Основные понятия оздоровительной физической культуры
статья по физкультуре

оздоровительная фузическая культура, физкультурно-оздоровительные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_ponyatiya_.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                                                                                      Г.Л. Озеров

Современная теория физической культуры рассматривает понятие «физическая культура» как вид культуры человека и общества, а деятельность и её результативность направлена на формирование физической готовности к жизнедеятельности, а также как средство и способ физического совершенствования людей, и социальный фактор формирования их здоровья (ценностей здоровья и здорового образа жизни).

Вся физкультурная практика с людьми различных возрастных и социальных групп базируется на принципе оздоровительной направленности. Реализация различных разделов физической культуры определяет достижение оздоровительного эффекта, но в различной степени в зависимости от: особенностей сфер жизнедеятельности человека и общества, особенностей состояния здоровья различных групп населения и их индивидуальных потребностей. Для полноценной реализации оздоровительных возможностей физической культуры целесообразно комплексное использование ее различных видов и разновидностей с последовательным их включением в общий режим жизни в соответствии с особенностями этапов онтогенеза индивида.

Базовая физическая культура, сформированная в условиях социальной системы образования, обеспечивает широкое двигательное образование, всестороннее физическое развитие растущего организма с прогрессированием жизненно важных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей как важнейшей предпосылки оптимального здоровья. Именно этот вид физической культуры позволяет реализовать её оздоровительные возможности в более значительной мере, чем иные ее виды и разновидности.

Анализируя оздоровительные возможности физической культуры и ее различные компоненты при учёте профильных особенностей их реализации (содержательные характеристики, терминологические обозначения) определены направления:

  • оздоровительно-кондиционное (базовый вид физической культуры и
    близкие к нему ее разновидности);
  • оздоровительно - реабилитационное (лечебная физическая культура и
    разновидности реабилитационной физической культуры, ориентированные на
    обеспечение возвращение к норме здоровья, находящегося в "промежуточном
    состоянии" между нормой и патологией);
  • оздоровительно-рекреативное (компоненты физической культуры как
    средство оперативной оптимизации текущей работоспособности в сочетании с
    формами активного отдыха и полезного развлечения).

В результате анализа специальной литературы и научных публикаций, посвященных проблеме использования средств физической культуры для оздоровления и поддержания должного уровня физической подготовленности различных слоев населения, определено, что при решении поставленных задач исследователи оперируют значительным количеством понятий, которые имеют различную лексику, но одинаковую смысловую нагрузку: «физкультурно-оздоровительные занятия» [4]; «оздоровительные технологии» программы [3]; «рекреационные оздоровительные технологии» [6]; «технологии психофизической реабилитации» [8 7]; «реабилитационные технологии» [2]; «оздоровительные методики» [5]; «технология кондиционной подготовки» [8]; «физическая активность» [9]; «фитнес» [10];, «фитнес-программы» [11]; «фитнес-технологии» [1].

Исходя из результатов анализа данных научно-исследовательских работ авторов, можно заключить, что при различности фразеологии для определения сути (технологии, программы, методики и т.д.) содержания экспериментов -использование видов физических упражнений в работе с различным контингентом занимающихся, и определение эффективности посредством сопоставления исходных и итоговых данных спортивно-педагогического тестирования. Но при этом, ни один из авторов не даёт собственной трактовки понятия «физкультурно-оздоровительные технологии».

Семантика термина «физкультурно-оздоровительные технологии» определена двумя основными взаимодополняющих компонентами: как от педагогики («технология»), так и от физической культуры («физкультурно-оздоровительные»), Следует уточнить, что физкультурно-оздоровительные технологии как подвижная и способная к содержательному изменению система имеет структурно-составляющие модули (педагогические технологии, медико-биологическое сопровождение, математико-аналитическое обеспечение, материально-техническое обеспечение), которые соответствуют «основному» и «обеспечивающему» уровню. Взаимосвязь и взаимодополнение всех модулей обеспечивает функционирование физкультурно-оздоровительных технологий, как педагогического процесса. Но следует отметить, что не всегда имеются условия полноценной реализации потенциалов модулей «обеспечивающего уровня» (условия материально-технического обеспечения и использование методов математической статистики). Успешность реализации физкультурно-оздоровительной технологий в практике определяется слаженностью функционирования каждого из модулей, что возможно при сборе и переработке текущей информации.

Обеспечивающий уровень включает в себя модули «математико-аналитического обеспечения» и «материально-технического обеспечения». В модуле «математико-аналитического обеспечения» осуществляется использование компьютерных технологий для сохранения и переработки полученных результатов видов тестирования, которое является необходимым условием получения данных для анализа и коррекции педагогической деятельности, а также проведения расчётов значений индексов, сравнение реальных показателей физического и функционального состояния занимающихся с возрастно-половыми величинами. Сопоставление исходных и итоговых данных, обработка их методами математической статистики определяет тенденции и закономерности изменения физического и психологического состояния занимающихся, и в дальнейшем, индивидуализацию в подборе видов двигательных программ.

Модуль «материально-технического обеспечения» подразумевает совокупность выполнения санитарно-гигиенических и технических требований к местам занятий (спортивных сооружений: специализированных залов, площадок, бассейнов и т.д.), оборудованию (виды тренажёров) и инвентарю (скамейки, мячи, фитболы, степ-платформы и т.д.). В результате развития теории и методики оздоровительных видов физических упражнений разрабатываются новые дополнительные технические средства (тренажёры, оборудование, инвентарь и т.д.).

Таким образом, физкультурно-оздоровительные технологии представляют собой динамично развивающуюся педагогическую научно теоретически и методически обусловленную систему занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности, которая имеет концептуальный, процессуальный, управляющий и координирующий компоненты, состоящая из «основного и обеспечивающего уровня» структурных модулей, и предназначена для поддержания, сохранения и улучшения физического здоровья и психологического состояния, профилактику болезней и преждевременного старения, а также приобретения навыков здорового образа жизни у занимающихся.

Литература:

  1. Борилкевич, В.Е. Об идентификации понятия «фитнес»// Теория и практика
    физической культуры. 2003. №2. С. 45-47.
  2. Грец,   Г.Н.  Физическая   реабилитация  лиц   с   отклонениями   в  состоянии
    здоровья и инвалидов на основе применения средств физической культуры и
    специализированных тренажерных устройств: Автореф. дисс.  ... док. пед.
    наук,- Смоленск, 2008.- 54с.;
  3. Зубкова, А.Ю. Оздоровительная физическая культура для лиц различных
    возрастных     групп     на     основе     сочетания     восточных     и     западных
    гимнастических систем: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2006. 24с.
  4. Калина,        И.Г.        Индивидуализация        физкультурно-оздоровительной
    деятельности педагогов дополнительного образования:  автореф.  дисс.   ...
    канд. пед. наук.- Набережные Челны, 2008. 23с.
  5. Малофеев,    А.Ю.    Оптимизация    функционального    состояния    младших
    школьников    в    системе    физкультурно-оздоровительных    форм    занятий
    физическими упражнениями в условиях учебного процесса: автореф. дисс. ...
    канд. пед. наук.- М., 2002. 24 с.
  6. Мартиросова   Т.А.   Рекреативно-оздоровительная   технология   в   системе
    физического  воспитания  студентов:   автореф.  дисс.   ...   канд.  пед.  наук.-
    Красноярск, 2006. 24 с.
  7. Пягай,   Л.П.   Дифференцированный   подход   при   построении   программы
    физической    реабилитации    больных    хроническими    неспецифическими
    заболеваниями легких: автореф. дисс. ... канд. пед. наук.- Омск, 2001. 24 с.
  8. Скрипко, А.Д. Технология кондиционной и спортивной подготовки в системе
    физического воспитания учащихся и студентов: автореф. дисс. ... док. пед.
    наук.- М., 2004. 52 с.
  9. Аиушеп ]ипа, ТапттеНп Тиуа, Таптю1а 8тю. Еолу Ьаск рат т ге!айоп 1о
    (НЯегеги (урез о Г рЬузюа! ехегазе т асЫезсетз. 12
    1'1 Аппиа] Соп§гез8 оГ 1Ье
    Еигореап Со11е§е ог'Зрог! Заепсе. Воок оГАЬз^ас^, 2007, Р. 642.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

разработка поможет учителям физической культуры для использования в работе...

Оздоровительная физическая культура

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на...

Оздоровительная физическая культура и сердечно-сосудистая деятельность.

Заболевания органов кровообращения представляют собой одну из основных причин заболеваемости и смертности в промышленно-развитых странах мира. Около трети взрослого населения страдает какой-либо формо...

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

В статье рассматривается применение средств оздоровительной физической культуры в рамках коррекции осанки для разнообразия и повышения эффективности занятий в школе....

Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы "Физической культуры""

Методический материал  "Понятия по физической культуре по разделам программы"Физической культуры"....