Рабочая программа Центра "Точка роста" по шахматам
рабочая программа

Гук Николай Николаевич

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре. 

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру; – приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

 

открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; – выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Немецкий национальный район

МБОУ "Подсосновская СОШ"

УТВЕРЖЕНО

Директор

_____________ Юдина Е.В.

Приказ № _________

ОТ "_____"___________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

учебного предмета

Шахматы

Точка Роста

1 группа

 на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гук Николай Николаевич учитель физической культуры

с. Подсосново 2022

1.1.Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.

1.2.Цель и задачи программы

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

 – массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру; – приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; – выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

 – овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

 – освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

 – знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;  

         – изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные задачи направлены на формирование: – представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; – первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений. Воспитательные задачи способствуют: – приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; – воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; – формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

1.3.Содержание программы: учебный план; содержание учебного плана.

Программа разработана для учащихся школы и рассчитана на изучение материала в течение 102 ч. Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

1.3.1. Учебный план

№п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

8

2

Базовые понятия шахматной игры

56

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения позиций

10

4

Соревнования

26

5

Шахматные праздники

2

Общее количество часов

102

1.3.2. Содержание учебного плана

Теоретические основы и правила шахматной игры

 История шахмат.  Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.  

Базовые понятия шахматной игры.

 Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.  Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

 Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.  

1.4. Планируемые результаты.

В результате освоения программы  учащиеся должны знать /применять: – правила техники безопасности во время занятий;

  – историю возникновения и развития шахматной игры;

 – имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

 – вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматистспортсмен;

  – историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

 – приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

 

К концу первого учебного года учащиеся должны:

 – уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры

; – иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

 – ориентироваться на шахматной доске;

 – играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  – правильно располагать шахматную доску между партнёрами;  – правильно расставлять фигуры перед игрой;

 – различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 – рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

 – знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

 – знать «цену» каждой шахматной фигуры;

 – усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

– владеть способом взятия на проходе;

 – записывать шахматную партию;

 – уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

         – уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

 – защищать свои фигуры от нападения и угроз;

         – решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

         – ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

         – реализовывать большое материальное преимущество.

2. Календарный учебный график

Тема раздела/ урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Шахматы – мои друзья.

1

3.09

2

Шахматы – мои друзья.

1

5,09

3

История возникновения  шахмат

1

7,09

4

История возникновения  шахмат

1

10,09

5

Шахматная доска

1

12,09

6

Шахматная доска

1

14,09

7

Горизонталь

1

17,09

8

Вертикаль

1

19,09

9

Диагональ

1

21,09

10

Шахматная нотация

1

24,09

11

Шахматная нотация

1

26,09

12

Шахматные фигуры и начальная позиция

1

28,09

13

Шахматные фигуры и начальная позиция

1

01,10

14

Ладья

1

03,10

15

Ладья

1

05,10

16

Слон

1

08,10

17

Слон

1

10,10

18

Ферзь

1

12,10

19

Ферзь

1

15,10

20

Конь

1

17,10

21

Конь

1

19,10

22

Пешка

1

22,10

23

Пешка

1

24,10

24

Превращение пешки

1

26,10

25

Король

1

07,11

26

Ценность фигур

1

09,11

27

Ценность фигур

1

12,11

28

Нападение

1

14,11

29

Нападение

1

16,11

30

Взятие. Взятие на проходе

1

19,11

31

Шах и защита от шаха

1

21,11

32

Шах и защита от шаха

1

23,11

33

Шах и защита от шаха

1

26,11

34

Мат

1

28,11

35

Мат

1

30,11

36

Пат - ничья

1

03,12

37

Пат - ничья

1

05,12

38

Рокировка

1

07,12

39

Рокировка

1

10,12

40

Основные принципы игры  в начале партии

1

12,12

41

Основные принципы игры  в начале партии

1

14,12

42

Мат двумя ладьями  одинокому королю

1

17,12

43

Мат двумя ладьями  одинокому королю

1

19,12

44

Мат ферзём и ладьёй  одинокому королю

1

21,12

45

Мат ферзём и ладьёй  одинокому королю

1

24,12

46

Мат ферзём и королём  одинокому королю

1

26,12

47

Мат ферзём и королём  одинокому королю

1

28,12

48

Материальное преимущество

1

09,01

49

Нарушение основных принципов игры в начале партии

1

11,01

50

Нарушение основных принципов игры в начале партии

1

14,01

51

Партии-миниатюры

1

16,01

52

Партии-миниатюры

1

18,01

53

Запись шахматной партии

1

21,01

54

Запись шахматной партии

1

23,01

55

Запись шахматной партии

1

25,01

56

Шахматный этикет

1

28,01

57

Шахматный этикет

1

30,01

58

Шахматный турнир

1

01,02

59

Шахматный турнир

1

04,02

60

Шахматный турнир

1

06,02

61

Шахматный турнир

1

08,02

62

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира

1

11,02

63

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира

1

13,02

64

Шахматные фигуры  (повторение)

1

15,02

65

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

1

18,02

66

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

1

20,02

67

Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение)  

1

22,02

68

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

1

25,02

69

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

1

27,02

70

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

1

01,03

71

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

1

04,03

72

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

06,03

73

Тактический приём «двойной удар»

1

11,03

74

Тактический приём «двойной удар»

1

13,03

75

Тактический приём «связка»

1

15,03

76

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

18,03

77

Тактический приём «ловля фигуры»

1

20,03

78

Тактический приём «ловля фигуры»

1

22,03

79

Тактический приём «сквозной удар»

1

03,04

80

Мат на последней горизонтали

1

05,04

81

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

08,04

82

Тактический приём «открытый шах»

1

10,04

83

Тактический приём «двойной шах»

1

12,04

84

Шахматный турнир

1

15,04

85

Шахматный турнир

1

17,04

86

Шахматный турнир

1

19,04

87

Шахматный турнир

1

22,04

88

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

24,04

89

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

26,04

90

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

29,04

91

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

03,05

92

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

06,05

93

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

08,05

94

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

10,05

95

Основы анализа шахматной партии

1

13,05

96

Основы анализа шахматной партии

1

15,05

97

Основы анализа шахматной партии

1

17,05

98

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

20,05

99

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

22,05

100

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

24,05

101

Шахматный турнир

1

27,05

102

Шахматный турнир

1

29,05

 3.Список литературы.

Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.  

Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.

 Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.  

Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

 Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.

 Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991.

 Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Поматур, 2000. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

 Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Немецкий национальный район

МБОУ "Подсосновская СОШ"

УТВЕРЖЕНО

Директор

_____________ Юдина Е.В.

Приказ № _________

ОТ "_____"______________Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

            учебного предмета

           Шахматы

                 2 группа

                                       на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гук Николай Николаевич учитель физической культуры

с. Подсосново 2022

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы  ««Обучение игре в шахматы»» для группы второго года обучения.

          1.2.Цель и задачи программы

Основной целью является: 

Выявление  и реализация творческих возможностей обучающегося, способствование повышению уровня интеллектуального развития обучающихся, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, профилактика асоциального поведения обучающихся

Задачи:

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- умение находить  простейшие  тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

-умение реализовывать материальный перевес

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;

1.3.Содержание программы: учебный план; содержание учебного плана.

Сроки реализации программы – 1 год.  Состав групп разновозрастной, в объединении занимаются как девочки, так и мальчики, комплектование групп осуществляется на добровольной основе, исходя из интересов и потребностей обучающихся. Занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу и составляют 102 часа в год.

п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Краткая история шахмат.

2

2

2.

Шахматная нотация.

3

3

6

3.

Ценность шахматных фигур.

6

7

13

4.

Техника матования одинокого короля.

6

6

12

5.

Достижение мата без жертвы материала.

4

5

9

6.

Шахматная комбинация.

11

11

22

7.

Основы дебюта.

8

7

15

8.

Основы миттельшпиля.

5

5

10

9.

Основы эндшпиля.

6

6

12

10

Правила поведения шахматиста.

1

1

Итого:

51

51

102

1.4. Планируемые результаты.

  Должны  знать:

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

- принципы игры в дебюте;

- основные тактические приемы;

- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Должны  уметь:

- записывать шахматную партию;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации.

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

- точно разыгрывать простейшие окончания.

