Конспект урока по физической культуре на тему "Развитие физических качеств и совершенствование навыков владения мячом в играх. «Один день в школе олимпийского резерва» (5класс)
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Кравченко Лидия Ивановна

Познакомить учащихся с понятиями; «Физических качества человека», выполнить упражнения на их развитие и  продолжить развитие  навыков владения мячом, посредством подвижных и спортивных игр.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

познакомятся со значением слов: физические качества человека, закрепят  знания  на практике; повторят элементы и  правила игры в пионербол..

научаться: выполнять упражнения на развитие физических качеств человека; технически грамотно владеть мячом (ловля, передачи на расстояние в процессе игр); оказывать помощь занимающимся при освоение новых двигательных действий, объективно оценивать технику их выполнения в доступной форме; находить ошибки и грамотно их исправлять.

Метапредметные:

Познавательные – познакомятся со значением английских слов: «ball», « basket», «volley»; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Коммуникативные – овладевают способностью слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

Регулятивные – оценивают свои достижения на уроке, развивают быстроту оценки ситуации и принятия решения, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели.

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Коршуновская  средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

по предмету  физическая  культура (5 класс)

Тема:  Развитие физических качеств и совершенствование навыков владения мячом в играх. «Один день в школе олимпийского резерва»

    Раздел программы: Модуль. Спорт. «Спортивные и подвижные игры: волейбол, пионербол»

Учитель:  Кравченко Лидия Ивановна

                       первая квалификационная категория

Технологическая карта урока физическая культура 5класс

Тема

 Развитие физических качеств и совершенствование навыков владения мячом в играх .

Тип урока

Образовательно - обучающей направленностью

 Цели деятельности учителя

Познакомить учащихся с понятиями; «Физических качества человека», выполнить упражнения на их развитие и  продолжить развитие  навыков владения мячом, посредством подвижных и спортивных игр.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

познакомятся со значением слов: физические качества человека, закрепят  знания  на практике; повторят элементы и  правила игры в пионербол..

научаться: выполнять упражнения на развитие физических качеств человека; технически грамотно владеть мячом (ловля, передачи на расстояние в процессе игр); оказывать помощь занимающимся при освоение новых двигательных действий, объективно оценивать технику их выполнения в доступной форме; находить ошибки и грамотно их исправлять.

Метапредметные:

Познавательные – познакомятся со значением английских слов: «ball», « basket», «volley»; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить; умеют отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Коммуникативные – овладевают способностью слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

Регулятивные – оценивают свои достижения на уроке, развивают быстроту оценки ситуации и принятия решения, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели.

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности.

Основные понятия

Физические качества человека; ловля, передача мяча, подача мяча через сетку.

Методы и формы обучения

Объяснительно- иллюстративный, игровая (сюжетно - ролевая игра), соревновательная деятельность: индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы

Мультимедиа, компьютер, волейбольные мячи, гимнастические маты, скакалки, карточки задания, фишки, плакат для игры, волейбольная сетка, свисток

Дата проведения

12.12.2022г.

Место проведения

Спортивный зал.

Проводит

Кравченко Лидия Ивановна. , учитель физической культуры, первой квалификационной категории

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

 учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

Виды контроля

1.

Организационный - момент Подготовительная часть урока: изучение нового материала,  самоопределение учебной деятельности

6мин

Создать, условия для включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность

Проверяет  готовность обучающихся к уроку, Построение класса возле парт для просмотра презентации.

 Обмен приветствиями. Добрый день, уважаемые ребята! Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Покажем, что мы знаем и как умеем работать.

Просмотр презентации : «Физические качества человека». Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? Озвучивает цель  урока.

Приветствие учителю.

Просмотр презентации, обсуждение.

Определяют тему урока.

Индивидуально- фронтальная Фронтальная

 Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; стремятся  хорошо учиться и применять эти знания на практике.

Познавательная: выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме, умеют отвечать на вопросы.

Устный контроль

Основная часть: целеполагание

Практика

(вводная часть 5-6мин)

Научить учащихся решать поставленные задачи и добиваться цели; находить пути решения в создавшейся проблеме.

Выполнение упражнений:

строевые упражнения

 ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в движении

Приложение №1

Переход учащихся в спортивный зал для практического занятия.

Объясняет, как производить расчет. Даёт задание : расчёт  по «три»

Обращает внимание учащихся на рациональное распределение сил во время бега. Объясняет, что важно выбрать собственный ритм бега, следя за дыханием.

