Практика и реализация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
статья на тему
Организация дополнительного образования в школе-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практика и реализация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
Нормативно-правовые документы системы образования РФ, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» таким образом определяют целеполагание воспитывающей деятельности комфортной образовательной среды образовательного учреждения: «В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в нашем образовательном учреждении обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей способствует повышению качества их жизни в дальнейшем. В частности, положительно влияет на уровень образованности и общей культуры обучающихся, влияет на их здоровье, культуру взаимодействия с людьми и окружающей средой. Дополнительное образование обеспечивает формирование и развитие знаний, умений, способностей, черт характера и иных качеств, необходимых для воспитания всесторонне развитой, социально-активной личности.
Дополнительное образование в нашей школе включает в себя целый спектр разнообразных направлений:
1. Спортивно-оздоровительное (спортивные кружки и секции, «Шахматы» ЛФК);
2. Художественно-эстетическое (ИЗО студия «Акварелька», музыкально- хореографическая студия «Вот и мы», «Оберёжное рукоделие»);
3. Театральное (театральная студия «Фламинго»);
4. Социально- педагогическое (представлено творческими объединениями : «Тестопластика», «Фотомастер» , «Квиллинг» , «Волшебный клубок»,
5. Техническое («ПервоЛого»)
Данные направления представлены в свою очередь проектами и программами, как авторскими, так и адаптированными.
Дополнительное образование является неотъемлемой частью целостной системы организации образовательного процесса в школе и обеспечивает единство обучения и воспитания.
Цель. Развитие системы дополнительного образования в интересах формирования социально активной творческой личности, обладающей широким кругозором и стремящейся к постоянному самосовершенствованию.
Ценностные приоритеты ДО:
Развитие детского творчества;
Воспитание культуры здорового образа жизни;
Раскрытие творческого потенциала личности с его последующей реализацией;
Создание условий для педагогического творчества;
Демократизация образовательного процесса;
Ориентация образовательного процесса на потребителя;
Социализация образовательного процесса.
В процессе реализации ДО решаются следующие задачи:
Раскрытие творческих способностей;
Развитие коммуникативной культуры и способностей к адаптации в современном мире;
Формирование условий для создания комфортной образовательной среды в рамках единого образовательного пространства школы;
Создание условий для интеллектуального, духовного и нравственного развития личности;
Социальная адаптация и профессиональная ориентация учащихся;
Формирование культуры интеллектуального и социально-значимого досуга.
Организационно-педагогические условия
Режим работы
В школе шестидневная рабочая неделя для учащихся 2-12 классов. Дополнительное образование проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых. Продолжительность занятий зависит от возраста учащихся и определяется программой. Между занятиями предусмотрен перерыв.
Организация процесса
Учебный год в школе разделен на четверти. В программах дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе, это могут быть спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады, показательные выступления, викторины и фестивали.
Учебный процесс по программам дополнительного образования осуществляется в кабинетах, помещении школьного музея, в актовом зале, спортивном зале и за пределами школы (музеи, театры, Центры дополнительного образования и т.д.)
Основные формы освоения программ обучения: путешествие, мастерская, интерактивное занятие, игра, тренировка, тренинг, экскурсия, репетиция, защита проектов.
Условия выбора и готовность учащихся к освоению предлагаемых программ
Ученики школы могут выбирать интересующие их программы дополнительного образования в соответствии со своими склонностями, также они имеют возможность заниматься по нескольким интересующим их программам и в случае необходимости заменять одни программы на другие. Для улучшения качества образовательных услуг в школе регулярно проводится мониторинг среди всех участников образовательного процесса, направленный на выявление:
Ø интересов учащихся в области дополнительного образования;
Ø возможных проблем при прохождении конкретных программ;
Ø направлений востребованных потребителем;
Ø возможностей педагогического коллектива по созданию большей вариативности в сфере дополнительного образования.
Анализируя полученные данные, педагоги имеют возможность корректировать программы по которым работают, апробировать новые программы, востребованные потребителем, выбирать различные технологии проведения занятий, ориентировать учащихся в сфере дополнительного образования. Психологическая служба школы может предоставлять помощь учащимся в выборе программы наиболее для них подходящей.
Педагоги школы знакомят родителей с достижениями учащихся, организуя выставки работ, концерты, различные открытые мероприятия. Все это направлено на ориентацию детей и родителей в разнообразии направлений дополнительного образования представленного в школе.
Ресурсная база для реализации программ по дополнительному образованию.
Материально-техническое обеспечение
Группы дополнительного образования занимаются в школьных кабинетах, актовом и спортивном зале, тренажерном зале, помещении школьного музея. Материалы, инструменты и другое необходимое оборудование имеется и приобретается за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Кадровое обеспечение.
Качество дополнительного образования детей обеспечивают педагогические кадры. Из 9 руководителей детских объединений, имеют высшее педагогическое образование 70% и высшую квалификационную категорию 40 % . Руководители детских объединений имеют педагогический стаж работы более 10лет-80%, 20% педагогов - молодые специалисты.
Методическое обеспечение
ДО предусматривает следующее методическое обеспечение:
-программы и проекты;
- примерное тематическое планирование;
- творческие мастерские, «открытое пространство образования»;
-дополнительная литература, используемая педагогами для осуществления качественной работы по различным направлениям;
- примерная тематика исследовательских, проектных, творческих работ учащихся, осваивающих и реализующих программы ФГОС.
Результативность освоения программ по направлениям
Открытые мастерские, тематические выставки работ, участие в олимпиадных практикумах, конкурсах, оформительская работа школьных мероприятий, открытые спортивные мероприятия, участие в спортивных соревнованиях, показательные выступления. Отчеты перед родителями, интерактивное занятие для детей, размещение на сайте школы информационных материалов и фото отчетов о реализации ДО, участие в школьных и районных и областных праздниках.
Показатели эффективности ДО
- охвата учащихся дополнительным образованием 100%
-удовлетворение потребности учащихся в организации внеурочной деятельности в ОУ
-увеличение доли обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом
-рост числа участвующих в мероприятиях, обозначенных календарным планом проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
-создание партнерского взаимодействия при реализации программ ДО
-удовлетворенность родителей качеством реализации программ дополнительного образования
-активная работа на сайте ОУ, отражающая весь спектр дополнительного образования представленного в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/13/picture-25413-1544708491.jpg)
Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")
В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-620465-1428935728.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)
Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...
Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/29/picture-803821-1469814971.jpg)
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-549112-1418408584.jpg)
Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»
Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/08/picture-779463-1588933289.jpg)
Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.
Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/04/picture-613501-1607104413.jpg)
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...