Адаптивная рабочая программа для учащихся 6-х класса
рабочая программа по физкультуре (6 класс)

Скачков Евгений Валентинович

Адаптированная рабочая программа  по физической культуре для   учащихся 6-х класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_dlya_6_klassa.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Адаптированная рабочая программа

по физической культуре

для  ученика 6 класса


                                                          1. Пояснительная записка

                 Рабочая программа по физической культуре для  6 классов адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).

  Особенностями обучающихся с задержкой психического развития являются:

 - отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при

 - относительно сохранной познавательной деятельности;    

 -  преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость.

- склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами;

- из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития у детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень;

- сформированности  мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности; отставание в физическом развитии ребенка по сравнению с нормой на 1,5 - 2 года;

- задержка эмоционального развития в виде соматического инфантилизма с невротическими наслоениями;

- эмоциональной отгороженности в сочетании со вседозволенностью;

-  недостаточно развиваются самостоятельность, воля, желание трудиться, преодолевать трудности;

-  слабо сформированы пространственные представления, ориентировка в направлениях пространства осуществляется обычно на

- уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации;

 - особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок;

 - недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости; большей - сохранности непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; недостаточном объеме и точности, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим; выраженном преобладании наглядной памяти над словесной; низком уровне самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, а также неумении самостоятельно организовывать свою работу по запоминанию; недостаточной познавательной активности и целенаправленности при запоминании и воспроизведении; слабом умении использовать рациональные приемы запоминания; низком уровне опосредствованного запоминания;

 - колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений.

- Рабочая программа учебного курса физическая культура для 6 классов разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2012).

Программа реализуется по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования. Предмет «Физическая культура» входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

 Срок реализации программы – 1 год. Нормативная документы, на основании которых разработана программа: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Вестник образования, 2014. – №№ 11, 12 или сайт http:/ www. vestnik.ru, edu.ru) с изменениями от 08.06.2015 №576, от 14.08.2015 №825; Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» («Вестник образования», 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik.ru, edu.ru);

Для реализации программного содержания в учебном процессе используется следующие учебники:

Матвеев А.П.  Физическая культура. 6–7 кл. : учебник  для общеобразовательных  учреждений /А.П. Матвеев – 6 –е изд. – М. : Просвещение, 2017.

2. Цели и задачи.

Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности, организации активного отдыха и досуга.

В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физический культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задач:

 — формирование культуры здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, развитие основных физических качеств и психофизических способностей, обеспечение должного уровня индивидуальной физической подготовленности;

 — формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей, прикладно- ориентированной и реабилитационно - релаксационной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; — формирование культуры телосложения, овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, способами индивидуальной коррекции осанки и телосложения;

 — овладение системой знаний о физической культуре, ее истории и современном развитии, роли в жизнедеятельности современного человека, профилактике дивиантного поведения и вредных привычек, об укреплении и длительном сохранении здоровья, о формировании здорового образа жизни;

 — воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и творческого сотрудничества, взаимопомощи и уважения в совместных формах занятий физкультурно - оздоровительной и спортивно-оздоровительной. деятельностью.

3. Общая характеристика

Значение предмета для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий физической культурой у детей с ОВЗ происходит формирование либо коррекция уже имеющихся уровней физической подготовленности. В процессе занятий появляется возможность вести целенаправленную работу по развитию внимания, памяти и мышления. Это основные составляющие познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции. Также в процессе занятий у обучающихся развивается пространственное воображение и умение ориентироваться в малом пространстве, развивается зрительное восприятие и мелкая моторика, совершенствуются коммуникативные навыки, умения совершать совместные действия.

Названные выше методологические и методические подходы к построению курса физической культуры позволяют представить его как целостное развивающееся, необходимое и полезное для обучающихся с ОВЗ умение. Они создают нужные условия для развития их личности, для укрепления их физического и психологического здоровья.

 Основные виды деятельности обучающихся:

- фронтальное занятие;

- самостоятельная работа;

- работа с текстом учебника (теория);

- подготовка доклада или презентация;

- индивидуальное выполнение задания;

- зачетный урок;

- работа со спортивным инвентарем;

 -  работа в парах, группах.

- Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ: Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по физической культуре для детей с ОВЗ практически не отличается от программы массовой школы.

 Эти отличия заключаются в: том, что проверку умений обучающиеся с подготовительной группой здоровья проходят без учета нормативов;

- оказании индивидуальной помощи обучающихся;

- коррекционной направленности каждого урока;

- отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;

- в использовании большого количества индивидуального спортивного инвентаря. Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, программа составлена в расчете на обучение детей с ЗПР в 6   классе.

Места учебного предмета, курса в учебном плане Согласно Базисному учебному плану основного общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по предмету физическая культура в 6  классе отводится – 102 ч.

4. Содержания программы

Содержание учебного предмета ―Физическая культура  направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Знания о физической культуре

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и еѐ связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и еѐ основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Допинг. Концепция честного спорта.

 Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпаузы (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой.

Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

 Физкультурно-оздоровительная деятельность. 

Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

 Гимнастика с основами акробатики.

 Организующие команды и приёмы. Акробатические упражнения и комбинации.

Легкая  атлетика.

Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

Лыжные гонки.

 Передвижения на лыжах. Подъёмы, спуски, повороты, торможения.

Спортивные игры.

