Программа по кружковой деятельности "Туризм"
методическая разработка по физкультуре (8 класс)

Маннапов Алик Расулович

Пояснительная записка,ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kruzhok_turizm_m.a.r._gotovaya_1.doc309 КБ

Предварительный просмотр:

               

Содержание

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи программы

1.3 Содержание программы

1.4 Учебный план программы туристско-спортивной направленности(базовый)

1.5 Планируемые результаты

2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

2.2 Условия реализации программы

2.3 Показатели и нормативы выполнения программы

2.4 Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка

Спортивный туризм как и туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлен на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Предложенная программа составлена с использованием инвариантных блоков, предусматривающих базовую подготовку любого туриста. Программа рассчитана на учащихся 6-9 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своём крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своём классе, школе, туристском объединении, необходимых знаний, умений и навыков.

   Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. После прохождения годового обучения педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Содержание программы                                                                                                                                                                              предполагает освоение детьми основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников).

    Рекомендуемый минимальный состав группы  15 человек. При наборе обучающихся комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачётных мероприятиях.  

    Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Тренер-преподаватель должен воспитывать у учащихся умение и навыки самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать опытных учителей-предметников, судей, инструкторов, спасателей, спортсменов.

Практические занятия проводятся в учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период летних, осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведённый перечень практических занятий является примерным и может быть изменён педагогом в зависимости от условий работы. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся детей. В программе соблюдаются основные принципы дидактики. Процесс обучения по данной программе строится с учетом ближних и дальних перспектив и предусматривает использование разнообразных активных форм и методов для развития у обучающихся общего физического здоровья, интереса к познавательной, творческой, созидательной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей.

Программа имеет спортивную направленность (профиль).

По отношению к программам общего образования данная программа является дополнительной.

Уровень освоения программы: стартовый.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы у воспитанников повышается интерес к спорту, здоровому образу жизни.

Так же актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в жизни, в экстремальных жизненных ситуациях.

Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие, физические, умственные способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности и интенсивных методов овладения учебным материалом: лекции, беседы, практические занятия. Разумное чередование, выбор оптимальных форм деятельности позволяет сделать деятельность воспитанников увлекательной, непринуждённой; позволяет значительно повысить потенциал программы.

Инновационность заключается в использовании специально подобранных методических материалов, технологий, методов и подходов к обучению в современных условиях.

 Программа предназначена для проведения занятий с обучающимися 12-15 лет. Зачисление в детское образовательное объединение происходит по желанию ребёнка и письменного заявления родителей. Из них формируется учебная группа до 15 человек.

Центральное место в учебной мотивации в средних классах занимает мотив самоутверждения; на нее влияет и самооценка подростка – ее неустойчивость, смена критериев и др. Специфика интересов в 10-15-летнем возрасте заключается в том, что они служат потребности общения со сверстниками: общие интересы дают повод к общению, определяют его содержание, средства. В большинстве случаев ребенок интересуется тем, чем интересуются его друзья.

Объем программы. Программа рассчитана на 144 часа обучения (36 недель 2 занятия в неделю по 2 академических часа).

Формы обучения и виды занятий. Основной формой обучения является очная форма обучения; допускаются дистанционное, индивидуальное, в том числе ускоренное обучение, регламентируемые локальными актами муниципального бюджетного учреждения «Плодовая средняя школа».

 Виды занятий по программе: беседа, семинары, практикумы.

Формы и методы проведения занятий: групповая форма работы: объяснение, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, деятельность совместно с педагогом и самостоятельная работа учащихся.

Комплектование в группы свободное.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 академических часа. В случае карантинных мер, при вынужденном переходе на дистанционное обучение академический час сокращается на основании Приложения 7. п.4.7 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью для VI классов и старше - не более 90 мин» (при отсутствии информации о качестве используемых мониторов)

1.2 Цели программы:

  • Обучение детей начальным навыкам по спортивному туризму;
  • Способствование развитию ребенка как социально активной и сознательной личности,  освоению им общечеловеческих и культурных ценностей;
  • Совершенствование духовного и физического здоровья;
  • Подготовка детей к умению реализовать приобретенный опыт в самостоятельной деятельности и экстремальных условиях.

Задачи программы: 

Обучающие: 

• приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности;

• обучение основам техники спортивного туризма;

• обучение использованию специального снаряжения, при преодолении природных преград и препятствий;

• приобретение навыков использования полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности и экстремальных условиях;

Развивающие:

• развитие природного потенциала каждого ребенка;

• укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности занимающихся;

• всестороннее гармоничное развитие физических способностей;

• развитие мотивации и положительного отношения ребенка к занятиям;

• развитие специальных качеств (выносливости, быстроты, ловкости, силы, координации движений);

• способствование закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

Воспитательные:

• воспитание трудолюбия, сознательной дисциплины, внимания, настойчивости и волевых качеств;

• воспитание стремления к здоровому образу жизни;

• воспитание патриотизма и любви к родному краю;

• привитие стойкого интереса к занятиям физкультурой и спортом;

• воспитание духовно – нравственных качеств поведения в коллективе.

  • Создать условия для освоения  данной программы;
  • Определить уровень физических данных;
  • Непрерывно развивать физические и психологические качества: силы, скорости, ловкости, равновесия, выносливости, силы воли;
  • Создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
  • Воспитывать у обучающихся: чувства ответственности за выполнение различных общественных поручений, за свои действия;  быть честным, справедливым, внимательным по отношению к коллегам в коллективе, уважать свой труд и труд других, стремиться к самосовершенствованию.

1.3 Содержание учебной программы туристско-спортивной направленности (базовая)

1. Основы туристской подготовки.

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма.

Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм. Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью. Краеведение.

1.2. Воспитательная роль туризма.

    Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Её роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе. Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

1.3. Личное и групповое туристское снаряжение.

    Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трёхдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтного набора. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

   Практические занятия.

   Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

1.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

    Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).

   Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.

Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком. Организация ночлегов в помещении. Правила купания.

    Практические занятия.

    Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развёртывание и свёртывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

1.5. Подготовка к походу, путешествию.

    Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчётов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.  

    Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия.

   Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.

1.6. Питание в туристском походе.

    Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

   Практические занятия.

Составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

1.7. Туристские должности в группе.

    Должности постоянные и временные. Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет).

    Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе. Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (завпит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчёт о походе, культорг, физорг и т.д. Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приготовление пищи, мытьё посуды). Дежурные (дублёры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д.

Практические занятия.

    Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

1.8. Правила движения в походе, преодоление препятствий.

   Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересечённой местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия.

    Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересечённой местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

1.9. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.

    Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.    Использование простейших узлов и техника их вязания. Правила поведения в незнакомом населённом пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Практические занятия.

    Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъёмов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

1.10. Подведение итогов похода.

    Обсуждение итогов похода в группе, отчёты ответственных по участкам работы. Обработка собранных материалов. Составление отчёта о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчёта для организации, давшей задание. Ремонт и сдача инвентаря, взятого напрокат.    

    Подготовка экспонатов для школьного музея. Отчётные вечера, выставки по итогам походов. Оформление значков и спортивных разрядов участникам.

Практические занятия.

Составление отчёта о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Подготовка экспонатов для школьного музея и предметных кабинетов.

1.11. Туристские слёты и соревнования. 

Задачи туристских слётов и соревнований. Организация слётов, судейская коллегия, участники. Положение о слёте и соревнованиях, условия проведения. Выбор места проведения, размещение участников и судей, оборудование места соревнований. Порядок проведения, информация. Подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение. Охрана природы.  

     Подготовка инвентаря и оборудования, необходимого для проведения соревнования и оформления мест проведения

    Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении туристских слётов и соревнований.

Практические занятия.

Участие в туристских соревнованиях школы, учреждения дополнительного образования, района в качестве участников.

2. Топография и ориентирование.

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте.

 Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точки на карте. Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты. Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практические занятия.

    Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка топографической карты.

2.2. Условные знаки.

   Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топографических знаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщённые, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия.

    Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

2.3. Ориентирование по горизонту, азимут.

    Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»). Определение азимута, его отличие от простого угла (чертёж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.

Практические занятия.

    Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников.

2.4.    Компас, работа с компасом.

    Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным.

Практические занятия.

   Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.).

2.5. Измерение расстояний.

    Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица переводов шага в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия.

    Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

2.6. Способы ориентирования.

    Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.

Практические занятия.

    Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде. Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов отдельных участков.

2.7. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

    Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Приближённое определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время.

Практические занятия.

    Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстановления местонахождения.

                                                                       

3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

3.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

    Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, её значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

Практические занятия.

     Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

3.2. Походная медицинская аптечка.

    Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия.    Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.

Практические занятия.

    Формирование походной медицинской аптечки.

3.3. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.

    Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, поражённому электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

Практические занятия.

    Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).

3.4. Приёмы транспортировки пострадавшего.

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на верёвке, вдвоём на поперечных палках. Переноска вдвоём на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетёнках из верёвок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия.

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

4. Общая и специальная физическая подготовка.

4.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система – центральная и периферическая. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

4.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля.

Практические занятия.

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.

4.3. Общая физическая подготовка.

Основная задача общей физической подготовки – развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов. Всесторонняя физическая подготовка – основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов. Требования к физической подготовке, её место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.

Практические занятия.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты. Лёгкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание – освоение одного из способов.

4.4. Специальная физическая подготовка.

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов. Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки. Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Практические занятия.

Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.

1.4 Учебный план программы туристско-спортивной направленности(базовый)

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Основы туристской подготовки

55

20

35

1.1

История развития туризма

2

2

-

1.2

Воспитательная роль туризма

2

2

-

1.3

Личное и групповое туристское снаряжение

6

2

4

1.4

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

8

2

6

1.5

Подготовка к походу, путешествию

6

2

4

1.6

Питание в туристском походе

6

2

4

1.7

Туристские должности в группе

4

2

2

1.8

Правила движения в походе, преодоление препятствий

10

2

8

1.9

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

6

2

3

1.10

Подведение итогов туристского похода

6

2

4

2.

Туристские слёты и соревнования

27

13

14

2.1

Топография и ориентирование

4

2

2

2.2

Понятие о топографической и спортивной карте

4

2

2

2.3

Условные знаки

4

2

2

2.4

Ориентирование по горизонту, азимут

4

2

2

2.5

Компас. Работа с компасом

2

1

1

2.6

Измерение расстояний

4

2

2

2.7

Способы ориентирования

4

2

2

3

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

14

6

8

3.1

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

2

1

1

3.2

Походная медицинская аптечка

2

1

1

3.3

Основные приёмы оказания доврачебной помощи

6

2

4

3.4

Приёмы транспортировки пострадавшего

4

2

2

4

Общая и специальная физическая подготовка

48

5

43

4.1

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

2

2

-

4.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

2

1

1

4.3

Общая физическая подготовка

12

1

11

4.4

Специальная физическая подготовка

32

1

31

ИТОГО

144

44

100

   

1.5 Планируемые результаты освоения курса «Спортивный туризм» 

        Предметными результатами изучения программы «Туризм» является

Все обучающиеся после 1 года занятий должны иметь опыт участия в 2-3хдневном походе и в соревнованиях районного уровня.

- Умение передвигаться по дорогам и тропам в составе группы,

- Умение ориентироваться по карте и компасу,

- Умение оказывать первую медицинскую помощь,

- Умение организовывать походный быт

- знание основы топографии и ориентированиaя,

        Личностными результатами изучения программы  «Туризм» является

 формирование следующих умений.

- Формирование чувства гордости за свою родину.

-. Формирование бережного отношения к природе.

- Овладение начальными навыками адаптации в меняющихся условиях

- Развитие самостоятельности.

- Формирование личной ответственности перед командой.

- Формирование мотивации к занятиям спортом, установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами изучения программы «Туризм»  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

- Овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности.

- Освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действиям.

- Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Использование знаково- символических средств представления информации.

- Формировать умение определять общую цель и работать в команде над ее достижением.

 Учащиеся должны знать:

-  начальные туристические понятия;

-  историю возникновения туризма в странах ближнего и дальнего Зарубежья;

-  растительный и животный мир родного края;

- памятники истории и архитектуры родного края;

- основные требования к месту привала и бивака, основные типы костров и их назначение, меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров;

- топографические знаки и символы;

- стороны горизонта;

- состав медицинской аптечки, её хранение при транспортировке, правила оказания первой доврачебной помощи;

- этические нормы и правила взаимоотношения в коллективе;

- способы устранения неэффективного психологического напряжения;

- способы эффективного межличностного взаимодействия.

должны уметь:

- работать с картами,

- читать и изображать топографические знаки;

- составлять перечень личного и группового снаряжения для похода выходного дня с учетом погодных условий, укладывать рюкзак;

- выбирать место для бивака, привала, устанавливать палатку, разводить костер, заготавливать дрова;

- ухаживать за телом, одеждой и обувью, подбирать одежду и обувь для занятий и похода;

- устанавливать доверительные и дружеские отношения.

2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Модуль 1

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Введение новых знаний.

2

История развития туризма

МБОУ Плодовая СШ

Беседа

2

Диагностическое

2

Воспитательная роль туризма

МБОУ Плодовая СШ

Беседа

3

Введение новых знаний. Комбинированное.

6

Личное и групповое туристское снаряжение

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, опрос

4

Введение новых знаний. Комбинированное.

8

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

5

Введение новых знаний. Комбинированное. Практическая работа.

6

Подготовка к походу, путешествию

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

6

Комбинированное.

6

Питание в туристском походе

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

7

Введение новых знаний.

4

Туристские должности в группе

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

8

Введение новых знаний. Комбинированное.

10

Правила движения в походе, преодоление препятствий

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

9

Введение новых знаний

6

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

10

Практическая работа

6

Подведение итогов туристского похода

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

11

Комбинированное

4

Топография и ориентирование

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

12

Введение новых знаний.

4

Понятие о топографической и спортивной карте

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

13

Введение новых знаний. Практическая работа

4

Условные знаки

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

ИТОГО модуль 1

68

Модуль 2

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Комбинированное. Практическая работа

4

Ориентирование по горизонту, азимут

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

2

Комбинированное. Практическая работа

2

Компас. Работа с компасом

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

3

Практическая работа

4

Измерение расстояний

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

4

Введение новых знаний. Комбинированное.

4

Способы ориентирования

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

5

Введение новых знаний.

2

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

6

Введение новых знаний.

2

Походная медицинская аптечка

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

7

Комбинированное. Практическая работа

6

Основные приёмы оказания доврачебной помощи

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

8

Комбинированное. Практическая работа

4

Приёмы транспортировки пострадавшего

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

9

Введение новых знаний. Комбинированное.

2

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

10

Введение новых знаний. Комбинированное.

2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль, опрос

11

Практическая работа

12

Общая физическая подготовка

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль

12

Введение новых знаний. Практическая работа

32

Специальная физическая подготовка

МБОУ Плодовая СШ

Беседа, текущий контроль

ИТОГО модуль 2

76

Итого (модуль 1 + модуль 2):

144

2.2   Условия реализации программы

Развитие познавательного интереса, как устойчивого мотива самообразования - один из главных принципов подбора содержания программы. Поэтому формы и методы, используемые для работы по программе, должны способствовать развитию познавательного интереса, приобщению к творческой деятельности обучающихся. О бучение предполагает дифференцированный подход, индивидуальные формы обучения.

Предлагаемые формы работы, направленные на развитие познавательного потенциала учащихся строятся с учетом интеграции с другими школьными дисциплинами (ОБЖ, биология, география, физическая культура, технология и т.д.).

Дидактические средства включают в себя:

  • практические и теоретические задания творческого, развивающего и занимательного содержания для индивидуальной и групповой работы;
  • исторические примеры;
  • рисунки, схемы, таблицы, стенды, картографический материал;
  • экологические и природоохранные сведения;
  • самостоятельные, контрольные и дифференцированные работы;
  • фотоматериалы (слайд-фильмы, фотоальбомы и другое),
  • кинофильмы;
  • специальную литературу;
  • использование учебных полигонов по туризму и спортивному ориентированию.

Успех работы по программе во многом будет зависеть от того, как тренер-преподаватель будет изучать и отслеживать динамику изменения познавательного интереса учащихся к занятиям по спортивному туризму и спортивному ориентированию. В соответствии с этим следует выбирать формы, методы и средства обучения, способствующие эффективности учебного процесса. Обучение направлено, в основном, на развитие практических навыков. При организации работы можно выбирать из программы отдельные блоки для решения конкретных задач (участие в соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию, организация пешеходного, велосипедного, водного или лыжного похода и т.п.

Перечень необходимого инвентаря, снаряжения и оборудования
   (на группу 10-15 человек)

Наименование

Кол-во

1

Палатка туристская (2-4-х местная)

4-5 шт.

2

Тент для оборудования бивака

1-2 шт.

3

Набор походных котлов и др. костровой посуды

1 компл.

4

Топор походный

2-3 шт.

5

Пила (облегченная 2-х ручная с чехлом)

1 шт.

6

Медицинская аптечка

1 компл.

7

Походный ремонтный набор

1 компл.

8

Примус туристский («Шмель») с емк. 3-5 литров для горючего

1-2 шт.

9

Веревка основная (капроновая, диаметром 8-10 мм.) 40 метров

1-2 шт.

10

Веревка вспомогательная (капроновая, диаметром 6 мм.) 40 метров

1 шт.

11

Система альпинистская с двумя репшнурами

3-4 шт.

12

Карабин альпинистский

8-10 шт.

13

Разборная походная или саперная лопатка

1 шт.

14

Планшет для картографического материала и походных документов

2 шт.

15

Фотоаппарат

1-2 шт.

16

Картографический материал, необходимый для проведения учебных занятий, походов, соревнований по спортивному ориентированию

1 компл.

17

Специальное снаряжение для оборудования дистанции по спортивному ориентированию

Для  15-20 КП

18

Мячи (волейбольный, футбольный, баскетбольный, теннисный большой) для проведения учебных занятий по ОФП

по 2 шт.

19

Секундомер

2-3 шт.

20

Компас спортивный

на каждого участника

21

Рюкзак

на каждого участника

22

Спальный мешок

на каждого участника

23

Коврик походный

на каждого участника

24

Накидка от дождя

на каждого участника

25

Записная книжка (карманная с ручкой или карандашом)

на каждого участника

26

Индивидуальный перевязочный пакет

на каждого участника

27

Планшет для корректировки спортивной карты

на каждого участника

2.3 Показатели и нормативы выполнения программы

    Классификация пешеходных походов и разрядов

     Категория сложности маршрута определяется по наличию локальных препятствий, географического показателя района, автономности маршрута, напряжённости маршрута и др. В зависимости от этого походы подразделяются на:

  • походы выходного дня;
  • походы 1-3 степени сложности — в детско-юношеском туризме;
  • категорийные походы с 1 по 6 категорию сложности (к. с.). Первая категория — самая простая, не требующая специальных знаний; шестая категория — самая сложная и требует специальной и физической подготовки, соответствующего снаряжения.

Классификация пешеходных маршрутов и разрядов

Сложность
маршрута

Протяжённость,
не менее км

Продолжительность,
не менее дней

Разряд, количество походов

3 юн.

2 юн.

1 юн.

3 раз.

2 раз.

1 раз.

КМС

МС(ж)

МС(м)

1 степень сложности

30

3-4

1

2 степень сложности

50

4-6

 

1

3 степень сложности

75

6-8

 

 

1

I категории сложности

100

6

 

 

 

1

II категории сложности

120

8

 

 

 

 

2

III категории сложности

140

10

 

 

 

 

 

2

IV категории сложности

170

13

 

 

 

 

 

2

1

V категории сложности

210

16

 

 

 

 

 

 

1

1

1

VI категории сложности

250

20

 

 

 

 

 

 

 

2

4

Примечание:

  • туристы, достигшие 12-летнего возраста и участвовавшие в течение года в одном или нескольких туристских походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее 75 километров пешком, награждаются значком «Турист России»;
  • юн. — юношеский разряд; раз. — взрослый разряд; КМС — кандидат в мастера спорта; МС — мастер спорта России: ж — женщины, м — мужчины.
  • для прохождения похода каждой категории сложности, участники должны иметь опыт участия в походах предыдущей категории сложности, а руководитель иметь опыт участия в данной категории, и опыт руководства походами предыдущих категорий. Для участия в 1 к.с. нужно иметь опыт участия в походах выходного дня (ПВД)

При освоении программы обучаемые должны достичь следующих показателей:

  • иметь физическую подготовку, достаточную для участия в спортивных туристских походах различных видов туризма (пешеходного, лыжного, водного и др.), до 2-3 категории сложности;
  • развить выносливость для выполнения физических упражнений (передвижение с рюкзаком, бег, физический-труд и т.п.) в неблагоприятных погодных условиях, экстремальных ситуациях. Кроме того, иметь развитое чувство времени, расстояния, направления движения;
  • владеть техникой движения (бега) по закрытой местности с набором различных естественных препятствий, быстро и технично преодолевать эти естественные препятствия, правильно взаимодействуя с другими участниками группы (команды);
  • знать и выполнять технику безопасности при выполнении необходимых физических упражнений, преодолении естественных препятствий;
  • уметь правильно выбрать место и организовать лагерь (ночлег) в полевых условиях в любое время года, выполнить необходимую физическую работу при организации бивака;
  • правильно «читать» спортивную и топографическую карту, быстро получая максимальное количество, уметь определять с различных карт азимут для движения (бега) с учетом поправок и осуществлять передвижение на различной местности и в различных условиях; уметь ориентироваться по местным предметам;
  • знать принципы классификации маршрутов туристских походов различной степени и категории сложности и, исходя из этого, уметь разрабатывать маршруты походов 1-3 степени сложности, подбирать для этих походов необходимое снаряжение и питание;
  • иметь практический опыт выполнения различных обязанностей участниками туристской группы, включая помощника руководителя похода;
  • правильно разрабатывать и реализовывать на практике тактику похода, тактику взаимодействия с соперниками на соревнованиях с учетом меняющихся факторов (погоды, местности, времени дня, психологического фактора и т.п.);
  • уметь правильно подбирать и "подгонять" необходимое личное снаряжение для различных  видов туризма и соревнований по туризму и спортивному ориентированию;
  • осуществлять ремонт личного и общественного туристского снаряжения в домашних и походных условиях;
  • знать и применять на практике противопожарные меры при организации бивака, при нахождении в лесу, уметь применять на практике способы тушения лесного пожара;
  • способствовать охране природы в походе, знать редкие и исчезающие виды растений и животных, знать повадки диких животных и правила поведения при встрече с ними ;
  • знать и соблюдать гигиенические требования при проведении тренировок, соревнований, походов;
  • знать и применять приемы самоконтроля при проведении тренировок, соревнований, походов;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в туристском походе, на соревнованиях, правильно пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом, походной аптечкой;
  • знать и применять на практике способы транспортировки пострадавшего в походе;
  • знать права и соблюдать обязанности участника спортивного туристского похода, знать права и обязанности руководителя похода;
  • принимать активное участие в обсуждении итогов похода, соревнования с целью выявления допущенных ошибок и их исправления, уметь составить отчет о совершенном походе;
  • знать правила соревнований по различным видам туризма и спортивного ориентирования, разрядные нормативы;
  • иметь опыт участия в различных видах туристских соревнований и соревнований по спортивному ориентированию;
  • иметь практический опыт работы в качестве спортивных судей этих соревнований и помощника в постановке дистанции;

владеть в комплексе всеми навыками, предусмотренными программой, отработанными до автоматизма

 

2.4 Список литературы, рекомендуемой для педагогов:

Нормативные документы

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),

2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242

5. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиз-дат,1985.

3. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М., ЦДЮТур РФ, 1994.

4. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. - М., ЦРИБ «Турист», 1989.

5. Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1982.

6. Берман А.Е. Путешествия на лыжах. - М., ФиС, 1968.

7. Бринк И.Ю., Бондарей М.П. Ателье туриста. - М., ФиС, 1990.

8. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ «Турист», 1983.

9. Васильев В.Г. В помощь инструкторам и организаторам туризма. М.: «Профиздат», 1979.

10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

11. Волков В. Н. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.

12. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. - М., ФиС, 1974.

13. Волович В.Г. Академия выживания. - М., ТОЛК, 1996.

14. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. - М., Знание, 1990.

15. Воробьев А. Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

16. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

17. Ганопольскии В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. - М., ЦРИБ «Турист», 1986.

18. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. - М., Издательский дом «Вокруг света», 1994.

19. Григорьев В.Н. Водный туризм. - М., Профиздат, 1990.

20. Захаров ПЛ. Инструктору альпинизма. - М., Фис, 1988.

21. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. -М., ФиС, 1978.

22. Казанцев А.А. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному ориентированию на местности. - М., ЦДЭТС МП РСФСР, 1985.

23. Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. - М.: ЦДЮТур, 1995.

24. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат, 1987.

25. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов ЮА. Туристские слеты и

соревнования. - М., Профиздат, 1984.

26. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

27. Кошельков С. А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

28. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТур, 1997.

29. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о пешеходном туристском путешествии школьников. - М., ЦРИБ «Турист», 1985.

30. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. - М., ЦДЮТур

МО РФ, 1997.

31. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТур, 1997.

32. Ромашова Л.Т., Тухватулин Р.М., Комарова Т.К., Кореневская Г.П., Пирог А.В. Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе: Учебное пособие для преподавателей, методистов, студентов институтов физической культуры, учителей физической культуры общеобразовательных школ. - Смоленск: СГИФК, 1993.

33. Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу. - М.: ЦДЮТур, 1996.

34. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

35. Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

36. Федотов В.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: «Советский спорт», 2002

37. Контроль за физическими качествами: Методические рекомендации. -

Смоленск: СГИФК, 1988.- 19с.

38. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. К приказу министерства образования Российской Федерации.

39. Юные инструкторы туризма. Программа для системы дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК, 2002.

40.        Кварцова Г.Л. Учебно-методическое пособие. Туризм и методика преподавания. Факультет физической культуры и спорта. Тирасполь, 2009.

Перечень интернет-ресурсов

1. www.tssr.ru                                 Федерация спортивного туризма России.

2. www.school-collection.edu.ru        Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 

3. www.minsport.gov.ru                          Министерство спорта РФ.

4. http://www.fizkult-ura.ru                        Методика обучения туризму.        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Воспитательная роль туризма

   Одна из важных воспитательных и развивающих функций туризма - формирование всесторонне развитой гармоничной личности, сознательного гражданина, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Важно и то, что в туристских походах и путешествиях рождаются чувства коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Усваиваются и утверждаются Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива. Общая цель в походе сближает людей разного возраста, способствует новым знакомствам, установлению дружеских отношений. Туризм, как никакой другой вид спортивной деятельности, способствует пониманию прекрасного в природе и в людях, наполняет жизнь духовным содержанием, делает её красивой, помогает лучше познать окружающий мир. В этом проявляется эстетическая функция туризма.  

Во время тренировок и в походных условиях воспитываются волевые качества человека: целеустремлённость, смелость и решительность, терпение, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, дисциплинированность. Комплекс этих качеств составляет важнейшую черту «спортивного характера», проявляет волю к победе в туристских соревнованиях, стремление пройти до конца запланированный маршрут. Это достигается способностью к предельной мобилизации сил, максимальной сосредоточенностью в экстремальных условиях, уверенностью в победе, психологической устойчивостью, умением быстро принимать решения. 
   Целью всей воспитательной работы является формирование общечеловеческих ценностей (отношение к человеку, семье, труду, знаниям, земле, культуре, миру, отечеству).

В начале года выявляются наиболее способные дети, с тем, чтобы в дальнейшем разработать индивидуальную работу с ними, в зависимости от склонностей ребенка. Аналогично ведется работа с ребятами, недостаточно хорошо усваивающими программу.  Более успевающие ребята  помогают отстающим в выполнении заданий, чаще всего такая работа ведется в парах, где работают вместе «сильный» и «слабый».

Проводится работа по выявлению детей из неполных, малообеспеченных и неблагополучных семей и оказанию им помощи при адаптации в коллективе.

В первый год занятий особенно важно воспитать у ребят сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе. Надо, чтобы они поняли на собственном опыте: хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших и умелых туристов. Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» — заповедь учащихся группы спортивного туризма.

                                                               

Психологическая подготовка

        Психологическую подготовку юных спортсменов осуществляет главным образом тренер. Он воздействует в ряде неразрывных взаимосвязанных направлений для создания психологической готовности туриста-спортсмена:

        - к продолжительному тренировочному процессу;

        - к соревновательному процессу;

        - к конкретному соревнованию.

        Психологическая подготовка юных туристов одна из сторон учебно-воспитательного процесса в спортивной школе. Конечной ее целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена, определяющих успех спортивной тренировки и соревнования. Формирование психических качеств спортсмена может быть наиболее эффективным в подростковом и юношеском возрасте. Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную (непосредственная подготовка к конкретному соревнованию, походу и.т.д.).

        Основными задачами общей психологической подготовки считаются:

        - развитие и совершенствование психических функций юных спортсменов, необходимых для успешных занятий избранным видом спортивного туризма;

        - осуществление такой подготовки в процессе тренировок параллельно с технической и тактической подготовкой;

        - формирование у занимающихся интереса к занятиям спортивным туризмом, правильной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических черт характера;

        - вырабатывание эмоциональной устойчивости к различным условиям обитания, тренировки и соревнований;

        - формирование и закрепление соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера под влиянием внешних воздействий, тренера, родителей, психолога и других, как в процессе воспитания, так и самовоспитания.

        Цель психологической подготовки – достижение оптимального приспособления спортсмена и его психики, к физическим, эмоциональным и другим нагрузкам. Важное значение имеет волевая подготовка, она направлена в основном на преодоление возрастающих трудностей как на тренировке, так и на соревнованиях. В процессе психологической подготовки вырабатывается также эмоциональная устойчивость к различным условиям обитания и тренировки, к условиям соревнований. Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояние юных спортсменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявлением силы, подвижности нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и др.)

        Рассматривая вопросы, связанные с волевой подготовкой, важно обратить внимание юных спортсменов на то, что воля не развивается сама по себе, волю надо развивать и закалять с раннего детства, направлено формировать все волевые качества, особенно те, которые определяют успех в избранном виде спорта, постоянно заниматься самовоспитанием воли.

Восстановительные средства и мероприятия

        Неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса являются восстановительные мероприятия. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Педагогические средства восстановления являются основными, потому что нерациональное планирование тренировки невозможно восполнить воздействием любых психологических и медико-биологических средств. Здесь главными средствами восстановления должны быть специально-подобранные подвижные игры, эстафеты, скоростные и силовые упражнения, выполняемые в игровой или соревновательной форме.  К психологическим средствам восстановления относятся: аутогенная тренировка, психопрофилактика, мышечная релаксация, сон, отдых, исключение отрицательных эмоций. Применение этих средств позволит снизить уровень нервно-психического напряжения и уменьшить психическое утомление. Методика самовнушения, благодаря которой спортсмен расслабляет мускулатуру, регулирует деятельность вегетативной нервной системы.  Психологические средства восстановления применяются в учебно-тренировочных группах.  В группах СОГ или начальной подготовки психологическое восстановление достигается построением занятий в игровой форме или частой сменой разнообразных упражнений.

Медико-биологический контроль

    Медико-биологические средства восстановления включают: рациональное питание, витаминизацию, разновидности массажа, физиотерапию, курортотерапию и фармакологические средства. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья ребенка, уровня его подготовленности, влияния внешней среды. При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях. В связи с этим выбор восстановительных средств, в том или ином случае должен быть индивидуальным для каждого ребенка. Главным средством восстановления и повышения работоспособности спортсменов является питание. Его значение трудно переоценить еще и потому, что период пребывания в ДЮСШ совпадает с формированием всех органов и систем растущего организма детей, подростков, юношей. Между тем, как показывает практика, проблеме питания зачастую не уделяется должного внимания ни самими занимающимися, ни тренерами.

    Питание выполняет в организме энергетическую и пластическую функции. Энергетическая функция питания заключается в том, что при окислении кислородом содержащихся в пище жиров и углеводов выделяется энергия, используемая для мышечной деятельности. Пластическая функция состоит в использовании поступающих с пищей белков для построения и восстановления мышц, сухожилий и других тканей, которые разрушаются в процессе работы. Особое значение продукты, содержащие белковые вещества, необходимые для пластических целей, имеют в период роста. Расход энергии спортсменов, а, следовательно, и калорийность необходимого питания зависят от величины выполненной нагрузки, возраста, нервно-психического состояния, условий погоды и многих других факторов. Большое значение имеет правильный и строго соблюдаемый режим питания. Это обеспечивает оптимальное распределение приемов пищи в течение дня и ее быстрое и хорошее усвоение. На ряду с питанием в практике работы с целью восстановления широко используются и различные виды массажа; сауна, душ, ванны.

Инструкторская и судейская практика

     Привитие инструкторских и судейских навыков необходимо начинать с первого года обучения. Используя для этого практические занятия, семинары, беседы, самостоятельное изучение литературы. На первом году обучения занимающиеся должны уметь построить группу, отдать рапорт преподавателю, знать и уметь выполнять специальные упражнения, знать места расположения КП на маршрутах, отметок для пробегания различных отрезков, соблюдать порядок движения на маршрутах, технику безопасности в походах.

    На втором году обучения у занимающихся должно быть сформировано в общих чертах представление о технике различных видов туризма. В группе постоянно необходимо создавать такую обстановку, при которой выявлять и исправлять ошибки в специальных упражнениях, практических занятиях будут не только тренер, но и сами занимающиеся. В ходе тренировочных занятий, давая старты и отмашку спортсмены приобретают навыки, необходимые стартеру и судье на финише. На третьем году обучения в учебно-тренировочных группах занимающиеся должны периодически привлекаться тренером в качестве помощников при проведении разминки и основной части тренировки со спортсменами более младшего возраста.

   Определенная помощь тренеру ими может быть оказана и при проведении тестирования новичков во время отбора в группы начальной подготовки, а также при сдаче контрольных нормативов у своих товарищей. По ходу тренировочных занятий, на семинарах, по итогам участия в соревнованиях спортсмены продолжают изучение правил соревнований по спортивному туризму. Большое значение для формирования инструкторских и судейских навыков в этот период имеет участие в организации и проведении туристических слетов школьников в качестве судьи. На четвертых и последующих годах обучения в учебно-тренировочных группах спортсмены должны уметь подбирать комплексы упражнений для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера.

   Правильно демонстрировать технику вязания различных видов узлов, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими занимающимися, помогать тренеру в работе с младшими возрастными группами. Они обязаны знать правила соревнований по спортивному туризму, функции судей, уметь вести протокол соревнований. В этих функциях учащимся необходимо набраться опыта судейства на соревнованиях школьников района, первенства ДЮСШ, в результате чего ими выполняются требования для присвоения звания инструктора и судьи по спорту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой работе "Театр моды "Вдохновение"

Программа разработана на основе примерной программы основного общего и дополнительного образования и в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов общего и дополнительного образо...

Программа по кружковой работе для основной школы

программа "Живопись, цвет, композиция"...

Рабочая программа по кружковой работе "История костюма эпохи Возрождения и Средневековья".

Рабочая программа « История костюма эпохи Средневековья и Возрождения» представляет собойуглублённое изучение костюмов двух исторических эпох- Средневековья и Возрождения.Целью учебного проекта я...

Рабочая программа внеурочной (кружковой) деятельности

Информация по внеурочной деятельности - программа кружка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой работе Мастерица на 2018 – 2019 учебный год

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка,...