Формирование правильной осанки посредством латиноамериканских танцев и упражнений ЛФК
методическая разработка по физкультуре (9, 10, 11 класс)

Методическая разработка по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc401.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс методических разработок уроков по физической культуре с использованием дистанционных образовательных технологий

«Методическая разработка урока физической культуры с использованием дистанционных образовательных технологий»

Тема урока: «Формирование правильной осанки посредством латиноамериканских танцев и упражнений ЛФК»

Самчик Ольга Александровна,

учитель физической культуры, педагог дополнительного образования

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 95

Калининского района  Санкт-Петербурга

soapiter@mail.ru         тел. 8-911-914-80-75

2022 г.

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка посвящается теме формирования правильной осанки на уроках физической культуры, во внеурочное время, в повседневной жизни. Разработка раскрывает важность здоровьесбережения, положительное влияние физических упражнений на возникновение правильных двигательных стереотипов.

Методическая разработка на данную тему может оказаться полезной учителям физкультуры, педагогам по дополнительному образованию и родителям, которые хотят вырастить здорового, правильно физически сформированного ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ

I Введение   -------------------------------------------------------------   стр. 4-6

II Конспект урока   ----------------------------------------------------   стр. 7-15

III Заключение   --------------------------------------------------------   стр. 16

IV Список использованных источников   ------------------------   стр. 17

V Приложение   --------------------------------------------------------   стр. 18-20

ВВЕДЕНИЕ

        

Целью разработки является показать влияние танцевальных упражнений на спортивную форму человека, грацию и осанку. Обратить внимание на важность осанки для улучшения жизнедеятельности организма человека. Раскрыть опыт применения танцевальных связок и упражнений ЛФК (кинезиотерапии) в формировании правильной осанки; применение современных технических и информационных средств в дистанционном обучении.

Тема заболевания опорно-двигательного аппарата на сегодняшний день очень актуальна, так как:

- заболевания опорно-двигательного аппарата составляют 65% от всей диспансерной группы (1 место среди хронических патологий)

- 8% детей школы с 1 по 11 класс имеют сколиозы. В нашей школе, например, в 2019 году среди 1-классников не было ни одного со сколиозом, 2020 году - 1 ребенок, 2021 году – 3

- каждый третий ребенок имеет различные нарушения осанки от легких форм, до выраженных. По нашей школе 272 ребенка (из 850, обучающихся в учебном заведении) имеют нарушения опорно-двигательного аппарата

- к 11 классу практически каждый ребенок имеет нарушение осанки, а 34% детей - сколиозы

- данные ежегодных профосмотров ортопедом выявили ухудшение ситуации в этом году на 8%

- проблема касается и взрослого населения: по интернет - данным, только в Санкт-Петербурге свыше 2 млн. человек ежегодно вынуждены брать больничный лист по причине болей в спине различной этиологии

Именно поэтому я выбрала тему своей методической разработки: «Формирование правильной осанки посредством латиноамериканских танцев и упражнений ЛФК».

Формирование правильной осанки – это длительный, ежедневный, кропотливый труд. Но его можно облегчить, если применяемые упражнения нравятся, интересны. А ведь мы знаем, как девушки любят танцевать. Именно поэтому я выбрала латиноамериканские танцы.

Первым этапом урока становится вовлечение в процесс действия. Создание мотивирующего момента происходит, когда учащийся, освобожденный от физических нагрузок по медицинским показаниям, читает свое сообщение на тему: «Влияние физических упражнений на формирование правильной осанки. Негативное воздействие неправильной осанки на жизнедеятельность человека». Поиск информации для сообщения формирует способность у учащегося добывать знания самостоятельно.

Учитель показывает подготовленное пособие с правильной и неправильной осанкой (см. приложение 1). Очень важно подчеркнуть момент, что неправильная осанка не только портит впечатление о внешнем виде человека, но и негативно сказывается на сердечно - сосудистой, нервной, пищеварительной и дыхательной системах организма. Уделить внимание причинам возникновения сколиозов (см. приложение 2) и способам корректировки неправильной осанки (см. приложение 3).

