ДОКЛАД «Подвижные игры на уроках и тренировочных занятиях по легкой атлетике»
материал по физкультуре

Балханов Ефрем Анатольевич

 

 

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, в соответствии с требованиями программы. Для активизации упражнений легкой атлетики на уроках, необходимо использовать игровой метод с учетом методических особенностей игры и игровых упражнений. И не только при развитии физических качеств, но при обучении и совершенствовании видов легкой атлетики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения РФ

МБОУ «Обусинская СОШ-интернат имени А.И.Шадаева»

ДОКЛАД

«Подвижные игры на уроках и тренировочных занятиях по легкой атлетике»

подготовил: Балханов Е.А.учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МБОУ «Обусинская СОШ-интернат имени А.И.Шадаева»

Обуса

2022 г.

Подвижные игры на уроках и тренировочных занятиях

по легкой атлетики

Подвижные игры – одно из действующих средств разностороннего физического воспитания, используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, в соответствии с требованиями программы по физической культуре. При рациональном использовании и подборе правильной методики проведения игр достигается необходимая плотность урока.  Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется как эффективное средство освоения видов легкой атлетики. При применении подвижных игр учебный процесс становится более интенсивным, способствуют оживлению учебно-тренировочного процесса. Игра может выступать, как средство физической и технической подготовки видов легкой атлетики, и как метод, помогающий решить ряд вспомогательных задач, в том числе связанных с активизацией выполнения упражнений, внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся. После спортивных игр занятия легкой атлетикой кажутся детям монотонными и скучными. Поэтому целесообразно включать в учебный процесс игровые упражнения при обучении бегу, прыжкам и метаниям. Навыки в беге, прыжках и метаниях, приобретенные в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники этих видов упражнений, но и облегчают дальнейшее овладение соответствующими спортивно-техническими приемами. Часто говорят об игровом методе проведения физических упражнений. Это значит, что методические особенности игры, можно использовать педагогам в занятиях видами легкой атлетики. С помощью игрового метода учитель может быстрее включить детей в предложенную деятельность. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется, как эффективное средство при обучении и совершенствовании видов легкой атлетики.

Данные науки и опыт практической работы подтверждают, что навыки в беге, прыжках и метаниях, приобретенные в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники этих видов упражнений, но и облегчают дальнейшее овладение соответствующими спортивно - техническими приемами.

Многообразие исходных положений, вариативность усилий, применяемых в игре, обеспечивают прекрасную подготовку бегуна на начальном этапе тренировки. В процессе игры занимающиеся приучаются переключаться с максимального быстрого бега на медленный и наоборот, овладевают свободным бегом, что особенно нужно для легкоатлетов– бегунов. Играя, занимающиеся выполняют большое количество перебежек и пробежек и пробежек дополнительно к тем, которые были применены в О.Ф.П. при освоении техники. Прыжки, выполняемые в играх, отличаются тем, что в них нет специально подобранного разбега, и совершенствуются, они любым способом, обусловленным сложившейся обстановкой, они полезны для развития координации и быстроты действий.

Всевозможные скачки, выполняемые в играх в положении приседа прекрасно укрепляют голеностопные суставы и мышцы ног. Такой характер прыжков подготавливает опорно–двигательный аппарат занимающихся к более сильной нагрузке в легкоатлетических прыжках, развивают координацию в различного рода отталкиваниях, подготавливая тем самым базу для овладения сложной техникой легкоатлетических прыжков. Многие броски мяча в играх выполняются из-за головы, сбоку, снизу и т.п., с места, с ходу, в прыжке, с различными усилиями на дальность, либо на точность. Такие броски развивают «чувство» броска, его точность и силу.

Подвижные игры, состоящие из рывков и пробежек, хорошо проводить после подготовительной части занятия, включающей медленный бег, подскоки в движении, различные упражнения для развития гибкости. Ряд игр следует использовать для закрепления навыков. Обычно игры применяются на уроке один раз: либо в подготовительной части, либо в конце основной части урока.

В достижении высоких результатов в спортивной деятельности  с помощью подвижных игр у детей развиваются разнообразные качества:   скорость, ловкость, сила, быстрота и т.д. У детей появляется стимул к выполнению того или другого упражнения, они их выполняют с удовольствием, заинтересованностью, без автоматизма. Благодаря подвижным играм легкоатлетические занятия не проходят однотонно.

Подбор и руководство игрой.

