Методическая копилка классного руководителя Доклад по теме «Культура общения»
статья по физкультуре

Ознобихин Сергей Павлович

Обиженный  человек за одной  лишь грубой фразой  видит отсутствие  доброты, доброжелательности.

     Попробуем  мысленно  нарисовать  портрет  того, кто  сказал это:  «Чего  рот  раззявила!» Непривлекательный  облик  получается : злой взгляд, искаженное  лицо. Грубый  человек, оказывается, элементарно некрасив.   Значит, он вредит и  себе. Выходит  дело общества  защищать  людей от грубиян , но и грубияна -от самого себя.  Люди сегодня не меньше , пожалуй, даже больше, чем прежде  ценят  приветливость, улыбку,  тепло рукопожатия,  задушевность  разговора. Общение между людьми  должно  нести  радость , внимательность, готовность к сопереживанию, возвышенность  чувств.

      Культура общения - это  и счастье семьи , и красота  быта,  и воодушевленная  атмосфера труда. Поэтому  необходима  повсеместная  борьба  за культуру поведения- это долг  каждого   человека. С этим  понятием связаны и два других- культура  общения и культура речи.

        Культура  общения - это  та  часть  культуры  поведения, которая  выражается  главным  образом  в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе. Под  культурой  речи понимают  владение  нормами   устного  и  письменного  литературного  языка т. Е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. В работе по повышению культуры  речи народа активно ,  кроме языковедов, писатели, общественные  деятели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая копилка классного  руководителя

Доклад по теме  «Культура общения»

Обиженный  человек за одной  лишь грубой фразой  видит отсутствие  доброты, доброжелательности.

     Попробуем  мысленно  нарисовать  портрет  того, кто  сказал это:  «Чего  рот  раззявила!» Непривлекательный  облик  получается : злой взгляд, искаженное  лицо. Грубый  человек, оказывается, элементарно некрасив.   Значит, он вредит и  себе. Выходит  дело общества  защищать  людей от грубиян , но и грубияна -от самого себя.  Люди сегодня не меньше , пожалуй, даже больше, чем прежде  ценят  приветливость, улыбку,  тепло рукопожатия,  задушевность  разговора. Общение между людьми  должно  нести  радость , внимательность, готовность к сопереживанию, возвышенность  чувств.

      Культура общения - это  и счастье семьи , и красота  быта,  и воодушевленная  атмосфера труда. Поэтому  необходима  повсеместная  борьба  за культуру поведения- это долг  каждого   человека. С этим  понятием связаны и два других- культура  общения и культура речи.

        Культура  общения - это  та  часть  культуры  поведения, которая  выражается  главным  образом  в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе. Под  культурой  речи понимают  владение  нормами   устного  и  письменного  литературного  языка т. Е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. В работе по повышению культуры  речи народа активно ,  кроме языковедов, писатели, общественные  деятели.

  Почему же за  культуру  речи  надо  бороться? Культуре  речи  мешает  влияние диалектов, просторечия, жаргоны, заимствованные  слова, канцеляризмы, словесные штампы. Путь  борьбы  один. Это повышение общей и языковой  культуры людей, развитие языкового  чутья, языкового  вкуса, интереса к  языку.

       С  каждым  поколением  человечество  становится  чуть-чуть  добрее, чуть-чуть  лучше. Они  считают, что доброта  полезна человеческому  виду. А доброжелательность  в себе  все же  стоит  стимулировать  собственными  усилиями, иногда и волевыми, то есть  всем  тем, чем  мы  воздействуем, занимаясь  самовоспитанием. И выражать доброту в речевом  общении.

          Речевое общение - сложная деятельность партнеров. Поэтому  важными  условиями  общения являются учет  интересов говорящих, постоянное  внимание  к своим собеседникам, создание благоприятной  атмосферы для речевого  контакта. Как бы  хорошо  ни  владел  человек  родным  языком, он  не  сможет  поделиться  своими  мыслями,  и открытиями, не вызовет  у собеседника  неподдельного  интереса и  сочувствия ,если  не будет  считаться с  правилами  речевого  поведения.

