Деятельностно - ситуативный подход в обучении защитным действиям на занятиях по баскетболу
статья по физкультуре (9 класс)

Забелина Наталья Юрьевна

Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возмож­ностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автореферат

Деятельностно - ситуативный подход в обучении защитным действиям на занятиях по баскетболу

Санкт-Петербург

 2022

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Актуальность                                                                                                       3

2. Основные положения деятельностно - ситуативного подхода                       4

3. Организация исследования                                                                                 6

4. Результаты исследования                                                                                    7

Выводы                                                                                                                     8

Список литературы                                                                                                  8

Приложение 1. Практические рекомендации  и распространение опыта работы   9

Приложение 2. Диагностические карты мониторинга качества усвоения дополнительной образовательной программы «Баскетбол»                                       10

Приложение 3. Таблицы показателей физических качеств и технической подготовленности занимающихся секции Дополнительной Образовательной программы «Баскетбол»                                                                                                 14

Введение

Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает баскетболистов мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремленности. Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации.

Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у юных баскетболистов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

  1. Актуальность

Усилия баскетбольной команды, стремящейся всеми силами победить, окажутся напрасными, если ее игроки будут допускать серьезные ошибки в защитных действиях. Тем более что технический арсенал нападающего значительно шире, чем защитника. Однако опыт показывает, что приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны при правильном и внимательном их выполнении.

Большинство существующих методик подготовки юных баскетболистов опираются на заучивание двигательных действий без учета действий противника (в упрощенных условиях), без помех для усвоения структуры движения. Такая подготовка закрепляет выполнение двигательных действий в конкретных условиях, где нет противодействий со стороны противника, а это снижает эффективность действий в вариативных и нестандартных ситуациях, где противник проявляет высокую активность. Следовательно, учебно-тренировочный процесс носит отчасти репродуктивный характер, а техника и тактика выступают как изолированные друг от друга разделы учебно-тренировочного процесса.

В современном баскетболе прослеживается тенденция на увеличение количества команд, играющих «от защиты» и делающих акцент на контратаках «быстрым прорывом». Эффективность защитных планов команды определяется индивидуальными способностями каждого игрока. К ним относятся скорость, быстрота мышления, агрессивность, желание, предвидение и приспособляемость. Нельзя сказать, что психологические аспекты защиты более важны, чем физические, или наоборот. Тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать, что игрок, не удовлетворяющий психологическим требованиям, не будет удовлетворять и физическим требованиям защиты. В этой связи обучение технико-тактическим действиям юных спортсменов может быть реализовано за счет деятельностно - ориентированной организации активности занимающихся и создания игровых ситуаций, предусматривающих на тренировках анализ и рефлексию.

  1. Основные положения деятельностно-ситуативного подхода

Деятельностно-ситуативный подход ориентирован, прежде всего, на формирование навыков и умений, активное усвоение понятийного аппарата баскетболистов и развитие творческой деятельности, следовательно, позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике. Постоянное решение технико-тактических учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее, в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна активно  развиваться в результате осуществления ею этой деятельности.

При обучении технических элементов баскетбола происходит акцентированное объяснение их выполнения, в каких ситуациях и как использовать, указывается, если необходимо, игровая расстановка (например, варианты противодействий от заслонов). Моделируется игровая ситуация и ставится игровая задача, которую учащиеся должны постараться решить как можно быстрее. Упражнения, направленные на совершенствование технических элементов, подбираются таким образом, чтобы при неправильном техническом выполнении его невозможно было выполнить. Закрепляются и совершенствуются технические элементы в тактических комбинациях, подвижных и учебно-тренировочных играх, в которых ставятся условия или создаются проблемные ситуации, стимулирующие формирование необходимого игрового опыта. Двусторонние игры контролируются тренером и обязательно анализируются по окончании. Анализ проходит в дискуссионной форме и предусматривает обязательную рефлексию со стороны занимающихся, а также совместно с юными баскетболистами обсуждаются физические качества, необходимые для выполнения изучаемых технико-тактических действий. В конечном итоге у занимающихся накапливается определенный «багаж» знаний, технико-тактических навыков и игрового опыта, так что на соревнованиях юные баскетболисты делают «полусознательный» (интуитивный) выбор вариантов действий, быстро и качественно их выполняют и готовы  нести ответственность за результаты своей игры.

