физическая культура» для обучающихся со специальной медицинской группой «А», «Б».

Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физическогов...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» ФГОС НОО ОВЗ 1-4 класс для обучающихся с ЗПР.

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 6»307170  Российская Федерация Курская область,г. Железногорск, ул.Л.Голенькова,15,  Принята...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 1-4 классы ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихся.

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 6»307170  Российская Федерация Курская область,г. Железногорск, ул.Л.Голенькова,15,  Принята...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (5 класс)

Личностные результаты·         Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального нар...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМинимальный уровень:представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человек...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫБазовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Предмет «Физическая к...