Проект индивидуального проекта"Исследование режима дня для школьников"выполнила ученица 9б класса Волколупова Екатерина
проект по физкультуре (9 класс)
Проект индивидуального проекта"Исследование режима дня для школьников"выполнила ученица 9б класса Волколупова Екатерина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volkolupovoy.docx | 84.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Заринска
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Исследование режим дня для школьника
Руководитель проекта: Ростовцева Елена Ефимовна ,
учитель физкультуры
Автор проекта: Волколупова Екатерина,
ученик 9б класса
ЗАРИНСК 2022
Содержание:
1. Глава 1.1. Введение……………………………………………………...3
2. Глава 1.2. Цель проекта, задачи, методы исследования гипотезы…....4
3. Глава 1.3. Историческая справка , факты …………………….……….4
4. Глава 1.4. Анализ состояния здоровья при старом режиме дня …… 7
5. Глава 1.5. Состав режима дня ………………………………………….8
6.Глава 2.1.Вывод о необходимости соблюдения режима дня ………..16
7.Глава 3.1 Практическая часть . Анкетирование………………………18
8. Глава 4.1.Вывод ,Заключение……………………..…………………..22
Глава 1.1. Введение
Актуальность темы: Режим дня является основной частью здорового образа жизни. Многие подростки знают об этом, но не соблюдают его по разным причинам. Поэтому мы рассмотрим режим дня подробнее.
Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала.
Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие? Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой. Существуют внешние и внутренние факторы, способствующие выработке определенного режима дня человека. Основным внутренним фактором, способствующим выработке определенного поведения человека, являются биоритмы(циркадные ритмы). Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью. Биологические ритмы зафиксированы на всех уровнях живой материи. Все физиологические процессы, протекающие в организме, согласованы с общим ходом времени. Основным фактором, регулирующим биоритмы всего живого, является Солнце. Значение биоритмов для человека было доказано физиологом И.П. Павловым, который утверждал, что нет ничего более значимого для живого организма, чем ритмичность и периодичность физиологических изменений, протекающих в организме. Биологические ритмы во многом определяют режим дня человека. Именно от биоритмов зависит работоспособность человека, способность к усвоению информации, обучению. Построение режима дня, противоречащего естественным биоритмам человека, приведет к повышенной утомляемости, психологическому стрессу, длительному периоду нетрудоспособности.
Практическая значимость:
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническими требованиями.
В режиме дня современных школьников, по данным многочисленных исследований, отмечается снижение продолжительности ночного сна до 5-7 часов, недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа), низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (от 3 до 6 часов).
Часто нам об это говорят на уроках и родители дома. Но мы не прислушиваемся пока, что-то не произойдет.
После уроков я уставала и не всегда приступала к выполнению домашнего задания или неправильно распределяла время на всё, в связи с чем ничего не успевала. Утром с трудом просыпалась. А в школе быстро утомлялась, особенно в зимнее время, когда рано темнеет. А есть ребята, которые успешно учатся, всё успевают, занимаются дополнительно по предметам, а также посещают кружки и секции и чувствуют себя бодро. Мне очень захотелось тоже стать успешнее и успевать заниматься тем, что я люблю.
В связи с этим у нас с мамой встал вопрос почему: многие подростки (в том числе я) не умеют правильно распределить свое время, организовать свой режим дня, грамотно чередуя время учебы и досуга?
Глава 1.2.Цель работы:
1. Изучить основы режима дня.
2. Изучить влияние режима дня на успеваемость школьников.
Задачи:
1.Изучить литературу и углубить знания теории , информацию, связанную с биологическими ритмами человека и режимом дня.
2.Убедиться в необходимости соблюдения режима дня.
3.Сделать анкетирование и узнать много ли сверстников соблюдают режим дня.
Объект исследования : режим дня .
Предмет исследования : состав режима дня ,
Методы исследования:
1. Теоретические методы –анализ научной литературы;
2 . Обобщение полученной информации.
3. Опрос ,анкетирование.
Гипотеза: Подростки знают как грамотно объяснить, что входит в режим дня , но не все его полностью соблюдает.
Глава 1.3.Историческая справка:
1. Основателем хронобиологии науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии. Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И.П. Павловым, В.В. Вернадским, А.Л. Чижевским и другими. В результате в науке о биоритмах возникло два научных направления: хронобиология и хрономедицина.
Факты:
Что такое биологические ритмы? Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Всего 3 вида биоритмов: Жаворонки, Голуби или аритмики и Совы.
Жаворонки. Характерные признаки биоритмов по типу "жаворонки": - лёгкое пробуждение по утрам, часто без будильника; -максимальная утренняя работоспособность и высокая энергичность в первой половине дня; - во второй половине дня тонус организма снижается; - как правило, не поздно отходят ко сну. Это интересно: Жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными.
Голуби или аритмики. Характерные признаки биоритмов по типу " голуби " : - пик активности физиологических функций отмечается с 10 до 18 часов; -приспособляемость к любому рабочему дню; - важен распорядок дня, для поддержания организма в тонусе; -физическая нагрузка должна быть меньше чем у жаворонков, но больше чем у сов. Это интересно: при 3-х часовой разнице во времени у аритмиков возникает бессонница ночью, вялость и усталость днём.
Совы Характерные признаки биоритмов по типу "совы": -тяжёлое пробуждение по утрам; - в первой половине дня наблюдается вялость и сонливость; -максимальная вечерняя работоспособность и высокая энергичность во второй половине дня; - легче приспосабливаются к работе в ночную смену; - позднее отхождение ко сну, часто под утро. Это интересно: Память и мышление у сов развиты лучше, чем у жаворонков. Внешним фактором, определяющим режим дня человека, является его участие в жизни социума: обучение и посещение учебных заведений, участие во внеурочной и творческой деятельности.
Глава 1.4.Анализ состояния здоровья при старом режиме дня
До того, как мы стали разбирать влияние режима дня на мою успеваемость, я не хотела прислушиваться к советам: все делать по времени. Не придавала значение тому, что я ем и во сколько я ем. Также, перед сном, позволяла себе посмотреть фильмы или поиграть в телефон . Все это привело к тому, что засыпала я позже положенного, утром вставать мне было сложнее, я долго просыпалась и была рассеянна.
В школе мне также было тяжело собраться с мыслями, хотелось спать и все раздражало.
С этим нужно срочно что-то делать! Отправляемся за советом в интернет- источники …
Глава 1.5.Состав режима дня
Значение сна.
Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность. Это один из самых необходимых компонентов здоровой и полноценной жизни. Его роль для сохранения здоровья известна давно. Говорят: «Утро вечера мудренее», «Сон милее отца и матери», «Сон – лучшее лекарство». Сон – это отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для отдыха и расслабления нервной системы. Сон необходим каждому организму. Люди проводят во сне треть своей жизни. Глубина и продолжительность сна зависит от физиологических особенностей организма.
Оказывается, с 21 часа наш организм начинает вырабатывать гормон – мелатонин. Температура тела постепенно снижается на 0,5 градуса. Это самое благоприятное время для отхода ко сну.
Известно, что когда человек спит, то он видит сны. Это удалось выяснить с помощью прибора, который называется электроэнцефалограф. Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество маленьких проводков – электродов (человеку при этом ничуть не больно). Другим концом каждый проводочек соединен с устройством, которое принимает сигналы мозга. Рассматривая запись этих сигналов, врач может определить, когда мозг активно работает, когда бездействует. Таким образом, было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает. Ты спишь, а твой мозг не спит. Он контролирует дыхание, работу сердца, пищеварение.
Известно много случаев, когда поэты, писатели, ученые и изобретатели видели сны, в которых сочиняли стихи, прозу или придумывали новую научную теорию. Именно снам мы обязаны появлению на свет знаменитой периодической системы элементов Менделеева, иголки для швейной машинки.
Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. Полноценный ночной сон важен для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.
Продолжительность сна у детей и подростков
Возраст | Продолжительность сна (часы) |
7-10 лет | 10-12 |
11-12 лет | 9-10 |
12-14 лет | 9-9,5 |
14-17 лет | 8-9 |
Почему нужно высыпаться?
Систематическое недосыпание может вызвать истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма. Потребность детей в сне зависит от возраста, состояния здоровья и физического развития ребенка, а также от физических и психических нагрузок. Если есть привычка ложиться и вставать в одно и то же время, то человек быстро засыпает в установленные часы. Немаловажным является и устранение различных раздражителей (свет, музыка, разговоры), которые резко нарушают полноценность сна. Перед сном следует проветривать помещение, а еще лучше приучить себя спать круглый год при открытой форточке. Подъем следует проводить всегда в одно и то же время — не позднее 7 часов. Сразу же необходимо выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику. Утренняя гимнастика ускоряет переход организма от сна к бодрствованию, создает бодрое и жизнерадостное настроение.
Спокойный, глубокий сон устраняет отрицательные эмоции, улучшает настроение и память. Во время сна вырабатывается гормон роста. Не зря говорят, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для них вредно, если человек регулярно недосыпает. От недосыпания желудок начинает плохо работать: уставший ребенок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточное количество желудочного сока.
