Влияние группы здоровья на занятиях физической культурой обучающихся
статья по физкультуре

Фомушкина Яна Сергеевна

Физическая культура направлена на "окультурование" тела, его оздоровление. Поэтому важно вормируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx96.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №467

Колпинского района Санкт-Петербурга

Влияние группы здоровья на занятиях физической культурой обучающихся

        Статью подготовила: Фомушкина Яна Сергеевна,

учитель физической культуры

ГБОУ школы №467 Колпинского района

г. Санкт-Петербурга

Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания.

С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н от 21.12.2012 г. оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

- степень функционирования основных систем организма;

- отсутствие или наличие хронических заболеваний;

- степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;

- степень гармоничности физического развития;

- уровень физического развития.

В соответствии этих критерий 5 групп здоровья:

Группа здоровья

Характеристика

I группа состояния здоровья

здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений

II группа состояния здоровья

- несовершеннолетние: у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
- с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
- часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
- с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

III группа состояния здоровья

- несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
- с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда

IV группа состояния здоровья

- несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
- с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
- с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда

V группа состояния здоровья

- несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
- с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
- дети-инвалиды.

Организация и построение

уроков физической культуры

    Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

      В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности сохраняется некоторое время с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это явление называется фазой устойчивой работоспособности и приходится на основную часть урока.

      По мере расходования функциональных резервов всех систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность постепенно снижается. Это явление называется фазой утомления, снижения работоспособности, оно приходится на заключительную часть урока.

Подготовительная часть урока. Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части занятия. В подготовительной части решаются следующие методические задачи:

  • психический настрой на занятие;
  • активизация внимания и эмоционального состояния учеников;
  • обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
  • подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока (выполнение специальных подводящих и подготовительных упражнений).

https://documents.infourok.ru/c56a654b-1c4d-4125-b5a0-184cecd7190a/0/image008.gif

7

Внешние признаки утомления при физическом напряженииhttps://documents.infourok.ru/c56a654b-1c4d-4125-b5a0-184cecd7190a/0/image009.jpg

8

    

 

В подготовительную часть урока включены игровые задания (2–3 мин.) для активизации внимания и повышения эмоционального настроя учащихся, упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения в парах и др.

     После выполнения каждого комплекса из 3–4 упражнений общеразвивающего характера выполняются дыхательные упражнения. Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть. Разминка включает в себя упражнения с поочередным, плавным возрастанием нагрузки.

      Проводя уроки с одними и теми же группами, необходимо разнообразить упражнения подготовительной части, поочередно включая новые задания с изменением исходных положений (лежа, сидя, стоя), упражнения с предметами (с гимнастическими палками, обручами, мячами и т.д.).

     Общеразвивающие упражнения желательно выполнять в таком порядке: ходьба, бег, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

     Общую продолжительность подготовительной части  10–15 мин., которая зависит не только от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды, но и от замедленности процессов вырабатывания и восстановления учащихся специальной медицинской группы.

Основная часть урока.

Ее цель – решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, предусмотренные планом данного урока.

    Сначала разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или в конце основной части урока. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Комплексные занятия дают большой эффект в улучшении физической подготовленности и для учащихся менее утомительны, чем предметные занятия.

9

Заключительная часть урока.

 Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма учащихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этим решается ряд методических задач:

  • снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с глубоким дыханием и на расслабление, самомассаж);
  • регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
  • подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности учеников);
  • определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"

О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"...

Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья

В целях совершенствования физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений, имеющих проблемы в состоянии здоровья, их приобщения к регулярным занятиям физической культурой Министерств...

презентация "Влияние вредных привычек на занятия физической культурой"

Как вредные привычки влияют на занятия спортом ? Давайте разберёмся вместе!...

Методико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья

Методико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья...

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ...

Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры

Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...