Последовательность применения игр должна быть спланирована, а процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Немаловажное значение имеет подбор игр по степени их трудности для занимающихся. Для прочности усвоения приобретенных в подвижных играх навыков и умений очень важно игры систематически повторять. Важным моментом в проведении подвижных игр является, умение «подать» игру, создать настроение, объяснить игру и провести ее с занимающимися, добиться полезной отдачи. В методике обучения подвижным играм и их проведении необходимо руководствоваться данными педагогики, принципами дидактики.

Выбор подвижной игры зависит в основном от задач, которые ставятся перед уроком. Это положение основополагающее, оно преобладает над всеми остальными мотивами. Понятно, что данные задачи, в свою очередь, определяются местом урока в цикле, его направленностью. Немаловажное значение имеет подготовленность класса, группы. Надо четко себе представлять, что занимающиеся могут и что ещё не в их силах. Вряд ли, например, следует применять игру с передачей эстафетной палочки «в коридоре», если правила передачи эстафеты ещё не разучены в деталях.

Естественно, что на подбор игры влияет и количественный состав учащихся.

Учитывается, где проводится игра (в зале, на площадке), наличие инвентаря.

Разноплановость задач уроков легкой атлетики предусматривает и изменение характера применяемого материала. Усложнение правил игровых заданий связано с новыми задачами занятий. Однако, вряд ли, полезно предлагать занимающимся постоянно новые игры. Навыки, закрепленные в играх должны усложняться постепенно. Усложнять правила игры, основываясь на основанном опыте игры. Необходимо разнообразить условия, разученных ранее действий. В игровой ситуации вырабатывать гибкость навыка, создавать предпосылки для проявления его в новых динамических условиях. Разученные упражнения выполняются в ускоренном темпе из разных исходных положений.

При подборе и проведении подвижных игр для обучения легкоатлетическим упражнениям необходимо учитывать, какой фазе упражнения идет обучение.

Успешное проведение игры будет зависеть от правильного расположения играющих и правильного выбора места для объяснения игры – первое важное условие.

Особенности методики подвижных игр на уроках легкой атлетики

Состоят в первую очередь в том, что между подвижными играми и другими упражнениями, в уроке должна быть обеспечена тесная преемственность и взаимосвязь. Для этого надо учитывать основные задачи данного урока, его построение, содержание, а также системность прохождения учебного материала в сериях уроков, по четвертям, условия проведения уроков.

  • В уроки, предшествующие тем, в которых предусматривается начальное ознакомление с определенными двигательными действиями (или совершенствование в них), включают игры, родственные по структуре и характеру изучаемым упражнениям (по принципу «опережающего воздействия»).

С помощью таких игр воспитываются те физические качества, которые важны для лучшего обучения и совершенствования легкоатлетического упражнения;

  • На одном и том же уроке нежелательно совмещать разучивание новый игры с изучением нового материала по легкой атлетике;
  • Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений, учитывать возможную деятельность;
  • Знакомые игры, короткие по времени, можно проводить с целью разминки перед упражнениями;
  • Чтобы предупредить переутомление и перевозбуждение занимающихся, не следует включать игры с прыжками и преодолением препятствий в уроках, где намечено проводить тренировку в беге и прыжках;
  • В условиях урока физической культуры время на подвижные игры строго лимитировано. Поэтому необходима четкая организация начала, хода и окончания каждой включаемой в урок игры.

Игра как средство отбора для занятий легкой атлетикой

Применение тестов для отбора детей и подростков, способных для занятий легкой атлетикой, по настоящему одаренных, имеет большое значение. При этом речь идет не о тестах, дающих, например, представление об общей и специальной тренированности, а о тестах, которые дают представление о способности новичка в дальнейшем успешно осваивать избранный им вид легкой атлетики. Поэтому рационально использовать игры – тесты. Известно, что в игровой деятельности индивидуальные особенности как детей, так и взрослых проявляются особенно ярко. Понятно, что, поскольку человек в игре «раскрывается», он наиболее доступен для наблюдения. Составляя и подбирая игры – тесты, важно предусматривать в них условия, которые могут раскрыть личность в возможно полной мере. С этой целью применяются, как правило, несколько (4-6) игр с разной двигательной характеристикой. В одной игре выявляется общая двигательная активность занимающегося, в другой – точность мышечно-двигательных восприятий. Применяются игры – тесты и для определения показателей внимания, координационных способностей, эмоциональных реакций. Не исключено применение подвижных игр и эстафет в виде контрольных упражнений, тестов и в практике спортивного совершенствования. Они являются своеобразными прикидками, позволяющими судить о развитии необходимых качеств легкоатлета, формировании нужных навыков, выявлении скоростных показателей.

Игры на уроках физической культуры

Подвижные игры в соответствии с программой по физической культуре проводятся на уроках Ι - ΧΙ классах. Избранно к проходимому виду легкой атлетики используются в старших классах. Они применяются направленно на формирование и развитие двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся. Игры планируются на весь учебный год с учетом сезона и задач, поставленных в каждой учебной четверти. Распределение игрового материала будет зависеть и от времени года. Первая и четвертая четверть, когда уроки проходят на открытой площадке, имеется больше возможностей для проведения игр с метаниями и перебежками типа лапты, преодоления полосы препятствий. Новые игры на уроках разучивается в основном в конце первой четверти, во второй и третьей учебных четвертях. В начале первой четверти закрепляется игровой материал предыдущего учебного года. В четвертой закрепляются и усложняются игры, пройденные в учебном году. Методика проведения подвижных игр на уроках подчиняется общим требованиям, но имеет и свою специфику, которая связана с необходимостью сохранить определенную плотность урока. Это диктует оперативность, четкую продуманность методических приемов, необходимость добиваться, чтобы все дети, участвуя в играх, получили нагрузку.

Должны быть созданы условия для активного участия в игре всех занимающихся. Подвижные игры проводятся обычно фронтальным или групповым методом. Может проводиться одна или несколько игр, мальчики и девочки могут играть отдельно. При проведении игр невозможно достичь достаточно избирательного воздействия на мышцы. В связи с этим надо умело применять игры в сочетании с легкоатлетическими упражнениями, где имеются наибольшие возможности для относительно точной физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм. Подвижные игры могут проводиться в любой части урока, которые будут решать задачи этих частей урока.

а) Подвижные игры на уроках физкультуры в I – IV классах:

На уроках в I – IV классах подвижные игры занимают ведущее место. Такие действия, как бег, ритмичная ходьба, прыжки, метания лучше усваиваются в играх, двигательный опыт у детей мал. Поэтому проводятся сначала несложные игры, постепенно повышая требования к координации движений. В каждый урок включают игры, связанные с общей задачей урока. В основной части для развития быстроты и ловкости, чаще всего проводят игры – перебежки. («Октябрята», «Два мороза», «Волк во рву»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой, требующие организованности, внимания, согласованности движений, их лучше включать в подготовительную или заключительную части урока. («Кто подходил», «Мяч соседу», «Угадай чей голосок»). Некоторые уроки в I – IV классах могут состоять полностью из разнообразных игр.

  • Игры преимущественно с бегом (I – IV кл.):

«К своим флажкам», «Октябрята», «Гуси - лебеди», «Два мороза», «Пустое место», «Команда быстроногих», «Эстафета зверей», «Вызов номеров», «Конники-спортсмены», «Через кочки и пенёчки», «Салки», «Белые медведи», «Бездомный заяц», «Невод», «Караси и щука», «День и ночь», «Линейная эстафета с бегом», «Захвати кеглю», «Овладей кеглей», «Колесо», «Эстафета с булавками», «Быстрее перенеси», «Шведские горелки», «Катание палки», «Обгони кольцо», «Эстафета по кругу».

  • Игры с прыжками в высоту, длину и с высоты (I – IV кл.):

Как и бег, прыжки составляют один из естественных видов движений. Задача подвижных игр, рекомендуемых программой, способствовать с помощью включаемых в них прыжков развитию общей прыгучести, умению правильно отталкиваться одной и двумя ногами, мягко приземляться, определение толчковой ноги. Игры с элементами прыжков связаны как правило со значительной нагрузкой на организм, активно воздействует на все его функции. «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Волк во рву», «Прыжки по полоскам», «Зайцы, сторож и жучка», «Парашютисты», «Кто обгонит», «Эстафеты с прыжками», «Салки на одной ноге», «В дальнюю зону», «С кочки на кочку», «Вертуны», «Не оступись», «Бегущая рейка», «Прыжки в длину с места с мячом между стоп», «Попади в след».

  • Игры с метаниями на дальность и в цель (I – IV кл.):

Метания относятся в основном к прикладному виду физических упражнений. Игры в младших классах содержат все основные виды метаний – на дальность, в неподвижную и движущуюся цель. Метание с использованием малых и больших мячей укрепляет суставы и мышцы рук, развивают глазомер, совершенствуют координацию движений. Это важно для повседневной деятельности, для дальнейших занятий спортом.

«Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Дальние броски», «Попади в мяч», «Подвижная цель», «Круговая лапта», «Выстрел в небо», «Заставь отступить», «От щита в поле», «На мяч меньше», «Перегони мяч», «Дальние броски», «Прогони мяч по коридору», «Два мяча», «Катание куба», «Прыгающий мяч», «Порази цель», «Забрось в корзину», «Попади в летящий мяч», «Набери 20 очков», «Сбей кеглю».

б) Игры на уроках легкой атлетики V – VII классах:

Проведение подвижных игр на уроках 5 - 7 кл. преследует цель дальнейшего совершенствования естественных видов движений, развития основных двигательных качеств учащихся. Закрепляется ряд игр предыдущих классов. Эстафеты с бегом, прыжками, метаниями.

  • Игры с бегом (V – VII кл.):

«Вызов», «Пятнашки маршем», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Погоня», «Старт после броска», «Охрана перебежек», «Встречная эстафета с бегом», «Эстафета по кругу», «Убегай-догоняй», «Эстафета с перемещением на этапах», «Белые медведи», «Невод», «День и ночь», «Вороны и воробьи», «Овладей кеглей», «Возьми городок», «Челночная эстафета», «Переставь булавы», «Возьми кеглю», «Будь внимательным», «Вокруг гимнастической скамейки».

  • Игры с прыжками (V – VII кл.):

«Удочка», и её варианты, «Верёвочка под ногами», «Эстафета с прыжками в длину», «Прыгуны и пятнашки», «Тандем», «Хромая утка», «Скачки», «Прыжки через набивные мячи», «Скок-перескок», «С кочки на кочку», «Не оступись», «Пастух и козы», «Посигутки».

  • Игры с метание на дальность и цель (V – VII кл.):

«Скачки», «прыжки через набивные мячи», «Скок – перескок», «С кочки на кочку», «Посигутки».

- Игры с метанием на дальность и цель (V-VII кл.):

«Снайперы», «Попади в мяч», «Защищать товарища», «Перестрелка», «Защита укрепления», «Защита булав», «Городки с мячом», «Ловкие и меткие», «Сильный бросок», «Перегони мяч», «Два огня», «Дуэлянты», «В четыре стойки», «Два мяча», «Метко в цель», «Запятнай мячом», «Катание куба», «Морской бой», «Броском из-за спины», «Попади в мяч», «Чей отскок дальше», «Попади в мяч на полу», «Игра под сеткой», «Попади в обруч».

в) Подвижные игры на уроках легкой атлетики (VIII – IX кл.):

Основные задачи на уроках легкой атлетики с подростками следующие: закрепление и совершенствование в игровой обстановке упражнений легкой атлетики (низкого старта, бега на скорость, прыжков в длину и высоту с разбега, метание малых и больших мячей). По сравнению с младшими классами, игры становятся сложнее. Надо учитывать, интересы и физические возможности в подростковом возрасте становятся более специфичными. Силовые игры проводятся отдельно для мальчиков. С подростками рекомендуется широко проводить игры, в которых учитывается качество выполнения заданий, а не только скорость.

Например, в эстафетах с элементами легкой атлетики (передача эстафеты, прыжки в высоту и длину и т.п.). дистанция бега в играх, высота прыжков, трудность разных движений в играх должна быть в пределах контрольных нормативов для учащихся VIII – IX кл.. Широко используются игры типа «Веселые старты». Подвижные игры используются в основной части урока, для закрепления приобретенных навыков и увеличения нагрузки на организм занимающихся.

  • Игры с бегом на скорость (VIII – IX кл.):

«Встречная эстафета», «Навстречу противнику», «Эстафета по кругу», «круговая эстафета», «Бег командами», «Убегай - догоняй», «Сбей мяч», «Колесо», «Старты с выбиванием», «Эстафеты-поезда», «Сумей догнать», «Кто быстрее», «Овладей кеглей», «Челночная эстафета», «Лапта - волейбол», «Футболисты», «Борьба за бровку», «Определи свое время».