Моделируемые игровые ситуации способствуют широкому применению игрового опыта спортсмена в других (схожих) игровых ситуациях и достижению лучших результатов на соревнованиях, уменьшая степень расхождения индивидуальных и групповых командных действий. Учитывая вариативность технико-тактических действий баскетболиста и требуемый, в этой связи, для их качественного выполнения субъектный игровой опыт, моделированию в процессе обучения должен подлежать широкий спектр игровых ситуаций, охватывающих по своему содержанию различные структуры противодействий соперников, необходимые для эффективного совершенствования игровой соревновательной деятельности.

Требования к построению и осуществлению процесса обучения технико-тактическим действиям на основе деятельностно-ситуативного подхода:

— вовлечение игрового соревновательного контекста в процесс обучения, воспроизведение задач на рефлексию, оценку и выбор, проблемный поиск и самоопределение, а в целом — игровую и соревновательную ориентированную активизацию субъектного потенциала обучаемых;

— опора на личный субъектный опыт обучаемого, апелляция к нему как фактору аккумуляции знаний и вариативно-целесообразных технико-тактических действий в игровых ситуациях, продуцирования альтернативных объяснительных схем действительности и ее смыслового наполнения;

— воссоздание по ряду параметров модели игровой соревновательной деятельности и процесса роста мастерства будущего спортсмена, воспроизведение наиболее существенных функционально-технологических отрабатываемых способов и приемов игры, облегчая тем самым перенос сформированных технико-тактических действий в реальные условия игровой соревновательной деятельности;

— всестороннее ориентирование обучаемых в усваиваемом материале, развитие у них навыков системного анализа явлений и процессов;

— повышение информационной емкости тренировочных заданий и форм педагогического взаимодействия, интеграция логического и социально-психологического аспектов освоения и анализа игроками игровой соревновательной деятельности;

— активное осуществление спортсменами мыслительных функций и организация их многопозиционной коммуникации в условиях игрового моделирования ситуаций и задач соревновательной деятельности;

— осуществление согласованности в междисциплинарном структурировании содержания изучаемых технико-тактических действий, призванное обеспечить их оптимальную достаточность и необходимую взаимодополняемость;

— обеспечение релевантности используемых методических средств и организационных форм педагогического взаимодействия задачам формирования соответствующих знаний, умений и навыков баскетболистов.

Порядок реализации деятельностно-ситуативного подхода в обучении защитным действиям юных баскетболистов предполагает следующие этапные моменты:

1. тренер задает в виде условий некоторую конфигурацию игрового соревновательного пространства (общий вариант), в котором осуществляется обучение и уточняется его контекст, расширяющий информационное и смысловое содержание технико-тактических характеристик, определяющих выбор способа решения игровой задачи; 2. после представления общего варианта тренер, используя специфические игровые упражнения, акцентирует внимание на наиболее проблемных участках, зонах предложенной ситуации; 3. в парах, в команде (либо индивидуально) происходит обсуждение ситуации, в процессе которого обучаемые пытаются увидеть альтернативные, более эффективные варианты, способы и приемы ее решения; 4. определяются те знания, навыки, умения, качества, которые определяют успешность решения игровых задач в условиях реальной соревновательной деятельности и ставится задача по их развитию.

Эффективность защитных действий игроков и команды в целом зависит и от  психологической подготовки. Она включает в себя такие качества, как агрессивность, расчетливость, смелость. Без психологического настроя нельзя успешно защищаться. От умения рассчитать свои силы зависит способность перехватить мяч, выиграть подбор. Когда игрок идет на перехват мяча, оголяя свой тыл, и проскакивает мимо мяча, то это последствие слабого расчета, неумения предугадывать, предчувствовать ситуацию, мыслить и действовать ответственно.

