Программа совершенствования методов обучения и воспитания
материал по физкультуре

к аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Белавская ООШ

Программа

 «Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках физической культуры»

                                                            Подготовила:

учитель физической культуры

          Панкова Ольга Александровна

2018

Введение

Предмет «Физическая культура» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся.

Учебная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области

«Физическая культура» и является основой для составления рабочей программы.

Цель физического воспитания в образовательной организации – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника.

Решение задач физического воспитания направленно на:

содействие гармоническому физическому развитию;

закрепление навыков правильной осанки;

развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

обучение основам базовых видов двигательных действий;

формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

1.Методы и средства, применяемые в обучении физической культуре

В процессе обучения применяются следующие традиционные методы обучения: словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение); наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.) и метод разучивания нового материала (в целом и по частям).

Методы, применяемые в обучении именно физической культуре в образовательной организации, можно разделить на две группы:

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей.

Рассмотрим первую группу методов. В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяют на методы целостного упражнения и расчлененного упражнения, предполагающие разучивание упражнения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод применяется в следующих случаях:

при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;

если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми-подростками, сформировать уверенность в своих силах.

Основные разновидности метода расчлененного упражнения отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные разновидности метода расчлененного упражнения

Метод

Специфика метода

Метод собственно расчлененного упражнения

предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения

Метод решения

узких двигательных задач

предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических,

ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения

Метод по разделениям

заключается в освоении ключевых положений тела и его частей, временной фиксации положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводке» в изучаемой фазе движения, имитации движения, изменении исходных и конечных условий движения и т.д.

Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения осваиваются в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.). Он преимущественно используется при разучивании наиболее простых упражнений; изучении некоторых сложных действий, которые с методической точки зрения нецелесообразно изучать по частям; совершенствовании и закреплении двигательных навыков.

Разновидности целостных методов:

собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения;

метод целостного упражнения с постановкой частных задач;

метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена;

метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении.

Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей (вторая группа методов.

К средствам физического воспитания относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физическое упражнение – это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие.

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на учащихся, успешной организации и проведение занятий. Основные и вспомогательные средства должны применяться в единстве.

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное выполнение физического упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.).

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности ученика.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во- первых, для создания условий успешной организации и проведения уроков по физической культуре и, во-вторых, для закаливания организма обучающихся.

Большое значение в процессе физического воспитания имеет закаливание, т.е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации.

К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность обучающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как это повышает эффект воздействия упражнений.

Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятельности.

. 2.Формы и виды учебной деятельности в рамках физического воспитания.

К формам организации занятий по физической культуре в образовательной организации относятся разнообразные уроки физической культуры. В целях более полной реализации задач по физической культуре уроки должны дополняться внеклассными формами занятий (внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены, занятия групп продленного дня, спортивные кружки т. д.).

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа (таблица 2).

Таблица 2.

Типы уроков физической культуры

Тип урока

Специфика типа

урок образовательно- познавательной направленности

знакомит с учебными знаниями; обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала

урок образовательно- предметной направленности

используется для формирования обучения практическому

материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки

урок образовательно- тренировочной направленности

используется для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках; формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам ее контроля и влияния на развитие систем организма

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

При проведении уроков используют следующие методы организации обучающихся:

Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при проведении ходьбы, бега. Педагог может давать указания и оценку только в общей форме, всем обучающимся.

Поточный способ – все выполняют упражнения «потоком», когда один обучающийся еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперед (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке).

Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами, по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают за товарищами. В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека.

Групповой способ заключается в распределении учеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением учителя разучивает новое упражнение, а другие самостоятельно по заданию учителя выполняют знакомые упражнения или играют.

В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод, когда каждый школьник самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем учителя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется индивидуально по вызову учителя (это одна из разновидностей индивидуального метода).

Использование каждого из указанных методов организации учеников на занятии зависит от задач, поставленных учителем; условий, в которых проводится занятие; возраста школьников. Наиболее целесообразно при обучении детей смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.

К другим формам организации физического воспитания в образовательной организации в системе физического воспитания относят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Основные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий – утренняя гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы, игры и физические упражнения на переменах.

В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи:

активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников;

поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы.

Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках, целью которых является снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.)

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования.

Внеурочная деятельность с введением ФГОС стала неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса в образовательной организации. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету

«Физическая культура»;

удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;

обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.

Организация внеурочных форм занятий физическими упражнениями регулируется информационными материалами Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, а также локальными актами: школьная программа по физическому воспитанию, программы по внеклассной спортивной работе, методические письма по организации процесса физического воспитания учащихся и др. При этом определяется, что

систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы, спортивно-массовая работа по месту жительства, внешкольная спортивная работа.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

спортивные секции по видам спорта;

секции общей физической подготовки;

секции ритмической и атлетической гимнастики;

школьные соревнования;

туристские походы и слеты;

праздники физической культуры;

дни здоровья, плавания и т.д.

Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные школьниками на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения на основе требований спортивной классификации.

3.Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Особую роль в обучении физической культуре играют современные образовательные технологии (таблица 3).

Таблица 3.

Современные образовательные технологии в обучении физической культуре:

Вид технологии

Специфика вида

личностно-ориентированное и дифференцированное обучение

применение тестов и заданий с учетом уровня

физической подготовленности и группы здоровья

информационно-

коммуникационные технологии

показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно-исследовательской работой

здоровьесберегающие

привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в

целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений

Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Главная цель педагогов физической культуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:

сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;

обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования;

формировать ценностное отношение к своему здоровью;

формировать потребность в здоровом образе жизни.

Поставленные задачи решаются через совершенствование методики проведения урока, индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися, коррекцию занятий школьников на основе диагностики развития, способностей и природных задатков и мотивацию школьников к учению.

Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость для укрепления здоровья имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.

Освобожденным от занятий физической культурой, а также детям, относящимся к подготовительной группе, надо предлагать подготовить доклады и сообщения по здоровому образу жизни.

Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

• рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

• в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

• количество видов учебной деятельности должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

• в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

• в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания;

• обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

• необходим контроль научности изучаемого материала;

• требуется формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

• следует осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

• на уроке целесообразно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

• нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

• необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

При разработке учебной программы по предмету «Физическая культура» необходимо учитывать регионально-национальные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации и потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы»

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; text-align: l...

Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «география» и «биология» образовательные технологии, показав реальные возможности их соверш...

Программа совершенствования методов обучения и воспитания в условиях современной школы

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета «математика» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях ко...

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках информатики»

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподава...

Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета "Химия" образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретно...