Краткосрочная программа "Оригами в интерьере"
рабочая программа на тему

Проценко Наталия Викторовна

Краткосрочная программа "Оригами в интерьере".

Программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

На сегодняшний день современные дизайнеры с удовольствием работают с оригами. Бумажные аксессуары как нельзя лучше подходят в качестве экодизайна. Практика показывает, что такой массово популярный и недорогой материал как бумага способен творить чудеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_origami_v_interere.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Согласовано

                      зам. директора по УВР

         _______________ Амосова Е.В.

"___"______________________2015г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА"

ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

Календарно-тематическое

планирование

Объединение: Оригами в интерьере.

                                                                                              Педагог: Проценко  Наталия Викторовна    

Количество часов: всего: 72 часа; в неделю 2 часа

Пояснительная записка

Краткосрочная образовательная программа разработана на основе ст. 12, п.4 федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 273 – Ф3; письма от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей».

Краткосрочная образовательная программа «Оригами в интерьере» технической направленности, адаптированная, ориентирует  учащихся на основную образовательную программу «Начальное техническое моделирование», составленную на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». Художественное конструирование из бумаги. М., «Просвещение», 1981 г., с. 151-167. и программы «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» (1-4 классы) Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова.», М., «Просвещение», 2012г.

Программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

Сегодня главной целью образования, по-прежнему, является всестороннее развитие и воспитание школьников. Но в XXI веке сама жизнь ставит перед нами новые задачи. Сейчас необходимо не просто подготовить учеников к взрослой жизни, дав им определенную сумму знаний, как это было раньше, а научить детей самостоятельно приобретать знания, работать в коллективе, совместно решать поставленные перед ними задачи, сформировать в них готовность к продолжению образования в будущем.

На сегодняшний день современные дизайнеры с удовольствием работают с оригами. Бумажные аксессуары как нельзя лучше подходят в качестве экодизайна. Практика показывает, что такой массово популярный и недорогой материал как бумага способен творить чудеса.

Научиться правильно и со вкусом оформлять свой дом должен каждый человек. Люди всегда стремились не только построить жилище, защищающее их от внешнего мира, но и украсить его, сделать не похожим на другие. Это позволит создать уют, что очень важно в жизни. Стремление сделать своё жилище красивым, удобным, комфортабельным, приятным для жизни находит свое отражение не только в обеспечении функциональных удобств, необходимых для жизнедеятельности семьи, но и в эстетическом преобразовании своего быта, индивидуализации интерьера, создании неповторимой атмосферы уюта домашнего очага. Улучшение качества интерьера жилища  направленно на решение важнейшей социальной задачи – создание наилучших условий для всестороннего и гармоничного развития личности, улучшения качества жизни, укрепления семьи, воспитания подрастающего поколения.

         Новизна программы заключается в интеграции двух образовательных областей: конструкторской деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги) и художественной отделки готовых изделий, применение их при оформлении интерьеров, создании макетов и др. В программе прослеживается взаимодействие двух деятельностей: конструкторской и изобразительной. Принцип «от простого – к сложному» способствует постепенному, пошаговому овладению ребенком различными технологиями.

Актуальность данной программы в том, что занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной  образовательной области, научиться создавать необычные элементы интерьера, находить интересные дизайнерские решения. После прохождения данного курса обучения предполагается, что у учащихся сформируется интерес к декорированию интерьера и произойдет сознательный выбор дальнейшего образования.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

                 Педагогическая целесообразность. 

Педагогическая целесообразность программы «Оригами в интерьере» заключается в том, что она предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.

Значение оригами для развития ребенка

  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

  Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме

   Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.

Цель программы:

-  Создать условия для творческого развития личности ребёнка через использование  оригами в интерьере.

Задачи программы: 

Обучающие

  Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  Обучение различным приемам работы с бумагой.

  • Знакомство с видами декоративных панно и их сочетание с интерьером;
  • Совершенствование профессионального мастерства.
  • Знакомство учащихся с понятием интерьера и его основными качествами

Развивающие: 

  Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • Развитие креативности мышления; совершенствование приёмов создания новых образов.
  • Развитие у учащихся художественного вкуса и фантазии, творческой активности.
  • Развитие навыков обучения учащихся прикладным умениям по созданию комфорта в доме.


Воспитательные:

  Воспитание интереса к искусству оригами.

  Расширение коммуникативных способностей детей.

  Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

  • Воспитание эстетического вкуса.
  • Формирование интереса учащихся к декорированию интерьеров

Отличительные особенности данной программы 

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.


Принципы, лежащие в основе программы:

•        доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

•        наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

•        демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

•        научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

•        «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Программа рассчитана на  детей 7-14 лет.

 Продолжительность обучения 1 год (72 часа).

В группе могут заниматься – 12 человек. Принимаются все желающие без ограничений.

Занятия  проводятся  2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1 академический час. Обычно занятия начинаются с теоретической части – рассказ педагога, изучение чертежей, образцов и т.д. Вторая часть – практическая (изготовление изделий).

Объяснение материала следует сочетать с применением наглядных пособий, технологических карт. Для того чтобы увлечь учащихся, нужно первые занятия начинать с изготовления простых моделей. Работа над ними не сложна и не требует много времени.

На занятиях важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности. Программа предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или макета.

Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
 и другие.


Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Прогнозируемый результат.

К концу учебного года учащиеся должны

знать:

Базовые понятия оригами (воспринимается понятие «базовая форма «такая то»», транслируется в последовательность практических действий и исполняется), специальных обозначений, умение их применять.  

Роль дизайна в жизни человека

Основы дизайна по оформлению интерьера

Уметь:

Читать схемы, складывать фигурки самостоятельно.

Самостоятельно составлять композиции.

Проявлять гибкость, оригинальность мышления при создании изделий.

Разрабатывать эскизы декора.

работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями.

Владеть навыками работы принадлежностями и материалами.

А также у детей должны быть воспитаны: любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость; интерес к конструкторской деятельности, декоративно - прикладному и изобразительному искусству.

Формируется внутренняя мотивация и устойчивый интерес, учащиеся выходят на уровень творческой активности и самостоятельности. На уровне результата деятельности ребенок способен к сложному конструированию, владеет навыками совершения пространственных преобразований, способен к созданию творческого продукта, ориентируются в начальных математических понятиях. На уровне личности ребенок открыт в общении, имеет развитую мотивацию к творческому труду.

Способы проверки результатов:

Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении оценивается с помощью следующих методов диагностики:

  • устный опрос,
  • наблюдение,
  • практическое задание,
  • просмотр работ.

А также при оценке знаний и умений учитывается факт участия в выставках-конкурсах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, стабильность посещения занятий и интерес к работе в творческом объединении. Кроме того, оценивается удовлетворенность работой в творческом объединении детей.

Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение в образовательную программу. Вводное занятие.

1

-

1

2.

История возникновения ОРИГАМИ.

1

-

1

Складывание из бумаги. Складывание базовых форм.

1,5

1,5

3

3.

Условные знаки и приёмы складывания

0,5

0,5

1

4.

Знакомство с базовыми формами. Технология складывания базовых форм

1

1

2

Оригами в интерьере.

25

41

66

5.

Дизайн интерьера. Оформление интерьера с помощью бумажных композиций.

4

-

4

6.

Цветы в манжетках.

1

2

3

7.

Букеты в вазах.

1

2

3

8.

Оформление интерьера  картинами, предметами декоративно – прикладного искусства.

3

6

9

9.

Оригами на праздничном столе.

2

4

6

10.

Особенности оформления новогоднего интерьера.

1

1

2

11.

Рождество. Особенности оформления интерьера.

1

2

3

12.

Кусудамы в интерьере.

2

5

7

13.

Оформление к Дню Святого Валентина

1

1

2

14.

День защитника Отечества.

1

2

3

15.

Весенние праздники.

2

4

6

16.

Игрушка как объект дизайна.

3

6

9

17.

Вещь: красота и целесообразность.

3

6

9

18.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

-

1

ИТОГО:

27,5

44,5

72

Содержание дополнительной образовательной программы

.

1 Введение в образовательную программу (2 часа)

Тема 1.1 Вводное занятие. Краткое содержание программы «Оригами в интерьере». Организация рабочего места. Правила поведения и требования к обучающимся. Знакомство с рабочим материалом (бумага, виды бумаги, клей, ножницы и т.д.). Инструктаж по технике безопасности.

Тема 1.2.История возникновения ОРИГАМИ.

История возникновения ОРИГАМИ. Распространение ОРИГАМИ по миру. Особенности

изделий из бумаги.

2 Складывание из бумаги. Складывание базовых форм.(3 часа)

Тема 2.1.Условные знаки и приёмы складывания.(1 час)

Знакомство с условными знаками и приёмами складывания (пунктирная линия, перегиб, переворот, сгиб назад, сгиб внутрь и т.д.). Термины, используемые в ОРИГАМИ (верхняя

сторона, нижняя сторона, правая сторона, левая сторона, диагонали, верхний угол и т.д.)

Практическая работа: тренировочные упражнения в приёмах складывания.

Тема 2.2.Знакомство с базовыми формами. Технология складывания базовых форм.(2 часа)

Понятие «базовая форма». Знакомство с различными базовыми формами (книжка, блин, дом, двойной треугольник, двойной квадрат, птица), с технологической схемой

складывания.

Практическая работа: упражнение в складывании базовых форм на основе технологической схемы складывания.

3 Оригами в интерьере. (66 часов)

Тема 3.1. Дизайн интерьера. Оформление интерьера с помощью бумажных композиций. (4 часа)

Понятие о композиции. Понятие о дизайне интерьера. Значение рисунка и чертежа в дизайне.

Тема 3.2. Цветы в манжетках.(3 часа)

Назначение манжеток. Виды манжеток. Технология изготовления манжеток.