Сообщение учащегося имеет и вторую функцию. Ведь с его помощью мы можем выйти на постановку целей и задач урока. А ведь понимание личностного значения деятельности – путь к мотивации (технология личностно-ориентированного обучения).

Данный мною открытый урок дает максимальную нагрузку, так как нет ни одной минуты простоя. Его моторная плотность приближается к 90 %. За урок происходит 5-6 раз замер пульса, поэтому перенапряжение организма отсутствует. Оптимальная работа сердечной мышцы при нагрузке должна быть от 120 до 160 ударов в минуту. Мы стараемся поддерживать работу сердца в этих пределах. Корректировка нагрузки при необходимости осуществляется за счет темпа выполнения упражнений и количества повторений (применение здоровьесберегающих технологий проходит через весь урок).

         В этом уроке применяются: стандартно-повторный метод работы (это метод, при котором максимально повторяется упражнение с целью довести его исполнение до автоматизма),  метод чередования сложных и простых упражнений. Также рекомендую применять интервальный метод (это метод, при котором комплекс упражнений полностью повторяется несколько раз с промежутками отдыха в несколько минут).

Разминку проводят сами учащиеся по 2-3 упражнения, приготовленных заранее. Это дает возможность дальнейшего использования этих заданий в самостоятельных занятиях.

При помощи мультимедийного проектора демонстрируется выступление мастеров латиноамериканского танца, как эталон исполнения упражнений (использование информационных компьютерных технологий). Здесь важно дать мотивацию к занятиям. Просьба подумать, что даст нам овладение техникой танца. Можно задать вопрос, что ответила бы моя любимая актриса на вопрос: "Зачем мне надо заниматься танцами?" (Красивая походка и движения, правильная осанка). Отметить, что почти все ведущие зарубежные и отечественные актрисы  берут уроки танцев сейчас, или занимались ими ранее. Заставить учащихся задуматься над практическим применением танцев в повседневной жизни (технология личностно-ориентированного обучения).

Начинаем с изучения элементов латины, это первый этап обучения.

2 этап обучения - по методу "малых шагов" Б. Ф. Скиннера. Танцевальная связка разбивается на части, разучивается в медленном темпе, по показу учителя, потом собирается целиком.

3 этап обучения - тоже, но выполнение в быстром темпе по показу учителя.

4 этап - выполнение упражнения целиком в нормальном темпе при показе учителя.

5 этап - самостоятельное выполнение связки целиком в нормальном темпе. Теперь показ осуществляется учащимися, которые усвоили упражнение и лучше всех выполняют его.

6 этап - изменение позиционирования при выполнении упражнения. Смена направления движений ведет к разбалансировке в сигналах головного мозга, что усложняет его работу и заставляет более напряженно работать. При этом совершенствуется координация движений. На этом этапе даем возможность двум группам учащихся провести взаимооценивание. Это ведет к формированию умения анализировать и находить ошибки в исполнении.

Выполняя танцевальные движения часто напоминаем о правильном положении тела, формируя правильные двигательные стереотипы.

Следующая часть урока - упражнения лечебной физкультуры (кинезиотерапии), направленные на укрепление глубоких мышц спины. Они дают хорошую нагрузку на организм, только положительно влияя на здоровье.

Во время выполнения упражнения учащиеся получают информацию о том, на какие группы мышц направлено то или иное упражнение, как влияет на опорно-двигательный аппарат. Параллельно происходит проверка домашнего задания. Две девушки самостоятельно подготовили упражнения на укрепление определенных групп мышц (технология проблемного обучения). Выполнение такого рода домашнего задания помогает осознано применять упражнения во время самостоятельных тренировок, формирует связь между предметами (биология и физкультура).

