Краткосрочные программы
календарно-тематическое планирование по физкультуре

Кренинг Елена Викторовна
Курс краткосрочной программы по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-terapiya.magiya_tsveta.doc892 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеуковская средняя общеобразовательная школа»

Большеуковского района Омской области

«Арт-терапия. Магия цвета»

программа физкультурно-спортивного и оздоровительного   направления

для обучающихся 5 классов

                                                                                                         Автор-составитель:

                                                                                                     Кренинг Елена Викторовна,

                                                                                                          учитель  физической культуры

2. Пояснительная записка

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым…»

Ж.Ж.Руссо.

    В условиях современной природной и социально – экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.

Хромотерапия- наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено

особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.

Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют

приливу внутренних сил, бодрят; другие - раздражают, угнетают, вызывают

отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному,

носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в

работе.

Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной

информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-

образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Цель программы: преодоление расстройств в эмоциональной сфере (тревожности, страхов, агрессивности и т.д).

Задачи программы:

- развитие креативности личности,

- развитие мелкой моторики,

- осознание и выражение своих чувств.

3. Планируемые результаты

Личностные: 

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, к  умению управлять своими эмоциями.

Метапредметные:

- формирует  творческого мышления через гармонизацию эмоционального состояния с помощью цвета.

- осваивает способы решения проблем творческого характера;

- умеет организовывать самостоятельную деятельность с учётом полученных знаний.

4. Тематическое планирование

Тема учебного занятия

Количество

часов

1

 Цветодиагностика.

1

2

Знакомство со свойствами цвета.

2

3

Специальные упражнения, подвижные и дидактические игр для занятий цветотерапией.

4

4

Создание коллажа.

3

        Итого:

10

5. Содержание внеурочной деятельности

Тема 1. Цветодиагностика.

 Значение цветотерапии. Составление хроматического круга.

F:\1467805624_da47.jpg

 

Тема 2. Знакомство со свойствами цвета.

 Понятие хромотерапии. Влияние цвета на здоровье. Коррекция нарушений организма ребёнка с помощью цветотерапии.

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает

успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает

головные боли, понижает аппетит.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом

возбуждении.

Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность,

улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта,

оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии,

стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует

психические процессы.

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма.

Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие.

Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.

Белый цвет считается цветом очищения, единения, открытости, оказывает

тонизирующее действие на организм человека.

Известно, что разные цвета можно использовать для коррекции нарушений. Каким же образом и как влияет цвет?

          Красный цвет используют при коррекции страхов, инертности, апатии.

          Оранжевый – коррекция застенчивости, замкнутости, скованности движений.

           Желтый – коррекция гиперактивности, формирование самоконтроля и повышение самооценки.

          Зеленый цвет – коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности.

           Голубой – коррекция тревожности, агрессивности и повышенной возбудимости.

           Синий – коррекция невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии.

            Розовый – коррекция неусидчивости, неумения концентрировать внимание, переутомление, невротические реакции.

Тема 3. Специальные упражнения, подвижные и дидактические игр для занятий цветотерапией.

Использование цветотерапии с разными видами упражнений оздоровительной направленности.

I Упражнение «Цветик-семицветик» (на дыхание.) 

Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета

каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.

Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и   плавно.

Вдох делаем носом, а выдох- ртом.

II Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика).

Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки):

Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев),

Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев),

Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),

Красным (соединяют подушечки мизинцев).

Но не пойму, отчего, же всегда

Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?

После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.

IIIУпражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка».

Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх),

Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправо),

Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз),

Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх — вниз),

Желтая бабочка, желтая букашка.

Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания).

Желтое солнышко, желтенький песочек,

Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте).

Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится

автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период

автоматизации может превратить скучную работу в интересную.

В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «ж»: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.

           Широко известен «Сухой дождь». Это шатер из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Цветные струи стимулируют тактильные ощущения, помогают в развитии восприятия пространства своего тела

Подвижные и дидактические игры

                                       «Волшебный круг»

                                                Задачи:

  1. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  2. Развивать внимание, мышление.
  3. Закреплять знания цветов.

Оборудование: разноцветный круг, мяч.

Ход игры: дети встают по краю волшебного круга. Педагог предлагает

детям представить, что круг-это клумба, и на ней будет происходить чудо -вырастут цветы. А увидеть их поможет мячик. Ребёнок загадывает

цветок, имеющий цвет любого сектора купола, называет растение и его

цвет и перекатывает мячик в соответствующий сектор.

На клумбе выросла красная роза-мячик перекатывается в красный

сектор.На клумбе распустился жёлтый нарцисс.

                                   

                                  «Забавные прищепки»

                                    Задачи:

1.Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее

местоположение по цвету.

2.Развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию

действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.

3.Воспитывать эмоциональное отношение к результатам  

своего труда, усидчивость, терпение.

                             Оборудование

Силуэты персонажей (ежик, солнце, елочка, рыбка, цветочек, петух).

Педагог может предложить играть сразу двум детям. Вначале игры дети

должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть - закрыть). Затем

педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельно

выполняют эти действия.

