Понятие и основные составляющие здорового образа жизни. Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста в ДОУ
презентация к уроку по физкультуре

Валентина Васильевна Данилова

В презентации раскрыты понятия:

- что такое здоровье по определению ВОЗ

- типы здоровья

- что такое ЗОЖ

- основные принципы ЗОЖ

- основные направления работы ДОУ по формированию ЗОЖ у дошкольников

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие и основные составляющие здорового образа жизни. Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста в ДОУ Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Здоровье характеризуется: биологическим потенциалом (наследственными возможностями); физиологическими резервами жизнедеятельности; нормальным психическим состоянием ; социальными возможностями реализации человеком всех задатков .

Слайд 2

Выделяют три типа здоровья: 1. «индивидуальное здоровье» (человек, личность ); 2. «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»); 3. «здоровье населения» (популяционное, общественное )

Слайд 3

Что такое здоровый образ жизни ? Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной ), а так же активное долголетие . Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека . Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Слайд 4

О сновные принципы здорового образа жизни: Здоровый образ жизни Рациональное питание Двигательная активность Соблюдение норм и принципов морали Отказ от вредных привычек Творец своего здоровья – сам человек

Слайд 5

Академик Н. М. Амосов Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем — еще раньше, в семье, в детском саду … В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Слайд 6

Здоровье семьи зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому воспитанию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. Нужно помнить: чтобы быть здоровым, очень важно быть счастливым . Психологические напряжения, неприятности и горе вредны для телесного здоровья детям, как и взрослым.

Слайд 7

Основные направления работы ДОУ по формированию ЗОЖ у дошкольников: сохранение и укрепление здоровья детей; знакомство детей с правилами здорового образа жизни; формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности

Слайд 8

занятия (утренняя гимнастика, занятия физической культурой в зале и на улице, спортивные мероприятия); - режим дня, - игру (подвижные, спортивные, народные и т. д .) - прогулку , - индивидуальную работу, - самостоятельную деятельность. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через :

Слайд 9

Для ознакомления детей с правилами здорового образа жизни используют следующие методические приемы: рассказы и беседы; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-забавы ; подвижные игры; психогимнастика ; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки

Слайд 10

Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа жизни ставятся свои задачи .

Слайд 11

Младшая группа 1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения. 2 . Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения ). 3 . Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед. 4 . Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя». 5 . Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Слайд 12

Средняя группа 1. Продолжить идентифицировать свое имя с собой; знакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов; ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением , между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, аккуратно складывать и убирать одежду на место; 2 . Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности. Рассказать о здоровье , познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха. 3 . С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть». 4. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.

Слайд 13

5 . Рассказывать о Правилах дорожного движения. 6 . Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе — потри шарфом , но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое. 7 . Рассказывать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. 8 . Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо». 9. Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик

Слайд 14

Старшая группа 1.Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим и т.д.; представлять в общих чертах развитие человека - младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения) 2 . Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями». 3 . Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила. Например: помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой; каждый кусочек пищи пережевывай «33 раза»; совершай добрые поступки.

Слайд 15

4. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья. 5 . Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком). 6 . Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что, если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны — 01. 7 . Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела и жилища

Слайд 16

Подготовительная к школе группа 1. Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?). 2 . Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление, бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов. 3 . Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, из-за неумения что-либо делать. 4. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке. 5. Рассказывать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.

Слайд 17

6 . Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях. 7 . Учить, как самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой. 8 . Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила. 9 . В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены. 10 . Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу

Слайд 18

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно , что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составляющие здорового образа жизни

Формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Культура питания как одна из составляющих здорового образа жизни школьника

Презентация о здоровом образе жизни и культуре питания обучающихся...

Составляющие здорового образа жизни

Предлагаемый материал можно использовать на уроках в 9-ом и 10-ом классе при изучении темы "Здоровье"...

Составляющие здорового образа жизни

Занятие, направленное на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни...

Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни.

В статье говорится о том, что  нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных зна...