Нагрузка во время выполнения упражнений может варьироваться в зависимости от результатов замера ЧСС. Задания могут выполняться с набивными мячами (в качестве утяжелителей), с резиновыми мячами, без предметов, в быстром, медленном темпе, с прямыми и согнутыми ногами. При таком подходе происходит индивидуализация обучения посредством разноуровневой нагрузки (технология уровневой дифференциации).

Норма ЧСС к этому моменту от 120 до 160 ударов в минуту. ЧСС более 170 ударов в минуту может говорить о чрезмерности нагрузки, значит ее необходимо снизить. Частота сердцебиений меньше 120 ударов в минуту, говорит либо о хорошо тренированном организме, либо о том, что упражнения выполнялись не в полном объеме, или недостаточно усердно.

С физиологической точки зрения можно объяснить положительный эффект ЛФК следующими аспектами:

- для восстановления функций диска, который, как известно, не имеет собственных сосудов, необходимо восстановить короткие паравертебральные мышцы и связки, выполняющие помимо опорно-двигательной функции еще и транспортную, являясь своего рода сосудами дисков и костей

- при работе мышц нормализуется проницаемость сосудов, что способствует уменьшению отечности и инфильтрации

- также, при работе мышц усиливается продукция эндогенных морфиноподобных веществ, которые являются естественными анальгетиками. Они помогают бороться с болью естественным путем, без применения лечебных препаратов

- эти упражнения помогают восполнять дефицит вращений и напряжений, возникающий у людей в условиях города

            В заключительной части урока предлагаются упражнения на расслабление, восстановление дыхания и спокойной работы всех систем организма. На этом этапе происходит рефлексия и самооценивание. Каждый определяет для себя, насколько были выполнены цели и задачи, поставленные в начале урока, анализирует свою деятельность, ошибки, самочувствие, ставит перед собой цели на следующий урок.

Домашнее задание на следующий урок. Это урок - творческое задание (метод творческого задания), результатом которого является самостоятельное создание танцевальной связки. 25 минут следующего урока - репетиция с использованием домашних заготовок танца и музыки. 10-15 минут - показ того, что получилось.

Во время урока за правильное, красивое, точное выполнение упражнение учащиеся друг другу и учитель учащимся дают баллы. В конце урока баллы подсчитывают и определяют качество работы на уроке. Прибавление, а не отнимание баллов положительно влияет на мотивацию работы на уроке.

Конспект урока

Тема урока: Формирование правильных двигательных стереотипов и осанки посредством латиноамериканских танцев и упражнений кинезиотерапии.

Цели урока: Привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни.

Задачи урока:

Предметные: Формирование умения характеризовать физическую нагрузку по показателю пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств.

Метапредметные: Развитие способности видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивая  их с эталонными.

Личностные: Овладение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и функциональных возможностях организма; о красивой и правильной осанке и приобретении умения длительно ее сохранять при разнообразных формах движений и перемещений.

Тип урока: образовательно-обучающей направленности.

Метод проведения: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Место проведения: спортивный зал или зал хореографии.

Инвентарь: маты, набивные мячи, резиновые мячи.

Время проведения: 15.00-16.45

Часть

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

I

Подготовительная

7-8 мин.

Актуализация внимания

Формирование способности добывать знания самостоятельно

Развитие мотивации к занятию

Формирование самостоятельности и потребности в двигательной деятельности

Развитие подвижности в шейном отделе позвоночника

Снятие напряжения с мышц шеи

Корректировка осанки

Разогреть, размять мышцы воротниковой зоны

Разогреть мышцы плеча и предплечья

Разогреть мышцы рук и ног

Потянуть мышцы туловища

Потянуть мышцы передней  поверхности бедра

Потянуть мышцы задней поверхности бедра

Контроль функционального состояния организма

I Построение.

II Сообщение учащегося, освобожденного от физической нагрузки по медицинским показаниям на тему: «Влияние физических упражнений на формирование правильной осанки. Негативное воздействие неправильной осанки на жизнедеятельность человека». Показ наглядного пособия правильной и неправильной осанки (см. приложение 1).