       Речевое  поведение- зеркало, которое отражает  уровень  воспитанности, внутренней  культуры  человека. Ведь  только  искреннее доброжелательное  отношение к  собеседнику, истинная  забота о его  благополучии побуждают  человека выразить  свое  дружелюбие, благосклонность, с помощью словесных знаков внимания. Возьмем,  например, формулу обращения к собеседнику, принятые в русском языке 19  века.

Так, в  повести  «Бедная  Лиза» встречаются этикетные  сочетания: бесценная  моя, милостивая  государыня, родная  моя, добрый друг  мой, друг мой и благодетель ,голубчик мой, любезнейший  мой,  душенька  моя, милая  моя, ангел  мой любезный друг и т. д.

              Речевая  ситуация складывается  из нескольких элементов:

1.Кто говорит – Кому? О ком? О чем? Где? Когда? Почему? Зачем? Изменение какого-либо элемента  влечет  за  собой  выбор иной этикетной формулы.

Кому?- приятель-«Привет, салют»- учитель –«Здравствуйте!»

Цель—прощание –« Пока, до свидания! –благодарность-«Спасибо!».-извинение-«Простите, пожалуйста!»

 Когда?- вечером - «Добрый  вечер»!-поздно  вечером-«Спокойной  ночи!»- днем- «Добрый день!».

   Большое значение в речевой  культуре  имеют жесты, мимика.

   Ученые доказывают ,что  слушающий лекцию ,доклад, сообщение  не усваивает  до 30-40 % интересующей  его  информации, которая  есть в  тексте, если  интонация, темп речи, мимика и жесты говорящего  не  согласуются  с самим  текстом, не  соответствуют  ему.  Жесты и мимика  многое рассказывают  о человеке: о его возрасте, национальности, настроении, отношении к  тому ,о чем рассказывает.

   В просторечии жест более интенсивен, разнообразен, часто в жестикуляции участвуют обе руки. Тогда  как в культурной среде принят одноручный  сдержанный жест. Огромную  роль в речевом общении имеет  интонация. Мысли, чувства, настроение  сознательно или  непроизвольно  передаются  и с помощью  интонационных  средств: мелодики, логического ударения, паузы, тона, тембра голоса, тембра речи. Роль интонации настолько велика,  что она   может изменить  даже значение  слова.

        Знаками  в окружающей среде являются  и лица людей. Выражения  лиц. Нет ли ненужной угрюмости, достаточно ли оно  доброжелательно, приятно ли для окружающих. И это тоже  стоит  довести до  автоматизма- благоприятное  выражение  собственного  лица.    В  Японии с раннего  детства девочку приучают даже  спать с улыбкой, с приятной  мимикой. Наша мимика, наши жесты, наша  речь, все наше  поведение  и общение – они еще  не  всегда  на  высоте, еще  над  многим  предстоит  поработать. Необходимо больше  внимания  уделять  нам  речевому этикету в своем обиходе.

Желаю  вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье,

Оно  для дальнего  пути-

Главнейшее условие.

Пусть каждый день

И каждый  час вам новое добудет,

Пусть добрым будет  ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего , а

Все хорошее, друзья, дается нам недешево

                                  (С.Маршак. «Пожелания  друзьям»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Культура питания"

цель данного урока: познакомить обучающихся с основными принципами рационального питания; распределением расходов на питание; правилам покупок основных продуктов; научит рациональному ведению домашнег...

Методическая разработка классного часа на тему "Культура делового общения"

Пособие предназначено для классных руководителей общеобразовательных учреждений, средних специальных заведений.  В нем представлен сценарий классного часа на тему «Культура делового общения...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Методическая разработка открытого урока Тема: Культура и история англо-говорящих стран

Предлагаемая ниже методическая разработка открытого урока - викторины может помочь педагогу создать ту самую творческую атмосферу в классе, подтолкнуть ребят к активному процессу обучения, помочь им п...

Методическая разработка урока по теме: "Культура петровской эпохи"

Методическая разработка включает в себя: конспект урока (с технологической картой), страницу для заполнения обучающимися и празентацию....

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры»

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры» для учащихся средних профессиональных учебных заведений сцелью в рамках урока по предмету Общество...

Классный час по теме Культура человеческого общения

Тема: «Культура человеческого общения».Цель: Развитие способностей эффективного взаимодействия с окружающими и конструктивного выстраивания отношений с другими.Задачи:- развивать...