Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры
методическая разработка

Власов Алексей Анатольевич

Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий физической культурой и проектировании адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с введением в действие с 01 сентября 2016 г. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rek_po_fk_fgos_noo_ovz.docx284.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНКОЙ ОБЛАСТИ»

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБЖ

E:\ОВЗ\стандарт для детей с ОВЗ\стандарты\4.jpg

Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения

ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации

для учителей физической культуры общеобразовательных организаций

Материалы подготовили:

Савостин Н.М., заведующий кафедрой ФВиОБЖ, к.п.н., доцент.

Курнаков С.В., старший преподаватель кафедры ФВиОБЖ

Власов А.А. учитель физической

Культуры МБОУ

Коррекционная школа «Надежда»

Г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинск


Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры общеобразовательных организаций / Н.М. Савостин, С.В. Курнаков, А.А. Власов. – Южно-Сахалинск: Изд-во ГБОУ ДПО ИРОСО, 2016.  21 с.

Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий физической культурой и проектировании адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с введением в действие с 01 сентября 2016 г. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

© Министерство образования Сахалинской области

© ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

© Издательство ИРОСО


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

4

2.

Рекомендации по формированию медицинских групп и организации занятий физической культурой в общеобразовательной школе

9

3.

Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися с ОВЗ

18

4.

Нормативные правовые документы и методические материалы

21


1.Общие положения

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, согласно статье 5 Закона «… в целях реализации права каждого человека на образование предусмотрено создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

Статья 2 Закона гласит «обучающиеся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Согласно ч. 1 ст. 79 Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой. Там же закреплено право детей с ОВЗ, в том числе и со сложной структурой дефекта, детей с выраженными формами умственной отсталости, на получение образования по адаптированным основным образовательным программам.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 19 декабря 2014 г. приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 и № 1599 были утверждены федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарты).

Вышеуказанными приказами Минобрнауки установлено, что стандарты применяется к правоотношениям, возникающим с 1 сентября 2016 г. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (далее – АООП НОО), осуществляется по ним до завершения обучения.

Предметом регулирования Стандартов являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ) и групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Организация обучения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями Стандарта может происходить по нескольким вариантам.

Определение варианта осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка с ОВЗ.

При этом согласно части 3 статьи 44 Закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК формы получения образования и формы обучения, организации, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией.

Первый вариант (А). Данный вариант Стандарта является цензовым и предусматривает инклюзивное образование.

Инклюзия не может носить массовый характер, поскольку в условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть государственным образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися сверстниками.

На протяжении года (не менее) ребёнок должен демонстрировать устойчивую положительную динамику в усвоении программного материала в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с нормальным психофизическим развитием, в том числе по предмету «Физическая культура».

ООП НОО дополняется программой коррекционной работы (КР), в том числе по адаптивной физической культуре. Коррекционную помощь в данном случае оказывает инструктор, методист или учитель по адаптивной физической культуре, имеющий соответствующую профильную подготовку. При необходимости программу коррекционную работу может осуществлять специалист, работающий в иной образовательной организации.

В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся направляется на обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению по варианту А или на перевод обучающегося на вариант В.

Второй вариант (В). Данный вариант также является цензовым. При этом учащиеся могут получать образование как в специальных коррекционных школах или классах, так и совместно с другими обучающимися, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Вариант Стандарта «В» предполагает создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого обучающегося с тяжелыми нарушениями здоровья и на этой основе решаются проблемы социальной интеграции обучающихся.

В результате освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего (АООП НОО) для обучающихся с ОВЗ варианта «В» дети с такими нарушениями также получают в полном объёме знания и учебные навыки, предусмотренные Стандартом. Такая возможность обеспечивается организацией обучения по адаптированной программе, удлинением сроков обучения, включением ряда специальных учебных предметов, обогащением образовательно-воспитательного процесса обязательными индивидуальными и фронтальными физическими занятиями, направленными на коррекцию здоровья, развитие речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Специфика обучения в образовательной организации для детей с тяжелыми нарушениями здоровья обуславливает необходимость следующего:

- в области методики предмет «Физическая культура» адаптируется и преобразуется, приобретая коррекционную направленность в связи с особенностями двигательного и личностного развития учащихся на разных этапах обучения;

- особо выделяется образовательная область «Адаптивная физическая культура», которая включает в себя как специальные упражнения, так и общеобразовательные, адаптированные для учащихся с двигательной или иной патологией.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией. 