III Постановка учащимися целей и задач урока.

Измерить ЧСС.

IV Общие развивающие упражнения под музыку.

Проводят учащиеся по 2-3 упражнения.

1. И. п. стойка ноги врозь.

Счет:

1 - наклон головы вправо;

2 - наклон головы влево;

3 - наклон головы вперед;

4 - наклон головы назад.

2. И. п. то же.

Счет:

1-2 - полукруг головы вправо;

3-4 - полукруг головы влево.

            3. И. п. то же.

Счет:

1-2  - поворот головы направо;

3-4 - поворот головы налево.

 4. И. п. то же.

Счет:

1-2 - плечи вперед - вверх -      назад - вниз;

 3-4 - плечи назад - вверх - вперед - вниз.

5. И. п. широкая стойка ноги врозь.

Счет:

 1 - согнуть правую, правое плечо  вверх;

2 - и.п.;

3 - согнуть левую, левое плечо вверх;

4 - и.п.

6. И. п. широкая стойка ноги врозь.

Счет:

1 - согнуть правую, правая рука в сторону;

2 - и.п.;

3 - согнуть левую,  левая рука в сторону;

4 - и.п.

7. И. п. широкая стойка ноги врозь.

Счет:

1-2 - сгибая правую, правая рука вперед - вверх - назад - вниз;

3-4 - сгибая левую, левая рука вперед - вверх - назад - вниз.

             8. И. п. стойка ноги врозь.

Счет:

1-3 - наклон вправо, руки вверх, пружиним;

4 -  и.п.

5-7 -  наклон влево, руки вверх, пружиним;

8 - и.п.

9. И. п. широкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

Счет:

1 - поворот направо, правую согнуть;

2-7 - пружинистые движения;

8 - и.п.

то же в другую сторону.

10. И. п. широкая стойка ноги врозь.

Счет:

1 - поворот направо, левую согнуть, носок правой на себя;

2-7 - наклоны туловища к прямой правой;

8 - и.п.

            то же в другую сторону.

Измерить ЧСС.

1 мин

1 мин

1 мин

4 раза

4 раза

8 раз

8 раз

4 раза

4 раза

8 раз

2 раза

2 раза

2 раза

0,5  мин

Отметить отсутствующих, проверить наличие формы

Данное сообщение должно помочь осознать важность формирования правильной осанки для всех присутствующих на занятии

Через сообщение учащегося и показ наглядного пособия учащиеся самостоятельно ставят цели и задачи урока

Уточнить знание о норме ЧСС в спокойном состоянии и при нагрузке

Учащиеся учатся самостоятельно составлять и проводить комплексы общеразвивающих упражнений

Наклоны делаем плавно

Подбородком коснуться груди

Максимально повернуть голову

Максимально соединить лопатки

Плечом дотянуться до уха

Упражнение выполнять легко и красиво

Амплитуда максимальная

Наклон как можно ниже и точно в сторону

Коленом сзади стараемся коснуться пола

Грудью коснуться колена прямой ноги, ладонями дотянуться до пола

II

Основная

35 мин

Демонстрация  эталонного исполнения танцевальных движений

Разучиваем латиноамериканские шаги в сторону, сочетание шагов вперед - в сторону

Развитие координации при обучении "квадрата"

Разучиваем шаги вперед с поворотами

   

Разучиваем шаги в сторону с поворотами

Развитие координации при выполнении связки целиком, с изменением направления и ориентации в пространстве

Формирование умения анализировать и находить ошибки в исполнении

Контроль нагрузки на организм.

