Имидж педагога физической культуры XXI века
статья по физкультуре

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что физическая деятельность отвечает не только за здоровье человека, но она является еще и действенным способом профилактики девиантного поведения молодых людей, потому что упорная физическая деятельность, обращенная на спортивные результаты, имеет значительное место в мотивации подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon imidzh_pedagoga_fk_xxi_veka.zip18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Имидж педагога физической культуры XXI века

Лиханов А.С.

Лиханов Алексей Сергеевич / Likhanov Aleksey Sergeevich - преподаватель дисциплин, ГПОАУ АО АПК отделения физической культуры

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что физическая деятельность отвечает не только за здоровье человека, но она является еще и действенным способом профилактики девиантного поведения молодых людей, потому что упорная физическая деятельность, обращенная на спортивные результаты, имеет значительное место в мотивации подростков.

Abstract: the relevance of the chosen topic is due to the fact that physical activity is responsible not only for human health, but it is also an effective way to prevent deviant behavior of young people, because persistent physical activity aimed at sports results has a significant place in the motivation of adolescents.

Ключевые слова: Имидж, выпускник, педагог по физической культуре, студент, специальность, трудоустройство, физическая культура.

Keywords: Image, graduate, physical culture teacher, student, specialty, employment, physical culture.

Педагог - профессия особенная. Преподаватель всегда на виду. С самого порога зала начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать "крылатого" ученика может только "крылатый" педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного - современный. Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж. Работая в ГПОАУ АО АПК на отделении, которое воспитывает и обучает будущих педагогов по физической культуре мы решили представить образ идеального педагога физической культуры 21 века.

Большинство российских отечественных специалистов в данной области трактуют и переводят слово «имидж» как образ. В русском языке слово «образ» имеет несколько значений, в частности такие, наиболее часто употребляемые:

- внешний вид, облик, наружность, внешность;

- живое, наглядное представление о ком-то,

- характер, склад, направление чего-либо:

Имидж современного преподавателя ФК должен включать в себя:

  1. доброжелательное выражение лица (у студента выражение лица преподавателя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним.   Не следует одевать «маску» равнодушия и строгости на свое лицо);
  2. естественные движения (движения тела должны быть спокойными, без резких движения, глаза должны «гореть» и «светится». Ведь эффект первого впечатления – это показ своего образа. То, что ты преподаешь в первую минуту, то и получишь в процессе всего урока);
  3. правильный выбор одежды (Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого преподавателя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям);
  4. укрепление у студентов веры в себя (Низкая оценка человека отбивает охоту к самовоспитанию. Доверие, надежда на успехи вызывают у студентов желание не подвести преподавателя. Обязательно с удовлетворением необходимо отмечать малейшие достижения студентов, особенно «трудных»);
  5. улыбку (Улыбка при встрече со студентом говорит, что Вы рады ему.  Улыбка при входе в группу - что предстоящая совместная работа со студентами приятна Вам.  Расположить детей к себе, настроить их на урок поможет добрая шутка, это повышает эффективность совместного труда)
  6. нравственность и уважительность (Не следует забывать о самолюбии детей. педагог не должен делать выговор студенту, обсуждать его поведение при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции учащегося, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху во взаимоотношениях на уроке).

Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи (в том числе дикцией, интонацией), выработка правильного дыхания, постановка голоса, а все мы знаем, что преподаватель, а особенно преподаватель физической культуры, должен обладать командным голосом.

 Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы преподавателю приходится много говорить – рассказывать и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия


Преподаватель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами преподавателя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, умение разбираться в настроениях студентов, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

Преподаватель должен обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание детей должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере. Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь. Преподаватель физической культуры обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что преподаватель- это человек, специальностью которого является правильное поведение.

Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения преподавателя, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества преподавателя, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие.

Психомоторные качества особенно необходимы преподавателю физической культуры. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать студентам, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой преподавателя физической культуры является поддержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением двигательного режима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.

Любой преподаватель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.

Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида:

  1. демократический;
  2. авторитарный;
  3. либеральный.

Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Преподаватель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для рачителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией.

Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.

Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока – ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников.

Мы провели анкетирование студентов и преподавателей

Первый вопрос звучал так:

 Каким должен быть стиль педагогической деятельности преподавателя физической культуры

были приведены варианты ответов

  1. АВТОРИТАРНЫЙ
  2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ
  3. ИЛИ ЖЕ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ

И студенты, и преподаватели в большей степени ответили, что у преподавателя должен быть стиль демократический

Второй вопрос звучал так:

На что в первую очередь обращают внимание при встрече с педагогом физической культуры

 Большее количество преподавателей ответили, что в первую очередь они обращают внимание на манеру общения

А большинство студентов ответили, что обращают внимание на физическую форму преподавателя

Заключение

Таким образом по проведенному анкетированию можем сделать вывод, что современный педагог ФК может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

Список использованной литературы

 1. Белова Е. Н. Формирование имиджа педагога в процессе профессиональной подготовки. Казань: 2002. — 94 с.

2. Бушуева Т. Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности. Челябинск: 2007. — 28 с.

3. Купцова В. Г. Имиджмейкинг педагога физической культуры // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы V1 Междунар. науч. практ. конф. Ставрополь: 2009. — С. 36–40.

4. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегии. Психотехнологии. Психотехники. СПб.: Омега-Л, 2009. — 272 с.

5. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128 с.

6. Шкурко Н. М. Имидж современного учителя: структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования: дис. канд. психол. наук. М.: 2006. — 179 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Микромодель стимулирования педагогов физической культуры образовательного учреждения

На наш взгляд, в целях эффективности формирования системы стимулирования педагогов физической культуры образовательного учреждения необходимо уделить более пристальное внимание обучению, переподготовк...

Практическое занятие для педагогов. Имидж педагога . Компоненты, составляющие понятие «имидж».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу, чтобы в школе работал учитель, обладающий ключевыми компетенциями. Учитель-консультант, учитель-модератор. Обладающий оп...

Эссе: "Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной культуры"

Современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение....

Публикация статьи и урока физической культуры 21 века

Конспект урока 21 века по физической культуре...

Имидж учителя физической культуры

Имидж учителя физической культуры...

Урок физической культуры XXI века

Урок физической культуры XXI века...

Деятельность учителя (по предметам) в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта "Педагог" физическая культура

Деятельность учителя (по предметам) в условияхреализации ФГОС и профессионального стандарта "Педагог" физическая культура...