Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»
рабочая программа (5 класс) на тему

Щеглова Ольга Николаевна

Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областной опыт инклюзии,  на общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в основных направлениях развития системы образования до 2020 года,  в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  в Федеральном государственном образовательном  стандарте нового поколения.

Сущность  программы дополнительного образования  «Творчество без границ»  заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с умственной отсталостью, организации их свободного времени.  При этом дополнительное образование является  равноправным компонентом единого образовательного пространства в учреждении для детей с ОВЗ (умственной отсталостью и ТМНР), которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации воспитанников с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Обучения детей с умственной отсталостью изобразительному искусству можно считать важным по следующим причинам:

1.Обучение  помогает ребенку проявлять свою индивидуальность,  творить, дает ему определенную свободу, способствует самовыражению.

2.Рисование является одним из самых доступных и популярных видов изобразительной деятельности у детей с ОВЗ (умственной отсталостью).  

3.Дополнительная образовательная программа дополняет учебные программы по изобразительному творчеству и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей ребенка-инвалида в изобразительной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx117.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бронницкая средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

На педагогическом совете                      

 МАОУ «Бронницкая СОШ»

Протокол №__12___

от «__23__»_мая_2017года

Утверждаю

Директор МАОУ «Бронницкая СОШ»

_____________С. М.   Яковлева 

Программа дополнительного образования

детей с ограниченными возможностями здоровья

(умственной отсталостью)

художественно-эстетической направленности

«Творчество без границ»

C:\Users\Алиса\Desktop\i.jpg

Возраст обучающихся  10-13 лет.              

Срок реализации 3 года.

Программу разработала

учитель ИЗО и технологии

Ольга Николаевна Щеглова

с. Бронница

2017 год

Введение.

«К 2016 году уже 20% российских школ должны предоставлять нормальные условия для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их сверстников, а в перспективе нужно создавать безбарьерную среду во всех образовательных учреждениях страны»

В.В. Путин, 3 ноября 2010 года

Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областной опыт инклюзии,  на общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в основных направлениях развития системы образования до 2020 года,  в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  в Федеральном государственном образовательном  стандарте нового поколения.

Сущность  программы дополнительного образования  «Творчество без границ»  заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с умственной отсталостью, организации их свободного времени.  При этом дополнительное образование является  равноправным компонентом единого образовательного пространства в учреждении для детей с ОВЗ (умственной отсталостью и ТМНР), которое ориентировано на создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой самореализации воспитанников с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Обучения детей с умственной отсталостью изобразительному искусству можно считать важным по следующим причинам:

1.Обучение  помогает ребенку проявлять свою индивидуальность,  творить, дает ему определенную свободу, способствует самовыражению.

2.Рисование является одним из самых доступных и популярных видов изобразительной деятельности у детей с ОВЗ (умственной отсталостью).  

3.Дополнительная образовательная программа дополняет учебные программы по изобразительному творчеству и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей ребенка-инвалида в изобразительной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.

Пояснительная записка.

        Программа дополнительного образования «Творчество без границ» имеет художественно-эстетическую направленность т.к. изобразительное искусство является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания и развития ребенка, в том числе и с умственной отсталостью. 

Актуальность.

Актуальность программы дополнительного образования «Творчество без границ» обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить  включение ребенка с ОВЗ (умственной отсталостью) в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации.  Вся система дополнительного образования представляет  уникальные возможности по развитию творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью и предполагает развитие в ребенке способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах  художественно- изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком, имеющим умственную отсталость . Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности,  доступных к овладению,  у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.     Программа  способствует формированию умения эстетически воспринимать действительность, на интуитивном уровне трансформировать ее, внося свои элементы в процессе создания разнообразных художественных образов.  

Так же творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья человека.

И так  актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что:

-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания;

-предназначена  для удовлетворения образовательных потребностей детей с умственной отсталостью в области изобразительного искусства;

-способна  обеспечивать включение ребенка в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;

-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех;

-обеспечивает  оказание  досуговых  услуг в области художественно-изобразительной деятельности,  которые пользуются все большим спросом у детей с ОВЗ (умственной отсталостью) и у их родителей.

        Содержание  дополнительной образовательной программы предусматривает, в основном, использование художественных неклассических техник, как средств выразительности, раскрывающих суть формирования образа, наполненного содержанием и эмоциями. Неклассические техники дают возможность на разных этапах творческого развития создавать доступными средствами, интересные по содержанию образы, избегая при этом приметива. Простыми способами ребенок с умственной отсталостью расширяет свои изобразительные возможности, учится отображать предметы, объекты и явления окружающего мира.

Занятия  имеют свою специфику, которые оказывают  влияние на развитие творческих способностей обучающихся.  Они дают  возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность,  предусматривают дифференцированный подход к обучающимся в выборе сложности выполнения задания,  поддерживают интерес обучающихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач,  обогащают знания детей,  формируют художественное видение окружающего мира.

Обучение детей  предполагает наблюдения за окружающим миром, за природными явлениями, за происходящими временными и сезонными изменениями в природе. Это помогает развить эмоциональную отзывчивость обучающихся в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание детей направляется на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передать свои впечатления.

Для детей с умственной отсталостью важен результат их деятельности, чтобы созданное изображение удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при  условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной деятельностью и развития их творчества. Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой в процессе экспериментальной деятельности.

Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.

Новизна.

Новизна программы дополнительного образования «Творчество без границ» состоит в том, что ее содержание на протяжении всего периода реализации программы  практически остается постоянным, но при этом предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получение оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью линий, штрихов, мазков , упражнения в компоновке рисунка на листе бумаги с соблюдением перспективы, экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования )  периодически, многократно на каждом занятии.  Причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.  Этот способ структурирования материала открывает большие возможности для экспериментальной деятельности ребенка с умственной отсталостью, которая как раз направлена на развитие их творческого самовыражения. В экспериментальной деятельности умственно отсталый ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. А многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей независимо от уровня их образовательных способностей .

Цель – создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира в форме художественно-выразительного образа, отличающегося субиндивидуальной выразительностью.

        Задачи:

Обучающие:

-ознакомление с основами изобразительной грамоты;

-формирование умения пользоваться художественными материалами и инструментами изобразительного искусства;

-формирование элементарных представлений о форме, цвете, композиции, размерах и пространственных отношениях;

-ознакомление с особенностями художественных техник ;

-расширение представлений о художественной выразительности рисунка .

Коррекционно-развивающие:

-развитие интереса к действиям с различным изобразительным материалом, к процессу творчества;

-развитие на доступном уровне изобразительных умений и навыков

-развитию мелкой моторики;

-активизация самостоятельной деятельности детей;

-развитие творческой деятельности во взаимодействии со сверстниками и педагогом;

- развитие внимания, воображения, наглядно-образного мышления;

-коррекция и развитие произвольного поведения, эмоциональной сферы, познавательных процессов;

- развитие доброжелательного отношения к окружающим, веры в себя, в свои возможности.

Воспитательные:

-воспитание потребности выражать себя в доступных видах изобразительной деятельности.