Развитие умения находить упражнения по заданию (на определенную группу мышц) для применения в самостоятельных занятиях

Укрепление подлопаточных мышц

Развитие мышц плеча

Укрепление мышц плеча, ног и спины

Укрепление глубоких мышц спины и таза

Укрепление мышц спины, пресса, ног и  плечей

Укрепление  мышц нижней части пресса

Укрепление косых мышц пресса

Укрепление мышц верхней части пресса

Укрепление приводящих мышц бедра

Укрепление мышц груди, дельтовидных мышц

Укрепление глубоких, длинных, широчайших мышц спины

Укрепление мышц спины

Контроль нагрузки на организм

V Показать видеоролики профессиональных исполнителей латиноамериканских танцев и этапы разучивания нашей танцевальной связки с помощью  мультимедийного проектора. Смотри ссылку здесь:

https://disk.yandex.ru/i/hXM56Aigomefgw

Этапы урока для дистанционных занятий, смотри ссылку здесь:

https://disk.yandex.ru/i/JU6iBsDpSeQDfA

VI Повторитить элементы движений танца.

VII Разучить латиноамериканскую танцевальную связку.

1. Шаг, приставка, шаг, приставка -  вправо.

2. Шаг, приставка, шаг, приставка - влево.

3. Вправо: шаг, приставка, шаг, шаг вперед, шаг назад.

4. То же влево.

5. Вправо: шаг, приставка, шаг, шаг назад, шаг вперед.

6. То же влево.

Разучить квадрат:

7.Вправо: шаг, приставка, шаг, шаг вперед, поворот направо, шаг назад.

8. Влево: шаг, приставка, шаг, шаг назад, поворот направо, шаг вперед.

9. Вправо: шаг, приставка, шаг, шаг вперед, поворот направо, шаг назад.

10. Влево: шаг, приставка, шаг, шаг назад, поворот направо, шаг назад, приставка.

Шаги вперед с поворотами кругом:

11. Шаг вперед правой, поворот кругом на правой, переход на левую.

12. Шаг вперед правой, поворот кругом на правой, переход на левую, приставка.

13, 14. То же в другую сторону.

Шаги в сторону, с поворотами кругом:

15. Вправо: шаг, приставка, шаг, шаг левой, поворот кругом, левой влево, переход на правую, поворот кругом, приставка.

16. То же в другую сторону.

17. Вся связка целиком с 3 по 16.

VIII Разделить класс на две группы, развернуть лицом друг к другу. Повторить танцевальную связку  в другой ориентации. Выделить несколько лидеров (правильно выполняющих танцевальные движения) в каждой подгруппе, на которых могут ориентироваться остальные.

IX Выполняет группа 1, за ней наблюдает и оценивает группа 2 и наоборот.

X Измерить ЧСС. В зависимости от  результатов, раздать разного веса мячи (детские, набивные), или посоветовать продолжить работу без предметов.

Несколько упражнений на формирование мышечного корсета демонстрируют учащиеся (домашнее задание).

XI Упражнения с набивными мячами для укрепления глубоких мышц спины (ЛФК).

          1. И.п. лежа на спине, руки вперед, мяч в руках.

1 - руки вверх;

2 - и.п.;

3 - руки вниз;

4 - и.п.

2. И. п. лежа на спине, руки в стороны, мяч в правой.

1 - руки вверх, передать мяч в левую;

2 - руки в стороны, мяч в левой;

3-4 - то же, передать мяч в правую.

3. И. п. то же.

1 - поднять согнутую в колене правую, передать мяч под ногой в левую руку;

2 - руки в стороны, мяч в левой руке.

3-4 - то же под левую ногу.

4. Выполнить упражнение № 3 с прямыми ногами.

5. И. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы параллельно на ширине плеч, мяч в правой.

1 – поднять таз, опираясь на пятки и затылок, передать мяч за спиной;

2 - лежа на спине, руки в стороны, мяч в левой руке;

3-4 - то же в обратном порядке.

6. И. п. лежа на спине, руки вверх, в руках мяч.

1 - руки вперед, ноги вверх, передать мяч из рук, зажав стопами;

2 - руки вверх, ноги на пол;

3-4 - в обратном порядке.

