Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)
статья на тему

Филатова Елена Станиславовна

Логопедическое сопровождение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_soprovozhdenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

        Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьезными отклонениями в развитии.

        В последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1 – 3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

        Великий физиолог И.П. Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что «ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

        Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется двумя важными особенностями:

- значительная задержка становления речи;

- недоразвитие всех компонентов.

        С 1 по 15 сентября я провожу обследование состояния устной и письменной речи детей. В ходе обследования уточняется степень нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Для более полного выявления зоны ближайшего развития каждого ученика, и составления оптимального плана коррекционной работы мною составлен диагностический инструментарий. По данным этой диагностики составляется речевая карта на каждого ребенка и определяется уровень речевого развития на начало и конец учебного года.

        Развитие речевого (фонематического) восприятия происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонением. У детей с нарушением интеллекта страдают все стороны речи: фонетико-фонематическая, лексическая, грамматическая. Наиболее нарушено смысловое понятие значений тех слов, которые используют окружающие. Это связано с нарушением словесно-логического мышления.

        Целями логопедического сопровождения детей с умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы VIII вида, являются:

- расширение представлений об окружающем мире;

-формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации;        - повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

        Задачами логопедического сопровождения детей с умственной отсталостью являются:

- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми коррекционных общеобразовательных программ;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся.

Основные направления работы:

- развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения);

- развитие артикуляционной моторики;

-развитие речевого дыхания;

- постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков;

- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся;

- обогащение активного и пассивного словаря;

- формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

- развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

Этапы формирования речевых действий:

- материализация действий с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета);

- выполнение действия в речевом плане (проговаривание вслух);

- выполнение действия во внутреннем плане (по представлению);

- максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, ТСО);

- дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учетом развития возрастных индивидуальных особенностей ребенка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития»;

- учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включаю в свои занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий;

- логопедическая работа подготавливает детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому ее содержание находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка;

- тщательная дозировка заданий и речевого материала. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

- Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, проводится частая смена видов деятельности, переключая ребенка с одной формы работы на другую.

     В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. Занятия  логопеда посещают ученики 5 – 7 классов.

        Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. Поэтому на первом заседании ШПОУ начальных классов я подробно рассказываю о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по русскому языку и чтению. Учителя, познакомившись ближе с целями и задачами логопедической работы, начинают объективно и заинтересованно участвовать в коррекционной работе над речевой системой совместно с логопедом.

        В  течение учебного года я посещаю уроки, методические объединения учителей начальных классов. Подробно и детально знакомлю своих коллег со спецификой речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, обращаю внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам.  Учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы логопедической работы и успешно ими пользуются на уроках.

        Очень важен деловой контакт логопеда с врачом. Врач знакомит с данными медицинского обследования, что помогает мне более правильно разобраться в речевых нарушениях учеников и найти соответственно более правильный подход к ним. Большая роль в коррекции и развитии аналитико-синтетической деятельности в условиях специальной коррекционной школы VIII вида принадлежит психологу и логопеду для оказания помощи умственно отсталым детям.

        Среди коррекционных задач выделяются:

- расширение кругозора школьников;

- воспитание их познавательной активности;

- обогащение их чувственного опыта;

- активизация умственной деятельности учащихся путем формирования операций и действий анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов;

- обучение школьников построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные, временные связи явлений, развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения

     Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»

Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

«Подготовка образовательной организации к введению ФГОС для лиц с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью»

Доклад подготовлен на основании методических рекомендаций к организации деятельности  образовательной организации  по подготовке  к реализации определенного вида ФГОС для обучающихся с ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Есть такая удивительная страна, которая помогает нам в жизни, без нее наша речь была бы очень скучной и непонятной, а с ней мы можем и грустить, и радоваться, и злиться, и удивляться, и бояться. Стран...

«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)»

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и являетс...