2. Календарный учебный график

№п/п

Тема учебного занятия

теория

практика

Всего часов

Дата проведения

По плану

факт

Краткая история шахмат

2

2

1

Легенды о шахматах

1

1

3.09

2

Чемпионы мира по шахматам

1

1

5,09

Шахматная нотация

3

3

6

3

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

1

1

7,09

4

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

1

1

10,09

5

Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

1

12,09

6

Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

1

14,09

7

Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии

1

1

17,09

8

Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии

1

1

19,09

Ценность шахматных фигур

6

7

13

9

Ценность шахматных фигур

1

1

21,09

10

Ценность шахматных фигур

1

1

24,09

11

Сравнительная сила фигур

1

1

26,09

12

Сравнительная сила фигур

1

1

28,09

13

Достижение материального перевеса (выигрыш ладьи, слона, коня)

1

1

01,10

14

Достижение материального перевеса (выигрыш ладьи, слона, коня)

1

1

03,10

15

Игровая практика

1

1

05,10

16

Игровая практика

1

1

08,10

17

Способы защиты: уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя

1

1

10,10

18

Способы защиты: уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя

1

1

12,10

19

Способы защиты: защита атакованной фигуры другой своей фигурой

1

1

15,10

20

Способы защиты: защита атакованной фигуры другой своей фигурой

1

1

17,10

21

Выигрыш материала

1

1

19,10

Техника матования одинокого короля

6

6

12

22

Две ладьи против короля

1

1

22,10

23

Две ладьи против короля

1

1

24,10

24

Ферзь и ладья против короля

1

1

26,10

25

Ферзь и ладья против короля

1

1

07,11

26

Ферзь и король против короля

1

1

09,11

27

Ферзь и король против короля

1

1

12,11

28

Ладья и король против короля

1

1

14,11

29

Ладья и король против короля

1

1

16,11

30

Два слона и король против короля

1

1

19,11

31

Два слона и король против короля

1

1

21,11

32

Слон, конь и король против короля

1

1

23,11

33

Слон, конь и король против короля

1

1

26,11

Достижение мата без жертвы материала

4

5

9

34

Учебные положения на мат в 2 хода в эндшпиле

1

1

28,11

35

Учебные положения на мат в 2 хода в эндшпиле

1

1

30,11

36

Цугцванг

1

1

03,12

37

Цугцванг

1

1

05,12

38

Решение задач «Мат в 2 хода в эндшпиле»

1

1

07,12

39

Решение задач «Мат в 2 хода в эндшпиле»

1

1

10,12

40

Защита от мата. Игровая практика

1

1

12,12

41

Защита от мата. Игровая практика

1

1

14,12

42

Учебные положения на мат в 2 хода в дебюте

1

1

17,12

Шахматная комбинация

11

11

22

43

Шахматная комбинация

1

1

19,12

44

Шахматная комбинация

1

1

21,12

45

Матовые комбинации. Тема «Завлечение»

1

1

24,12

46

Матовые комбинации. Тема «Завлечение»

1

1

26,12

47

Матовые комбинации. Тема отвлечения

1

1

28,12

48

Матовые комбинации. Тема отвлечения

1

1

09,01

49

Матовые комбинации. Тема блокировки

1

1

11,01

50

Матовые комбинации. Тема блокировки

1

1

14,01

51

Тема «Разрушение королевского прикрытия»

1

1

16,01

52

Тема «Разрушение королевского прикрытия»

1

1

18,01

53

Матовые Комбинации. Освобождение пространства.

1

1

21,01

54

Матовые Комбинации. Освобождение пространства.

1

1

23,01

55

Матовые комбинации. Уничтожение защиты

1

1

25,01

56

Матовые комбинации. Уничтожение защиты

1

1

28,01

57

Матовые комбинации. Тема «рентген»

1

1

30,01

58

Матовые комбинации. Тема «рентген»

1

1

01,02

59

Матовые комбинации. Тема «Батарея»

1

1

04,02

60

Матовые комбинации. Тема «Батарея»

1

1

06,02

61

Матовые комбинации. Тема «Связка», «Перекрытие»

1

1

08,02

62

Матовые комбинации. Тема «Связка», «Перекрытие»

1

1

11,02

63

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса

1

1

13,02

64

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса

1

1

15,02

Основы дебюта

8

7

15

65

Двух- и трёхходовые партии. Выявление причин поражений.

1

1

18,02

66

Двух- и трёхходовые партии. Выявление причин поражений.

1

1

20,02

67

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя

1

1

22,02

68

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя

1

1

25,02

69

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат.

1

1

27,02

70

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат.

1

1

01,03

71

Вариации на тему детского мата

1

1

04,03

72

Вариации на тему детского мата

1

1

06,03

73

«повторюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание повторюшек.

1

1

11,03

74

«повторюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание повторюшек.

1

1

13,03

75

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1

1

15,03

76

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1

1

18,03

77

«Пешкоедство». Наказание «пешкоеда»

1

1

20,03

78

«Пешкоедство». Наказание «пешкоеда»

1

1

22,03

79

Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

1

03,04

Основы миттельшпиля

5

5

10

80

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1

1

05,04

81

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1

1

08,04

82

Тактические приёмы. Связка. Двойной удар.

1

1

10,04

83

Тактические приёмы. Связка. Двойной удар.

1

1

12,04

84

Завлечение, отвлечение, блокировка.

1

1

15,04

85

Завлечение, отвлечение, блокировка.

1

1

17,04

86

Разрушение королевского прикрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты

1

1

19,04

87

Разрушение королевского прикрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты

1

1

22,04

88

Связка, «рентген», перекрытие. Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозелёная» партия

1

1

24,04

89

Связка, «рентген», перекрытие. Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозелёная» партия

1

1

26,04

Основы эндшпиля

5

7

12

90

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи)

1

1

29,04

91

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи)

1

1

03,05

92

Ферзь против слона, ферзь против коня.

1

1

06,05

93

Ферзь против слона, ферзь против коня.

1

1

08,05

94

Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи)

1

1

10,05

95

Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи)

1

1

13,05

96

Пешка против короля. Правило «квадрата»

1

1

15,05

97

Пешка против короля. Правило «квадрата»

1

1

17,05

98

Решение задач. Игровая практика

1

1

20,05

99

Решение задач. Игровая практика

1

1

22,05

100

Пешка против короля. Белая пешка на 6 и 7 горизонталях. Оппозиция.

1

1

27,05

101

Решение задач

1

1

24,05

Правила поведения шахматиста

1

1

102

Этика поведения шахматиста. Игровая практика

1

1

29,05

51

102



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Немецкий национальный район

МБОУ "Подсосновская СОШ"

УТВЕРЖЕНО

Директор

_____________ Юдина Е.В.

Приказ № _________

ОТ "_____"______________Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Шахматы

Точка Роста

3 группа

 на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гук Николай Николаевич учитель физической культуры

с. Подсосново 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Шахматы» является модифицированной дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.

Актуальность. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развитияформирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышлениеспособствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

обучающие:

  • Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
  • Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
  • Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
  • Научить детей работать самостоятельно.
  • Научить школьников планировать свою игру и работу.

развивающие:

  • Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).
  • Повысить уровень спортивной работоспособности.
  • Развивать интеллектуальные способности.
  • Расширить кругозор ребёнка.
  • Развивать творческое мышление.
  • Формировать познавательную самостоятельность.

воспитывающие:

  • Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.
  • Формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Отличительные особенности программы. Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности— создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире— при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности— у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества— процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Методическое обеспечение программы

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

  1. При знакомстве с шахматными фигурами.
  2. При изучении шахматной доски.
  3. При обучении правилам игры.
  4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы, задачи для самостоятельного решения, решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.

Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Основными разделами курса являются темы: Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия, История и Решение задач.

В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для получения первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков, пространственного мышления. Изучаются правила шахмат, матование одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира.

Воспитательная работа

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является важной задачей образовательной программы «Шахматы». Для решения этой задачи создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы:

Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом учащихся, кроме этого в занятия включаются физкультминутки.

Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.

Условия реализации программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 136 часов занятий в течение года –по 4 часа в неделю.

Возраст детей

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 12-14 лет.

Наполняемость группы — 1 группа -6 человек

Формы организации детей: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).

Оборудование для занятий

  • кабинет для занятий;
  • шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
  • демонстрационные доски.
  • шахматные часы.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе дети

Знают:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
  • названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
  • цель игры: мат, пат, ничья;
  • шахматную нотацию;
  • абсолютную и относительную ценность фигур;
  • приёмы и способы матования одинокого короля;
  • историю возникновения шахматной игры;
  • правила игры.

Умеют:

  • записывать шахматную партию;
  • проводить комбинации;
  • владеть техникой матования одинокого короля;
  • решать простейшие задачи;
  • записывать партию до 10-го хода.
  • приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
  • повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.
  • сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях.

В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.

Содержание Образовательной Программы

Задачи  обучения

Образовательные:

  • ознакомить с законами развития фигур в начале партии;
  • ознакомить с работой шахматных часов;
  • дать представление о времени, отведенном на шахматную партию;
  • дать представление о турнирных правилах;
  • создать условия для понимания материального перевеса в шахматах;
  • дать представление о простейших тактических приемах;
  • формировать навыки нападения и защиты.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой активности, любознательности в области шахмат;
  • развить способность ориентироваться во времени;
  • развивать способность понимать красоту человеческой мысли;
  • развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.

Воспитательные:

  • развивать усидчивость и внимательность во время игры;
  • воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;
  • воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и выполнения обязанностей игрока.

Учебно-тематический план образовательной программы

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение.

3

-

3

Тема 1. Специфические нарушения в процессе игры.

8

16

24

Тема 2. Электронные часы.

4

8

12

Тема 3. Игра с различным контролем времени.

3

6

9

Тема 4. Тактические приёмы.

6

12

18

Тема 5. Элементарный эндшпиль.

11

22

33

Итоговое занятие.

1

1

2

Квалификационный турнир.

-

91

91

Учебно-массовые мероприятия.

-

24

24

Итого часов

28

108

136

Содержание образовательной программы

Задачи обучения

Образовательные:

  • способствовать углублению знаний о специфических турнирных ситуациях;
  • расширить понимание о возможности использования ошибок противника;
  • обучить игре с электронными часами;
  • способствовать закреплению знаний о тактических приемах;
  • ознакомить с методами использования связки;
  • ознакомить с методами борьбы со связками;
  • ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение шахматной партии;
  • ознакомить с методами использования небольшого материального перевеса;
  • ознакомить с законами элементарного эндшпиля.

Развивающие:

  • формировать и развивать логическое мышление;
  • развивать и тренировать логическую память;
  • развивать потребность в интеллектуальном творчестве;
  • развить способность совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на два-три хода);
  • развивать способность предполагать ответный ход противника.

Воспитательные:

  • развивать усидчивость и внимательность во время игры;
  • воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;
  • воспитывать у детей навыки работы в коллективе;
  • развивать понимание престижа шахматной игры;
  • развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.

Содержание

Введение.

Механические часы, их установка и функции.

Правила поведения в турнире.

Обращения к арбитру.

Специфические нарушения в процессе игры.

Тема 1. Специфические нарушения в процессе игры.

Невозможный ход и его регистрация.

Возврат к позиции. Продолжение игры с самой последней поддающейся восстановлению позиции, которая предшествовала нарушению. Наказание за невозможный ход.

Первые два невозможных хода. Дополнительное время.

Третий невозможный ход того же самого игрока. Показания часов. Перевод и остановка часов без хода.

Завершение партии с классическим контролем времени.

Быстрая игра до конца партии. Возможности прекращения записи партий. Заключительный период игры с ограничением времени. Пять, десять минут до конца партии.

Правило менее двух минут. Требование ничьей. Остановка часов.

Обращение к арбитру. Последствия нарушения правил обращения к арбитру. Игра на «время».

Практическая часть:

  • проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;
  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;
  • разыгрывание учебных позиций.

Тема 2. Электронные часы.

Общие понятия.

Особенности игры с электронными часами.

Различные контроли времени. Режимы игры с добавлением времени на каждый ход.

Особенности записи партии при игре с электронными часами Обращение к арбитру.

Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;
  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;
  • разыгрывание учебных позиций.

Тема 3. Игра с различным контролем времени.