7. И. п. лежа на спине, руки в стороны, мяч зажат ступнями.

1 - поднять ноги на 30-40 см. от земли;

2-7 - удерживать ноги над полом;

8 - и.п.

8. И. п. лежа на спине, руки в стороны, ноги вверх, мяч зажат стопами.

1 - положить прямые ноги вправо;

2 - и.п.;

3 - ноги влево;

4 - и.п.

9. Лежа на спине, руки вверх, мяч зажат ладонями.

1-2 - сед, руки вверх;

3-4 - и.п.

10. И. п. сед согнув ноги, мяч зажат коленями.

1 - с силой сдавить мяч коленями;

2-7 - удерживать сдавливание;

8 - и.п.;

11. И. п. сед согнув ноги, мяч перед грудью зажат ладонями, локти в сторону.

1 - с силой сдавить мяч руками;

2-7 - удерживать сдавливание;

8 - и.п.

12. И. п. лежа на спине согнув ноги, мяч зажат ступнями, руки вверх.

1 - перекат на живот, выпрямить ноги;

2 - прогнуться, руки и ноги вверх;

3-4 - вернуться в и.п.

5-8 - тоже в другую сторону.

13. И. п. лежа на животе, руки вверх, ладонями удерживаем мяч.

1 - прогнуться, подняв руки и ноги вверх;

2-7 - удерживаем положение прогнувшись;

8 - и.п.

Измерить ЧСС.

2-3 мин

2 раза

2 раза

2 раза

2 раза

4 раза

4 раза

5 мин

1 мин

4 мин

4 мин

1 мин

1 мин

15 мин

4 раза

4 раза.

2 раза.

2 раза.

4 раза.

4 раза.

4 раза.

4 раза.

4 раза.

2 раза.

2 раза.

4 раза.

2 раза

После показа задать вопросы о практическом применении танцев в повседневной жизни. Об их влиянии на спортивную форму, грацию и осанку человека

Следить за правильной работой бедер

Чередовать 3, 4, 5, 6, 3, 4, 5, 6

Не делать лишних шагов, следить за работой бедер

4 поворота в левую сторону

4 поворота в правую сторону

Добавить работу руками

Стараться делать без ошибок в последовательности и направлении

Учащиеся самостоятельно определяют тех, по их мнению, кто лучше всех выполняет связку

Индивидуализация обучения посредством разноуровневой нагрузки

Не сгибать руки в локтях

Ответить на вопросы о том, на какие группы мышц воздействует то или иное упражнение

Руки держать прямыми, класть их до касания мата

 

Колено подтянуть к груди в момент передачи мяча

Ноги не сгибать в коленях

Максимально приподнять таз над матом

Руки и ноги не сгибать, плотно сжимать мяч стопами, чтобы не выпал

Ноги не сгибать, высоко не поднимать

Ноги не ронять, класть медленно,  силой удерживая над матом

Руки прямые, упрощенный вариант -  держать мяч перед грудью

Удерживать, не уменьшая силу сдавливания

Не уменьшать силу сдавливания

При положении лежа на животе прогнувшись, руки и ноги удерживаем прямым.

Положение прогнувшись выполняется максимально, с прямыми руками и ногами

III

Заключительная

2-3 мин.

Расслабить мышцы, восстановить спокойную работу всех систем организма

Формирование умения анализировать свою деятельность и находить ошибки в исполнении

XII Упражнения на расслабление и растяжку.

XIII Провести рефлексию. Подсчитать количество баллов, полученных каждым учащимся за урок. Подвести по этому поводу итог.

Измерить ЧСС.

Подвести итоги урока. Попросить оценить собственную деятельность, достижения и ошибки на уроке, добились ли поставленной цели, выполнены ли задачи урока.  Выявить направление для дальнейшей работы. Дать домашнее задание

Примечание: Отсутствующим на занятии учащимся была отправлена ссылка, по которой можно было познакомиться с этапами урока.