На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.  

Вариант «В» может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Предметная область «Физическая культура» является неотъемлемой частью содержания АООП НОО обучающихся с ОВЗ и представлена в программах планируемыми результатами освоения обучающимися с ОВЗ предмета «Физическая культура», универсальными учебными действиями, формируемыми в процессе занятий физической культурой, примерной программой учебного предмета «Физическая культура» и курсом коррекционно-развивающей области «Адаптивная физическая культура».

Настоящие рекомендации разъясняют ряд вопросов, которые могут возникнуть у учителя физической культуры, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:

- критерии распределения обучающихся по медицинским группам для занятий физической культурой, в том числе детей с ОВЗ;

- комплектование групп для занятий физической культурой;

- допуск обучающихся к занятиям физической культурой;

- выбор программы;

- кто проводит занятия физической культурой, адаптивной физической культурой;

- оценивание обучающихся по предмету «Физическая культура».

2. Рекомендации по формированию медицинских групп и организации занятий физической культурой

в общеобразовательной школе

Содержание вопроса

Медицинская группа для занятий физической культурой (ФК)

Основная

Подготовительная

Специальная «А»

(оздоровительная)

Специальная «Б»

(реабилитационная)

Обучающиеся с ОВЗ

Распределение обучающихся по группам

- без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья;

- благоприятный тип реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку

- уровень физической подготовленности соответствует возрасту и полу.

- уровень физической подготовленности не соответствует возрасту и полу;

- удовлетворительный или неблагоприятный тип реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку;

- часто болеющие (3 и более раз в год);

- выздоравливающий из основной медицинской группы после перенесенных заболеваний, травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период, определяемый индивидуально медицинским учреждением.

- обучающиеся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья функционального и органического генеза в стадии компенсации (когда организм способен самостоятельно возместить ущерб, нанесённый патологией).

Отклонения:

в сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной, дыхательной системе, органах зрения, пищеварения.

Такие обучающиеся с обратимыми заболеваниями после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу.

- обучающиеся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации (клинические симптомы постепенно нарастают и самочувствие ухудшается).

Отклонения:

в сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной, дыхательной системе, органах зрения, пищеварения.

Патологические отклонения у таких обучающихся являются необратимыми.

- глухие обучающиеся;

- слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся;

- обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- слепые обучающиеся;

- слабовидящие обучающиеся;

- обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;

- обучающиеся с нарушениями ОДА;

- обучающиеся с задержкой психического развития;

- обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.


Содержание вопроса

Медицинская группа для занятий физической культурой

Основная

Подготовительная

Специальная «А»

Специальная «Б»

Обучающиеся с ОВЗ

Комплектование групп для занятий физической культурой

- Проводится врачом-педиатром на основании заключения каждого специалиста, участвующего в проведении профилактических врачебных осмотров, в котором даются рекомендации по физическим нагрузкам и обязательно указывается медицинская группа для занятий физической культурой.

Для обучающихся с ОВЗ медицинская группа для занятий физической культурой определяется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования.

- Комплектование медицинских групп для занятий должно быть завершено к 1 июня.

- Списки обучающихся, отнесенных к медицинским группам, утверждаются локальным актом ОУ.

- Медицинская группа каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала.

- Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям ФК не допускаются.

Допуск обучающихся к занятиям физической культурой

Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:

- наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение;

- остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, воспаление слизистой оболочки верхних дыхательных путей под действием вируса гриппа и др.);

- травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.;

- опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период);

- выраженном нарушении носового дыхания;

- выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).

Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер. Сроки возобновления занятий определяются врачом строго индивидуально с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма.

Освобожденные учащиеся в рамках урока ФК в образовательном учреждении являются освобожденными от занятий физическими упражнениями, но их присутствие на уроке обязательно (за исключением учащихся, находящихся на надомном обучении) с положительным участием данной категории учащихся в учебно-воспитательном процессе.


Содержание вопроса

Медицинская группа для занятий физической культурой

Основная

Подготовительная

Специальная «А»

Специальная «Б»

Обучающиеся с ОВЗ

Программа

Физическое воспитание в образовательных учреждениях регламентируется образовательными программами, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (пункт 7 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения и быть преемственной на ступенях образования.

Эта категория обучающихся занимается физической культурой по специальным программам, (например, Программа по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / авторы-составители А.П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина) с учетом характера и степени отклонения в состоянии здоровья и физического развития.

Направляется на занятия ЛФК в поликлинику и другие лечебно-профилактические учреждения с дальнейшим предоставлением справки в образовательное учреждение о прохождении курса обучения.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 № 1598 и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией.

АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение ООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Возможно использование сетевой формы.


Содержание вопроса

Медицинская группа для занятий физической культурой

Основная

Подготовительная

Специальная «А»

Специальная «Б»

Обучающиеся с ОВЗ

Кто проводит занятия физической культурой

Учитель физической культуры в соответствии с учебной (рабочей) программой в полном объеме

Учитель физической культуры в соответствии с учебной (рабочей) программой при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований

Учитель физической культуры в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в специально формируемых группах (СМГ) с учетом возраста и нозологической формы заболевания (допускается объединять учеников трех-четырех классов).

Наполняемость СМГ «А» может составлять 15-20 детей.

Медицинский работник в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).

Физическая культура:

- учебный предмет «Физическая культура»;

- курс коррекционно-развивающей области «Адаптивная физическая культура» (АФК).

Занятия ФК проводит учитель ФК в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП) НОО, и в медицинской группе, определенной ПМПК.

Занятия по АФК проводит специалист, имеющий высшее (среднее) профессиональное образование в области АФК или высшее (среднее) проф.образование в области ФКиС и дополнительное проф.образование в области АФК.

К таким специалистам относятся:

- методист по АФК;

- инструктор-методист по АФК;

- тренер-преподаватель по АФК.

В реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, которая должна соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике или профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, п.3.4.1.).


Содержание вопроса

Медицинская группа для занятий физической культурой

Основная

Подготовительная

Специальная «А»

Специальная «Б»

Обучающиеся с ОВЗ

Оценивание обучающихся по предмету «Физическая культура»

(отметка по физической культуре в аттестаты выставляется обязательно)

1. Уровень знаний по предмету ФК. Методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование, реферат.

2. Оценивание техники владения двигательными умениями и навыками. Методы: - открытое наблюдение (учащиеся знают, кого и что именно будет оценивать учитель);

- скрытое наблюдение (учащимся известно, что учитель будет вести наблюдение за определенными двигательными действиями);

- вызов (для выявления достижений отдельных обучающихся в усвоении программы и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия);

- метод упражнений (для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий);

- комбинированный метод (учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий).

3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Методы: наблюдение, выполнение физкультурно-оздоровительной деятельности (организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их; контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги) и комбинированный метод.

4. Уровень физической подготовленности. Метод: тестирование (с учетом динамики).

5. Выполнение нормативов ВСФК ГТО.

Решение об учете результатов выполнения нормативов Комплекса ГТО при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по ФК принимается общеобразовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом. Выполнение на золотой, серебряный и бронзовый знаки Комплекса ГТО может соответствовать оценке «отлично». В период подготовки и перед сдачей нормативов может осуществляться тематический контроль, позволяющий оценить результаты подготовленности обучающихся к сдаче тестов. Невыполнение нормативов не может являться основанием для отметки «неудовлетворительно».

На основании учета:

- теоретических знаний;

- двигательных умений и навыков;

- умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;

- динамики функционального состояния и физической подготовленности;

- прилежания.

Положительная отметка выставляется обучающимся, если:

- имеет место стойкая мотивация к занятиям физическими упражнениями;

- есть положительная динамика их физических возможностей (даже если она незначительная);

- они регулярно посещают занятия по физической культуре (даже при отсутствии существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств);

-  они старательно выполняют задания учителя;

- они овладели доступными навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области

физической культуры.

На основании:

- представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК;

- проведения устного опроса или написания рефератов;

- демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов освоения программы коррекционной работы (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 № 1598).

3.Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися с ОВЗ

Определение медицинских групп для занятий физической культурой происходит на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка с ОВЗ.

Если обучающийся с ОВЗ определен в специальную медицинскую группу, то урок физической культуры будет иметь следующие общие особенности.

Задачи урока: укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств.

Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.

Продолжительность урока составляет в младших классах 30-40 минут. Урок включает подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть длится от 10 до 20 минут в зависимости от задач урока и проводится с целью плавной подготовки функциональных систем организма к выполнению физической нагрузки в основной части урока.

Средства: строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба и медленный бег с изменением темпа и направления движения, медленный бег в сочетании с ходьбой, общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях с предметами и без предметов, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки и профилактику нарушений органов зрения.

Основная часть урока продолжается от 15 до 25 минут. В этой части урока решаются задачи, связанные с развитием функциональных возможностей организма, овладением программным материалом и повышением уровня физической подготовленности.

Упражнения подбираются в зависимости от изучаемого раздела учебной программы и состояния здоровья обучающихся. В основной части урока используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с предметами, метания, упражнения в равновесии, подвижные и спортивные игры малой интенсивности. Особое внимание уделяется играм, которые проводят за 12-15 минут до окончания урока продолжительностью 5-7 мин. После игры выполняется медленная ходьба и дыхательные упражнения.

В основной части занятия выполняются контрольные упражнения с целью получения объективных данных о степени развития физических качеств и уровне физической подготовленности обучающихся (с разрешения медицинского работника). Для этого допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающемуся.

Заключительная часть урока продолжается 5-10 минут и направлена на восстановление функций организма к исходному уровню. Проводится медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и на внимание, определяется ЧСС, подводятся итоги урока и даются домашние задания для самостоятельного выполнения.

Особенности содержания предмета «Физическая культура» по всем категориям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья изложены в приложение №№ 1-8 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Постановление Правительства РФ от 5.08.2013 г. № 661).

Например: предмет «Физическая культура» в АООП НОО для глухих обучающихся.

Вариант 1.1. предназначен для образования глухих детей, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими детьми.

Учитель физической культуры должен иметь среднее или высшее профессиональное педагогическое образование по соответствующему занимаемой должности направлению подготовки и удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования детей с нарушением слуха.

Продолжительность урока ФК: от 35 до 45 минут.

Задачи ФК:

- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному, социальному развитию, успешному обучению;

- формирование первоначальных умений само регуляции средствами ФК;

- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Рассмотрим более подробно содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися с умственной отсталостью (на основе учебного пособия Л.В. Шапковой, 2003).

Особенносmu детей с нарушением uнmеллекmа

«Умственная отсталость» обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития. Характерной особенностью психического дефекта является недоразвитие наиболее дифференцированных фило- и онтогенетически молодых функций мозга и относительная сохранность элементарных, эволюционно более старых.

Формы умственной отсталости чрезвычайно многообразны и  различаются по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Умственная отсталость включает

четыре степени снижения интеллекта: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться

в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более

сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с умеренной умственной отсталостью способны овладеть навыками

общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире. они достаточно мобильны, физически активны, большинство из них обнаруживает признаки социального развития, что заключается В способности К установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях. В тоже время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

Тяжелая умственная отсталость сходна с категорией умеренной умственной отсталости. У детей с глубокой степенью умственной отсталости резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. В поведении они апатичны, вялы или агрессивны, злобны, раздражительны. Все нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Таким образом, умственная отсталость - это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

У детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушения в развитии двигательных способностей:

1. Неточность движений в пространстве и времени.

2. Грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий.

3. Отсутствие ловкости и плавности движений.

4. Излишняя скованность и напряженность.

5. Ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Имеют место отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств - силы основных группы мышц рук, ног, спины, живота на 15-З0%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорость одиночного движения на

10-15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и

подвижности в суставах на 10-20%.

Средства физической культуры (в т.ч. адаптивной)

Одни и те же упражнения могут использоваться как на уроках физической культуры, так и на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы.

1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.

2. Общеразвивающие упражнения:

а) без предметов;

б)с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.);

в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).

З. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.

5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.

6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

8. Художественно-музыкальные упражнения ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.

9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.

10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.

11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.

12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта.

Урок физической культуры.

Урок физической культуры в коррекционной школе состоит из четырех частей. Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Решение оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы.

Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.

Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта мало инициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Используя показ, учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми.

Вводная часть урока. В этой части решаются организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение, особенно в младших классах. Учитель приводит учащихся в зал, помогает им приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и 1 классах это распоряжения), строит их в указанном месте, уделяя особое внимание построению.

Построение следует осуществлять таким образом, чтобы обучающиеся при передвижении не меша-пи друг Другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий учитель мог оказывать им помощь. Детей можно строить по росту, с учетом уровня их физического развития.

Начиная со 2 класса построение проводится по команде учителя, с расчетом по порядку. На занятие учитель может идти рядом с детьми или впереди. В спортивном зале он встает перед детьми и объясняет, как надо построиться. Место построения можно обозначить для каждого ребенка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоминают свое место и учеников, которые стоят рядом.

В 1 и 2 классах продолжительность вводной части урока 8-10 мин, так как ученики долго переодеваются, а попав в большой зал, сразу теряются и долго не могут включиться в двигательную деятельность. В 3-4 классах продолжительность вводной части составляет 5-6 мин, так как к построению, расчету и выполнению команд учителя ученики уже подготовлены.

Подготовительная часть урока решает следующие задачи:

1. Подготовить организм учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении. Начиная с 3 класса, используются комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т.д. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Поэтому в начальных классах подготовительная часть урока состоит преимущественно из общеразвивающих и коррекционных упражнений.

2. Выбрать два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.

3. Использовать только подготовительные физические упражнения как средство формирования определенного двигательного качества.

4. Включить подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.

Таким образом, в подготовительную часть урока вводится 8-9 упражнений различного характера. Она может длиться 10-15 мин.

В основной части  урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера.

При проведении основной части урока задача учителя состоит в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений. Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на развитие каких- либо качеств (дифференцировка во времени и пространстве), - в начале или в конце.

В основной части урока можно проводить игры различной направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча. Так как на уроках в начальных классах отводится большое место гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это обусловлено еще и тем, что у учащихся 1-4 классов значительно нарушена именно ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений требует кропотливой работы. В 3-4 классах в основную часть урока можно чаще включать ходьбу, бег, метание, прыжки. Основная часть урока длится 20-25 мин и плавно переходит заключительную часть.

Заключительная часть урока решает две задачи:

1. Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.

2. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.

На уроке подводятся итоги, выставляется отметка в дневник и в классный журнал. В это время дети могут стоять в шеренге на своих местах или сидеть на скамейке, Уход детей из зала должен быть четко организован.

Продолжительность заключительной части урока в 1 классе- до 7 мин, во 2-  4 классах - З-5 мин.

Учителю необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.


Нормативные правовые документы и методические материалы

При разработке методических рекомендаций использованы следующие нормативные правовые документы и методические материалы:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  4. Приказ от 19 декабря 2014 № 1596 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
  6. Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья / методические рекомендации НИИ гигиены и охраны здоровья детей ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. – М., 2012. – 49 с.
  7. Методические рекомендации по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура».
  8. Барабаш, О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида / учебное пособие. Под общей редакцией профессора Евсеева С.П. – СПб, СПбНИИ физической культуры, 2007. – 172 с.
  9. Информационный ресурс: http://fgosreestr.ru.

Приложение 1

Физические упражнения для коррекции ходьбы

Упражнения

Коррекционная направленность

Рельсы. Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга

Дифференцировка расстояния, глазомер

Не сбей. Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т, п,

Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния

Узкий мостик.

А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги.

Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии

Развитие равновесия, точности движения

Длинные ноги. По команде: длинные ноги идут по дороге

ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: Короткие ножки идут по дорожке ходьба в

полу приседе

Быстрота переключения, дифференцировка понятий «длинный», «короткий»

Хлоп. Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: Раз, два, три, хлоп! Первый раз хлопок над головой, второй - перед собой, третий - за спиной

Концентрация внимания, двигательная память,

согласованность движений, усвоение ритма

Лабиринт.

А) Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами.

Б) То же вдвоем, держась за руки

Ориентировка в пространстве, согласованность действий

Встали в круг. Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки

Согласованность коллективных действий

дифференцировка понятий «большой-маленький», «вправо-влево»

Гусеница. Ходьба в коллоне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего

 Координация  и согласованность действий

Коромысло. Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку

Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом

Ходим в шляпе. Ходьба с мешочком песка на голове

Коррекция осанки

Кошка. Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская когти

Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение

Солдаты. Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно - быстро

Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий быстро -медленно

Без страха. А) Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно).

Б) Ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи руки в стороны

Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве

Ловкие руки. Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики флажки, ленточки) с заданиями:

А) На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх.

Б) Круговые движения кистями

В) Круговые движения в плечевых суставах.

Г) Передача предмета из правой руки в левую

Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики

Каракатица. Ходьба спиной вперед

Координация движений, ориентировка в пространстве

Светло - темно. Ходьба с закрытыми и открытыми глазами:

А) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух).

Б) Открывать глаза по команде светло, закрывать - по команде темно.

В) Ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток)

Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий «светло-темно»; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве на слух

Мишка. А) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок.

Б) Ходьба по массажной дорожке, босиком.

В) Ходьба босиком по траве, песку, гравию

Профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки

Хоп. Ходьба с остановками по сигналу. По сигналу Хоп - остановка, по сигналу Хоп-хоп - поворот кругом

Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы

Волны. Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музыке медленная ходьба на носках, движение рук

изображает волны; при средней громкости – быстрая ходьба с сильными волнами; при громкой - переход на бег

Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений, плавность, выразительность движений,  воображение

Та-та-та. Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков Та-та-та

Усвоение заданного ритма движений

Хромой заяц. Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке, другой - по полу

Координация и согласованность движений ног и туловища

По канату. А) Ходьба вдоль по канату, руки в стороны.

Б) Ходьба по канату боком приставными шагами руки в стороны

Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки


Физические упражнения для коррекции бега

Упражнения

Коррекционная направленность

Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу

Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости

Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)

Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений,

Дифференцирование усилий, координация движений рук и ног

Имитация движения рук при беге, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа

Коррекция техники движений рук,усвоение темпа

Бег змейкой, не задевая  предметов; то же - вдвоем, держась за руки

Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений

Бег по прямой по узкому коридору (30-35 см)

(обозначенному мелом, натянутыми резинками и т. п.)

Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве.

Бег с подскоками

Ритм движений, соразмерность усилии

Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки

Развитие скоростных качеств

Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик)

Координация движений, соразмерность усилий

Бег по ориентирам (линиям, обозначенным мелом, скакалками)

Дифференцировка усилий и длины шага

Пони. Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка

Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания,

воображение

Бег медленный в чередовании с ходьбой (5-10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями

Развитие выносливости, укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы

Челночный бег. Бег с максимальной скоростью, с остановками и, с переноской

предметов (кубиков, мячей)

Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата

Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу аиста (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу ласточки (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с.

Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений,

устойчивость вестибулярного аппарата

Бег за обручем

Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий

Бег с грузом в руках (большой мяч,2 мяча, 4 кегли)

Координация движений, приспособление к изменившимся условиям

По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта

Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во

времени

Физические упражнения для коррекции навыка метания

Упражнения

Коррекционная направленность

С большими мячами (волейбольный,

баскетбольный)

А) Перекатывание мяча партнеру напротив в

положении сидя.

Б) Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок,

между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя.

В)Катание мяча вдоль гимнастической скамейки

Дифференцировка усилия и расстояния.

Глазомер, координация и точность

движения, дифференцировка усилия и

направления движения.