Влияние свежего воздуха на организм
Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Пребывание на воздухе для школьника желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.
Мы знаем ,что свежий воздух очень полезен для здоровья. Он состоит из азота, углекислого газа и кислорода. Воздух, который находится в закрытом помещении, имеет больший процент содержания углекислого газа. Польза свежего воздуха состоит именно в том, что он содержит больше кислорода. Прогулки и работа на свежем воздухе благотворно воздействуют на организм. Такой эффект достигается за счет повышенного содержания в нижнем слое атмосферы кислорода. Он жизненно необходим для нормального функционирования всех органов и систем. Польза состоит в том, что все клетки насыщаются кислородом, за счет чего начинают лучше функционировать.
Если правильно выбрать место прогулки, можно еще и оздоровить организм. Дело в том, что воздух в лесной местности богат фитонцидами. Эти вещества оказывают сильный антибактериальный эффект. Они подавляют туберкулезную палочку, вирусы простуды, кишечные инфекции. Фитонциды помогают организму бороться с паразитарными микроорганизмами. Следует отметить, что фитонциды вырабатывают такие деревья: пихта; дуб; тополь; можжевельник; эвкалипт. Людям, которые проживают поблизости с лесом, очень повезло. Прогулки на свежем воздухе благотворно воздействуют на нервную систему. В это время каждый может расслабиться, забыть о повседневных проблемах.
Ультрафиолетовые лучи и трение о твердые частицы приводят к появлению у молекул кислорода отрицательного заряда. Углекислый газ, напротив, приобретает положительный заряд. Польза отрицательно заряженного кислорода увеличивается в несколько раз. К сожалению, в помещении очень мало отрицательно заряженных частиц кислорода. Независимо от возраста, гулять на свежем воздухе полезно всем.
Свежий воздух в несколько раз уменьшает вероятность заболевания респираторными инфекциями, обеспечивает нормальную работу легких, улучшает иммунитет, является залогом хорошего настроения и самочувствия.
Учебная деятельность.
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.
Режимные моменты | Возраст, лет | |||||
7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | |
Учебные занятия и доп.занятия | 3-4 | 5-6 | 5-6 | 5-6 | 5-6 | 5-6 |
Дом. задания | 1 | 1,5 | 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3 | 3-4 |
В соответствии с периодами подъема и спада активности должен строиться и режим обучения школьника. Основными составляющими режима должны быть школьные занятия, которые регламентируются учебным планом, и домашние занятия по подготовке к урокам.
Желательно приготовление уроков начинать в одно и то же время и сохранять такой же режим занятий, как и в школе, т.е. через каждые 45 минут делать короткие перерывы на отдых. Важно отметить и рациональное чередование деятельности, подразумевающее смену одного ее вида другим принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых.
Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору
Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).
Ежедневно свободное время ученики могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Школьники посвящают своё свободное время чтению литературы, любимым занятиям, просмотру телевизионных передач. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение.
Учащийся может в свободное время заниматься в кружках и спортивных секциях (однако не рекомендуется участие более чем в двух кружках), для младших школьников оно должно составлять 1-1,5 часа, для средних и старших школьников - 1,5-2,5 часа.
Для тренировок в режиме дня отводится определенное время. Лучше всего тренировочные занятия для школьников проводить в 10—12 или в 15—18 часов.
Время на самообслуживание
Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе
Продолжительность такой работы у учащихся 1-4-го классов должна составлять не более 30 минут, 5-8-го классов - 40 минут, 9-11-го классов - 1,5 часа. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом их состояния здоровья.
Приемы пищи и личная гигиена
Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Школьники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа. Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна, а непосредственно перед сном полезно выпить стакан молока или кефира.
Пища должна включать известное количество воды, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов. Рациональное питание включает в себя и соблюдение режима питания, а также правильное распределение пищи по калорийности в течение дня с обеспечением высокого уровня усвоения пищевых продуктов.
Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике.
Необходимо ежедневно мыть ноги на ночь, чаще менять носки, просушивать обувь. Следует систематически следить за ногтями рук и ног. Уход за полостью рта и зубами также немаловажный фактор.
Глава 2.1. Вывод о необходимости соблюдения
режима дня
Соблюдение режима дня способствует:
– нормальному росту и развитию детей;
– повышению иммунитета;
– здоровому сну;
– правильному пищеварению;
– восстановлению нервной системы;
– высокой работоспособности;
– бодрое состояние в течение длительного времени;
– помогает выработать полезные привычки и навыки;
– способствует укреплению воли.
Несоблюдение режима дня приводит к:
– чрезмерным нагрузкам;
– отставанию в физическом и умственном развитии;
– неврозам;
– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
– быстрому переутомлению;
Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.
Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.
Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.
Не выполняя это расписание у меня часто болит голова ,я быстро переутомляюсь от физической нагрузки и не имею полезных привычек таких как: просыпаться раньше будильника ,делать зарядку, делать уроки до 18 часов и засыпать в одно и тоже время.
Все это показывает нам о необходимости соблюдения режима дня как для улучшения работоспособности , так и для выработки полезных привычек помогающих в дальнейшей жизни.
Глава 3.1. Практическая часть
Анкетирование
Цель: Выяснить сколько учеников в классе соблюдает режим дня. Учащимся 9 класса было предложено ответить на вопросы анкеты. Анализ анкетирования показал, что: большинство не соблюдают режим дня. Всего 9 человек из 28 соблюдают режим дня (32% ) . Есть ученик , который иногда соблюдает режим дня (4%) . Остальные 18 учеников не соблюдают режим дня( 64%) . Приложение 1.
Приложение 1.
На вопрос « Считаете ли вы ,что режим дня важен для вас» ответило ,что для них режим дня важен ответило 19 учеников ,а, что не важен для них 9 учеников.
Приложение 2.
На вопрос « Знаете ли вы о пользе режима дня?» ответило «да» 25 учеников , а 3 ученика ответило «нет». Приложение 3.
Приложение 3.
На вопрос «Нравится ли вам ваше нынешнее состояние здоровья» ответило «да» 12 учеников . А 16 учеников ответило «нет». Значит большей части ученикам не нравится их состояние здоровья. Приложение 4.
Приложение 4.
На вопрос «Зависит ли ваш режим дня на ваше состояние здоровья» ответило 23 «да» ,а 5 «нет». Приложение 5.
Глава 4.1.Вывод:
Изучили литературу и углубили знания теории , связанную с биологическими ритмами человека и режимом дня .Убедились в необходимости соблюдения режима дня. Сделали анкетирование и узнали , что не многие из сверстников соблюдают режим дня.
Заключение:
Имея результаты анкетирования мы можем сказать, что многие подростки из-за современного уклада жизни не соблюдают режим дня. Ухудшая свое состояние здоровья. Но все же, многие понимают, что их самочувствие зависит от соблюдения режима дня.
Используемая литература
Интернет ресурсы и примеры других учеников.
Ланана. А. П. «Роль здоровья в жизни человека».
Прыгунов. А. Е. «Моё здоровье – моё богатство».
Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие технологии в современной школе, М., Аркти, 2004г., стр. 206-207
Журнал «Теория и практика физической культуры», № 6, 2001г., стр. 15
Баль Л.В. «Формирование здорового образа жизни», М., Владос.
А.А. Силаев, О.Л. Попова. Гигиенические аспекты организации режима дня школьников: Практика педиатра, Гигиена. Май,2008
Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1989.
Ю.В.Науменко, И.В.Федоскина. Моё здоровье. – М.: Глобус, 2008
Сохранение, укрепление и восстановление индивидуального здоровья детей. Методические рекомендации. – Курган: ИПКРО, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация творческого проекта по технологии.Тема:Вязание крючком. Прихватка "бабочка". Выполнила ученица 7 класса Пустовалова Влада.
Вязание крючком – это увлечение, которое стало неотъемлемой частью моей жизни. Цель проекта - применить знания и умения , полученные на уроках технологии и связать крючком необычную,...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
презентация по теме : "Пропорции". Выполнила ученица 6 класса Ермакова Юлия.
Презентация составлена ученицей 6 класса по теме: " Пропорции". В данной работе приведены примеры из истории записи пропорций в разных странах....
Исследовательская работа «Жизнь и деятельность Нила Фёдоровича и Владимира Петровича Филатовых» (Выполнила ученица 9 класса Кемаева Диана)
Исследовательская работа, представленная в 2011 году на муниципальном этапе Олимпиады по школьному краеведению....
Презентация приготовления блюда на английском выполнила ученица 8 класса
Рецепт приготовления курицы с начинкой с пошаговой инструкцией...
Индивидуальный проект.Дыхательная гимнастика.Выполнила ученица 9а класса Сохранная Маргарита
Индивидуальный проект...
Презентация индивидуального проекта "Фитнес-йога"выполнила ученица 9б класса Альшевская Ксения
Презентация индивидуального проекта"Фитнес -йога " выполнила ученица 9б класса Альшевская Ксения...