Баскетбол. Техника выполнения передач, ведения, бросков. Игра по правилам.

Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Легкая  атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

 Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

5. Требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих программу учебного предмета.

В результате изучения физической культуры обучающиеся должны знать:

- oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

• О способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

• о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этик систем;

 • об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

 • о терминологии разучиваемых упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

 • о физических качествах и общих правилах их тестирования;

 • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

 • о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. уметь: 

• составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

 • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

 • организовывать и проводить самостоятельные занятия;

 • уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Для проверки знаний, выявления уровня сформированности  умений в ходе изучения каждой темы запланирован текущий контроль, тематический контроль.

Система диагностики включает в себя тестирование.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- проводить самостоятельные занятия по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений и технических приемов;

- выполнять индивидуальные комплексы корригирующей гимнастики, лечебной физкультуры с учетом состояния здоровья и медицинских показаний;

- выполнять физические упражнения и заниматься спортом в условиях активного отдыха и досуга; - выполнять элементы судейства соревнований; и правила проведения туристических походов.

Демонстрировать.

нормативы

мальчики

5

4

3

Бег  30 м

5.5

5.9

6.3

Бег  60 м

10.6

11.4

12.0

Бег 300м

1.05

1.15

1.30

Бег 1000 м

5.00

5.30

6.00

Бег 1500 м

8.00

9.00

10.30

Челночный бег 3х10

8.5

9.3

9.9

Прыжок  в  длину с  места

175

145

130

Метание малого мяча

30

25

16

Подтягивание на высокой

6

4

2

Подтягивание на низкой

21

15

10

Поднимание  ног к перекладине

6

4

2

Пресс (1минута)

42

30

20

гибкость

6

4

1

Отжимание

20

10

5

Л/П 2 км.

14.00

16.00

18.00

6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся

  Критерии оценки успеваемости по разделам программы:

- Оценка «5» - выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности.

- Оценка «4» - ставится за ответ, в котором содержится небольшие неточности и незначительные ошибки.

- Оценка «3»- получает за ответ, в котором отсутствует логическая   последовательность, имеются пробелы в знание материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

- Оценка «2» - выставляется за непонимание и незнание материала программы.

 Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками:

- Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко, обучающийся по заданию учителя используют их в нестандартных ситуациях.

- Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и  чётко, наблюдается скованность движений.

- Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному и напряжённому выполнению.

- Оценка «2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, не чётко.

 Итоговая оценка.

-  Выставляется за усвоение темы, раздела за триместр, учебный год.

- Она включает в себя текущие оценки, полученные обучающимися за усвоение всех составляющих успеваемости:

- Знания

- Двигательные умения и навыки

- Сдвиги в развитии физических способностей

-  Умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Название раздела,  темы,  

содержание темы

Количество

часов

Тип(вид) урока

Характеристика деятельности

учащихся

1

Основы знаний. Меры безопасности на уроках по физической культуре. Физическая культура в современном обществе. Физическое развитие человека.  Режим дня, его основное содержание и правила планирование. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.  Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Краткая характеристика видов спорта,  входящих в программу Олимпийских игр. Закаливание организма.

В процессе

уроков

Вводный урок

Ознакомление с ролью и значением уроков по физической культуре, с правилами поведения во время занятий на уроках физической культуры  в зале и на спортивной площадке, а также с требованиями к одежде и обуви. Определять цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения.  Объяснять причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуры.

2

Гимнастика.  Техника выполнения стойки на лопатках, «мост». Техника выполнения кувырка вперед и назад.  

12

Обучающие, комбинированные, Контрольные (зачетные)   уроки, учебник

Описывать технику акробатических упражнений.  Осваивать технику акробатических упражнений,  предупреждая появление ошибок соблюдать правила технике безопасности; в случае появления ошибок уметь их исправить.

3

Легкая атлетика.  Бег на короткие, средние и длинные дистанции, эстафетный бег. Прыжок в длину с места. Метание малого мяча.

33

Обучающие, комбинированные, Контрольные (зачетные)   уроки, учебник

Описывать технику выполнения упражнений. Осваивать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.

4

Спортивные игры (баскетбол).  Передачи двумя от груди двумя руками на месте. Ведения мяча шагом, бегом. Бросок мяча двумя руками от груди в кольцо. Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола.

33

Обучающие, комбинированные, Контрольные (зачетные)   уроки, учебник

Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.  Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

5

Лыжная подготовка. Попеременно двухшажный  ход, одновременно одношажный ход, подъемы, спуски, повороты на месте.

24

Обучающие, комбинированные, Контрольные (зачетные)   уроки, учебник

Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать ее самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида

Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....

Рабочая программа для учащихся 5-11 классов по предмету "Физическая культура"

Проект авторской рабочей программы по "Физической культуре" для учащихся 5-11 классов. Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 к...

Рабочая программа для учащихся 10-11 классов (Экономика - профильный уровень)

Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образо...

Адаптивные рабочие программы для учащихся 5,6 классов.

Адаптивные  рабочие  программы и календарно - тематическое планирование по письму, чтению и развитию речи....

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 10 класс для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями)

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями) 10 класс с календарно-тематическим планированием...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 1 класса для учащихся ОВЗ 7 вида

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ, примерной АООП НОО (вариант 7.1, авторско...

Адаптивная рабочая программа по истории для 8 класса

Адаптивная рабочая программа по истории для 8 класса...