-воспитание интереса к творчеству;

-воспитание аккуратности, терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

-воспитание бережного отношения к материалам, инструментам;

-воспитание понимания на доступном уровне красоты в окружающей действительности , в искусстве;

Отличительные особенности данной программы от уже существующих:

1.  возможность выбирать, варьировать техники.

2. экспериментальная деятельность, положена в основу содержания программы.

Программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ (умственной отсталостью) от 10 до 13 лет.

Нормативный срок реализации программы – 3 года.

Программный материал составлен для каждого года обучения с указанием теоретических и практических занятий.

По программе каждого года обучения ребенок может обучаться от 1 до 3-х лет до закрепления приобретенных навыков. Это связано с тем , что специфика содержания дополнительного образования для детей с умственной отсталостью определяется своей направленностью, отсутствием фиксированных сроков завершения и заключается в  его  многоуровневости. Первый уровень осуществляется в наиболее доступных формах и создает благоприятную почву для творческой деятельности.  На втором уровне происходит углубление и развитие познавательных и творческих мотивов до уровня устойчивого интереса, когда сотворчество педагога и детей создает условия для наиболее полной самореализации детей.

Образовательный процесс строится с учетом индивидуализации обучения.  Особенности психофизического и социального развития детей с умственной отсталостью определяют специфику образовательных потребностей:

-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения;

-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

-наглядно-действенный характер содержания образования;

-использование преимущественно позитивных средств  стимуляции деятельности и поведения;

-отработка средств коммуникации;

-стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира.

Учет таких потребностей вызывает необходимость построения образовательного процесса  в ходе  которого реализуются принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет в первую очередь выявить природные наклонности и способности конкретного ребенка и создать индивидуальные условия для его творческого развития.

Для поддержания интереса детей к творчеству рекомендуется использовать разнообразные формы организации образовательного процесса: учебные занятия, конкурсы, выставки, экскурсии.

Виды занятий: групповые (от 3-х до 5-ти детей), подгрупповые, индивидуальные.

Типы занятий:

-комбинированные занятия (сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, практические упражнения, проверка, подведение итогов; теоретическая часть- сообщение нового);

-практические занятия (формирование и закрепление умений и навыков- основное внимание уделяется практической деятельности, упражнениям);

-занятия-экскурсии (экскурсии в музей, в природу с целью получения и закрепления теоретических знаний и представлений);

-занятие-вернисаж (с целью подведения итогов реализации программы по каждому блоку, разделу; проводятся в форме организуемых детьми выставок на базе изостудии, на улице);

-занятие-любование (пленэр) (с целью развития познавательных и эмоциональных чувств, обогащения духовного мира ребенка через любование красотой окружающего мира: деревьев, цветов, травинки, веточки и т.д. , проводятся на природе, в парке, на улице).

Для активизации творческого потенциала используются следующие методы и формы работы:

-экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования;

-игры с красками (изобразительным материалом);

-беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

-демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);

-организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

-организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

-организация выставок, конкурсов;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-прослушивание музыкальных и литературных произведений.

-работа с раздаточным материалом;

-метод непосредственного показа;

Выбор форм и методов работы зависит от особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также возраста воспитанников каждой учебной группы.

Деятельность детей, организованная по дополнительной образовательной программе, осуществляется в разновозрастных ( разноуровневых ) группах. Набор в творческое объединение по образовательной программе дополнительного образования проводится с учетом склонностей и индивидуальных возможностей детей по рекомендации ПМПК учреждения. Допускается добор детей в объединение в течение учебного года. При комплектовании объединения проводится диагностика. Состав учебных групп определяется в зависимости от возраста обучающихся, года обучения .  Численный состав  учебной группы от трех до пяти детей. Численный состав и режим работы устанавливается отдельно для каждой группы с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возраста детей.

Занятия детей осуществляются в специально отведенном помещении учреждения по расписанию. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей.

Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования.

Дополнительная образовательная программа реализуется в течение календарного года без учета нерабочих и праздничных дней.

Продолжительность учебного года составляет 34 недели.

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

Начало учебного года и начало учебных занятий – не позднее 1 октября (после проведенной диагностики и комплектования учебных групп).

Образовательный процесс организуется  4 часа в неделю (2 раза по 2 часа в неделю).

Продолжительность занятия- 35 минут.  Обязательные перерывы между занятиями – 10-15 минут, между каждой парой занятий – 30 минут.

Учебный план.

№п/п

Направленность программы, название объединения

Форма организации учебной деятельности

Год обучения

Кол-во учебных недель

Кол-во часов в неделю

Всего часов в год

1

Художественно-эстетическая;

«Изомастерская»

Групповая

первый

34

4

136

2

Групповая

второй

34

4

136

3

Групповая

третий

34

4

136

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности на каждом этапе реализации дополнительной образовательной программы.

Общий ожидаемый результат:

-создание  благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов ребенка с умственной отсталостью и удовлетворения его потребностей в творческом самовыражении в процессе художественно-изобразительной деятельности.

Основной показатель владения техникой рисования – способность ребенка самостоятельно варьировать материалами и инструментами для создания выразительного образа.

Описание возможных результатов реализации программы дополнительного образования «Творчество без границ»

1.Освоение средствами изобразительной деятельности:

-умение использовать различные техники;

-умение использовать инструменты и материалы по назначению;

-интерес к изобразительной деятельности;

-знание и понимание названий и свойств  изобразительных средств и материалов.

        2. Способность к  самостоятельной деятельности:

-умение самостоятельно переходить от одного действия к другому в соответствии алгоритму деятельности;

-умение использовать навыки, полученные на занятиях для изготовления самостоятельных творческих работ.

-выполнение действий по образцу;

-получение удовольствия, радости от определенного вида изодеятельности;

-умение выражать свое отношение к результатам .

        3. Готовность к участию в совместной деятельности:

-умение выражать свое отношение к результатам чужой творческой деятельности;

-получение положительных впечатлений от совместной творческой деятельности.

        4. Освоение навыков учебной деятельности:

-умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта;

-выполнение инструкции взрослого;

-понимание правил организации рабочего места.

        Также в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

Основные личностные результаты:

-понимание красоты в искусстве;

-ценностное отношение к творчеству;

-потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах; изобразительной деятельности - представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.

        Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

        Система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью планируемых результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимися  дополнительной образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

-что обучающийся должен знать и уметь на каждой ступени обучения;

-что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;

-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

        При оценке результативности обучения  обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности  их обучения и развития.

Для выявления возможной результативности должен быть учтен ряд факторов:

- особенности текущего психического, неврологического  и соматического состояния каждого ребенка;

-учёт  уровеня выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной технической помощью, вместе со взрослым);

-способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

- доступные ребенку средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, электронные технологии) и речевые средства;

- оказание  необходимой помощь (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым).

        Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей с умственной отсталостью.  Система оценивания учебных достижений базируется исключительно на позитивном отношении к каждому ребенку, независимо от его индивидуальных возможностей. Уровень достижений каждого ребенка оценивается в сравнении с его предыдущими результатами.

                Для отслеживания результатов деятельности обучающихся проводятся тестирования.

         Педагогический контроль осуществляется  в течение всего срока реализации дополнительной образовательной программы. Предусматривается три вида диагностики – входящая, текущая и итоговая диагностика, позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных качеств, предметных достижений.

        Входящая диагностика осуществляется при комплектовании учебных групп. ( тестовых задания, беседы, наблюдений за самостоятельной изобразительной деятельностью.)

        Текущая диагностика осуществляется по окончании изучения каждого раздела программы, а также по итогам освоения каждого годичного курса программы. Также текущий педагогический контроль осуществляется в течение учебного года на контрольном этапе учебного занятия (где это предвидится планом занятия по ходу изучения отдельной темы).  Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль над их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. Для выявления недостатков и достоинств детского творчества и работы над ними, после каждого занятия целесообразно производить маленький просмотр детских рисунков.

        Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения дополнительной образовательной программы в целом.

        При подведении результатов обучения учитываются такие показатели, как теоретическая подготовка, практическая подготовка, овладение общеучебными  умениями и навыками, личностные результаты (эмоциональное восприятие ребенком предмета изобразительного искусства). Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням развития изобразительной деятельности ребенка:

1 уровень – высокий  (высокий образовательный результат, предполагается: самостоятельная деятельность с небольшой технической помощью при необходимости ,  умение увидеть допущенные ошибки, устойчивый интерес к изодеятельности, проявление самостоятельных творческих замыслов, понимание последовательности их реализации).

2 уровень – средний (деятельность по последовательной инструкции, с привлечением внимания ребенка к предмету деятельности, устойчивый интерес к экспериментальной изобразительной деятельности,  желание взаимодействовать  с педагогом в процессе совместной творческой деятельности, наличие стремления к собственной творческой деятельности).

3 уровень – низкий (низкий уровень творчества, существенные ошибки при выполнении практических заданий, неустойчивый интерес к экспериментальной изобразительной деятельности, выполнение творческих заданий только в совместной деятельности).

Так как технические навыки и творческие способности находятся в стадии формирования, поэтому нет показателя «достаточный уровень».

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы» Творчество без границ»:

 мини-выставки по каждой теме, итоговые выставки в конце учебного года.

 

                                               

Учебно-тематический  план

(первый  года  обучения )

(136 часов).

№п/п

Разделы программы

Количество часов

Всего часов

Содержание

теория

практика

теория

практика

I.

Основы изобразительной грамоты.

12

36

48

Правила поведения в изостудии.

Материалы и принадлежности для рисования.

Понятие о цвете, цветовом изображении.

Техника работы с кистью. Линия, штрих. Техника нанесения мазков.

Линии :  прямые, ломаные, волнистые.

Геометрические фигуры в рисунке.

Понятие о композиции, о перспективе в рисунке (передний план, задний план, линия горизонта).

Приемы рисования графитными и цветными карандашами, фломас-терами и цветными мелками.

Акварельные краски. Специфика применения акварели. Способы смешения акварельных красок.

Гуашевые краски. Свойства гуаши ,ее выразительные возможности.

Способы смешения гуашевых красок.

1.Материалы и принадлежности для рисования (2 ч.).

Начальные  упражнения с изобразительными средствами. Свободное использование разнообразных  изобразительных средств. Упражнения в получении точки (прикосновение острия карандаша, кисти, фломастера к изобразительной плоскости, пересечение линий, штрихов), линии, штриха.

2.Цвет, цветовое изображение (2 ч.).

Экспериментальные  упражнения с красками, нанесение цветовых пятен на лист бумаги.

Упражнения на соотношение цвета с конкретным предметом.

Упражнения , направленные на выделение цвета, получение оттенков путем смешивания, эксперименты с цветом.

3.Техника работы с кистью (6 ч.).

Практические упражнения в нанесении мазков кистью по образцу, показу и в совместной деятельности.

Упражнения, направленные на выделение формы, величины.

Закраска готового изображения предмета одним цветом.

4.Композиция и перспектива в рисунке(8 ч.).

Упражнения в правильной компоновке рисунка на листе. Практические упражнения с шаблонами и трафаретами.

Практические упражнения в изображении предметов в перспективном изображении («Тропа», «Дорога»).

5.Специфика работы с графическим материалом (10 ч.).        

Рисование графитными и цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами. Графические действия по показу.

Рисование с помощью линий и опорных точек «Котёнок», «Берёзка».

Нанесение хаотичной  штриховки.

 Работа с трафаретами (нанесение штриховки внутри трафарета, хаотичная штриховка готового изображения). Работа с раскрасками.

Рисование с помощью тушевки, закрашивание с помощью тушевки готового изображения крупных объектов (тушевка пальцами, ватным диском).

Упражнения в наложении слоев разного цвета один на другой с помощью цветных карандашей, восковых мелков. Бесформенная штриховка, закрашивание готового изображения крупных объектов. Вертикальная штриховка «Северное сияние».

Экспериментальное рисование фломастерами. Упражнения в наложении слоев разного цвета с помощью фломастеров.  Хаотичная штриховка, работа с раскрасками .Экспериментальное  рисование фломастерами и водой .

6.Работа с акварельными красками (10 ч.).

Экспериментальные упражнения с акварельными красками. Закрашивание крупных объектов. Упражнения в заливке плоскости цветом в технике по - сырому и по сухому. Рисование с помощью приемов вертикального вливания и центрического вливания цвета в цвет («Горы»,»Лес» «Букет цветов»).

7.Рисование с помощью гуаши (10 ч.).

Экспериментальные упражнения с  гуашевыми красками, выполнение рисунка пальчиками, кулачками, нанесение крупных пятен, мазков, дорисовка до образа с помощью подручных средств.  Выполнение , фона гуашью. Рисование краской одного цвета на цветной бумаге «Ночь», «Утро»,«Снегопад», . Рисование с помощью гуаши «Орнамент» (растительного характера), «Натюрморт» (рисование с натуры).

1.

Материалы для рисования.

0,5

1,5

2

2.

Цветовое изображение(гамма). Цвет. Соотношение цвета с предметом.

0,5

1,5

2

3.

Техника  работы  с  кистью. Линия. Штрих. Форма предметов.

1,5

4,5

6

4.

Основные понятия в рисунке. Композиция и перспектива.

2

6

8

5.

Работы с графическим материалом, карандашами, мелками, фломастерами.

2,5

7,5

10

6.

Работа с акварельными красками.

2,5

7,5

10

7.

Рисование с помощью гуаши.

2,5

7,5

10

II.

Художественные техники.

22

66

88

Теоритические задания(22часа)

Способы закрытия фона гуашевыми и акварельными красками.

Способы смешения красок.

Приемы получения изображения путем дополнения гуаши и акварели другими материалами: пищевыми красителями, солью, манкой.

Особенности получения изображения с помощью ниток, мятой бумаги, ватных палочек, бумажных салфеток, пищевой пленки, мыльной пены.

Разновидности применения техники акватипия, диатипия, монотипия, кляксография и их изобразительные возможности.

Перспектива в рисунке. Компоновка рисунка на листе бумаги.

Практические упражнения и задания (66 часов).

Упражнения в нанесении фона акварельными и гуашевыми красками в технике по - сырому и по сухому.