  • Игры с прыжками(VIII – IX кл.):

«Эстафета с палками и прыжками», «Челнок прыжковой», «Эстафета с чехардой», «Скакуны», «К финишу прыжками», «Не оступись», «Салки с прыжками», «В дальнюю зону», «Прыжковая эстафета», «Прыжки на стимуляторе на очки», «Брось выше».

  • Игры с метанием(VIII – IX кл.):

«Через сетку», «По воздушной цепи», «Толчок через препятствие», «Подвижная цель», «Дуэлянты», «Перегони мяч», «Морской бой», «Защищай товарища», «Город за городом», «Пионербол», «Два мяча», «На мяч больше», «Шагай вперед».

Развитие в играх физических качеств легкоатлета

Более углубленно развивать физические качества можно в секционных занятиях на легкой атлетике. Работа над развитием физических качеств в процессе спортивной тренировке способствует успешному освоению двигательных навыков, достижению высоких результатов в избранном виде легкой атлетики.

В настоящее время практикой и исследованиями подтверждено положение о том, что физические качества наиболее успешно развиваются в том случае, если тренировки проходят по комплексному методу. Это значит, что в занятиях применяются разнообразные средства (упражнения и игры), предусматривающие одновременно развитие быстроты, силы и выносливости, а не одного из этих компонентов. И наоборот, отсутствие «многоборности» при освоении спортивной специализации работа над развитием какого-либо одного качества или узкой группы навыков значительно снижает двигательный диапазон занимающихся, ослабляет развитие координационных способностей спортсменов.

Подвижные игры, как бы аккумулируют многие двигательные действия. Ни одну из игр нельзя рассматривать как средство развития какого-либо одного качества в чистом виде. Понятно, что игры, рекомендуемые с целью физической подготовки, развития тех или иных качеств, следует рассматривать как примерные. Специальная физическая подготовка в каждом виде легкой атлетики связана с возможностью применения специально подобранных или составленных игр, направленных на развитие того или иного качества в сугубо специфическом его выражении.

  • Игры для развития быстроты:

Спортивная практика подтверждает, что тренировка с преимущественной направленностью, на развитие быстроты создает положительные предпосылки для воспитания силы, выносливости и других качеств, оказывает разносторонний эффект. Быстрота как качество с успехом развивается во многих подвижных играх, где сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени и скорость передвижения тела или его частей в пространстве. В пользу игр говорит и то, что упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Что касается подбора этих упражнений для включения в игру или подбора уже готовых игр, то действия в них по форме движений и быстроте мышечных сокращений должны быть по возможности и близки к тем двигательным действиям, которые свойственны избранному виду легкой атлетики.

«Салки», «Салка – дай руку», «Салки - пересалки», «Круговая охота», «Бегуны», «Рывок за мячом», «Поймай палку», «День и ночь», «Четыре мяча», «Сбей мяч», «Овладей кеглей», «Перемена мест», «Старты с выбыванием», «Встречная эстафета».

  • Игры для развития силы:

Особенно эффективно сила начинает развиваться в юношеские годы, когда рост тела замедляется. Игр на силу достаточно много, тренеру важно подобрать игры, оказывающие влияние на те группы мышц, которые без специальных упражнений развиваются слабо. В играх на развитие силы занимающиеся преодолевают либо собственный вес, либо сопротивление соперника. Многие из игр можно проводить в виде тестов, использовать как контрольные упражнения. В юношеском возрасте необходимо больше использовать упражнения игры, направленные на увеличение силы сгибателей и разгибателей левых конечностей, которые уступают в силе правым.

Применять силовые упражнения, которые воздействуют на отстающие группы мышц в повседневной жизни в своем развитии.

«Перетягивание в парах», «Подвижный ринг», «Борьба всадников», «скачки», «Вытолкни из круга», «Зайцы и моржи», «Соревнование тачек», «Переправ», «Кто сильнее», «Прыжки в приседе», «Гусеница», «Прыжки на одной ноге», «Хоккей руками», «Скамейка над головой», «Быстрые раки», «Сшибалочка», «С кочки на кочку», «Брось мяч ногой», «Ловкие всадники», «На руках», «Вытолкни спиной вперед», «Плуг».

  • Игры для развития выносливости:

Современные исследования свидетельствуют о том, что развитию выносливости следует уделять специальное внимание не только в 17 – 18 лет, но и значительно раньше. Активный двигательный режим повышает темпы развития физических качеств и функций внутренних органов.

В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, где чередуются момент напряжения и расслабления. В одних играх движения носят циклический характер («Гонка с выбыванием»), а в других продолжительные усилия не связанные с определенным ритмом.

Часто работа по развитию быстроты переходит в совершенствование скоростной выносливости. Существует не мало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости. Такие игры («Мяч ловцу», «Ловля парами», «Борьба за мяч») обычно включают в план занятия по О.Ф.П.. Руководителю игр для преимущественного развития выносливости следует иметь в виду ряд приемов, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре. Один из них – уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля. Другой – усложнение приемов игры и правил, при которых игроки не покидают поле, а остаются на площадке. («Круговая лапта», «Скакуны», «Салки»). Рационально применять упражнения циклического характера на развитие выносливости, с подвижными играми для понижения утомления.

«Салки со скакалкой», «Поймай лягушку», «Убегай – догоняй», «Хоккей руками», «Челнок с переноской фишек», «Круг за кругом», «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Удочка прыжковая», «Эстафеты - поезда».

  • Игры для развития ловкости:

Развитие ловкости заключается в совершенствовании чувства движения, высокой координации, быстроты, ритма и темпа, выполнять действия в зависимости от конкретной обстановки. Большинство подвижных игр связано с проявлением ловкости. Однако имеются игры, где компоненты ловкости находятся в органическом единстве, либо совершенствуются в отдельных сочетаниях. Это относится к играм направленным на совершенствование «чувства мышечных усилий», «чувства пространства», «чувства расчета времени» и пр.. В процессе таких игр совершенствуются функции и различные анализаторы, от которых зависит правильное, точное и своевременное выполнение движений.

«Ловля парами», «Вертуны», «Ловкие руки», «Передача мяча на ходу», «Двумя руками», «Защита укрепления», «Бег пингвинов», «По одному и вместе», «Одеть и снять кольцо».

  • Игры для развития гибкости:

Гибкость специфичное, но чрезвычайно важное для спортсмена качество. Подвижность в суставах, эластическая упругость мышц и связок – это способность выполнять движения с широкой амплитудой без затраты больших усилий и излишнего напряжения.

Подбирать игры для развития гибкости надо специально ибо они призваны оказывать строго целенаправленное, зачастую локальное воздействие на отдельные мышечные группы, связки и суставы. При организации игр на гибкость, надо проводить разминку.

«Палку за спину», «Гонка мячей», «Бег раков», «Мостик и кошка», «Кувырки и перевороты», «Скамейка над головой», «Шагай через палку».

Игры в тренировочном цикле и уроке

Известно, что только многократные повторения упражнений в любом виде легкой атлетики являются залогом создания прочных навыков, укрепления техники. Но даже у самых сознательных спортсменов наступает своеобразный психологический «застой», утомление, потеря интереса, при однообразии тренировочных занятий. Для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Применение подвижных игр может иметь место в любом из периодов (подготовительном, соревновательном, переходном), но объем игрового материала и его характер значительно изменяются в связи с задачами на каждом этапе тренировки. Подготовительный период связан с повышением общего уровня развития физических качеств спортсмена, а также приобретение двигательных навыков и умений, наряду со специальными упражнениями в этом периоде могут быть широко использованы и игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и других качеств. В содержание игр можно включить как упражнения сходные по структуре движения с видом легкой атлетики, так и существенно отличающихся от них, на втором этапе подготовительного периода идет углубленное освоение и совершенствование двигательных навыков, это будет связано с характером игрового материала в тренировке. При подборе и проведении игр усиливается избирательное, направленное их воздействие на развитие специальных качеств и навыков, необходимых в данном виде легкой атлетики.

В конце микроцикла игры подбираются для активного отдыха.

В соревновательном периоде игры решают вспомогательную роль, связаны с активным отдыхом и сохранением морально – волевых качеств, для снятия нервной нагрузки, повышения положительных эмоций.

В переходном периоде главным будет О.Ф.П., активный отдых, поэтому содержание и характер игр, включаемых в занятия, могут быть самыми разнообразными. Разучиваются новые, раннее не известные игры и эстафеты. Особенно полезно проводить их в условиях разнообразной местности – в лесу, парке, на берегу реки. Что касается самого урока тренировочного (в любом из периодов), то в зависимости от его основной и вспомогательных задач подвижные игры могут быть вовсе не включены. Вопрос отбора и игровых упражнений в различных периодах тренировки и уроке, зависит от тренера и его планов.

