ПК. 3.3
учебно-методический материал по физкультуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра физического воспитания
Богдановский Илья Анатольевич
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВАМ БАСКЕТБОЛА
РЕФЕРАТ
Реферат защищен с оценкой «____» (____________) «_____» _____________ 2021 года Участие в Конкурсе рефератов: Рекомендован _________________ подпись руководителя Не рекомендован ______________ подпись руководителя | Специальность: : 49.02.01 Преподавание физической культуры Курс: 2, группа: 29 Руководитель: Камалова Е.А. |
г. Челябинск, 2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 5 | |
1.1 Морфологические и психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста | 5 | |
1.2 История создания баскетбола | 11 | |
1.3 Баскетбол как средство совершенствования выносливости | 13 | |
1.4 Выносливость как физическое качество | 15 | |
Выводы по 1 главе | 19 | |
Заключение | 20 | |
Список использованных источников | 21 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью направить физическое воспитание на достижение оздоровительных целей, а также потребностью усовершенствования методики комплексного развития общей физической выносливости посредствам баскетбола.
Физическая культура как составная часть общей культуры является обязательной учебной дисциплиной. Оздоровительные, образовательные и воспитательные функции физической культуры наиболее полно реализуются в целенаправленном физическом воспитании.
Воспитание физических качеств занимает одно из ведущих мест в теории и практике спортивной тренировки. Существуют различные взгляды практиков и исследователей на методику воспитания физических качеств. Рациональная методика развития физических качеств в детском и юношеском и юниорском возрасте может являться надежной базой для дальнейшей специализации с целью достижения высоких результатов в избранном виде спорта.
Выносливость - это способность человека успешно выполнять целенаправленные действия, в условиях естественного психофизиологического утомления.
В сравнении с другими физическими качествами, например, силой и быстротой выносливость более многокомпонентное качество. Кроме общей (базовой) выделяют обычно силовую выносливость, скоростную выносливость, координационную, кроме того изучают выносливость локальных мышечных групп. Все проявления выносливости зависят от согласованности в работе большинства органов и систем организма. Выносливый организм должен располагать возможностями ресинтеза энергии различных типов, иметь способность тратить эти ресурсы так, чтобы их хватило на покрытие как можно большего количества целенаправленной физической работы без серьезного ущерба для базовой жизнедеятельности.
Каждый ученик, который осознает необходимость физических упражнений, выбирает для себя вид спорта, наиболее для него подходящий.
3
И довольно большой процент учеников выбирает именно баскетбол. Поэтому обоснование эффективности применения баскетбола как средства развития выносливости и психофизиологических способностей учеников является актуальным для совершенствования средств и методов физического воспитания учеников.
Цель работы: рассмотреть вопросы, связанные с усовершенствованием выносливости у обучающихся старших классов по средствам баскетбола.
Задачи работы:
- Изучить морфологические и психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста
- Узнать и изучить историю создание баскетбола.
- Баскетбол как средство совершенствования выносливости
- Рассмотреть выносливость как физическое качество
В работе использованы теоретические методы исследования: поиск, отбор информации, анализ, выделение главного, синтез, структурирование, систематизация, обобщение.
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Морфологические и психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста
Подростковый возраст - один из основных этапов в жизни человека на пути к полному расцвету его сил, когда совершенствуются физические и функциональные возможности, происходит становление личности и характера. Этот период длится в среднем с 12 до 16 лет.
Приступая к тренировкам, необходимо учитывать, что современные подростки по своему физическому развитию существенно превосходят своих сверстников 80 - 90-х годов. Как известно, это явление было названо акселерацией, под которой понимают главным образом ускоренное физическое развитие и более раннее половое созревание.
До сих пор ученые не могут однозначно объяснить причину возникновения акселерации. Объясняют ускоренное физическое развитие детей и подростков значительным улучшением в нашей стране социальногигиенических условий жизни, быта, питания, медицинского обслуживания населения. Это явилось одной из причин того, что за последние годы высокие спортивные результаты стали достоянием более молодых спортсменов.
Костная система. После рождения человека и в среднем до 24-30 лет происходит окостенение скелета. Вместе с мышцами скелет составляет опорно – двигательный аппарат. Кости выполняют в нем роль рычагов, которые перемещаются в результате сокращения мышц. В скелете человека различают скелет туловища, скелет верхних конечностей и скелет головы.
Окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков заканчивается к 20 годам, крестцовых - к 25, копчиковых-к 30 годам. Наиболее быстрый рост позвоночника в длину отмечается на первом году жизни. Затем этот рост замедляется и снова ускоряется у мальчиков с 9 до 14 лет, потом опять замедляется в большей степени с 14 до 20 лет. К концу периода полового созревания рост позвоночника в длину почти заканчивается. Длина позвоночника составляет приблизительно 40% длины тела.
5
Позвоночник после рождения приобретает четыре физиологических изгиба. С возрастом эти изгибы увеличиваются. У взрослых первый изгиб позвоночника (шейный) - умеренный лордоз, второй изгиб - сильный грудной кифоз, третий - сильный поясничный лордоз и четвертый - сильный крестцово - копчиковый кифоз. У юных баскетболистов при правильном физическом развитии эти изгибы не имеют патологических изменений. Но если юный спортсмен неправильно выполняет упражнение или длительное время поддерживает неестественную позу, то у него может произойти ненормальное изменение изгибов позвоночника.
Если у подростка обнаружен грудной сколиоз, его необходимо направить к врачу для прохождения лечебной гимнастики. Различные спортивные упражнения, ходьба с соблюдением правильной осанки, развитие мышц спины способствуют исправлению некоторых форм сколиоза.
Стопа человека образует свод, который опирается на бугор пяточной кости и на головки плюсневых костей. Развитие мышц ног способствует формированию полноценной стопы. Согласно данным ряда специалистов, при длительном стоянии, переноске больших тяжестей и при ношении узкой обуви в подростковом возрасте развивается плоскостопие.
Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте происходит интенсивное окостенение скелета, однако полное завершение этого процесса наблюдается уже в зрелом возрасте. На развитие скелета значительное влияние оказывают питание и гигиенические условия, как в быту, так и на тренировке.
Мышечная система. При подготовке юных баскетболистов особое внимание нужно уделять гармоничному развитию мышечной системы. Мышцы представляют собой активную часть опорно - двигательного аппарата. Благодаря их сокращению человек способен выполнять разнообразнейшие движения в окружающем пространстве.
К 15-16 годам заканчивается в основном развитие мышечной ткани. Она становится такой же, как у взрослых. Это является благоприятным фактором для выполнения тяжелоатлетических упражнений в подростковом
6
возрасте.
В то же время сухожилия у подростков развиты слабее, чем у взрослых спортсменов, что важно учитывать при дозировании тренировочной нагрузки с отягощениями. Включение в тренировку юных спортсменов различных акробатических и гимнастических упражнений, спортивных игр и т. д. способствует более эффективному развитию сухожилий.
Скелетные мышцы, являясь активным двигателем тела, выполняют динамическую и статическую работу. Первая характеризуется перемещением тела в пространстве или частей тела относительно друг друга.
Наряду с динамической работой мышцы выполняют и статическую работу - постоянно удерживают части тела в определенном положении друг относительно друга.
При разработке оптимальной нагрузки в напряжениях надо учитывать особенности работы мышечной системы. Динамические и статические мышечные напряжения дополняют друг друга: статически работающие мышцы обеспечивают исходное положение тела (например, стартовое положение баскетболиста), на базе которого выполняется динамическая работа; с другой стороны, переход из одного положения в другое происходит в результате движений, т. е. посредством динамической работы. Таким образом, качество выполнения физических упражнений будет тем лучше, чем эффективнее будут использованы в спортивной тренировке оба вида мышечной деятельности. В связи с этим уже в начальной подготовке юных спортсменов необходимо применение упражнений не только динамического, но и статического характера. Это обеспечит создание хорошей базы для роста спортивных результатов.
Мышечная деятельность человека оказывает существенное влияние на вегетативные функции. В свою очередь, деятельность внутренних органов рефлекторно влияет на функциональное состояние скелетной мускулатуры. Следовательно, двигательные и вегетативные функции тесно взаимосвязаны. Спортивная тренировка способствует совершенствованию физических качеств, а это приводит к совершенствованию вегетативных функций, что проявляется в увеличении доставки питательных веществ и кислорода к
7
мышцам, в увеличении легочной вентиляции во время работы и т. д.
Активная мышечная деятельность в подростковом возрасте, связанная с развитием координационных способностей, оказывает благоприятное влияние на совершенствование вегетативных функций.
Сердечно - сосудистая и дыхательная системы. Как известно, от рождения и до 16 лет сердце человека увеличивается более чем в 10 раз, причем рост размеров сердца идет неравномерно в разные периоды жизни. Наиболее интенсивный прирост наблюдается на первом году жизни и в период от 13 до 16 лет. Так, за время полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза, в то время как масса тела за этот же период - в 1,5 раза. Быстрый рост размеров сердца приводит к тому, что его
объем не соответствует просвету сосудов, не достигающих в подростковом периоде анатомической зрелости. Такое несоответствие служит одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. Поэтому высокое кровяное давление у некоторых школьников 13 - 14-летнего возраста не обязательно является признаком неблагоприятного состояния сердечно - сосудистой системы.
Объем сердца у 10-летиего мальчика составляет 130 см3, а у 13-летнего подростка - 443 см3 . У подростков 13 - 14 лет нередко наблюдается юношеская гипертрофия сердца (т. е. увеличение объема сердца).
Например, при гипертрофии поперечник сердца у подростков может достигнуть 12,4 см. Как правило, юные спортсмены с такой формой сердца имеют хорошее физическое развитие.
Процесс полового созревания у них не отличается от такового у сверстников с нормально развитым сердцем, а иногда обгоняет его. Такие подростки не предъявляют жалоб на работу сердца. Артериальное кровяное давление у них нормальное, но в отдельных случаях может наблюдаться подъем систолического давления до 130-140 мм рт. ст. Юношеская гипертрофия - обратимый процесс. При хорошей функциональной приспособляемости сердечно - сосудистой системы нет оснований для каких - либо ограничений в занятиях баскетболом. Вместе с тем за подростками с
8
гипертрофией сердца рекомендуется установить специальный врачебно - педагогический контроль.
Противоположностью юношеской гипертрофии сердца является малое сердце, нередко сочетающееся с астенической конституцией, т. е. высоким ростом, большим разрывом в показателях роста и веса тела, узкой грудной клеткой, длинными конечностями. Такое сердце отличается малым размером, срединным расположением в грудной клетке, уменьшенным поперечником. Подростки с малым сердцем нередко предъявляют жалобы на быструю утомляемость, головную боль, головокружение, сердцебиение, одышку при физической работе умеренной интенсивности. Такие подростки не допускаются к занятиям в секции баскетбола без специального разрешения врача детской поликлиники.
При работе с юными спортсменами необходимо обращать внимание на ритм сердца. Частота сердцебиений менее 60 в 1 мин свидетельствует о том, что у подростка развивается брадикардия (снижение частоты пульса), которая не всегда зависит в этом возрасте от занятий спортом. Исследования брадикардии в подростковом возрасте показали, что она не обязательно является признаком отрицательной работы сердца. Обычно такие подростки занимаются спортом наравне со всеми под наблюдением врача. Противоположное брадикардии состояние сердца - так называемая синусовая тахикардия, т. е. учащение ритма сердца в состоянии покоя. На развитие тахикардии может указывать частота сердцебиений в покое, превышающая 80 ударов в 1 мин (уд/мнн). В некоторых случаях она достигает у подростков в покое 100-120 уд/мин. Причиной тахикардии могут быть приобретенные и врожденные пороки сердца, малое сердце. Подростки с тахикардией должны находиться под специальным врачебным наблюдением.
У нормально развитых 13 – 14 - летних подростков частота пульса в покое составляет в среднем 70 - 78 уд/мин. Во время максимальной работы она достигает 200 уд/мин. Систолическое давление у них равно в среднем
107,5 - 110 мм рт. ст., а диастолическое – 58 - 67 мм рт. ст. Систолический объем крови в покое составляет у подростков в среднем 58 - 60 мл, а
9
минутный объем - 3,2 - 3,8 л. По данным Г. И. Марковской, во время напряженной мышечной работы у 13 – 16 - летних подростков систолический объем крови увеличивается до 112 - 116 мл, а минутный объем - до 21 - 22 л.
При занятиях спортом большие требования предъявляются к дыхательной системе, которая обеспечивает повышенный приток кислорода к тканям и органам. Так, если жизненная емкость легких у нетренированных подростков составляет в среднем 2 - 2,5 л, то после годичной тренировки эта величина у 14 - 15-летних спортсменов достигает 3,5 л. Частота дыхания с возрастом уменьшается и в 14 - 15 лет составляет в среднем 18 - 20 в 1 мин.
Высшая нервная деятельность. Развитие организма происходит при постоянной адаптации его к воздействию внешней среды, выработке необходимых приспособительных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование всех органов и систем человека. На этой основе физиологические изменения, связанные, например, с физическими упражнениями, происходят задолго до их выполнения в результате деятельности нервной системы, которая регулирует изменения, как физиологических функций, так и волевых усилий. Основные свойства нервной системы являются врожденными и, следовательно, во многом предопределяют ее двигательные возможности. Эти особенности нервной системы создают определенные предпосылки к 15 занятиям тем или иным видом спорта. Однако под воздействием внешних факторов тип нервной деятельности (генотип) может существенно измениться, образуя фенотип, включающий в себя как приобретенные, так и выработанные свойства. Скоростно-силовые упражнения улучшают способность дифференцировать раздражители и повышают возбудимость нервных центров у 12 - 14-летиих подростков. Известно также, что в период полового созревания (у мальчиков с 12 до 16 лет) наблюдается общее повышение возбудимости центральной нервной системы. Все словесные и двигательные реакции могут сопровождаться излишними движениями рук, ног и туловища. В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения над торможением.
10
Часто ответная реакция по своей силе и характеру оказывается неадекватной вызывающим ее раздражителям. Речь подростков замедляется, ответы на вопросы, как правило, становятся лаконичными, стереотипными, словарный запас как бы обедняется. Нередко приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы получить полный ответ на заданный вопрос. Имеются экспериментальные доказательства того, что ответная реакция на словесные раздражители у подростков более замедлена, чем реакция на зрительный или звуковой раздражитель.
Подростковый возраст - это период перестройки организма, вызывающее значительное напряжение всей нервной деятельности, требующей разумного и бережного отношения взрослых к юным спортсменам.
1.2 История создания баскетбола
Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола. Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада. Концепция баскетбола у него зародилась, еще в школьные годы, во время игры в “duck-on-a-rock”.
Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая один, не большой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.
После работы Атлетическим Директором Университета McGill,
Найсмит переходит в YMCA Обучающую Школу в Спрингфилде (Springfield), штата Массачусетс (Massachusetts). Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу. Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.
Найсмит, хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.
11
Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.
И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.
История развития баскетбола
Созданный первоначально для оживления уроков по гимнастике, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими
10
ей особенностями. В 1894г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводиться соревнования. Знаменательным событием в развитии игры явилось создание 18 июня 1932г. Международной федерации баскетбола – ФИБА.
В 1935г. МОК вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. Баскетбол завоевывал все большую популярность, но с момента проведения первой игры менялись техника, тактика и правила игры. Сегодня на площадке 28х15м играют две команды по 5 человек. Игра длится 4 тайма по 10 минут чистого времени. Если по окончании игрового времени счет в игре остался равным, назначается дополнительный период продолжительностью 5 минут, таких периодов может быть неограниченное количество. Выигрывает команда, набравшая большее число очков. За мяч,
забитый из-за трехочковой линии, назначается 3 очка, из зоны до трехочковой линии – 2, с линии штрафного броска – 1 очко.
Истоки современного баскетбола
Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов.
Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфилде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры в зимний период для штата Массачусетс, периода между соревнованиями по
12
бейсболу и футболу.
Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений. Джеймс хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.
С течением времени баскетбол изменялся… Найсмит конечно же не мог предположить современные спортивные дворцы, заполненные тысячами болельщиков, потому что он всего лишь изобрел баскетбол, как вид внутренней деятельности для своих учеников, которые должны были во что-то играть в течение длинной зимы Новой Англии, а потому по началу это была игра терпения и стратегии… Судите сами, большинство первых игр имели счет, который никогда не превышал 15 или 20 очков.
Он предполагал, что подъём целей на высоту выдвинет на первый план ловкость и проворство, а не грубую силу, связанную с американским футболом. Хотя баскетбол всегда был атлетической игрой, возможности проявить в нём «воздушность» позволили развиться атлетам, которые могли исполнить воздушную акробатику, о которой доктор Найсмит мог только мечтать.
Впервые на Олимпийских играх баскетбол был представлен в Берлине в 1936 году.
На пике развития игры, Найсмит был принят в Зал Баскетбольной Славы, несмотря на то, что он уже был назван в его честь. Баскетбол, начиная с Джеймса Найсмита, прошел длинный путь и сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в мире.
1.3 Баскетбол как средство совершенствования выносливости
Выносливость – это самое важное физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной (в разной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания выносливость относится к способности человека выполнять работу значительное количество времени
13
без снижения интенсивности или способности организма противостоять усталости. Выносливость является многофункциональным свойством человеческого тела и объединяет в себе большое количество процессов, происходящих на разных уровнях: от клеточного до всего организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического метаболизма и обеспечивающим его вегетативным системам, а именно сердечно-сосудистой, дыхательной, а также центральной нервной системе.
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
- при продолжительности работы без признаков усталости на этом уровне мощности;
- в скорости снижения эффективности при наступлении усталости.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различается следующим образом: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.
Силовая выносливость означает способность преодолевать заданное напряжение питания в течение определенного времени. В зависимости от режима мышц, вы можете определить статическую и динамическую прочность на выносливость.
Скоростная выносливость означает способность поддерживать максимальную и почти предельную интенсивность движений в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Эти действия являются специфическими для многих профессий, включая спорт. Таким образом, методология для повышения скоростной выносливости будет иметь аналогичные функции профессиональной и спортивной подготовке.
Для «базового» обучения логика тренировочного процесса остается неизменной: во-первых, развитие общей выносливости и универсальной скоростной силовой тренировки.
14
По мере решения этой задачи, тренировочный процесс должен всё больше специализироваться.
Баскетбол характеризуется очень высокими конкурентными и тренировочными нагрузками, скоростью игры, быстрым внедрением технических приемов с сопротивлением противника, использованием активных систем обороны и нападения, быстрым прорывом и давлением. Длительный период соревнований, высокая напряженность турниров и индивидуальных матчей требует высокого развития выносливости, т.е. способность выдерживать усталость, вызванную нагрузкой на конкурентов. Вот почему игрокам нужно развивать выносливость. Баскетболист с достаточной выносливостью держится дольше, сохраняет хорошую спортивную форму, демонстрирует высокую двигательную активность как в одном матче, так и во время всего турнира, демонстрирует более стабильную и эффективную технику, характеризуется быстрым тактическим мышлением, он более эффективен.
Специальная выносливость – выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: По признакам двигательного действия, с которыми решается проблема деятельности (например, прыжковая выносливость); По признакам двигательной деятельности, в условиях которой разрешена двигательная задача (например, игровая выносливость); На основе взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения моторной проблемы (например, выносливость, быстродействие, координационная выносливость).
1.4 Выносливость как физическое качество
Выносливость - важнейшее физическое качество, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности и проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни.
15
Она отражает общий уровень работоспособности человека. Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств. В теории физвоспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно сердечно-сосудистой, дыхательной, а также ЦНС.
От того, насколько успешно будет развиваться это качество у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом во многом зависит насколько будет успешна его физкультурно-спортивная деятельность в целом. Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития, трудовой деятельности каждого человека, актуальность данной темы остается вне всяких сомнений.
Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость.
В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое либо звено или система организма выполняет большую часть работы. В процессе решения двигательной задачи человеку предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер.
Можно выделить несколько аспектов самого понятия «выносливость»:
- устойчивость индивида к воздействию нарастающего утомления,
- способность индивида длительно работать с предельной интенсивностью способность к мобилизации психофизических резервов,
16
- способность эффективно выполнять соревновательную деятельность,
- продолжительность двигательной активности на фоне устойчивого равновесия функций и систем организма,
- способность к узкоспецифичной или интегральной деятельности.
При этом, интегральные свойства способности индивида к проявлению выносливости, проявляемые с реализацией комплекса физических качеств,
указывают на их неразрывную связь, поскольку их реализация обеспечивается теми же биологическими механизмами. Поэтому условное выделение её в самостоятельную категорию обусловлено, главным образом, необходимостью классификации используемых средств и методов в педагогических технологиях её развития. В соответствии с принятой классификацией в теории и методике физического воспитания различают так называемый "сопряженные" виды выносливости: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационно-двигательную и статическую.
Существуют другая, более полная классификация разнообразных форм проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам.
Например:
- выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера;
- выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, большой, умеренной);
- выносливость статическая или динамическая;
- выносливость локальная, региональная или глобальная;
- выносливость аэробная или анаэробная;
- выносливость скоростная, силовая или координационная;
- выносливость общая или специальная;
- выносливость дистанционная, игровая и др.
Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в "чистом виде". Например, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе может участвовать небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела.
Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную
17
работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Решаются они в процессе специальной и общефизической подготовки.
Поэтому на практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сводятся к двум её видам: общей и специальной. Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие силы такова, что при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления.
Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. С точки зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы.
Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:
- аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости);
- степенью экономизации техники движений;
- уровнем развития волевых качеств.
Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе кой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.
18
Выводы по 1 главе
В главе 1.1. мы рассмотрели морфологические и психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста
В главе 1.2 мы изучили историю развития баскетбол
В главе 1.3 мы рассмотрели баскетбол как средство совершенствования выносливости
В главе 1.4 мы узнали, что такое выносливость как физическое качество
19
Заключения
Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к совершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так, оказываются несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силы (поднимание большого веса) и максимальных показателей – выносливости (бег, марафон). Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных.
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр, в частности баскетбол.
Исходя из выше сказанного, выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности, нужно развивать с раннего возраста. Для этого существует много различных упражнений.
Хорошо развитая выносливость является фундаментом спортивного мастерства.
20
Список использованных источников
1.Развитие выносливости у баскетболистов https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-razvitie-vinoslivosti-u-basketbolistov-1092537.html
2. О развитии физических качеств игроков в баскетбол http://dussh-5.ru/sport/basketbol/literatura/312-o-razvitii-fizicheskikh-kachestv-igrokov-v-basketbol
3. Развитие выносливости у старших классов http://rep.bsmu.by/bitstream/handle/BSMU/22299/61.pdf?sequence=1&isAllowed=y
4. Баскетбол в России https://www.championat.com/basketball/
5. Баскетбол, как средство развития выносливости и ловкости учащихся https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/12/04/basketbol-kak-sredstvo-razvitiya-vynoslivosti-i
6. Совершенствование специальной выносливости http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/34079/pikalova_m.v.pdf?sequence
7. Совершенствование физических качеств баскетболистов https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-fizicheskih-kachestv-basketbolistov-s-ispolzovaniem-differentsirovannyh-kompleksov-aerobiki
8. Выносливость https://allbasketball.ru/3105-vynoslivost-i-eyo-razvitie.html
9. Развитие скоростной выносливости на этапе начальной подготовки в баскетболе https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/10/15/razvitie-skorostnoy-vynoslivosti-na-etape-nachalnoy
10. Воспитание выносливости http://www.sportfile.ru/basketbol/info/vospitanie-vynoslivosti/
11. Методика развития силовой выносливости у баскетболистов http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12233/2/Rodnaeva.pdf
12. Российская государственная библиотека https://www.rsl.ru/
21
Предварительный просмотр:
Конспект урока № 1 по физической культуре в 4 классе
Студент: Богдановский Илья Анатольевич
Методист: Ступина Наталья Владимировна
Тема урока: Упражнения на 32 счета без предмета
Цель: Обучение комплексу на 32 счета без предмета
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать технику выполнения упражнений на 32 счета
- Знать технику безопасности выполнения упражнений на 32 счета
- Уметь применять технику выполнения упражнений на 32 счета
- Уметь применять технику безопасности выполнения упражнений на 32 счета
Личностные:
- Соблюдать дисциплину на протяжении всего урока
- Выполнять поставленные задачи
Место проведения: спортивный зал
№ | Содержание | Дозировка | Корректировка | ОМУ | Формируемые УУД |
Подготовительная часть (14 мин) | |||||
1. | Построение. Сообщение цели и задач. Объяснение техники безопасности. | 2 мин | «Равняйсь! Смирно!» «Здравствуйте! Меня зовут Илья Анатольевич, сегодня у нас будет интересный урок, посвящённый комлексу на 32 счета» «Класс, напра-во!» «В обход налево, шагом – Марш!» | ЛУУД: смыслообразование; РУУД: соотнесение известного и неизвестного; ПУУД: формулирование цели, выделение необходимой информации; КУУД: строить продуктивное взаимоотношение между сверстниками и педагогом, постановка вопросов. | |
2. | Разминка, упражнения на осанку. | 2 мин | «Идём обычным шагом!» | «Дистанция 2 шага!» «Идём на носках, руки вверх, ладони направлены внутрь!» «Спина прямая, пальцы вместе, взгляд вперёд!» «Руки прямые, держим над собой!» | РУУД: способность к волевому усилию; ПУУД: постановка действия, сравнение; КУУД: строить продуктивное взаимоотношение между сверстниками и педагогом |
2.1 | Руки за голову, ходьба на пятках | 0,5 круга | «Руки вперёд!» | «Идем на пятках, руки за голову!» «Локти в стороны!» «На голову не давим, не сутулимся, спина прямая!» | |
2.2 | Руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы. | 0,5 круга | «Руки прямые, не опускать, спина прямая, взгляд вперёд!» | ||
2.3 | Руки на пояс, перекаты с пятки на носок. | 0,5 круга | «Выполняем без перекатов!» | «Тянемся как можно выше, спина также прямая, взгляд вперёд!» | |
2.4 | Бег. | 2 мин | «Бегом – марш!» «Бежим друг за другом, чаще работаем руками, плечи расслаблены, руки согнуты в локте!» | ||
3. | Проведение ОРУ | 5 мин | «Направляющий на месте! Левой! Левой! Раз! Два! Три! Стой! Раз! Два!» «Нале-во! Раз! Два!» На 9,6,3, на месте расчитайсь!» «По расчету номеров шагом – марш!» «Посмотрите упражнение!» | ||
3.1 | Наклоны головы в стороны. И.п. – у.с., руки на пояс; 1 – наклон головы вправо 2 – и.п. 3 – наклон головы влево 4 – и.п. | 3 раза | «Спина прямая, взгляд вперёд, выполняем плавно, без резких движений!» «Выполняем упражнение в счет, не торопимся!» | РУУД: способность к волевому усилию; ПУУД: сравнение; КУУД: строить продуктивное взаимоотношение между сверстниками и педагогом | |
3.2 | И.п. – у.с. руки в стороны, ладони в кулак 1-2 вращение кистью 3-4 вращение предплечьем 5-6 – вращение руками 7-8 – и.п. | 4 раза | «Вращаем только кистью!» | «Выполняем вращение, руки расслаблены, спина прямая, взгляд вперёд!» | |
3.3 | И.п. – широкая стойка, руки на пояс; 1 – вращение вправо 2 – и.п. 3- вращение влево 4 – и.п. | 5 раз | «Вращаем только в одну сторону!» | «Выполняем повороты туловища вправо!» «Выполняем плавно, без резких движений!» | |
3.4 | И.п. – широкая стойка, руки на пояс; 1 – наклон туловища в вправо 2 – и.п. 3 – наклон влево 4 – и.п. | 4 раза | «Спина прямая, взгляд вперед, выполняем без резких движений!» «Тянемся сильнее!» | ||
3.5 | И.п. – о.с. 1 – наклон вниз к правой ноге 2- наклон к центру 3 – наклон вниз к левой 4 – и.п. | 4 раза | «Выполняем не до пола!» | «Руки не сгибать, выполняем плавно, без резких движений» «Выполняем как можно глубже» | |
3.6 | И.п. – узкая стойка, руки на пояс; 1 – выпад вперед правой 2 – и.п. 3 – выпад левой 4 – и.п. | 4 раза | «Тянемся как можно больше, колено поднимаем выше, спина прямая» «Толчковая нога прямая!» «Держим равновесие» | ||
3.7 | Прыжки на левой, на правой и на двух. | 20 раз(М) 15 раз(Д | «Выполняем низкие прыжки!» | «Руки расслаблены, прыгаем как можно выше!» | |
4 | Перестроение. | 1 мин | «На вытянутые руки разомкнись» | ||
Основная часть (21 мин) | |||||
5 | И.п. – о.с. 1 – руки вперед 2 – руки в стороны 3 – руки вверх 4 - руки за голову, шаг правой в сторону 5 –поворот в право, руки в стороны, ладони вверх 6 – стойка ноги врозь, руки за голову 7 – поворот влево, руки в стороны, ладони вверх 8 – стойка ноги врозь, руки на пояс | 5 мин | «Смотрите внимательно, запоминайте счет и движение» Демонстрировать движение под счет несколько раз. Постепенно обучить каждой восьмерке | ЛУУД: смыслообразование ; РУУД: способность к волевому усилию; ПУУД: формулирование цели; структурирование; | |
6 | 1 – наклон вправо, левая вверх 2 – и.п. 3 – наклон влево, правая вверх 4 – и.п. 5 - наклон вперед, руками коснуться пола 6 – и.п. 7 – наклон назад-прогнуться, руки вверх-стороны 8 – приставить правую, руки на пояс. | 5 мин | |||
7 | 1 – упор присев 2 – упор лежа 3 – упор присев 4 - о.с. 5 – мах правой вперед, руки вперед, хлопок под ногой 6 – и.п. 7 – мах левой вперед, руки вперед, хлопок под ногой 8 – и.п.- о.с. | 5 мин | |||
8 | 1 - прыжок ноги врозь, руки в стороны 2 – прыжок ноги вместе, руки вверх 3 – прыжок ноги врозь, руки в стороны 4 – прыжок ноги вместе, руки на пояс 5 – прыжок ноги врозь, руки вперед 6 – прыжок ноги вместе, руки в стороны 7 – прыжок ноги врозь, руки вверх 8 – прыжок ноги вместе, дугами наружу руки вниз. | 5 мин | |||
9 | Перстроение | 1 мин | «Кругом, на свои места шагом марш! Кругом! Ровняйсь, смирно, вольно! | ||
Заключительная часть(5 мин) | |||||
10 | Игра «рыбка» Ведущий левой рукой изображает уровень моря, а правой Золотую рыбку. Когда рыбка выпрыгивает из моря зрители хлопают, когда она в море – нет. Рыбка начинает плавать и выпрыгивать быстрее и быстрее. Зрителям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться | 2 мин | Представьте, что моя левая рука - это море, а правая – рыбка. Когда рыбка выпрыгивает из моря, вы хлопаете. | ||
11 | Подведение итогов | 3 мин | «В какой из восьмерок или определенных упражнениях у вас появились трудности?» «Понравился ли вам комплекс?» «Будете ли использовать комплекс как зарядку?» «Класс Ровняйсь, смирно, вольно, спасибо за урок» |
Предварительный просмотр:
Идеомоторная тренировка
Представляем как мы пробиваем мяч в ворота со штрафной линии.
- Для начала нужно представить что мы смотрим как производится удар со стороны 5- 10 раз.
- Затем представляем что уже мы пробиваем удар в режиме «слоумо» 5-10 раз.
- Производим удар в привычном для вас темпе.
Корректируем движения по ходу тренировки. Представляем только правильное выполнение удара, выражайте свои эмоции не пытайтесь их сдерживать, ваше подсознание должно быть в напряжении на протяжении всей тренировки. Старайтесь каждую деталь прорабатывать до идеала. Тренировка длится 25-30 минут.
Детальный разбор удара:
- Разбег: представьте что мяч на расстоянии 3-3,5 метров от вас .Затем начинаем разбег , он должен состоять из 2-3 шагов , но не больше.
- Постановка опорной ноги: опорная нога должна стоять сбоку от мяча в 15-20 см.
- Момент удара: допустим мы хотим пробить «наклбол» , для этого мы слегка наклоняем туловище вперед, бьем шнуровкой точно по середине мяча , для того чтобы мяч не крутился в воздухе. Удар должен быть максимально хлестким. После удара нога должна немного проводить мяч, не отводите ногу сразу после удара.
- Представляем нужную нам траекторию мяча и ГОЛ!
Выполнил: Богдановский Илья
Предварительный просмотр:
Богдановский Илья 49 группа
Макроцикл подготовки баскетболистов в МОУ СОШ 1
№ п/п | Тема тренировки | Краткое содержание |
Сентябрь | ||
1 | Технико-тактическая подготовка | Техника владения мячом, тактика нападения и тактика защиты |
2 | Физическая подготовка | ОФП, игра «догонялки с мячом» |
3 | Игровая подготовка | Специальные упражнения в стойке, ведение, применение тактических действий в игре |
4 | Отработка бросков | Различные упражнения, связанные с броском (например, пара выполняет вместе броски с разных точек при определенных условиях), игра |
Октябрь | ||
5 | Технико-тактическая подготовка | Ведение мяча (2 мячей, с закрытыми глазами и тд), передачи мяча в 2-3 паса(быстрый отрыв), игра |
6 | Физическая подготовка | СФП с мячом, упражнения на выносливость, растяжка, игра |
7 | Технико-тактическая подготовка | Разучивание новых комбинаций, закрепление старых, отработка в защите; броски в кольцо при различных условиях |
8 | Игровая подготовка | Отработка комбинаций, учет и статистика игроков |
9 | Технико-тактическая подготовка | Индивидуальные и тактические действия, обводки, бег на выносливость, игра |
10 | Физическая подготовка | Упражнения для быстрого отрыва, бег с ускорением, челночный бег, игра |
11 | Урок | Изучение соперников, обсуждение их подготовленности, игра |
12 | Технико-тактическая подготовка | Выбивания и вырывания, зонная и индивидуальная защита, игра |
13 | Физическая подготовка | ОФП без мяча, игра |
Ноябрь | ||
14 | Игровая подготовка | Отработка игровых моментов, 3-х секундная зона, игра под кольцом |
15 | Технико-тактическая подготовка | Бросок мяча в корзину, ведение, передачи, игра |
16 | Технико-тактическая подготовка | Тактика нападения и защиты, повторение всех правил игры, игра |
17 | Физическая подготовка | Специальные упражнения с мячом на координацию, упражнения на ориентирование в пространстве |
18 | Игровая подготовка | Отработка всех тактических действий, учёт статистики игроков |