Практическая работа: изготовление цветов и манжеток с помощью схемы складывания.

Оформление букетов.

Тема 3.3. Букеты в вазах.(3 часа)

Назначение вазы. Вазы, различные по форме, высоте и оформлению. Технология

изготовления вазы.

Практическая работа: изготовление цветов по готовой схеме складывания и с помощью

педагога. Изготовление ваз. Оформление.

Тема 3.4. Оформление интерьера  картинами, предметами декоративно – прикладного искусства. (9 часов)

Назначение панно. Технология изготовления панно. Цветочное ассорти. Полевые и садовые цветы. Ирис. Георгин. Астра.

Практическая работа: изготовление составных элементов композиции и оформление.

Тема 3.5. Оригами на праздничном столе. (6 часов)

Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

Тема 3.6. Особенности оформления новогоднего интерьера. (2 часа)

Практическая работа: изготовление различных ёлочных украшений с помощью учителя и

самостоятельно.

Тема 3.7. Рождество. Особенности оформления интерьера. (3 часа)

Практическая работа: изготовление сувенирных коробочек, сумочек, кошельков с помощью учителя. Самостоятельное оформление.

Тема 3.7. Кусудамы в интерьере.(7 часов)

История возникновения. Основные модули. Особенности сборки шара.

Практическая работа: Самостоятельное изготовление шара-кусудама.

Тема 3.8. Оформление к Дню Святого Валентина (2 часа)

Практическая работа: складывание «валентинок» по готовым схемам. Оформление.

Тема 3.9. День защитника Отечества. (3 часа)

Оформляем праздничный стол. Подарок папе.

Тема 3.10. Весенние праздники. (6 часов)

Оформление интерьера дома к православному празднику Пасхи. Особенности оформления интерьера, сервировки праздничного стола. Пасхальное панно.

Тема 3.11. Игрушка как объект дизайна. (9 часов)

Куклы в интерьере. Основные модули. Особенности сборки кукол.

Практическая работа: Самостоятельное изготовление куклы.

Тема 3.12. Вещь: красота и целесообразность. (9 часов)

Выполнение эскизов светильников. Конструируем мобили. Декор окон, дверных проемов. Идеи для прихожей, гостиной, детской, спальни.

Заключительное занятие. Выставка работ. (1 час)

Методическое обеспечение образовательной программы.

Наряду с учебными занятиями, программой предусмотрены экскурсии в библиотеку, парк;

тематические рассказы и беседы; различные игры, конкурсы, викторины, в процессе которых дети

получают необходимые дополнительные знания по темам, развивают вкус, оригинальность мышления, чувство коллективизма и навыки общения.

Для организации программы «Оригами в интерьере» необходимо:

Просторный учебный кабинет с хорошим освещением,

учебные столы, стулья,

набор рабочего инструмента:

бумага (белая и цветная для ксерокса, цветная для ручного труда, креповая бумага),

 ножницы,

 толстая швейная игла или шило,

 проволока,

 пинцет,

 клей ПВА.

Информационно-методические материалы по темам:

- декоративно-прикладное творчество;

-игровые творческие программы.

 Наглядные пособия, изготовленные педагогом и воспитанниками,

образцы готовых изделий,

анкеты, кроссворды.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». Художественное конструирование из бумаги. М., «Просвещение», 1981 г., с. 151-167.
  2. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» (1-4 классы)», М., «Просвещение», 2012г.
  3. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.:Эксмо,2012. – 256с.
  4. Коротеев И. Оригами. Полная иллюстрированная энциклопедия. - М.:Эксмо,2011. – 208с.
  5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995. – 176с.
  6. Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Эксмо; Спб.: Валери СПД, 2004. – 176с.
  7. Вогль Р., Зандер Х. Оригами и поделки из бумаги. Пер. А Озерова. – М.: Эксмо – Пресс,2001. – 144с.
  8. Гончар В.В. Модульное оригами. – М.: Айрис – пресс, 2012. – 112с.
  9. Зайцева А.А. Модульное оригами: забавные объемные фигурки. – М.: Эксмо,2013. – 64с.
  10. Жукова И. Забавные самоделки в технике модульного оригами. – М.:  Эксмо, 2013. – 64с.
  11. Ращупкина С. Красивые фигурки животных из бумаги. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Понятие о композиции в интерьере. Цветы в интерьере.

Открытый урок.  Понятие о композиции в интерьере. Цветы в интерьере....

ИНТЕРЬЕР КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ В АРХИТЕКТУРЕ. ДВОРЦОВЫЙ ИНТЕРЬЕР.

Конспект урока содержит большой исторический материал  об ансамбле Павловского дворца в г. Ломоносове,  краткий справочный материал архитектурных терминов....

Интерьер. Создание интерьера кафе, ресторана, клуба.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе...

конспект урока Интерьер и вещь в доме. Дизайн –средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Конспект урока составлен  для учащихся 6 класса по теме "Интерьер и вещь в доме. Дизайн –средство создания пространственно-вещной среды интерьера. "...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...