Методические рекомендации

  • Для активизации упражнений легкой атлетики на уроках, необходимо использовать игровой метод с учетом методических особенностей игры и игровых упражнений. И не только при развитии физических качеств, но при обучении и совершенствовании видов легкой атлетики.
  • Данные науки и практический опыт подтверждает, что навыки в беге, прыжках и метаниях, приобретенные в игровых условиях сравнительно легко перестраиваются при более углубленном изучении видов легкой атлетики. Многообразие исходных положений, вариативность усилий в игре, дают прекрасную подготовку, особенно на начальном этапе тренировки, подготавливают к более сильной нагрузке.
  • Игры систематически надо повторять для прочности усвоения навыков и умений приобретенных в играх.
  • Игры применять в зависимости от задач урока. Это положение основополагающие, оно преобладает над всеми остальными мотивами. Учитывать место урока в цикле, его направленность, а также подготовленность обучающихся, учитывать, какой фазе идет обучение.
  • Усложнять правила игры, основываясь на освоенном опыте игры. Навыки усложняются постепенно, вырабатывается гибкость навыка, создавая предпосылки для проявления его в новых динамических условиях.
  • Подвижные игры могут быть применены в легкоатлетическом уроке в том случае, если элементы проходимого вида легкой атлетики предварительно разучены.
  • При подборе и проведении игр нельзя забывать о свойстве переноса навыков, широко использовать в занятиях по легкой атлетики игры из других разделов подвижных игр.
  • Игры необходимо использовать по принципу «опережающего воздействия». Включать перед уроком, где предусматривается ознакомление с новым двигательным действием, игры родственные по структуре и характеру изучаемого упражнения, это улучшает обучение легкоатлетическим упражнениям.
  • Не совмещать разучивание новой игры с изучением нового материала по легкой атлетике.
  • Использовать игры в качестве тестов, не только для определения общей и специальной тренированности, но и для определения способностей новичка освоить избранный вид легкой атлетики.
  • Игры на занятиях необходимо использовать локально, в сочетании с легкоатлетическими упражнениями, в любой части урок.
  • При освоении специализации по легкой атлетике должна присутствовать «многоборность», широко использовать комплексный метод тренировки.
  • Игры для развития физических качеств следует рассматривать как примерные. Специальная физическая подготовка в каждом виде легкой атлетике связана с применением специально составленных игр.
  • Применять на начальном этапе подготовки игровые упражнения, которые воздействуют на отстающие группы мышц в повседневной жизни в своем развитии.
  • Необходимо помнить о вспомогательной роли игр, которая связана с активным отдыхом, для снятия нервной нагрузки, повышения положительных эмоций.

ЛИТЕРАТУРА

  1. С.Н. Андреев. Футбол в школе. М, изд. «Просвещение», 1986г.
  2. Л.В. Былеева, И.М. Коротков. Подвижные игры. ФиС, М, 1982г.
  3. Л.В.Былеева, В.М. Григорьев. Игры народов СССР. ФиС, М, 1985г.
  4. А.И. Бондарь, Г.А.Островский. Баскетбол в школе. М, Народная асвета, 1982г.
  5. И.М. Коротков. Подвижные игры в занятиях спортом. ФиС, м, 1971г.
  6. Н.П.Клусов. Ручной мяч в школе. М. изд. «Просвещение», 1986г.
  7. И.М. Коротков. Подвижные игры во дворе. М. изд. «Знание», 1987г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для групп начальной подготовки 2года обучения

План-конспект тренировочного занятия для групп начальной подготовки второго года обучения ДЮСШ. Вид спорта - легкая атлетика. Возраст детей 8-10 лет....

План тренировочного занятия по легкой атлетике

В статье содержится план занятия по легкой атлетике...

План тренировочного занятия по легкой атлетике

Период: подготовительныйГруппа начальной подготовкиОбучение тактике низкого стартаМесто проведения: спортивный залТренер преподаватель: Рогов Владимир Викторович...

Методическая подготовка и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях образовательной школы

Методика подготовки и проведения учебно-тренировочных  занятийпо легкой атлетике в условиях образовательной школы.Общие закономерности и положения, на которых базируется тренировка во всех видах ...

Методическая разработка МЕТОД «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» НА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Построение и применение круговой тренировке на занятиях легкой атлетике....

Учебно-тренировочное занятие по легкой-атлетике на тему "Беговая тренировка", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по легкой-атлетике на тему "Беговая тренировка", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....