                                     «Ложки-девочки»

                                  Задачи:

1.Учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать

движения обеих рук, анализировать план - схему, подбирать по цвету

резинки, соблюдать последовательность их нанизывания.

2.Закреплять знания цветов и оттенков.

3.Развивать мелкую ручную моторику, зрительное восприятие,

внимание, мышление, память.

4.Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда,

усидчивость.

                                      Оборудование

Набор резинок различных цветов (для волос), одноразовые

пластмассовые ложки с лицами кукол; карточки - схемы с вариантами

чередования резинок по цвету.

                                    Ход игры

                              Игровые задания:

1.Подбери платье для девочки - ложки, в соответствии с образцом.

2.Подбор цвета по слову, педагог называет цвет, ребенок выбирает соответствующую резинку по цвету и нанизывает на ложку.

3.Подбери платье для девочки, как цвета у радуги. Последовательное расположение цветов в спектре.

                                         «Жучки на полянке»

                                        Задачи:

1.Закреплять названия основных и дополнительных цветов.

2.Дать представление детям о том, что цвет - признак разнообразных

предметов и может быть использован для их обозначения.

3.Развивать соотносящие действия, мелкую моторику рук, зрительное

восприятие, внимание, мышление.

4.Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование

Цветы из белой бумаги с цветными серединками по цветам спектра; жуки, выполненные из ткани разных цветов (из бумаги); полянка - зеленая ткань. Игровые действия. Подбор предметов однородных с использованием приемов наложения и приложения.

                                     Ход игры

                               Игровые задания:

1. « Помоги жучку найти свой домик».

2.« Назови цвет». Педагог показывает жука, и просит ребенка назвать какого цвета у него домик.

3.«Жучки играли в прятки и перепутали свои домики».

                           «Угости гномов фруктами и овощами»

                                                    Задачи:

  1. Учить распространять предложения
  2. Развивать мелкую моторику
  3. Развивать зрительное восприятие, мышление.
  4. Закреплять знания цветового спектра у детей

Оборудование: гномы (жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, оранжевый); набор фруктов и овощей.

Ход игры: Гномики пришли в гости. Педагог предлагает детям угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?  Например, Жёлтый гномик любит банана, красный-яблоко. Как вы

думаете, почему

                                      «Письмо от Незнайки»

                                                  Задачи:

1.Развивать слуховое восприятие.

2.Учить сопоставлять цвета с предметами

                                                  Ход игры:                                                                                                                  

Педагог читает детям письмо от Незнайки, и предлагает найти в нём ошибки.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Давненько мы с вами не виделись. Это лето я провёл в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило.            В розовом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в

оранжевой реке, загорал. Стал фиолетовым, прямо как огурец. Но вот лето закончилось,  наступила осень. Листья на деревьях посинели, стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет жёлтый снег, все поставят в домах красные ёлки. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощение -розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания ваш друг Незнайка».

                                           «Слова и краски»

                                                    Задачи:

1.Обогащать словарь детей эпитетами.

2.Развивать чувство цвета у детей.

3.Учить видеть связь между цветом и настроением.

Оборудование:  иллюстрации или открытки-репродукции, на которых

изображена природа в разное время года.

Ход игры: Педагог показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:

- Небо какое? (голубое, ячное, безоблачное, высокое и т.д.)

- Когда небо голубое? (летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный день)

- Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение, у нас какое? (радостное, весёлое, хорошее и т.д.

Тема 4. Создание коллажа.

Создание индивидуального и коллективного коллажа на основании полученных знаний о цветотерапии. Групповая рефлексия.

Темы для коллажей для детей:

1. Я замечательный (для повышения самооценки, осознавания своих позитивных качеств).

2. Мне нравится, мне интересно (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу).

3. Моя школа (моя учительница, мои одноклассники и т.д.).

4. О чем я мечтаю… .

5. Каким меня видят мои родители, и т.д..

6. Литература

        1. Краткосрочные программы внеурочной деятельности в поддержку предметов «Физическая  культура»  и «Основы безопасности жизнедеятельности»: сборник методических материалов/ под общ. ред. Е.И. Кривопаленко.- Омск : БОУ ДПО «ИРООО», 2019.

2. http://inpsycho.ru/student/biblioteka/stati-prepodavatelej/raboty-s-kollazhami-v-artterapii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа классного часа в 6 классе Игра «Наш адрес - Россия!»

Цели классного часа: прививать обучающимся гражданское чувство ответственности, патриотизма; расширить знания о России, ее быте, культуре, истории, обрядах, кругозоре детей; развивать творческие спосо...

досуговая краткосрочная программа организации экскурсии для несовершеннолетних студентов

технология организации экскурсии для несовершеннолетних студентов...

Краткосрочная программа конкурсного мероприятия "Из чего же? Из чего?"

Описание: сценарий внеклассного мероприятия, будет полезен для классных руководителей 7 класса для проведения праздника 8 Марта.Цель: воспитывать чувство уважения к девочкам, матерям и бабуш...

Краткосрочная программа "Оригами в интерьере"

Краткосрочная программа "Оригами в интерьере".Программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственн...