Артбол
рабочая программа по физкультуре

Артбол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artbol.docx147.33 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК»

Правила подвижной игры

«АРТБОЛ»

2020 г.

История артековской игры «Артбол»

     Эта игра действительно родилась в «Артеке» в первые послевоенные годы. Игру привёз вожатый из Ленинграда (Санкт-Петербург) Юрий Юркан. Летом 1946 года, вместе с инструктором по спорту Геннадием Ишкиным, они подготовили и провели первую спартакиаду среди старших мальчиков. В 1947 году была проведена спартакиада среди девочек лагерей «Суук-Су» (ныне «Лазурный») и «Колхозная молодежь» (ныне «Кипарисный»). На протяжении всех последующих лет уточнялись и совершенствовались правила игры. С 1956 года игра «снайпер» вошла в программу спартакиад «Артека». 23 сентября 1961 года на костровой лагеря «Морского» впервые разыгрался Кубок Космонавтов по «снайперу» в присутствии Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова, которые были почетными судьями этих соревнований.

     Эта игра самая любимая, самая популярная, самая доступная для всех артековцев, потому что не требует от участников специальной подготовки.

     Артековцы регулярно каждую смену проводят соревнования по «артболу» на первенство своего лагеря. А самые достойные представляют свои детские лагеря на общеартековских соревнованиях.

     Ежегодно 12 апреля в Артеке разыгрывается Кубок Космонавтов по «артболу». В 1996 году артековцами было принято решение учредить второй кубок им З.П. Соловьёва и разыгрывать его ежегодно 16 июня в день рождения «Артека».

     Первыми победителями кубка космонавтов и кубка им З.П. Соловьёва являются детские лагеря «Лазурный» и «Морской».

https://sun9-49.userapi.com/c855416/v855416724/1785dc/hFe2fpnPfGU.jpg

Правила игры

Площадка и игровые зоны

Игровое поле для игры в «артбол» включает игровую площадку и игровую (свободную) зону за пределами площадки. Игровая площадка представляет собой прямоугольник размерами 18 х 9 м, окруженный со всех сторон свободной зоной. Игровая поверхность должна быть плоской, горизонтальной и однообразной. Она не должна представлять никакой опасности травмирования игроков. Запрещено играть на неровных или скользких поверхностях.

Ограничительные линии. Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии не входят в размеры игровой площадки и игровой (свободной) зоны. Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9 х 9 м каждая, ширина этой линии не принадлежит ни одной из команд. «Капитанская линия»– это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Она может быть ограничена по бокам короткими линиями позади лицевой линии, как продолжение боковых линий. Короткие линии или визуальное продолжение боковых линий не являются зоной «капитанской линии». По глубине зона простирается до конца свободной зоны.

Участники

На игры каждая команда может иметь состав 10 игроков (8 основных и 2 запасных), команда, выставляющая менее 6 игроков, к играм не допускается. Все игроки команды должны быть допущены к соревнованиям медицинским персоналом лагеря. Игроки могут носить линзы на свой собственный риск. Играть в очках запрещается.

Капитан, тренер или представитель команды отвечают за поведение и дисциплину игроков их команды.

Капитан.

В каждой команде определяется капитан, который должен иметь отличительную от других игроков команды футболку, кепку или капитанскую повязку.

Когда мяч находится вне игры, капитану разрешено обращаться к судьям: спрашивать разъяснение применения или интерпретации Правил и представлять просьбы или вопросы своих партнеров, а в отсутствие тренера или представителя команды, запрашивать тайм – ауты и замены.

Тренер или представитель команды.

На протяжении матча тренер или представитель команды руководит игрой своей команды, находясь за пределами игровой площадки. Запрашивает, у старшего судьи, во время владения мячом своей команды, тайм-ауты и замены игроков во время остановки игры (команде разрешается по 2 тайм - аута в каждой партии, а замены игроков не ограничены). Может давать инструкции игрокам стоя или двигаясь в пределах свободной зоны не менее 1 метра от боковой линии (за судьёй) или на трибунах, не мешая проведению встречи.

Игровой формат

Основная задача игроков команды состоит в том, чтобы при каждой атаке попасть мячом в игрока противоположной команды или выполнить точную передачу (пас) мяча своим игрокам, находящимся на площадке или «капитанской линии». Побеждает команда, которая быстрее «выбьет» всех игроков на площадке противоположной команды. Количество сыгранных партий обговаривается заранее между командами, а на официальных соревнованиях определяется положением о соревнованиях. Перерывы между партиями 3-5 минут. Партии могут проводиться и на время (10 - 15 мин.), в этом случае побеждает команда, которая в установленное время «выбьет» большее количество игроков противоположной команды.

В конце каждой партии идет построение команд, судья сообщает результат и команды уходят на перерыв. После перерыва происходит смена площадок, а игру начинает команда, которая не начинала ее в первой партии. Если вторая партия закончилась со счетом 1:1, то назначается третья решающая партия, в которой снова проводится розыгрыш мяча и площадки между капитанами.

Победителем игры является команда, которая выиграла две партии.

Рис 1. Расположение игроков команд на игровом поле

Начало игры

- встреча начинается с построения команд на «капитанской линии» и приветствия;

- между капитанами команд судья разыгрывает мяч и площадку (мяч и площадка разыгрывается и в третьей партии);

- игра начинается после свистка судьи с перекидки мяча с «капитанской линии» капитаном команды на игровую площадку игрокам своей команды;

- бросок в игроков команды соперника производится после одной обязательной перекидки.

Действия капитана

- после первого выбитого игрока в своей команде, капитан обязан зайти на свою игровую площадку, уступив свое место «выбитым» игрокам;

- в случае, когда на позиции капитана не остается игроков, капитан снова возвращается на свое место, независимо от того, «выбит» он или нет;

- капитан команды также имеет право «выбивать» соперников, как с «капитанской линии», так и с площадки;

Действия игроков и команд:

- перед началом игры игроки, в свободном порядке, располагаются на своих площадках (рис.1);

- игроки могут свободно перемещаться и находиться в любой точке своей игровой площадки;

- во время игры в пределах своей площадки игроки могут завладеть мячом: поймать летящий мяч, словить мяч, отскочивший от пола, а также задержать катящийся мяч;

- игроки могут передавать мяч игрокам своей команды для атаки или передачи мяча на «капитанскую линию» но не более двух раз;

- игрок считается «выбитым» если мяч, после броска соперника, по воздуху коснулся его и упал на площадку, а также когда мяч после касания игрока покинул пределы игровой площадки. Если мяч коснулся сразу нескольких игроков, упал на площадку или покинул его пределы, то все они считаются «выбитыми». В этом случае после короткого свистка и жеста судьи, игрок или игроки покидают площадку, не нарушая границ игрового поля соперников, и продолжают игру на «капитанской линии»;

- если мяч коснулся игрока, а затем, не коснувшись земли, был пойман его товарищем по команде, то игрок остается на площадке;

- игрок, выбивший соперника с «капитанской линии», получает право вернуться на игровую площадку, что и должен сделать без промедления (в течении трех бросков противника), не нарушая границ игровой площадки соперника;

Нарушениями правил являются:

- невыполнение первой перекидки капитаном команды в начале каждой партии;

- (перехват) первой перекидки игроками противоположной команды в начале каждой партии;

- выполнение более двух перекидок игроками команд;

- овладение мячом на чужом игровом поле;

- выхватывание мяча из рук игрока противоположной команды, находящегося возле средней или «капитанской линии»;

- игрок, находящейся на «капитанской линии», выполнил атаку или передачу с угла площадки, наступив или заступив за пределы боковых ограничительных линий;

- игрок, находящейся на игровой площадке во время броска или перекидки, наступил или заступил за среднюю линию;

- если игрок, поймав мяч, заступил или наступил на ограничительную линию площадки;

- если игрок, после того как выбил игрока соперника, продолжает играть на «капитанской линии»;

- во время игры умышленно задерживается мяч;

- если игрок умышленно выбивает мяч ногой на «капитанскую линию» игрокам своей команды (допускается остановка мяча ногой);

- если игрок без фиксации рукой (руками) бьёт мяч на «капитанскую линию» своей команды или выбивает игрока противоположной команды;

- если игрок команды владеющей мячом, вышел за ограничительные пределы зоны «капитанской линии». В случаи, когда мяч находится за пределами зоны «капитанской линии» игрок должен взять мяч и вернуться с ним на капитанскую линию», после чего продолжить игру;

При всех выше указанных нарушениях – мяч передается на «капитанскую линию» команды соперника и игра возобновляется по сигналу судьи с перекидки мяча с «капитанской линии» на игровую площадку игрокам своей команды!

Нарушения правил, при которых игрок покидает игровую площадку и считается «выбитым»:

- во время игры без разрешения судьи покидает пределы игровой площадки;

- если игрок, уклоняясь от мяча, или передвигаясь по и площадке заступил (наступил) на линию;

- если игрок после того как выбил соперника с «капитанской линии» не зашёл на свою игровую площадку в течении трех бросков противника;

- если игрок, поймав мяч, вышел с мячом за пределы площадки, то мяч отдаётся команде противника, а игрок отправляется на «капитанскую линию»;

Мяч считается в игре:

- когда между игроками осуществляются любые действия с мячом (перекидки, броски, ловля, передача) в пределах игрового поля;

- если мяч выходит за пределы площадки команды могут овладеть им на свободной игровой зоне со стороны «капитанской линии» до визуального продолжения оси средней линии, как указанно на рис. 2.

Игровая зона команды                                      Игровая зона команды            

Рис.2 Игровая территория команд за пределами поля

Мяч вне игры:

- считается в любом случае, когда игра остановлена судьей.

Порядок замены игроков:

- замена производится тренером, представителем команды или капитаном с разрешения судьи в момент, когда команда владеет мячом и только на «капитанской линии»;

- замена игрока, на игровой площадке, в случае его травмы, производится на игрока из числа запасных на «капитанской линии» с разрешения судьи;

- замена последнего игрока, оставшегося на игровой площадке, в случае его травмы, производится на игрока из числа запасных. В случае отсутствия запасного игрока команде в партии засчитывается поражение.

Действия судей на площадке:

- соревнование обслуживают двое судей, которые должны распределить между собой стороны площадки во время игры;

- перед началом игры проверяют площадку и мяч;

- приглашают команды для встречи;

- проверяют количество игроков, возраст в соответствии с положением о соревнованиях;

- проверяют форму одежды и обувь игроков, которая должна быть спортивной и иметь опрятный вид, в случае отсутствия спортивной формы или обуви, судьи имеют право не допустить команду или игрока к соревнованиям;

- проверяют и устраняют наличие травмо - опасных предметов у игроков (булавки, значки, серьги, часы и т.п.), которые в ходе игры могут стать причиной травмы;

- проводят розыгрыш мяча и площадки с капитанами команд;

- следят за точным соблюдением правил игры, в случае нарушения останавливают игру;

- перемещаются во время игры и выбирают оптимальное расположение для лучшей оценки игровой ситуации;

- при спорном моменте, после остановки игры, разыгрывают мяч между капитанами команд;

- по просьбе тренера, представителя команды или капитана, во время остановки игры, предоставляют возможность замены игроков;

- разрешают покидать площадку игрокам по их просьбе или в случае травмы;

- в случае, когда мяч попадает на площадку от постороннего предмета, останавливают игру и передают мяч команде, которая владела мячом;

- через каждую минуту игрового времени дают технический перерыв (1 мин.) последнему, оставшемуся в поле игроку, не владеющему мячом, для восстановления сил и отдыха;

- при возникновении ситуации «опасная игра» (когда игрок с близкого расстояния мяч попадает в голову противнику), останавливают игру, делают замечание игроку, нарушившему правило, дают технический перерыв для выяснения состояния игрока;

- предупреждают и удаляют за недисциплинированное поведение (сквернословие, нецензурные выражения, угрозы и т.д.) игрока команды до конца партии, без права замены, с передачей мяча игрокам соперника;

- в случае нарушения правил запасными игроками, тренером или представителем команды, которые должны находиться в специально отведённых местах, останавливают встречу, просят занять свои места, при повторном нарушении дают предупреждение команде, с передачей мяча игрокам соперника;

- за неэтичное поведение (сквернословие, нецензурные выражения, угрозы и т.д.) тренера или представителя команды по отношению к судьям, игрокам, представителям других команд, удаляют тренера или представителя команды на трибуны до конца игры;

- по окончании каждой партии сообщают результат, а по окончании встречи – победителя;

- имеют право на технический перерыв.

 Окончание партии, игры:

- команда, которая выбила всех игроков соперник с игровой площадки, считается победившей в партии;

- команда, которая выиграла две партии, объявляется победителем игры;

- команды выстраиваются на «капитанских линиях», благодарят друг друга за игру и обмениваются рукопожатиями.