19 | Технико-тактическая подготовка | Игра «корпусом», борьба под кольцом, броски с 3-очковой линии, игра |
20 | Физическая подготовка | СФП с мячом, в частности ведение задом, боком, в усложнённых условиях, самомассаж, растяжка |
21 | Технико-тактическая подготовка | Штрафной бросок, броски в прыжке, броски через защиту, бросок одной рукой |
Декабрь | ||
22 | Физическая подготовка | ОФП с различным инвентарём (скакали, гантели, степ-платформы и тд), самомассаж, растяжка, игра |
23 | Игровая подготовка | Игра с изменением правил и условий |
24 | Технико-тактическая подготовка | Индивидуальные и тактические действия, упражнения на выносливость, игра |
25 | Игровая подготовка | Отработка всех тактических действий, учёт статистики игроков |
26 | Отработка бросков | Броски со всех точек, в движении, на месте, с изменением положения тела и тд |
27 | Технико-тактическая подготовка | Индивидуальные, групповые и командные действия, проходы, игра |
28 | Физическая подготовка | СФП с мячом, упражнения на выносливость, растяжка, игра |
29 | Игровая подготовка | Специальные упражнения в стойке, ведение, применение тактических действий в игре |
Январь | ||
30 | Физическая подготовка | ОФП (щадящий режим), игра |
31 | Технико-тактическая подготовка | Уход от защитника с помощью изменения направления движения, обводки, игра |
32 | Физическая подготовка | Круговая тренировка на силу, самомассаж, растяжка |
33 | Игровая подготовка | Отработка индивидуальных действий, учет и статистика игроков |
34 | Технико-тактическая подготовка | Обманные движения (финты), броски в кольцо со штрафной линии в усложнённых условиях (крик, разговоры, топанье) |
35 | Физическая подготовка | ОФП (щадящий режим), игра |
Февраль | ||
36 | Технико-тактическая подготовка | Ведение мяча (2 мячей, с закрытыми глазами и тд), передачи мяча (быстрый отрыв), игра |
37 | Физическая подготовка | СФП с мячом, упражнения на выносливость, растяжка, игра |
38 | Технико-тактическая подготовка | Разучивание новых комбинаций, закрепление старых, отработка в защите; броски в кольцо при различных условиях |
39 | Игровая подготовка | Отработка комбинаций, учет и статистика игроков |
40 | Технико-тактическая подготовка | Индивидуальные и тактические действия, упражнения на выносливость, игра |
41 | Физическая подготовка | Упражнения для быстрого отрыва, передвижения с мячом, игра |
42 | Урок | Изучение соперников, обсуждение их подготовленности, игра |
43 | Технико-тактическая подготовка | Выбивания и вырывания, зонная и индивидуальная защита, игра |
44 | Физическая подготовка | ОФП без мяча (щадящий режим), игра |
Март | ||
45 | Игровая подготовка | «Лояльная (расслабленная) игра» |
46 | Технико-тактическая подготовка | Обманные движения (дриблинг, финты), броски в кольцо со штрафной линии в усложнённых условиях (крик, разговоры, топанье) |
47 | Физическая подготовка | Круговая тренировка на силу, самомассаж, растяжка, игра |
48 | Игровая подготовка | Игра с учетом статистики игроков, её разбор |
49 | Технико-тактическая подготовка | Передачи, заслоны, «финты», игра |
50 | Игровая подготовка | Игра с меняющимися условиями, специальные упражнения |
51 | Технико-тактическая подготовка | Игра «корпусом», борьба под кольцом, броски с 3-очковой линии, игра |
52 | Физическая подготовка | СФП с мячом, упражнения на выносливость, растяжка, игра |
53 | Игровая подготовка | Отработка командных действий, учет и статистика игроков |
Апрель | ||
54 | Физическая подготовка | Упражнения на ловкость и координацию, игра |
55 | Технико-тактическая подготовка | Техника владения мячом, тактика нападения и тактика защиты, игра |
56 | Игровая подготовка | Отработка групповых действий, учет и статистика игроков |
57 | Физическая подготовка | Бег из различных И.п., челночный бег, игра |
58 | Технико-тактическая подготовка | Тактическое нападение и быстрый отрыв, игра под кольцом, перехваты, игра |
59 | Физическая подготовка | ОФП (щадящий режим), игра |
60 | Игровая подготовка | Закрепление технико-тактических действий |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 этап Этап предварительной подготовки, длится 3 года Укрепление здоровья и улучшение физического развития. Овладение основами техники выпол -нения физических упражнений. Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта. Привитие интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств
2 этап Этап начальной спортивной специализации, длится 2 года Достижение всесторонней физической подго-товленности . Овладение основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений. Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта. Определение спортивных задатков и способностей
3 этап Этап углубленной специализации длится 2-3 года Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта. Совершенствование волевых качеств
4 этап Этап спортивного совершенствования, длится 2-3 года Совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств. Повышение тактической подготовленности. Освоение должных тренировочных нагрузок. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации. Совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!