1.Рисование с помощью поролоновой губки (8 ч.).

Рисование с помощью поролоновой губки («Деревья», «Лес», «Горный пейзаж», «Березы», «Горы», «Дорога», «Море»). Доведение до образа с помощью кисточки и ватных палочек.

2.Рисование с помощью соли (4 ч.).

Экспериментальное рисование с помощью соли. Рассыпание соли по готовому влажному рисунку.

3.Рисование с помощью манки (8 ч.).

Рисование с помощью манки и акварельных красок путем смешивания с манкой на готовом фоне( «Деревья», «Горы», «Море», «Пляж», «Пустыня» ). Рисование с помощью манки на клеевой основе («Пейзаж»).

4.Рисование с помощью пищевых красителей (8 ч.).

Экспериментальное рисование с помощью пищевых красителей путем их распыления на влажном фоне («Букет», «Цветочная поляна», «Ковер из одуванчиков», «Морской берег»).

5.Рисование с помощью сухой гуаши (2 ч.).

Экспериментальное рисование с помощью сухой гуаши путем рассыпания сухой гуаши на готовом фоне ( «Пейзаж»).

6.Рисование с помощью пищевой пленки (4 ч.).

Практические упражнения в создании рисунка с помощью пищевой пленки  путем нанесения на увлажненную поверхность акварельной краски, смешивая цвета и накладывания на невысохшую краску пищевой пленки (экспериментальные, «Узоры Деда Мороза», «Узоры на стекле», «Небо»).

7.Рисование с помощью бумажных салфеток (8 ч.).

Упражнения в создании рисунка с помощью бумажных салфеток («Весенний лес», «Берёзка», «Грибная поляна», «Капель», «Яблони» ).

8.Рисование нитками (8 ч.).

Экспериментальные упражнения в рисовании нитками на готовом фоне («Деревья», «Декоративный букет», «Осень», «Осенний букет»).

9.Рисование с помощью мятой бумаги (10 ч.).

Рисование с помощью мятой бумаги ( экспериментальные упражнения, «Цветник», «Хризантемы», «Сирень»,  «Ландыши», «Лебеди»).

10.Рисование мыльной пеной (4 ч.).

Экспериментальное рисование с помощью мыльной пены. Доведение до образа с помощью кисточки или ватных палочек («Морской пейзаж»», «Утро», «Зима).

11.Рисование с помощью техники монотипия (4 ч.).

Экспериментальное рисование в технике монотипия с применением краски одного цвета (рисование от пятна). Рисование  в технике монотипия («Пейзаж с водоемом») путем целенаправленного нанесения краски определенных цветов для обозначения неба, деревьев, водоема.

12.Рисование с помощью техники диатипия (4 ч.).

Упражнения в получении изображения с помощью техники диатипия : выполнение фона и нанесение пятна или пятен определенного цвета  гуашевыми красками на отдельных листах бумаги, прижимание к фону листа с нанесенной краской (экспериментальное рисование, «Пейзаж с деревом»).

13.Рисование с помощью техники акватипия (8 ч.).

Экспериментальные упражнения в получении отпечатка с помощью гладкой основы (стекло, плитка, глянцевая папка) и влажного листа.

Рисование с помощью техники акватипия («Дождливая погода», «Берег реки», «Времена года», «Цветы»).

14.Рисование с помощью техники кляксография (4 ч.).

Рисование с помощью техники кляксография: нанесение пятна-кляксы одного цвета («Картинки-невидимки»), нанесение пятна-кляксы с использованием нескольких цветов («Костер»).

15.Рисование с помощью ватных палочек (4 ч.).

Нанесение фона  акварельными красками ,выполнение рисунка гуашью.

Рисование с помощью ватных палочек («Рябина», «Незабудки»).

1.

Рисование с помощью поролоновой губки.

2

6

8

2.

Рисование с помощью соли.

1

3

4

3.

Рисование с помощью манки

2

6

8

4.

Рисование с помощью пищевых красителей.

2

6

8

5.

Рисование с помощью сухой гуаши.

0,5

1,5

2

6.

Рисование с помощью пищевой пленки.

1

3

4

7.

Рисование с помощью бумажных салфеток.

2

6

8

8.

Рисование нитками.

2

6

8

9.

Рисование с помощью мятой бумаги.

2,5

7,5

10

10.

Рисование мыльной пеной.

1

3

4

11.

Рисование с помощью техники «монотипия».

1

3

4

12.

Рисование с помощью техники «диатипия».

1

3

4

13.

Рисование с помощью техники «акватипия».

2

6

8

14.

Рисование с помощью техники «кляксография».

1

3

4

15.

Рисование с помощью ватных палочек.

1

3

4

Итого:

34

102

136

Предполагаемые результаты.

Имеет представление.

Умеет.

О правилах поведения в изостудии,  о материалах и принадлежностях для рисования.

О цвете, цветовом изображении.

О точке, линиях, штрихе, тоне.

О композиции, перспективе (повторяет термины за педагогом).

О приемах  рисования графитными и цветными карандашами, фломастерами и цветными мелками.

Об акварельных красках, способах  их смешения.

О гуашевых красках, ее свойствах, способах смешения гуашевых красок.

О натюрморте, орнаменте, пейзаже.

О разных техниках получения изображения путем дополнения гуаши и акварели другими материалами.

С помощью педагога организовать  рабочее место.

С помощью педагога подбирает цвет в соответствии с изображаемым предметом.

С помощью педагога и в совместной деятельности с педагогом  рисует с помощью линий и опорных точек, выполняет практические упражнения в нанесении мазков кистью.

Под контролем и с помощью педагога по возможности соблюдает в рисунке пространственные отношения ,компонует рисунок на листе бумаги.

С помощью педагога и в совместной деятельности  выполняет графические действия, практические упражнения с шаблонами, трафаретами, раскрасками.

С помощью педагога и в совместной деятельности выполняет упражнения в заливке плоскости цветом, рисует с помощью приемов вертикального и центрического вливания цвета в цвет.

С помощью педагога выполняет фон гуашью, закрашивает крупные объекты.

С помощью педагога выполняет приемы примакивания  и нанесения гуашевых красок крупными мазками, перекрывая друг друга.

 С помощью педагога и в совместной деятельности создает цветовую композицию путем применения разнообразных техник , доводит до образа с помощью разнообразных подручных средств, подбирает необходимые для работы изобразительные средства и материалы. Описывает полученное изображение.

Учебно-тематический план

 (второй год обучения)

 (136 часов).

№п/п

Разделы программы

Всего часов

Всего часов

Содержание

теория

практика

Теория

Практика

I.

Основы изобразительной грамоты.

12

36

48

Теория (12 часов):

Правила поведения в изомастерской. Организация рабочего места.

Виды и жанры изобразительного искусства.

Названия крупнейших музеев, фамилии и имена выдающихся  художников и их произведения.

Названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойства, назначение, правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с ними.

Основные и составные цвета.

Техника работы с кистью. Виды мазков. Приемы рисования с помощью линий и штрихов.

Правила композиции и перспективы в рисунке.

Приемы работы с графическим материалом.

Правила работы с гуашевыми красками.

