Доклад «Проектная деятельность на уроках как обязательный компонент требований ФГОС».
учебно-методический материал по физкультуре

Бекетов Александр Николаевич

Доклад «Проектная деятельность на уроках как обязательный компонент требований ФГОС».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_uchiteley_fizicheskoy_kultury_i_obzh.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей физической культуры и ОБЖ

«Проектная деятельность на уроках как обязательный компонент требований ФГОС».

Бекетов Александр Николаевич,

учитель физической культуры

МОУ «СОШ п. Белоярский имени Бабушкина А.М.»

2022 г.

ФГОС третьего поколения .Что нового?

  • ФГОС – это федеральные государственные     образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
  • Основными задачами ФГОС являются создание единого  образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Обновленные ФГОС. Основные положения:

  1. Приводят стандарты в соответствие c Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Обеспечивают вариативность содержания образовательных программ основного общего образования, возможность формирования программ разного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей  обучающихся;
  3. Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения);
  4. Детализируют условия реализации образовательных программ;
  5. Детализируют требования к результатам освоения учащимися программ ООО;
  6. Оптимизируют требования к основной образовательной программе и рабочей программе;
  7. Прописывают требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий

«…В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»

Научно-методическое сопровождение ФГОС:

  • http://edsoo.ru  – сайт, сопровождающий введение и

                                 апробацию Рабочих программ ФГОС

Одной  из  целей  современного  образования  является развитие  у  детей  самостоятельности  и способности  к   самоорганизации,   готовности    к  сотрудничеству.

  Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.

    Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021:

1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно.

2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.

4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).

6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.).

7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.

 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).

9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.

10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.

11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.

12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.

13)  Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)

14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.

15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.

16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.

17) Определено базовое содержание программы воспитания.

18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

   Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС  и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется как на уроках так  и во внеурочной деятельности. Данный метод не является новым в педагогической практике и направлен на то, чтобы обучающие знали, где и как им нужны полученные в школе знания, для решения каких жизненных ситуаций эти знания им могут пригодиться. Данный метод направлен на организацию активной познавательной деятельности учащихся в группе. Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации.

    Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания, умении пользоваться разными источниками информации, систематизировании полученной информации, умении выдвигать гипотезу и доказывать или опровергать её, развитии логического мышления и умения научно-исследовательской деятельности. Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы: научно- исследовательский, практический, поисковый. Работая над проектом, каждый ученик усваивает информацию на определенном уровне, учится слушать других членов группы и высказывать свое мнение, учится работать с научно-методической литературой. Каждый участник группы несет ответственность за другого члена, понимая, что невыполнение определенной задания может привлечь к разрыву цепочки проекта.

  Метод проектов включает наличие и решение поставленной проблемы, предусматривающей применение разнообразных методов и средств обучения, и соединение воедино знаний и умений из различных областей науки и техники. В результате научно-исследовательской работы учащиеся сами выдвигают гипотезы и в ходе работы над проектом доказывают либо их правомерность, либо ошибочность, подтверждая свои высказывания фактами, расчетами и опытами, четко аргументируя свои высказывания.

     Результатом выполненного проекта должно стать решение поставленной задачи с осознанием её практической направленности. Итоги выполненного проекта должны быть материальны. При выполнении проекта учащиеся, владеющие современными компьютерными технологиями, могут и должны использовать компьютерно-информационные технологии. Применение современных технологий способствует активизации познавательного интереса учащегося, развитию их творческих способностей и стимуляции их умственной деятельности. Участники проекта сами выстраивают процесс познания, учитель выступает в роли наставника-консультанта, развивая активность, инициативу и самостоятельность учащихся. Применение метода проектов весьма перспективно при изучении разных предметов.

    Работа над проектом стимулирует учащихся к научно-исследовательской и творческой деятельности. В ходе работы над проектом у учащихся формируется новые учебные умения по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга и новых личностных качеств. Метод проектов используется при решении разных проблем, он приучает учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно. Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.

     К важным положительным факторам проектной деятельности относятся: - повышение мотивации учащихся; - развитие творческих способностей; - смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; - формирование чувства ответственности; - создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

   Метод проектов — один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение — это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации — это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность — («проектирование» — прорыв) – развивает критическое мышление ребенка. Как сказал Н. А. Умов, «всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

Метод проектов должен быть составной частью деятельности учителей, работающих в условиях реализации ФГОС.

Литература:

Величко В. М. Проектная деятельность учащихся, Волгоград: Учитель, 2007

Морозова Н. Г., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Технология 5–11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

  • http://edsoo.ru  – сайт, сопровождающий введение и

                                 апробацию Рабочих программ ФГОС


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность на уроке английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей."

Доклад "Проектная деятельность на уроке английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей."...

Доклад "Проектная деятельность на уроке"

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы....

Доклад "Проектная деятельность на уроках английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей"

Доклад на ШМО по тме "Проектная деятельность на уроках английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей"...

Доклад "Проектная деятельность на уроках английского языка"

Проектная деятельность развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся, формирует социальные и коммуникативные качества учащихся, усиливает индивидуальную и коллективную ответственность у...

Проектная деятельность на уроке технологии в аспекте требований ФГОС

Метод проектов направлен на получение учащимися конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проект...

Доклад "Конструирование технологической карты урока в соотстветствии с требованиями ФГОС"

Рассматриваются основные принципы структурирования технологической карты. В качестве примера приводится карта урока истории "Жизнь ратным подвигом полна"....

Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО на уроках математики"

Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО"...