Точность направления и усилия

А) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.

Б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол

Координация движений рук, точность направления и усилия. Быстрота переключения зрения.

А) Бросок мяча в стену и ловля.

Б) То же, но ловля после отскока от пола.

В) То же, но ловля после хлопка в ладони,

Г)То же, но ловля после вращения кругом, приседания

Зрительная дифференцировка направления движения, ловкость

А) Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета),

Б) То же, но ловля после отскока от пола,

В) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др.

Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания

А) Ведение мяча на месте правой, левой рукой,

Б) То же в ходьбе

Дифференцировка усилия и направления движения, концентрация внимания и зрительный контроль

С набивным мячом (1 и 2 кг)

Поднять мяч вверх, в перед, вправо, влево

Дифференцировка усилий, развитие силы рук, плечевого пояса, укрепление мышечного

А) Ходьба с мячом в руках, удерживание его на груди 30 с.

Б) Ходьба с мячом в руках, удерживание его за головой 30 с.

Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса

То же, с удержанием мяча за головой

Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке, укрепление мышечного корсета

Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 с, опустить на пол справа (слева)

способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание правильной осанки

Приседание с удержанием мяча на вытянутых руках перед собой, над головой, сохраняя осанку

Способность контролировать положение тела и его звеньев (рук с мячом) в пространстве, удержание заданной позы

Из положения сидя, ноги врозь, наклоны вперед с мячом в рука

Гибкость в поясничном отделе, способность воспроизводить ритмические усилия

А) Перекатывание мяча руками в парах сидя на полу, ноги врозь.

Б) Перекатывание  мяча, толчком от себя двумя ногами

Способность регулировать силу

мышечного напряжения, точность

воспроизведения движения по силе,

амплитуде, направлению

Прокатить  мяч так, чтобы с расстояния 2-З м

Точность усилия и пространственной

дифференцировки, координация  движений

Сидя на полу в круге упор сзади, зажав мяч между стопами, перенести его партнеру вправо на З0, 60, 90 см и т.д., пока не закончится полный круг

Дифференцировка мышечных ощущений,

способность регулировать положение

тела в пространстве, различать и

отмеривать расстояние, развитие силы

мышц ног и брюшного пресса

Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук

Упражнения

Коррекционная направленность

С малыми мячами (резиновый, теннисный и др)

А) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую.

Б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя.

В) Подбрасывание мяча перед собой правой (левой)  и ловля двумя.

Г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета

Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения, дифференцировка усилий во времени и пространстве

Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом

Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переключение внимания

А) Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.

Б) То же, но ловля правой (левой) рукой

Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара, ориентация

А) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя.

Б) То же с дополнительным движением перед ловлей мяча: хлопок спереди, сзади, под коленом, поворот кругом

Дифференцировка усилия и направления

движения, регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная

точность

А) Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках.

Б) Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой.

В) Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол

Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух

двигательных задач (правой и левой)

А) Поочередные удары разными мячами об пол и ловля двумя (мячи для настольного тенниса, каучуковый, резиновый, теннисный).

Б) Удары разными мячами о стену.

В) Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую.

Г)Подбрасывание правой (левой) и ловля правой (левой).

Д) Броски мяча в цель с близкого расстояния

Дифференцировка тактильных ощущений, дифференцировка двигательных реакций в ответ на разные раздражители, точность движений,

соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания

Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4- 6м.

Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу

Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ловкость, быстрота реагирования на переключение

То же, но в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз

Дифференцировка тактильных ощущений, сопоставление усилия и пространства, способность зрения различать расстояние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителя физической культуры

Методические рекомендации для учителя физической культуры...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Методика обучения начинающих волейболистов»

Методические рекомендации в помощь учителям физической культуры при обучении волейболу....

Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры

Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....

Организация занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Организация  занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

«Подготовка образовательной организации к введению ФГОС для лиц с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью»

Доклад подготовлен на основании методических рекомендаций к организации деятельности  образовательной организации  по подготовке  к реализации определенного вида ФГОС для обучающихся с ...

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГТО»

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населе...

Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Описание условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....