Специфика работы акварельными красками. Правила смешения цветов.

Приемы совмещения изобразительных средств.

1.Организация рабочего места (2 ч.).

Упражнения в подготовке рабочего места, в правильном затачивании карандаша, в правильном уходе за кистями. Изготовление эксклюзивной бумаги (окрашивание бумаги белого цвета в разные цвета, используя различные способы).

2.Цвет. Цветовое изображение (2 ч.).

Экспериментальные упражнения в получении составных цветов путем смешения основных. Рисование цветового круга по образцу («Цветик-семицветик» ).

3.Техника работы с кистью. Рисование с помощью линий и штрихов (4 ч.).

Упражнения по изображению мазков разных видов.

Упражнения по проведению линий разной толщины, с разным нажимом, в различных направлениях. Рисование точек, лепестков. Рисование орнамента.

Рисование на произвольную тему с использованием разных видов мазков.

4.Композиция и перспектива в рисунке (8 ч.).

Упражнения в последовательном изображении предмета с соблюдением правил композиции. Выполнение рисунка «Бабочка», «Цветок».

Выполнение рисунков «Аллея», «Горные вершины», «Дорога», «Тропмнка». с соблюдением законов перспективы.

Рисование на произвольную тему с соблюдением законов композиции и перспективы.

5.Приемы работы с графитными и цветными карандашами, мелками и фломастерами (6 ч.).

Графические упражнения на развитие тонкой моторики рук: обводка контура лекал, дорисовывание недостающих деталей, штриховка, воспроизведение изображения с помощью опорных точек, раскрашивание контурных изображений, картинок.

Рисование графитными и цветными карандашами с соблюдением последовательности получения изображения. Работа с раскрасками (раскрашивание готового фона). Выполнение фона цветными карандашами .Доведение до образа с помощью фломастеров («Осенний ковер», «Лес», «На поляне», «Поле подсолнухов»).

Рисование цветными мелками: выполнение фона, закрашивание готового изображения. Рисование на произвольную тему «Горный пейзаж».

Рисование фломастерами, закрашивание готового изображения .Рисование фломастерами и водой.

6.Работа с гуашевыми красками (8 ч.).

Рисование гуашевыми красками. Выполнение фона. Экспериментальные упражнения в получении нужных оттенков. Работа с раскрасками. Закрашивание готового изображения. Рисование гуашью на цветной бумаге. Выполнение рисунка на произвольную тему.

7.Специфика работы с акварелью (10 ч.).

Рисование акварельными красками. Заливка плоскости цветом. Заливка плоскости цветом с выполнением цветовых переходов. Рисование акварелью по  сухому, закрашивание готового изображения. Рисование акварелью по мокрой бумаге («Горы», «Дождь». «Море», «Лес»).  Рисование с помощью приемов вертикального и центрического вливания цвета в цвет («Огонь», «Дерево», «Декоративное панно из цветов», «Салют»).

8.Совмещение изобразительных средств (8 ч.).

Экспериментальные  упражнения в преобразовании графического пятна в образ с помощью цветной бумаги и гуаши (наклеить глаза, поставить точки гуашью, нанесенной на ватные палочки, выполнить набрызгивание с помощью зубной щетки, поставить мазок или кляксу).

Рисование цветными мелками и акварелью. Рисование акварелью и гуашевыми красками. Рисование фломастерами и акварелью.

Выполнение рисунков-копий (срисовывание) с иллюстраций и фото путем совмещения изобразительных средств. Выполнение рисунка по замыслу, используя смешанную технику работы с акварелью.

1.

Организация рабочего места.

0,5

1,5

2

2.

Цвет. Цветовое изображение. Понятие об основных и составных цветах.

0,5

1,5

2

3.

Техника работы с кистью. Рисование с помощью линий и штрихов.

1

3

4

4.

Композиция и перспектива в рисунке.

2

6

8

5.

Приемы работы с графитными и цветными карандашами, мелками и фломастерами.

1,5

4,5

6

6.

Работа с гуашевыми красками.

2

6

8

7.

Специфика работы с акварелью.

2,5

7,5

10

8.

Совмещение изобразительных средств.

2

6

8

II.

Художественные техники.

22

66

88

Теория (22 часа):

 Способы закрытия фона акварельными и гуашевыми красками с соблюдением цветовых переходов. Способы смешения красок.

Приемы получения изображения с помощью клеевой техники, губки, соли, манки, пищевых красителей, пищевой пленки.

Особенности рисования с помощью бумажных салфеток, мятой бумаги, ватных палочек.

Приемы рисования нитками, мыльной пеной ,свечей.

Пластилиновая живопись.

Разновидности применения техник акватипия, диатипия , монотипия, кляксография и их изобразительные возможности.

Основные правила перспективы и композиции в рисунке.

Практические упражнения и задания (66 часов).

Упражнения в нанесении фона акварельными и гуашевыми красками: в технике по  сырому и по сухому, с соблюдением цветовых переходов.

1.Рисование с помощью клеевой техники (2 ч.).

Рисование с помощью клеевой техники по готовому изображению.

2.Рисование с помощью губки (10 ч.).

Выполнение рисунка с помощью поролоновой губки - экспериментальное рисование на тему: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»  с использованием в качестве образца фото и иллюстрации. Доведение до образа с помощью кисточки, ватной палочки. Рисование по замыслу.

3.Рисование с помощью соли (4 ч.).

Рисование с помощью соли по готовому влажному рисунку («Горы», «Зима»).

4.Рисование с помощью манки (4 ч.).

Рисование с помощью манки на влажном фоне. Рисование с помощью манки на клеевой основе («Пейзаж», «Березы», «Море», «Полянка»).

5.Рисование с помощью пищевых красителей (8 ч.).

Экспериментальное рисование с помощью пищевых красителей («Цветы на лужайке», «Фиалки», «Маки в вазе» , «Салют», «Фейерверг»).

6.Рисование с помощью сухой гуаши (2 ч.).

Рисование с помощью сухой гуаши путем рассыпания сухой гуаши на готовом фоне («Пейзаж»).

7.Рисование с помощью пищевой пленки (4 ч.).

Практические упражнения в создании рисунка с помощью пищевой пленки (по замыслу).  Создание  пищевой пленки и оттиска «Листопад», «Гроздья рябины», «Ветка клёна».

8.Рисование с помощью бумажных салфеток (10 ч.).

Упражнения в создании рисунка с помощью бумажных салфеток («Натюрморт», «Цветущая ветка», «Грибы-грибочки», «Горный пейзаж», «Капель»). Рисование с помощью бумажных салфеток по замыслу с опорой на иллюстрации, фото.

9.Рисование нитками (6 ч.).

Практические  упражнения в рисовании нитками на готовом фоне.  Экспериментальное рисование. Доведение до образа с помощью кисточки и ватных палочек(«Декоративная композиция», «Травы»).

10.Рисование с помощью мятой бумаги (10 ч.).

Выполнение рисунка с помощью мятой бумаги по замыслу, используя в качестве образца фото или иллюстрации пейзажа.

11.Рисование мыльной пеной (4 ч.).

Экспериментальные упражнения в создании рисунка с помощью мыльной пены «Морской пейзаж», «Облака».

12.Рисование с помощью техники монотипия (4 ч.).

Упражнения в получении изображения с помощью техник монотипия «Бабочка», «Отражение в воде».

13.Рисование с помощью техники акватипия (6 ч.).

Упражнения в получении изображения с помощью техники акватипия «Дождливая погода», «Берег реки», «Времена года», «Ночной лес».

14.Рисование с помощью техники кляксография (2 ч.).

Рисование с помощью техники кляксография : нанесение пятна-кляксы с использованием нескольких цветов, нанесение хаотичных и формо образующих кривых линий.  Доведение до образа.

15.Пластилиновая живопись (4 ч.).

Упражнения в получении изображения с помощью пластилиновой живописи путем нанесения пластилина , не выходя за контуры готового рисунка.

16.Рисование с помощью ватных палочек (8 ч.).

Рисование с помощью ватных палочек («Цветы», «Пейзаж», «Цветущая ветка яблони»).

1.

 Рисование с помощью клеевой техники.

0,5

1,5

2

2.

Рисование с помощью губки.

2,5

7,5

10

3.

Рисование с помощью соли.

1

3

4

4.

Рисование с помощью манки.

1

3

4

5.

Рисование с помощью пищевых красителей.

2

6

8

6.

Рисование с помощью сухой гуаши.

0,5

1,5

2

7.

Рисование с помощью пищевой пленки.

1

3

4

8.

Рисование с помощью бумажных салфеток.

2,5

7,5

10

9.

Рисование нитками.

1,5

4,5

6

10.

Рисование с помощью мятой бумаги.

2,5

7,5

10

11.

Рисование мыльной пеной.

1

3

4

12.

Рисование с помощью техники «монотипия».

1

3

4

13.

Рисование с помощью техники «акватипия».

1,5

4,5

6

14.

Рисование с помощью техники «кляксография».

0,5

1,5

2

15

Пластилиновая живопись

1

3

4

16

Рисование с помощью ватных палочек.

2

6

8

Итого:

34

102

136

Предполагаемые результаты:

Имеет представление

Умеет

О видах и жанрах изобразительного искусства, крупнейших музеях, выдающихся художниках, их произведениях.

О правилах поведения в изостудии.

О названиях художественных материалов, инструментах, приспособлениях, их свойствах, назначении, правилах ухода.

О технике работы с кистью.

О правилах композиции и перспективы в рисунке. Понимает значение терминов: передний план, задний план, линия горизонта.

О приемах работы с графическим материалом.

О приемах работы гуашевыми и акварельными красками (цветовые переходы, техника работы акварелью по мокрой бумаге, техника рисования по сухому; правила смешения гуашевых красок).

О приемах совмещения изобразительных средств. О способах закрытия фона акварельными и гуашевыми красками, об основных правилах композиции и перспективы (понимает значение терминов и определений: линия горизонта, передний и задний план, дальше, ближе, справа, слева; понимает и выполняет инструкции педагога).

О смешанной технике работы акварелью (следует инструкции педагога).

О техниках  получения изображения путем дополнения гуаши и акварели другими материалами и их особенностях (понимает значение терминов, определяющих название техники, называет (показывает) приемы рисования по заданной технике).

Узнает  на иллюстрациях и называет с помощью педагога произведения выдающихся художников.

Под контролем педагога организовывает свое рабочее место.

Под контролем педагога готовит кисти и краски к работе, смешивает краски.

Под контролем педагога выполняет упражнения по проведению линий разной толщины , нанесению штрихов, мазков, используя прием примакивания.

Под контролем и с помощью педагога соблюдает в рисунке пространственные отношения, компонует рисунок на листе бумаги.

Под контролем и с помощью педагога выполняет практические упражнения по нанесению фона цветными карандашами, фломастерами, мелками, цветными мелками; по закрашиванию готового изображения.

С помощью и под контролем педагога адекватно передает цвет изображаемого объекта, определяет насыщенность цвета, получает оттенки цветов путем смешивания. Выполняет практические упражнения по нанесению фона с соблюдением цветовых переходов, закрашиванию готового изображения.

Под контролем педагога выполняет практические  упражнения по рисованию восковыми мелками и акварелью, фломастерами и акварелью, цветными карандашами и фломастерами с соблюдением последовательности получения изображения; использует смешанную технику работы акварелью.

Под контролем педагога выполняет упражнения по закрытию фона акварельными красками по мокрой бумаге, по сухому; по выполнению фона гуашевыми красками . Соблюдает цветовые переходы при определении линии горизонта.

Под контролем педагога выполняет рисунок в два этапа (по мокрому, после высыхания - по сухому).

Под контролем педагога выполняет рисунки, применяя разнообразные техники получения изображения, доводит до образа. Подбирает необходимые для работы изобразительные средства и материалы. Организовывает свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы. Описывает полученное изображение.

Учебно - тематический план

(третий год обучения)

(136 часов).

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Всего часов

Содержание

Теория

практика

Теория

Практика

I.

Основы изобразительной грамоты

12

36

48

Правила поведения в изостудии. Приемы организации рабочего места.

История изобразительного искусства (кто придумал рисовать красками, какими красками рисовали древние художники, как появился карандаш ).

Материалы и принадлежности для рисования (кто придумал бумагу, изготовление бумаги и карандашей в современных условиях, распространенные краски).

Основные и составные цвета (цветовой круг).

Техника работы кистью (линия и штрих- основа рисунка).

Передача пространства линией и точкой.

Приемы рисования графитным материалом.

Техника работы акварельными красками (приемы заливки плоскости цветом,

цветовые переходы, приемы смешения акварельных красок, техника работы акварелью по мокрой бумаге, техника рисования акварелью по- сухому, смешанная техника работы акварелью).

Особенности гуашевых красок. Способы и техника работы с гуашевыми красками.

Приемы совмещения изобразительных средств.

Варианты изготовления эксклюзивной бумаги.

1.История изобразительного искусства (2 ч.).

Практические упражнения в подготовке рабочего места: затачивание карандашей, подбор кистей в зависимости от вида деятельности, правильный уход за кистями, смачивание красок.

Упражнения в окрашивании бумаги белого цвета различными способами.

Упражнения в определении жанра представленных произведений.

2.Основные и составные цвета (2 ч.).

Упражнения по смешению основных цветов для получения составных. Рисование цветового круга по образцу. Выполнение рисунка на тему «Фантастический лес» с использованием различных оттенков только одной краски.

3.Линия и штрих – основа рисунка (4 ч.).

Упражнения в проведении линий разной толщины, рисовании точки, лепестков, выполнении мазков разных видов. Рисование орнамента. Дополнение готового орнамента отдельными элементами . Рисование на произвольную тему с использованием разных видов мазков.

4.Композиция и перспектива в рисунке (6 ч.).

Упражнения в последовательной компоновке рисунка на листе бумаги («Грибы») . Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Упражнения в последовательном выполнении рисунка с соблюдением законов перспективы, рисование приближенного и удаленного объектов («Горные вершины», «Железная дорога»). Рисование по замыслу с соблюдением законов композиции и перспективы.

5.Техника работы с графитными и цветными карандашами, мелками и фломастерами (8 ч.).

