«Подготовка образовательной организации к введению ФГОС для лиц с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью»
статья на тему

Акишина Галина Александровна

Доклад подготовлен на основании методических рекомендаций к организации деятельности  образовательной организации  по подготовке  к реализации определенного вида ФГОС для обучающихся с ОВЗ и определенного варианта адаптированных основных общеобразовательных программ в подготовительный период  от 08.11.2014, которые опубликованы на сайте «ФГОС С ОВЗ»  http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=511.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акишина Г.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1»

 «Подготовка образовательной организации к введению ФГОС  для лиц с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью»

Доклад подготовлен на основании методических рекомендаций к организации деятельности  образовательной организации  по подготовке  к реализации определенного вида ФГОС для обучающихся с ОВЗ и определенного варианта адаптированных основных общеобразовательных программ в подготовительный период  от 08.11.2014, которые опубликованы на сайте «ФГОС С ОВЗ»  http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=511.  

Данные Рекомендации имеют целью представить возможные варианты деятельности образовательных организаций в период внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ:

        - в условиях внедрения ФГОС НОО для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих обучающихся, учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС);

- в условиях внедрения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Приведенные материалы могут быть рассмотрены как рекомендательные и примерные, поскольку реальная работа образовательной организации в названном направлении будет в значительной мере зависеть от региональной политики и особенностей социальной ситуации в месте организации образовательной деятельности.

Решение о переходе на ФГОС принимается самим  учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС. При этом необходимо учитывать сложившую на территории Российской Федерации практику внедрения образовательных стандартов в процесс обучения.

Стандарт вводится только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 0 или 1 классах, открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.

Деятельность образовательной организации по подготовке образовательной организации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных основных общеобразовательных программ в подготовительный период к внедрению ФГОС общего образования обучающихся с ОВЗ должна начинаться с изучения и разработки нормативных документов.

Примерный  перечень документов федерального, регионального, муниципального и институционального (уровня образовательной организации) уровня, ознакомиться, выполнить требования или разработать который необходимо образовательной организации в период подготовки последней к введению ФГОС общего образования  обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью представлен на слайдах.

В числе школьных локальных  актов, приказов могут быть документы, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями). В качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтверждающие:

-наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ (протокол заседания органа государственно-общественного управления образовательного учреждения, на котором принято решение, заверенный (согласованный) учредителем);

-создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ и утверждении Положения о рабочей группе);

- внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения (протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения, приказ о внесении изменений в Устав, Устав с внесёнными дополнениями и изменениями, заверенный учредителем);

-разработку и утверждение формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями (приказ об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями);

-внесение изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных (протокол(ы) заседания(й) органов, на которых рассматривались вопросы внесения изменений в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации», приказ о внесении изменений в Положение, Положение с указанием изменений и дополнений).

При формировании и обновлении пакета локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ в образовательной организации, особое внимание следует обратить на внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава.

В качестве основных ступеней  реализации подготовительного периода проектной модели внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия:

1. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ.

2. Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения Программы обучающимися с  ОВЗ. Определение проблемных точек, объема и характера (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.

3. Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации к проектным требованиям. Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации. Разработка Адаптированной основой образовательной программы, Программы коррекционной работы, Специальной индивидуальной образовательной программы и др.

4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой и соответствующих внутренних локальных актов учреждения.

5. Мониторинг готовности образовательной организации к введению ФГОС и, при необходимости, получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности. В соответствии с п. 28 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 года № 796, лицензирование деятельности образовательного учреждения по новым для него образовательным программам производится независимо от наличия у него лицензии на ведение образовательной деятельности по другим образовательным программам.

В приложении к лицензии указывается образовательная программа, по которой осуществляется обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В уставе образовательного учреждения должно быть закреплено право на ведение педагогической деятельности по ФГОС общего образования для детей с ОВЗ и описаны формы организации данной работы.

Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных организаций всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены ФГОС. Целью государственной аккредитации образовательного учреждения является подтверждение соответствия качества образования требованиям ФГОС.

В терминологии Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Закон выделил некоторые особенности при реализации этих образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Часть 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

Обучение по адаптированным основным образовательным программам может быть реализовано через обучение в специализированных образовательных организациях и систему инклюзивного (интегрированного) образования.

Данное положение подтверждено ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, где предусматривается создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и ч. 4 рассматриваемой статьи, где говориться о возможности организации обучения детей с ОВЗ совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Позиция Минобрнауки России по проблеме сосуществования двух подходов к организации обучения детей с ОВЗ изложена в письме от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07. И в том, и в другом случае учреждения должны получить государственную аккредитацию на АООП.

Для каждого варианта  ФГОС  разработчиками предложена своя Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа.

Для успешного лицензирования и аккредитации образовательной организации определенной адаптированной образовательной программы важно изучить все нормативные документы и проанализировать создание условий в ОО для обучения детей данной категории. Система условий для реализации АООП каждой категории ОВЗ различны.

На примере нашей школы можно сказать, что обучение детей двух и более категорий ОВЗ практически невозможно. Это определенные трудности в подборе кадров, создании материально-технической базы (обучающимся с умственной отсталостью, а у нас их уже более 30 с 1 по 9 класс, требуются отдельные учебные и игровые кабинеты, зоны релаксации; часть из этих детей агрессивна, имеют дополнительные нарушения, а значит им  необходим специальный медработник, тьютер, которых у нас нет), методическом обеспечении ОП.

Основной этап внедрения ФГОС общего образования для обучающихся с ОВЗ предполагает следующие ступени:

1. Комплектование контингента учащихся с ОВЗ.

2. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучение учащихся с ОВЗ. Заключение родительского договора.

3. Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.

4. Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ и, при необходимости, проведение корректировочных мероприятий.

Проекты АОП представлены на сайте ФГОС с ОВЗ, открыты для обсуждения, в которое вы можете активно включиться.

Все интересующие вас материалы по определенному виду АОП категории ОВЗ вы можете найти на сайтах участников апробации (каждая ОО апробирует одну или две АОП с ОВЗ), представленных на данном сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения

     Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...

Приказ об утверждении плана работы по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательног

В соответствии  с приказами Министерства  образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»

Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)»

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и являетс...