Обратить внимание учащихся на соблюдении правил техники безопасности и контроль  за правильностью выполнением упражнения, умение работать в группе.

Учащиеся переходят в зал. Построение в шеренгу. расчёт по «3». Выполнение поворотов на месте, повороты в разные стороны : мальчики на пра-во, девочки на ле-во. Девочки шаг в право. Ходьба в обход зала в два круга навстречу друг другу. Выполнение ходьбы, бега с заданием, общеразвивающих упражнений в движении.

Слушают и выполняют все упражнения по инструкции.

Выполняют упражнения.

фронтальная

Общеучебные- соблюдение правил безопасного выполнения упражнений на уроке.

Личностные: активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах  взаимопомощи  и доброжелательности;

Выполняют действия по инструкции

Основная часть урока 20мин.

Первичное осмысление и закрепление

Обобщение и закрепление пройденного материала.

Научить учащихся применять полученные знания на практике

Подвижная игра: «Собери радугу»

Приложение №2

Закрепить теоретические вопросы  и практические навыки:

Повторить  навыки ловли, передачи, бросока мяча в движении.  Игровое задание «Правильно брось, успей поймать»

Приложение №3

Закрепление и совершенствование двигательных навыков в движении.

Игра: «Пионербол»

Приложение №4

Анализ и обобщение теоретических знаний по теме урока

Приложение №5

Задаёт вопросы учащимся по теме урока и объясняет правила игрового задания  , направленного на развитие двигательных качеств.

Класс построен. Ребята, давайте вспомним  в каких спортивных играх применяются технические приёмы : ловля, передачи, бросок мяча.( баскетбол,  регби, гандбол, пионербол) Как переводиться с английского баскетбол– « basket», «ball», «volley».

 

Ребята, а сейчас мы закрепим  и будем совершенствовать наши умения и навыки ловли передачи и броска мяча в игре «Пионербол»

 

Проводит анализ игры, задаёт вопросы на  закрепление темы урока. Приложение №5

Слушают учителя, отвечают на вопросы ., строятся в шеренгу выполняют расчёт по порядку. Выполняют задания в соответствии  с правилами игры.

Учащиеся строятся в шеренгу. Отвечают на вопросы учителя, то есть ведут диалог. Знакомятся со значением английских  слов, повторяют правила игры, .выполняют игровое задание «Правильно брось, успей поймать»

Учащиеся расходятся по своим площадкам. Выполняют задание учителя. Игра: «Пионербол»

 Учащиеся анализируют, обобщают и отвечают на вопросы.

Индивидуальная, парная, групповая.

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Познавательные: анализируют и корректируют свои действия, умеют находить пути решения и проявлять стремление в достижении цель.

Общеучебные, метапредметные: выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме, обобщают, анализируют ответы.

Коммуникативные: 

управляют собственными эмоциями при выполнения задания;

умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; контролируют действия партнёра.

Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Устные ответы.

Осуществление само-контроля по образцу.

Устные ответы, , выполняют действия по образцу

Итоги урока.

Рефлексия.

5-6мин.

Проанализировать и оценить работу обучающихся на уроке. Указать на типичные ошибки. Рефлексия

Приложение №6.

Домашнее задание.  

Поблагодарить обучающихся за совместную деятельность на уроке.

Отмечает отличившихся. Сказать о том, что любые жизненные действия мы должны уметь оценивать, а на уроке  мы должны оценить себя. Даёт домашнее задание: запомнить значение понятий: «Физические качества человека»

 Рефлексия.

Большое спасибо за урок, мне приятно было с вами работать! До свидания.

Самостоятельно оценивают свои действия.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: умеют дать самооценку собственной деятельности.

Устные ответы.

Осуществление само-контроля по образцу.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Приложение №1

Эмоциональный настрой на урок, воспитательный момент « высказывание мудрых»

«Четыре вещи, которые не надо делать:

Не надо слушать раздражающие звуки,

Не надо говорить попусту,

Не надо делать лишних движений,

Не надо держать в голове суетные мысли»

                   Сунь Сымяо . Китайский врач, VII век ,

Разминка: Мальчики– на пра-во!, девочки – на ле-во! Один шаг вправо, марш. Класс выполняет задание двигаясь в разных направлениях

  • Повороты на месте : « На пра-во!, На ле-во!, Кру –гом!, На ле-во!, Кругом!»
  • Ходьба по кругу: « на носках, руки в верх; на пятках руки в стороны; «горы и моря»,  танцевальное «шейк».
  • Приставной шаг левым, правым, спиной вперёд руки на пояс.
  • Шаг с подскоком, «цирковые лошадки», с захлёстыванием голени, с хлопками под ногами.
  • Бег по кругу: по сигналу бег с изменением направления противоходом.
  • Бег по кругу: по сигналу необходимо присесть и коснутся разметки волейбольной площадки рукой
  •  Игровое задание «Маскировка в колоннах».
    По произвольному сигналу  учителя: «Копна!», «Тропинка!», «Кочки!»,  играющие образуют круг с поднятыми руками (копна); кладут руки на плечи впереди идущих (тропинка); приседают (кочки)
  • Ходьба с выполнением упражнений:
  1. и.п. – о.с. руки согнуты перед грудью,  1-2 отведение рук назад, 3,4  разведение рук в стороны
  2. и.п. – о.с. левая рука в верх, правая в низ.1,2 – рывки руками назад, 3,4 – сменить руки повторить тоже движение.
  3. и.п. – о.с. руки в замок  волнообразные движения кистями рук
  4. и.п. – о.с. «пальцы в домик» сопротивление пальчиков.
  5. и.п. – о.с. пальцы сжаты в кулак круговые движения кистями рук.

    Построение в одну шеренгу.

Приложение №2

«Физподготовка спортсмена»

«Тяжело в ученье легко в бою» - Суворо Александ Васильевич , русский полководецв

Игра: «Собери радугу» - работа в парах, индивидуально.

Описание игры: На полу спортивного зала разложить картонные круги с номерами соответствующие количеству учащихся, сверху положить карточку задание. Учащиеся выполняют расчёт по порядку номеров и встают напротив картонных кругов. По сигналу учителя они поднимают цветную карточку с круга и рассматривают её – какого цвета первый карман, например красного. Затем нужно положить карточку в круг, подбежать к плакату с заданиями и прочитать, какое упражнение соответствует красному цвету. Найти место выполнения задания, которое определено соответствующим цветом квадратом ,висящим на стене. Выполнив задание, ученик вынимает жетон из баночки и , подбежав к своей карточке, вставляет жетон в карман красного цвета. И так далее, пока все карманы не будут заполнены жетонами. По окончании игры подводят итог. Побеждает тот, кто быстрее заполнит карточку, хорошо выполнив задания.

  1. Прыжки «Скипинг» - выполнение прыжков через скакалку: 20 раз - на двух ногах вместе вращая скакалку вперёд, 10 раз вращая скакалку назад, 10 раз - вперёд вращая скакалку один простой, другой «скрёстно».
  2. «Солнышко» - упор лёжа, ноги на месте передвигаться на руках вокруг своей оси на 360 градусов 3раз,
  3. «Песочные часы» - 6 раз и.с. - упор стоя , 1 - упор присев  поворот вправо  правую руку поднять  в верх в сторону; 2- и.п; 3 - упор присев поворот влево  левую руку поднять

      в вверх сторону : 4 – и.п.

  1. «Сгибание рук в упоре лёжа» - 5 раз девочки, 10раз мальчики.
  2. Поднимание туловища 8раз из положения, лёжа руки за головой.

 Приложение №3

II  этап

Учебно - игровая площадка .

 Знакомство со значением слов Волейбол, Баскетбол

Волейбо́л (англ. volleyball от volley — «удар с лёту» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке ...Баскетбол [англ, basket-ball < basket корзина + ball мяч] - командная спортивная игра с мячом, который забрасывают руками в металлическое кольцо с сеткой (корзину) соперника, прикрепленное на определенной высоте к щиту.

  1. Игровое задание  « Правильно брось, успей поймать» 

Участвуют две команды (класс по расчёту 1-2, делиться на две команды).  

Команды расходятся по обе стороны спортивной площадки, выстраиваются на лицевой линии.  Повторяем подачи мяча как при игре пионербол . Первые номера берут волейбольные мячи и  выполняют бросок  мяча одной  рукой в строну противоположной команды.  Вторые номера стараются эти мячи поймать. Работа в парах.

Приложение №4

  1. «Игра в Пионербол»

Участвуют две команда (класс  по расчёту делиться на 2 команды). На волейбольной площадке игроки выполняют расстановку по номерам 1-6. Цель игры: каждая команда выполняя подачи (броском одной руки через сетку) пытается забить очко команде соперников, при этом старается сама не допустить ошибок и не уронить мяч на своей площадке. Побеждает команда набравшая 15очков.

Правила игры:

  • игрок имеет право поймать мяч на лету от подачи,   от товарища по команде или от команды соперников;
  • игрок,  поймавший мяч имеет право выполнить передачу другому игроку своей команды или  выполнить бросок мяча через сетку;
  • игрок не имеет права выполнять больше 3-х шагов;
  • мяч,  коснувшийся во время  игры пола, стенки, или попал при подаче  в сетку считается потерянным, он передаётся другой команде и команде соперников начисляется очко;
  • при каждом переходе игроков во время подачи команде начисляется очко.

Приложение №5

III этап

«Мозговой штурм» - ответить на вопросы викторины

  1. Как  физические качества у человека  вы знаете? (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость)
  2. Какие физические качества необходимы при иге «Пионербол» ( ловкость, быстрота).
  3.  Каким физическим качеством необходимо обладать  лыжнику, марафонцу и ученику чтобы целый час  работать на уроке или тренировке?( выносливость).
  4.  Какое физическое качество развивает упражнение «песочные часы» (гибкость)
  5. Какое упражнение Вы выполняли для развитие сил мышц рук? ( «Солнышко», «Сгибание рук в упоре»)
  6. Какие навыки  (технические приёмы) спортивных игр  вы использовали  сегодня на уроке во время игр? (элементы баскетбола ловля, передача мяча в движении и на месте, переход игроков как при игре волейбол)

Приложение №6

    Все ребята сегодня потрудились,  услышали, что то новое интересное, вспомнили  пройденное, закрепили изученные навыки в игровых заданиях и играх. Вы все ребята молодцы, у кого лучше, у кого хуже получалось    не важно, важно с каким настроением и желанием вы уходите с урока. Поэтому я вам предлагаю с собой взять тот смайлик, который отвечает вашему настроению, которое вы получили с урока.
(Учащиеся подходят к учителю и берут с собой смайлик настроения) А теперь объясните, почему вы выбрали именно этот смайлик. – Спасибо всем за урок !.

 Используемая литература:

1.Учебник для общеобразовательных организаций «Физическая культура»  1-4кл  В.И.Лях.Москва «Просвещение» 2020г

2. Учебник  для общеобразовательных организаций «Физическая культура» 5-6-7классы под редакцией М.Я. Виленского. Москва «Просвещение» ,2015г

3. Справочник учителя физической культуры , авторы П.А.Киселёв, С.Б. Киселёва., Волгорград, «Учитель» 2007г

4. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №3, 2001гМинистерство просвещения Россиийской Федерации

5. «Подвижные игры во дворе» - Коротков И.М., Москва, «Знание» 1987г.

6. https://otkrit-ka.ru/3855-smajliki-kartinki-dlja-detej-na-urok-dlja-ocenivanija.html

7. https://ktonazdorovogo.ru/fizicheskie-kachestva-cheloveka-bystrota-lovkost-sila-gibkost-i-vynoslivost.html

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BB


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету: «Физическая культура» на тему: «Физическая культура и здоровье студента. Нетрадиционные виды двигательной активности»

Данный открытый урок разработан для студентов с ограниченными возможностями, обучающихся в нашем колледже с учётом их нозологии, склонностей и интересов.Практика показывает, что чем раньше мы убедим с...

Методическая разработка по физической культуре Тема: Рекреационная физическая культура в школе

Проведение физкультминуток и динамических перемен с музыкальным сопровождением в течение учебного дня (подвижные игры). Проведение флешмоба (массовое разучивание танцевальных движений с элементами рит...

Упражнения для совершенствования навыка владения мячом в баскетболе

Систематическое  применение  данных  упражнений  способствует  развитию  таких  навыков,  как  своевременные  и  точные  передачи  и...

Упражнения для совершенствования навыка владения мячом в баскетболе

Основными  средствами  повышения  технического  мастерства  баскетболистов   являются  упражнения  по  технике,  тактике  и  двусторонн...

Баскетбол. Упражнения для совершенствования навыка владения мячом.

Основными  средствами  повышения  технического  мастерства  баскетболистов  в  школьной  секции  являются  упражнения  по  технике,  та...

Методическая разработка. Конспект урока физической культуры по разделу физической культуры по разделу программы "Подвижные игры"

Тема урока: "ОРУ. Игры: "прыгающие воробушки", "Зайцы в огороде". Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей"....