Упражнения в выполнении фона цветными карандашами, мелками, фломастерами. Работа с раскрасками : закрашивание готового изображения.

Проведение  линий в различных направлениях (карандаш, фломастер) с нажимом и без нажима. Выполнение деления отрезка на равные части . Построение простого геометрического орнамента из прямых линий. Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические).Рисование на произвольную тему (цветные мелки, фломастеры).

6.Техника работы акварелью. Смешанные техники работы акварелью   (8 ч.).

Рисование акварельными красками.  Упражнения в заливке контура цветом, в растяжке цвета от насыщенного к слабонасыщенному, в выполнении цветовых переходов от одного цвета к другому. Рисование акварелью по мокрой бумаге («Аквариумные рыбки», «Северное сияние», «Золотая осень»). Рисование по  сухому. Рисование с помощью приемов вертикального и центрического вливания цвета в цвет. Выполнение рисунков «Морской пляж», «Восход солнца», «Горный пейзаж». Рисование по замыслу, используя смешанную технику работы акварелью.

7.Техника работы гуашью (8 ч.).

Рисование гуашевыми красками. Выполнение фона с получением нужных оттенков. Работа с раскрасками. Выполнение рисунка на цветной бумаге («Маяк»). Выполнение рисунка на произвольную тему.  

8.Совмещение изобразительных средств и материалов (8 ч.).                         Выполнение рисунка по замыслу, совмещая различные изобразительные средства и материалы: восковые мелки и акварель( «Пейзаж»), акварель и гуашь («Подводный мир»), цветные мелки и фломастеры (Природа родного края»), акварель и фломастеры («Цветы», «Снегопад»).

9.Варианты изготовления эксклюзивной бумаги (2 ч.).

Экспериментальные упражнения в изготовлении эксклюзивной бумаги. Окрашивание бумаги белого цвета в разные цвета, используя различные способы.

1.

История изобразительного искусства.

0,5

1,5

2

2.

Основные и составные цвета.

0,5

1,5

2

3.

Линия и штрих - основа рисунка.

1

3

4

4.

Композиция и перспектива в рисунке.

1,5

4,5

6

5.

Техника работы с графитными и цветными карандашами, мелками и фломастерами.

2

6

8

6.

Техника работы акварелью. Смешанные техники работы акварелью.

2

6

8

7.

Техника работы гуашью.

2

6

8

8.

Совмещение изобразительных средств и материалов.

2

6

8

9.

Варианты изготовления эксклюзивной бумаги.

0,5

1,5

2

II.

Художественные техники. Совмещение техник.

22

66

88

Организация рабочего места.

Способы закрытия фона акварельными и гуашевыми красками с соблюдением цветовых переходов.

Способы смешения красок.

Перспектива в рисунке.

Компоновка рисунка на листе бумаги.

Особенности построения линии горизонта, симметричность изображения ,перспективного построения композиции с помощью техник акватипия, диатипия, монотипия.

Разновидности применения нетрадиционных техник рисования и их изобразительные возможности.

Особенности использования поролоновой губки, ниток, мятой бумаги, мыльной пены, соли, манки, бумажных салфеток, пищевых красителей, пищевой пленки с целью получения изображения.

Приемы получения изображения путем совмещения техник.

1.Упражнения в выполнении фона акварельными и гуашевыми красками в технике по  сырому и по сухому с соблюдением цветовых переходов(4,5ч).

2-3. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Получение необходимого цвета краски путем смешивания красок других цветов.(7,5ч)

4-7 .Экспериментальные упражнения в создании художественно-изобразительного образа с помощью нетрадиционных техник рисования и их совмещения.(14,5ч)

8-16..Практические упражнения в создании рисунка путем совмещения разнообразных  техник по образцу и по замыслу (по образцу – срисовывание готового сюжетного рисунка; использование в качестве образца фото и иллюстрации).

Оформление рисунков в рамки, подготовка к творческим показам.

Художественное оформление памятных календарей.

Изготовление и художественное оформление поздравительных открыток. (39,5ч)

1.

Рисование с помощью поролоновой губки и ватных палочек.

1,5

4,5

6

2.

Рисование с помощью мятой бумаги и ватных палочек.

1,5

4,5

6

3.

Рисование с помощью поролоновой губки и соли.

1

3

4

4.

Рисование с помощью поролоновой губки и манки.

1,5

4,5

6

5.

Рисование с помощью поролоновой губки и сухой кисти.

1

3

4

6.

Рисование с помощью ниток и соли

1

3

4

7.

Рисование с помощью ниток и манки на клеевой основе.

1,5

4,5

6

8.

Рисование с помощью ниток и мятой бумаги.

1,5

4,5

6

9.

Рисование с помощью ниток и ватных палочек.

1,5

4,5

6

10.

Рисование с помощью пищевой пленки и ниток.

1,5

4,5

6

11.

Рисование с помощью ниток и бумажных салфеток.

2

6

8

12.

Рисование с помощью бумажных салфеток и поролоновой губки.

1

3

4

13.

Рисование с помощью ниток и пищевых красителей.

1,5

4,5

6

14.

Рисование с помощью техники диатипия (акватипия) и манки.

1

3

4

15.

Рисование с помощью техники диатипия (акватипия) и мятой бумаги или поролоновой губки.

1,5

4,5

6

16.

Рисование с помощью пищевой пленки , манки на клеевой основе и ватных палочек.

1,5

4,5

6

Итого :

34

102

136

Предполагаемые результаты.

         Имеет представление

                           Умеет

Как правильно работать на занятии.

О материалах и принадлежностях  для рисования, истории их появления и изготовления в современных условиях.

Об основных и составных цветах, правилах получения составных цветов.

О технике работы кистью.

О правилах линейной и воздушной перспективы (понимает значение терминов : перспектива, линия горизонта, передний план, задний план, тоньше, толще, ярче, бледнее).

О технике работы  акварельными красками (понимает значение терминов: техника работы по мокрой бумаге, техника работы по - сухому).

О гуашевых красках и их особенностях, о правилах смешения гуашевых красок.

О выдающихся художниках и их произведениях, о крупнейших музеях города, региона, мира.

Знает и различает изобразительный материал: живописный и графический.

Специальные термины: мольберт, палитра, композиция , перспектива.

Понятия: штрих, линия, мазок, тычок.

Технику безопасности при работе с кистью клеем, карандашами, ножницами.

О месте расположения предмета в пространстве (посередине, слева, справа, вверху, внизу, по углам).

О величине изображаемого предмета (большой, мелкий, высокий, низкий, длиннее, короче).

О специфике получения изображения с помощью разнообразных нетрадиционных техник рисования

Под контролем взрослого готовит рабочее место в зависимости от вида деятельности.

Различает кисти и карандаши по номерам и визуально, правильно работает на занятиях с изобразительными средствами и материалами.

Под контролем педагога смешивает основные цвета для получения составных , подбирает цветовые оттенки для выполнения рисунка, окрашивает бумагу различными  способами.

Под контролем и по инструкции педагога проводит линии разной толщины, выполняет мазки разных видов в зависимости от содержания рисунка.

Под контролем и с помощью педагога строит композицию рисунка с учетом передачи пространства линией, точкой, насыщенностью цветовых переходов.