Они прислали ответ с выполненными заданиями.

Смотри ссылки здесь:

https://disk.yandex.ru/i/3j6sC7XFHnRykw

https://disk.yandex.ru/i/sgZU4ksCsNY7dQ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность урока можно оценить по следующим параметрам:

- насколько выполнены задачи и план урока

- эффективность подтверждается положительной статистикой: на начало октября  лишь 3 % девушек, которые ранее занимались танцами, умеют правильно двигаться, имеют понятие о латиноамериканских танцах. Через 8 занятий, 2 раз в неделю (конец октября) -  их количество увеличилось до 60 %

- постоянный контроль ЧСС помогает отслеживать качество нагрузки на протяжении всего урока

- положительное настроение, самочувствие, готовность к дальнейшей работе.

        Во время урока снимаем на телефон некоторые этапы обучения и упражнения ЛФК. Это дает возможность тем учащимся, которые не смогли прийти на урок, получить упражнения по почте и выполнить их дистанционно (использование информационно -  комуникационных технологий).

Список литературы.

1. Алекс Мур «Бальные танцы» М., АСТ., 2004 г.

2. Алекс Мур «Пересмотренная техника Европейских танцев" – 1 и 2 часть перевод с англ. языка Ю.Пинина, Санкт-Петербург 1993 г.

3. Бекина С.И. и др. «Музыка и движение», М., 2000 г.

4. Боттомер У. «Учимся танцевать», «ЭКСМО-пресс», 2002 г.

5. Браиловская Л. В. «Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

6. Гвидо Массимо, Анджело Росси, Александро Маджони «Учимся танцевать бальные танцы», Москва 2001 г.  

7. Говард Г. «Техника Европейского бального танца», «Артис», М. 2003 г.

8. Ермаков Д.А. «Танцы на балах и выпускных вечерах», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.  

9. Кауль Н. «Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы», Ростов -на- Дону, «Феникс», 2004 г.

10. Лерд У. «Техника Латиноамериканского бального танца», «Артис», М. 2003 г.  

11. Нилов В.Н. «Бальный танец. Программа и методическое пособие для хореографических отделений школ искусств», Москва 2002 г.

12. Брегг П. «Позвоночник Ключ к здоровью», «Золотой фонд», 2012 г.

13. Бубновский С. «Атлас здоровья позвоночникаи суставов», ООО «Издательство «Э», 2017 г.

14. Бубновский С. «Боли в плече + Методика Бубновского», ООО «Издательство «Э», 2017 г.

15. Бубновский С. «Здоровье без лекарств + Перезагрузка. Как повысить уровень жизни», ООО «Издательство «Э», 2017 г.

16.  Бубновский С. «Реабилитация после травмы», ООО «Издательство «Э», 2017 г.

17. Прокопенко И. «Заговор фармоцевтов», «Мифы о болезнях. Почему мы болеем», ООО «Издательство «Э», 2017 г.

18. Савко Л. «Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза», ООО «ЛитРес», 2011 г

19. Ченцов В. «Вся правда о сколиозе», ООО «ЛитРес», 2008г.

Приложение 1.

Приложение 2.


Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для формирования правильной осанки

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки....

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки поможет родителям вместе со своими детьми ежедневно выполнять упражнения для профилактики правильной осанки в домашних условиях....

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

Чтобы иметь правильную осанку, надо укреплять «мышечный корсет», особенно мышцы спины...

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

Хочешь быть красивым и здоровым – следи за правильностью осанки...

«Части тела. Позвоночник. Формирование правильной осанки посредством физических упражнений. Знакомство с Microsoft Word. Объявления».

·        Урок помогает углубить знания о строении и значении скелета человека; охарактеризовать факторы, разрушающие здоровье человека; рассмотреть основные критерии правильной оса...

Упражнения для формирования правильной осанки

Дыхытельная гимнастика и упражнения для укрепления мышц брюшного пресса....

Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики осанки

Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия...