Рабочая программа внеурочной (кружковой) деятельности
рабочая программа по алгебре на тему

Информация по внеурочной деятельности - программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_matematike.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И.Чебодаева.

РАССМОТРЕНО                                       СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО                                       зам. директора по ВР                                   директор школы

Протокол № ______                                                ______.                                                  ______.                                                                   

От «   » августа  2013г.                         «___»__________2013г                            «___»__________2013г

 

Программа внеурочной деятельности

Кружок «Занимательная математика»

(для обучающихся 5 классов с повышенной  мотивацией к учению)

                     

Составитель:        Чебодаева Галина Петровна – учитель математики

с. АСКИЗ

2013 год

Пояснительная записка

Математика занимает особое место в образовании человека,  что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

Цель программы–    способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.

Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

 

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. 

Программа  кружка    рассчитана на один год  обучения (34 занятия в течение учебного года).

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся. 


Характеристика курса

Особенности возрастной группы детей, принимающих участие в реализации программы.

Данная программа занятий предназначена для всех обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.

Группа сформирована из 10 учеников 5а класса. Группа обучающихся формируется по желанию детей.

Психологические особенности обучающихся 5 класса: дети данного возраста весьма подвижны и предпочитают активную деятельность, открыты и проявляют интерес к новому. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.

Уровень результатов работы по программе.

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате занятий в кружке учащиеся должны

Знать:

-          старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

-          названия больших чисел;

-          свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

-          приёмы быстрого счёта;

-          методы решения логических задач;

-          свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

-          понятие графа;

-          понятие софизма.

Уметь:

-          читать и записывать римские числа;

-          читать и записывать большие числа;

-          пользоваться приёмами быстрого счёта;

-          решать текстовые  задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

-          использовать различные приёмы при решении логических задач;

-          решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

-          решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

-          выполнять проектные работы. 

В ходе решения задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

1) Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2) Целеполагать (ставить и удерживать цели);

3)Планировать (составлять план своей деятельности);

4)Моделировать (представлять способ действия в виде модели схемы, выделяя все существенное и главное);

5)Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

6)Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

        Личностными результатами        

является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы)

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя  и самостоятельно.

-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки ( на основе продуктивных заданий).

-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Межпредметные связи на занятиях:

С уроками информатики: поиск информации в интернете, создание презентаций;

С уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта;

С уроками изо: оформление творческих работ, моделей при защите проектов;

Формы и методы организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Методы проведения  занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

Методы контроля: презентация, тестирование.

Технологии, методики:

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-поисковая деятельность;

-информационно-коммуникативные технологии;

-здоровье - сберегающие технологии;

Планируемые результаты освоения программы курса

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном мире.

Организация на уроке парно- групповой работы

Метапредметные результаты

Регуля-тивные

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познава-тельные

-умения учиться; навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Расширить поиск информации за счет библиотек и Интернета

Коммуни-кативные

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

-умение координировать свои усилия с усилиями других;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

-с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру;

Учебно-тематический план

 

 

Раздел

 

 

Тема

 

Кол-во занятий

сроки проведения

по плану

фактически

1

 

 

Занимательная арифметика

 

Тема!.Запись цифр и чисел у других народов

1

 

 

Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки

2

 

 

Тема3.  Приёмы  быстрого счёта

2

 

 

2

Занимательные задачи

 

Тема 1. Магические квадраты

1

 

 

Тема 2.Математические фокусы

2

 

 

Тема 3.Математические ребусы

2

 

 

Тема 4. Софизмы

1

 

 

Тема 5.Задачи с числами

1

 

 

Тема 6.Задачи шутки

1

 

 

Тема 7.Старинные задачи

1

 

 

3

Логические задачи

 

Тема 1.Задачи, решаемые с конца

1

 

 

Тема 2.Круги Эйлера

2

 

 

Тема 3.Простейшие графы

2

 

 

Тема 4.Задачи на переливания

2

 

 

Тема 5.Задачи на взвешивания

2

 

 

Тема 6.Задачи на движение

2

 

 

4

Геометрические задачи

 

Тема 1.Задачи на разрезание 

1

 

 

Тема 2.Задачи со спичками

1

 

 

Тема 3.  Геометрические головоломки

1

 

 

5

Проекты

Тема 1.Проектные работы.

3

 

 

6

Решение задач по всему курсу

 

Тема 1.Решение задач

2

 

 

Тема 2.Составление  и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

1

 

 

 

 

ИТОГО:

34

 

 

 

Краткое содержание разделов

I. Занимательная арифметика

Тема 1.Запись цифр и чисел у других народов

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация.

Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки

Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Тема3.  Упражнения на быстрый счёт

Некоторые приёмы быстрого счёта.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Умножение и деление на 25,75,50,125.

Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

Умножение чисел, близких к 100.

Умножение на число, близкое к 1000.

Умножение на 101,1001 и т.д. 

II. Занимательные задачи

Тема 1 . Магические квадраты.

Отгадывание и составление магических квадратов.

Тема 2.Математические фокусы.

Математические фокусы с «угадыванием чисел».  Примеры математических фокусов.

Тема 3.Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

Тема 4. Софизмы.

Понятие софизма. Примеры софизмов.

Тема 5.Задачи с числами 

Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.

Тема 6.Задачи – шутки 

Решение  шуточных задач в форме загадок. 

III. Логические задачи

Тема 1.Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых  задач методом «с конца».

Тема 2.Круги Эйлера. 

Решение задач с использованием кругов Эйлера. 

Тема 3.Простейшие графы 

Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы. 

Тема 4.Задачи на переливания.

Решение текстовых задач на переливание.

Тема 5.  Взвешивания.

Решение задач  на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.

Тема 6.  Задачи на движение.

Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление,  движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.

Тема 7.Старинные задачи

Решение занимательных старинных задач и задач-сказок. 

IV. Геометрические задачи

Тема 1.Задачи на разрезания.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Тема 2. Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками.

Тема 3.Геометрические головоломки.

«Танграм».

V. Проекты

Тема 1.Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:

·         Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.

·         Софизмы и парадоксы.

·         Математические фокусы.

·         Математика и искусство.

·         Математика и музыка.

·         Лабиринты.

·         Палиндромы.

·          Четыре действия математики.

·         Древние меры длины.

·         Возникновение чисел.

·          Счёты.

·          Старинные русские меры.

·          Магические квадраты.

·         Свои темы проектов.

Для реализации программы кружка необходимо:

Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Учебный кабинет,  учебные столы,  стулья, компьютеры,  принтер,  сканер,  проектор,   классная доска,  мел.

-Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет

Литература

1.И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин, «За страницами учебника математики», Москва, Просвещение, 1989.

2.Журнал «Математика в школе» 2000-2009.

3.Н.П.Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 кл., Москва, просвещение, 1986.

4.А.В.Фарков. Математические кружки в школе, 5-8 кл., Москва, Айрис-пресс, 2002.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочная проектная деятельность Азбука общения

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя чер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...