КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Устинова Наталия Валентиновна

Представлена разработка урока физической культуры в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_fizkultury.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ

Белова Арсентия Витальевича, учителя физической культуры

МБОУ Елизаровская СШ

Раздел программы: гимнастика

Класс: 4

Тема урока:

1.Акробатика (кувырок назад).

2. Прикладные гимнастические упражнения (лазанье по канату в 3 приема).

3.Физическая подготовка.

Задачи урока:

1. Учить постановке рук при выполнении кувырка назад.

2.Закреплять захват каната ногами и постановку рук.

3.Способствовать развитию силовых и координационных способностей.

4. Воспитывать смелость и уверенность в себе.

Форма урока: групповая, дифференцированная

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: Свисток, гимнастические маты,  гимнастический «мост»,  гимнастические скакалки, гимнастические палки, гимнастические скамейки, канат.

 

Частные задачи к конкретным видам упражнений

Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

ВВОДНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 10-12 мин

Обеспечить организованное начало урока

1.Построение в одну шеренгу.

2. Расчет по порядку.

3. Сдача рапорта.

1мин

Обратить внимание учащихся на необходимость сохранения правильной осанки при построении, всех видах передвижений, выполнении общеразвивающих упражнений

Нацелить на достижение конкретного результата

4. Сообщение задач урока

30 сек

Обеспечить лаконичность и доступность в формулировке задач.

Содействовать общему разогреванию организма и постепенному втягиванию его в дальнейшую работу

5. Строевые упражнения

# повороты на месте

# ходьба на месте

1 мин

Спина прямая, живот втянут, подбородок вперёд.

Способствовать профилактике плоскостопия

6. Ходьба с заданием

- на носках, руки в стороны

- на пятках, руки за голову

- на внешнем своде стопы, руки на пояс

- на внутреннем своде стопы, руки на пояс

- "гусиным" шагом

- "крабом"

-приставными шагами правым и левым боком

- скрестным шагом правым и левым боком

2 мин

Спина прямая, живот втянут, подбородок вперёд.

Активизировать работу ССС и дыхательной системы организма.

7.Бег с заданием

- приставными шагами правым и левым боком

1-2 мин

Не выходить из строя.

ОРУ с гимнастической палкой

6 мин

Содействовать повышению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах

1. И.П. - о.с.

1- правая назад на носок, палка вверх

2 - и.п.

3 - левая назад на носок, палка вверх

4 - и.п.

5-6 раз

2. И.П. - стойка ноги врозь, палка внизу

1,2,3- рывки руками, палка вверху

4 - и.п.

5-6 раз

3. И.п. - Стойка ноги врозь, палка на локтевых сгибах

1,2 - повороты туловищем вправо

3,4 - повороты туловищем влево

4. И.п. - стойка ноги врозь, палка за головой

1,2 - наклоны вправо

3,4 - наклоны влево

5-6 раз

5. И.п. - Стойка ноги врозь, палка на локтевых сгибах

1,2,3, - наклоны прогнувшись

4.- и.п.

5-6 раз

Содействовать развитию координационных способностей

6. И.п. -стойка ноги врозь, палка вертикально на полу

1- присед с опорой о палку

2- и.п.

3-4 - тоже

5-6 раз

7. И.п. -стойка на правой, левая согнута, палка вертикально на полу

1,2,3,4 - прыжки вокруг палки  на правой

5,6,7,8- прыжки вокруг палки  на левой

5-6 раз

8. И.п. -о.с., палка внизу

1 - палка к груди

2 - палка вверх

3. - палка к груди

4 - и.п.

5-6 раз

Основная часть - 25-30 мин

Содействовать развитию координационных способностей и вестибулярного аппарата

Приготовить место для занятия.

Акробатические упражнения

Кувырок назад

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

- перекаты назад в группировке

- кувырок вперед

-перекаты назад с постановкой рук за плечи на мат

- кувырок назад

-кувырок назад с помощью гимнастического мостика

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

- упражнение "пресс"

1-2 мин

12 мин

1-2 мин

Выполнять упражнения фронтально.

Соблюдать ТБ.

Закреплять поочерёдному перехвату каната руками.

Научить захвату веревки ногами, применительно к лазанью по канату

Лазанье по канату в III приема

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

- сидя на скамейке перебирать веревку, как на канате

- лежа на матах, захват ногами каната и передвигаться в положении лежа на спине

-сидя на гимнастической скамейки, захват ногами скакалку

- вис на согнутых руках на канате с захватом каната

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

- прыжки через скакалку (вперед, назад, с продвижением, через длинную).

Убрать маты.

12 мин

2 мин

1) Из виса, сгибая ноги, подтянуть колени к груди и захватить канат одним из способов ( стопами ног и коленями, пяткой и коленями, «ступенькой»

2) Сгибая руки, выпрямиться( канат крепко зажат ногами).

3) Сохраняя захват каната ногами. Поочерёдно перехватить руками вверх.

Заключительная часть - 3-5 мин

1.Построение

1 мин

Содействовать осмыслению учащихся результативности собственно учебно-познавательной деятельности.

2.Упражнение на внимание

Если названное упражнение мы на уроке  выполняли, то выполняем шаг вперед.

Если нет, выполняем поворот направо

2-3 мин

Способствовать тренировки памяти и внимания.

3. Подведение итогов урока

1 мин

Отметить активных учащихся на уроке.

4. Выход из зала


Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.)  отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую.Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся  УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение  работать в команде, группе; учащиеся не  обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.   В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД  на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения. Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД. Поэтому определение структуры и содержания  УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по   формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической  культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять   формирование УУД  у обучающихся  1-4 классов без ущерба для  остальных задач  урока физической культуры.

Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему здоровья ребенка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа обучения физической культуре направлена на:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Здоровьесберегащие компоненты урока:

1.Организационное начало- проведение разминки с целью подготовки организма к основной части урока.

2. Ранжирование учебного материала от простого к более сложному.

3. Чередование снарядов.

4. Соблюдение поочередности выполнения.

5. Гармоничное сочетание обучения- воспитания- развитие в учебной деятельности.

Результативность урока: я считаю, что урок своих целей достиг, так как учащиеся научились применять свои знания, умения и навыки, научились  работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу,  оценивать себя, то есть происходит становление их субъектных умений и характеристик.

Список использованной литературы

  1. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика.

     М.: Юрайт, 2019. 174 с.

  1. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник.

     М.: КноРус, 2020. 216 с.

  1. Лях В.. Физическая культура – М.: «Просвещение», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физкультуры по разделу "Лыжая подготовка" в 5 классе

Конспект урока физкультуры по разделу "Лыжная подготовка" в 5 классе....

конспект урока физкультуры

Материал подготовлен для урока физкультуры по разделу гимнастика 6 класс....

план-конспект урока физкультуры 7 класс

акробатика с элементами гимнастики 7 класс...

Конспект урока физкультуры для 3 класса

Это конспект урока физической культуры в 5 классе по теме  "Нижняя прямая подача мяча(обучение). "...

конспект урока физкультуры для 1-ых классов "Отработка основных элементов игры пионербол"

Конспект урока физкультуры для 1-ых классов "Отработка основных элементов игры ПИОНЕРБОЛ"...

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ 11 КЛАСС ( ЮНОШИ)

Предмет физическая культура   Класс 7А            Тема урока: Спортивные игры. Баскетбол....

Конспект урока физкультуры в 5 и 9 классах

Конспект урока по физической культуре для учеников 5 класса и учеников 9  класса...