Специфика игры в быстрые шахматы.

Специфика игры в блиц с механическими часами.

Специфика игры в блиц с электронными часами.

Практическая часть:

  • проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;
  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;
  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;
  • разыгрывание учебных позиций.

Тема 4. Тактические приёмы.

Связка.

Использование недостатков связанных фигур.

Как создать связку.

Как бороться со связкой.

Использование связки для атаки на позицию рокировки.

Использование большего материального перевеса в конце партии.

Практическая часть:

  • проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;
  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;
  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;
  • разыгрывание учебных позиций.

Тема 5. Элементарный эндшпиль.

Переход в простые позиции.

Правило квадрата.

Король с пешкой против короля.

Король с крайней пешкой против короля.

Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях.

Отдаленная проходная.

Защищенная проходная.

Ферзь против пешки.

Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.

Элементарные ладейные окончания.

Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;
  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.
  • разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;
  • разыгрывание учебных позиций.

Квалификационный турнир.

Практическая часть:

  • проведение турниров;
  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.

Итоговое занятие.

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Учебно-массовые мероприятия

Участие в городских и выездных соревнованиях.

Ожидаемые результаты года обучения

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

знать:

  • все возможные специфические нарушения противника в процессе игры;
  • все об игре с электронными часами;
  • правила добавления (уменьшения) времени игры;
  • правила обращения к арбитру и последствия нарушения этих правил;
  • методы борьбы со связками;
  • методы использования небольшого материального перевеса;
  • законы элементарного эндшпиля.

уметь:

  • использовать временные ошибки противника;
  • регистрировать «невозможный» ход;
  • правильно рассчитывать время в шахматной партии;
  • правильно завершить партию;
  • отслеживать турнирные результаты;
  • использовать небольшой материальный перевес;
  • совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три-четыре хода);
  • предполагать вероятный ответный план противника.

быть:

  • настойчивым в отстаивании прав игрока;
  • сосредоточенным во время игры;
  • уважительным по отношению к сопернику;
  • предусмотрительным во время ведения шахматной игры.

Список литературы

Для детей:

  1. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2008.
  2. Журавлев,Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
  3. Зак,В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
  4. Карпов,А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
  5. Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2005.
  6. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
  7. Костров,В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2001.
  8. Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
  9. Костров,В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
  10. Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  11. Хенкин,В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.

Для педагогов:

  1. Дворецкий,М. Методы шахматного обучения – Харьков: «Фолио», 1997.
  2. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
  3. Журавлев,Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
  4. Зак,В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
  5. Калиниченко,Н.М. Шахматная стратегия: Полный курс – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.
  6. Карпов,А. Учитесь шахмата. – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
  7. Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска – М.: ФСРМПНТС, 2005.
  8. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
  9. Костров,В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2001.
  10. Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
  11. Костров,В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
  12. Костьев,А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 1986.
  13. Нейштадт,Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 1979.
  14. Нимцович,А. Моя система – М.: ФиС, 1974.
  15. Панов,В. Курс дебютов – М.: ФиС, 1961.
  16. Пожарский,В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 1996.
  17. Попова,М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков. – Тула: 2002.
  18. Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  19. Хенкин,В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.

Поурочное планирование

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата проведения

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

3.09

3.09

Возврат к позиции.

1

5,09

5,09

Продолжение игры с самой последней поддающейся восстановлению позиции, которая предшествовала нарушению.

1

7,09

7,09

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

10,09

10,09

Первые два невозможных хода.

1

12,09

12,09

Дополнительное время.

1

14,09

14,09

 Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

17,09

17,09

Показания часов.

1

19,09

19,09

Перевод и остановка часов без хода.

1

21,09

21,09

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

24,09

24,09

Быстрая игра до конца партии.

1

26,09

26,09

Возможности прекращения записи партий.

1

28,09

28,09

Заключительный период игры с ограничением времени.

1

01,10

01,10

Пять, десять минут до конца партии.

1

03,10

03,10

Правило менее двух минут.

1

05,10

05,10

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

08,10

08,10

Остановка часов.

1

10,10

10,10

Обращение к арбитру.

1

12,10

12,10

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

15,10

15,10

Игра на «время».

1

17,10

17,10

Проведение классификационных турниров, игр с часами и записью.

1

19,10

19,10

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

22,10

22,10

Разыгрывание учебных позиций.

1

24,10

24,10

Электронные часы. Общие понятия.

1

26,10

26,10

Особенности игры с электронными часами.

1

07,11

07,11

Различные контроли времени.

1

09,11

09,11

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

12,11

12,11

Особенности записи партии при игре с электронными часами

1

14,11

14,11

Обращение к арбитру.

1

16,11

16,11

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

19,11

19,11

Разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

1

21,11

21,11

Последствия нарушения правил обращения к арбитру.

1

23,11

23,11

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

26,11

26,11

Специфика игры в быстрые шахматы.

1

28,11

Специфика игры в блиц с механическими часами.

1

30,11

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

03,12

Специфика игры в блиц с электронными часами.

1

05,12

Проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;

1

07,12

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

10,12

Режимы игры с добавлением времени на каждый ход.

1

12,12

Переход в простые позиции.

1

14,12

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

17,12

Разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

1

19,12

Разыгрывание учебных позиций.

1

21,12

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

24,12

Разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах.

1

26,12

Завершение партии с классическим контролем времени.

1

28,12

Элементарные ладейные окончания.

1

09,01

Невозможный ход и его регистрация.

1

11,01

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

14,01

Требование ничьей.

1

16,01

Правило квадрата.

1

18,01

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

21,01

Король с пешкой против короля.

1

23,01

Король с крайней пешкой против короля.

1

25,01

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

28,01

Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях.

1

30,01

Отдаленная проходная.

1

01,02

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

04,02

Защищенная проходная.

1

06,02

Ферзь против пешки.

1

08,02

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

11,02

Наказание за невозможный ход.

1

13,02

Третий невозможный ход того же самого игрока.

1

15,02

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

18,02

Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.

1

20,02

Устройство «Шахматных часов», «Флажок».

1

22,02

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

25,02

Время, отведенное игроку на партию.

1

27,02

Показания часов и результат партии.

1

01,03

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

04,03

Связь показаний часов с результатом в партии.

1

06,03

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

11,03

Минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени.

1

13,03

«Падение флажка».

1

15,03

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

18,03

Регистрация падения флага и правильное заявление об этом действии.

1

20,03

Возможности ничейных результатов.

1

22,03

Остановка часов. Порядок остановки часов во время партии.

1

03,04

Обращение за помощью к арбитру.

1

05,04

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

08,04

Обоснованное обращение. Наказание игрока.

1

10,04

«Превращение» пешки, требование фигур.

1

12,04

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

15,04

Мат в начале партии.

1

17,04

Темп, потеря темпа.

1

19,04

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

22,04

Борьба с ранним выводом ферзя.

1

24,04

Ловушки.

1

26,04

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

29,04

Записывание ходов в процессе игры, своих ходов и ходов партнера правильным способом, ход за ходом, ясно и разборчиво, в алгебраической нотации.

1

03,05

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

06,05

Шахматные бланки.

1

08,05

Регламент ответа на ход партнера.

1

10,05

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

13,05

Правила предложения ничьей.

1

15,05

Соблюдение определенных требований.

1

17,05

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

20,05

Отклонение предложения ничьей.

1

22,05

Использование связки. Как бороться со связкой.

1

24,05

Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня;

2

27,05

Проведение классификационных турниров, игр с часами и записью.

1

29,05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа школьного кружка "Шахматы для начинающих"

МБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» Муниципальный район «Томпонский район» Республика Саха (Якутия)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 6 класса

Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Шахматы"...

Рабочая программа кружка по шахматам «Юный шахматист»

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Нормативные документы, обеспечивающие  реализацию программы:  Федера...

Рабочая программа элективного курса "Шахматы" 2 год обучения

Рабочая программа элективного курса "Шахматы" разработана для учащихся 10-11 классов 2-го года обучения (0,5 часа в неделю)...

Рабочая программа факультативного курса "Шахматы"

Учебный материал планирования занятий по спортивно-оздоровительной программе начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-8 классов

Рабочая программа  "Шахматы" может быть использованна учителями для организации внеурочной деятельности в 5-8 классах....