Под контролем педагога выполняет фон с соблюдением цветовых переходов ( с опорой на образец) в технике по мокрой бумаге и по сухом; выполняет рисунок, используя смешанную технику работы акварелью.

Под контролем педагога смешивает гуашевые краски, добиваясь нужного оттенка в соответствии с образцом и по замыслу, соблюдает последовательность в выполнении рисунка. Узнает и называет знакомые картины известных художников

Самостоятельно выбирает и использует средства художественной выразительности.

Следует при выполнении работы инструкциям педагога.

Под контролем педагога смешивает цвета на палитре.

Под контролем педагога выполняет заливку фона цветом с соблюдением цветовых переходов в зависимости от выбранной темы .

Определяет размеры композиции (композиционный центр, передний и другие планы).

С помощью педагога описывает объект изображения.

Определяет и сравнивает техники изображения предметов и явлений.

Планирует последовательность своих действий при создании образа.

Под контролем педагога применяет разнообразные техники при создании художественного образа. Описывает полученное изображение при помощи доступных вербальных и невербальных средств коммуникации.

С малозначительной помощью педагога оценивает результаты собственной художественно- творческой деятельности и других детей (красиво, аккуратно, похоже на образец и т.д.)

Под контролем педагога оформляет свои работы, готовит их к творческим показам.

 

.

Методическое обеспечение программы.

Год обучения

Раздел программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебного процесса

Методический материал

1-й год

1.Основы изобразительной грамоты.

2.Художествен-ные техники.

Комбинирован-ные занятия, занятие-вернисаж, занятие-экскурсия

Комбинирован-ные занятия, практические занятия, конкурс, выставка.

Графические  игровые упражнения, пальчиковые игры, экспериментальные игры с красками, игры-упражнения с изобразительным материалом, свободное манипулирование с изобразительным материалом ;

Рассказ, беседа, объяснение, поощрение.

Объяснительно-иллюстрированные и репродуктивные методы, демонстрационные методы, предварительное объяснение, беседа , рассказ, контрольные вопросы, эксперименталь-ные и практические упражнения , наблюдение за действиями педагога

Наглядный материал: цветовой круг, образцы педагогических рисунков, картина с изображением радуги, репродукции картин известных художников, таблицы «Компоновка на листе», демонстрационные плакаты.

Произведения изобразительного искусства, разноцветные геометрические фигуры для составления схем, наборы для детского творчества, музыкальные и художественные произведения

2-й год

1.Основы изобразительной грамоты

2.Художествен-ные техники.

Комбинирован-ные занятия, практические занятия

Комбинирован-ные занятия, практические занятия, занятие-вернисаж, занятие-пленэр, экскурсии

Беседа, объяснение, рассказ, описание, демонстрация наглядных пособий, графические игровые упражнения, пальчиковые игротренинги.

Экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования, метод непосредственно-го показа, рассказ, объяснение, описание, разъяснение, создание проблемных ситуаций, задания на пространственное мышление, творческие игры, прослушивание музыкальных и художественных произведений, просмотр мастер-классов профессиональных художников

Цветовой круг, цветовая растяжка, альбомы по изобразительному искусству, рисунки, репродукции работ известных художников, раздаточный материал, демонстрационные плакаты

Произведения изобразительного искусства, лучшие детские работы, рисунки, фотографии, иллюстративно-художественный материал, музыкальные и художественные произведения, видеозаписи мастер-классов профессиональных художников

3-й год

1.Основы изобразительной грамоты

2.Художествен-ные техники. Совмещение техник.

Комбинирован-ные занятия, практические занятия, экскурсии, выставки

Комбинирован-ные занятия, практические занятия, занятие-вернисаж, занятие- пленэр, экскурсия

Беседа, показ, демонстрация наглядных пособий, практические упражнения, эксперименты с цветом, экспериментальные упражнения с изобразительным материалом, графические игровые упражнения

Экспериментальные упражнения с нетрадиционными техниками рисования, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, практические упражнения, объяснение беседа, показ, разъяснение, словесные и жестовые инструкции, пальчиковый игротренинг, прослушивание музыкальных и художественных произведений, просмотр мастер-классов профессиональных художников, поощрение

Карточки с изображением разных предметов и фигур, образцы педагогического рисунка, репродукции картин известных художников, цветовой круг, цветовая растяжка

Произведения изобразительного искусства, иллюстративно-художественный материал,  лучшие рисунки детей, демонстрационный фотоматериал, музыкальные и художественные произведения, видеозаписи мастер-классов

Материально-техническое оснащение программы «Творчество без границ»    

 предусматривает наличие:

- специального кабинета,  мебель: шкафы для хранения наглядных пособий, изобразительных средств, рабочие столы;

-оборудования: компьютер, проекционное оборудование, музыкальный центр, доска для оформления выставок  детских работ, рамки для детских работ разных размеров, магнитная доска;

-наборов инструментов для занятий изобразительной деятельностью включающие различные кисти, ножницы (в том числе специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), стаканчики-непроливайки для воды , палитры;

-натуральных объектов;  изображений  предметов и явлений природы (картинки, фотографии, иллюстрации)  и последовательности выполнения работ;  репродукций картин;  альбомов с демонстрационным материалом,  составленным  в соответствии с содержанием образовательной программы;   рабочих альбомов с материалом для раскрашивания, рисования;  видеофильмов,  презентаций,   аудиозаписей;

-расходного материала для изобразительной деятельности:  бумага           (белая, цветная, ватман),  карандаши (простые, цветные),  мелки (пастель, восковые и др.) ,  фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага для рисования А-3, А-4, альбомы для рисования;

-вспомогательного  расходного  материала:  клей, губка, соль, манка, пищевые красители, сухая гуашь, пищевая пленка,  бумажные салфетки, нитки разной толщины,  мятая и  гофрированная бумага,  жидкое мыло, стекло, трубочки  для коктейля,  ватные палочки, пластилин.

Литература:

-Доронова Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. – Москва: Школьная пресса, 2005

-Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2005 .

-Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – Москва: Мозаика – Синтез, 2005 .

-Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования, 3-е изд. перераб. и доп. Москва, 1994 .

-Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008.

-Погодина С.  Художественные эталоны: как под их влиянием развивается детское изобразительное творчество . -  Дошкольное воспитание: №9  2011.

-Погодина С . Художественные техники. – Дошкольное воспитание: №2,7,9  2010.,  № 1,3,7,8  2011.

-Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – Москва, 1956.

-Ярыгина А. Творчество и выразительность. Нетрадиционные изобразительные техники. – Дошкольное воспитание №6  2009.

                   

                                                               

                                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")

В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...

Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения

     Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...

Практика и реализация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

Организация дополнительного образования в школе-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху....

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)

Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...

«Лепим вместе» Образовательная программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями

Программа по лепке из пластилина может быть использованна педагогами  дополнительного образования, а также родителями для занятий с детьми с ограниченными возможностями....

Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (сложным дефектом) художественно-эстетического направления по теме: "Мишка"

Занятие направлено на  формирование интереса детей к изготовлению поделок своими руками, на формирование навыков действия с бумагой....