  1. Организация исследования

Объектом нашего исследования является учебно-тренировочный процесс секционных занятий по баскетболу с учащимися 13-15 лет

Предмет исследования – использование деятельностно-ситуативного подхода в обучении защитным действиям юных баскетболистов на занятиях по баскетболу.

Цель исследования - изучить эффективность использования деятельностно-ситуативного подхода в обучении защитным действиям юных баскетболистов для повышения результативности игры и развития физических качеств занимающихся.

В результате анализа научно-методической литературы и опыта ведущих педагогов в соответствии с целью, объектом и предметом исследования, нами  была выдвинута гипотеза исследования: обучение защитным действиям на основе деятельностно-ситуативного подхода будут способствовать повышению результативности игры и развитию физических качеств занимающихся более эффективно, если:

- теоретически обосновано научно-методическое сопровождение по использованию средств и методов деятельностно-ситуативного подхода в обучении защитным действиям игре в баскетбол;

- будет реализована разработанная нами система эффективного применения средств и методов деятельностно-ситуативного подхода в обучении защитным действиям в баскетболе.

Исходя из цели, нами были сформированы следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методических источников по проблематике исследования.

2. Разработать научно-методическое сопровождение по использованию деятельностно-ситуативного подхода в обучении защитным действиям юных баскетболистов.

3.  Выявить динамику изменения результативности игры по показателям мониторинга качества усвоения дополнительной образовательной программы  «Баскетбол» и результатам тестов технической и физической подготовленности.

Для получения надежных результатов опытно-экспериментальной работы нами были сформированы две группы испытуемых: 1) контрольная группа (КГ), в которой обучение велось в соответствии с традиционным программным материалом; 2) экспериментальная группа (ЭГ), в которой занятия проводились с использованием деятельностно-ситуативного подхода. В исследовании приняли участие 24 человек, допущенных к практическим занятиям по медицинским показателям (2 группы по 12 человек).

На первом этапе исследования (июль-август 2021 г.) был проведен анализ научно-методической литературы и разработана экспериментальная методика использования деятельностно-ситуативного подхода. На втором этапе  (сентябрь 2021 г. – апрель 2022 г.) на секционных занятиях с юными баскетболистами экспериментальной группы для обучения защитным действиям использовался деятельностно-ситуативного подход, был проведен мониторинг качества усвоения дополнительной образовательной программы  «Баскетбол» и роста показателей тестов технической и физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце учебного года. На третьем этапе (май - июнь 2022 г.) проводился сравнительный анализ и обобщение результатов исследования.

Мониторинг качества усвоения программы  «Баскетбол» предполагал оценку освоения теоретической информации и навыков практической деятельности, приобретения опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, а также специфических навыков игры в баскетбол. Развитие физических качеств рассматривалось по результатам следующих тестов: прыжок в длину с места,  наклон вперед из положения стоя и сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимания). Для изучения технической подготовленности использовались показатели челночного бега 4*9 м с ведением мяча, 10 бросков в корзину со штрафной линии и 15 бросков в корзину с двух шагов после ведения (по 5 слева, справа и по центру).

  1. Результаты исследования

Достоверность полученных результатов проверялась на основе сравнения результатов мониторинга качества усвоения дополнительной образовательной программы  «Баскетбол» (приложение 2) и показателей тестов технической и физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года (приложение 3).

Сравнительный анализ выявил, что в освоении теоретической информации прирост составляет в среднем в ЭГ 53%, а в КГ 26,5%, в освоении навыков практической деятельности - 43% и 18%, в приобретении опыта творческой деятельности - 43% и 24%, в приобретении опыта эмоционально-ценностных отношений - 42% и 27%, в развитии специфических навыков игры в баскетбол – 48,5% и 25% соответственно; средние показатели личного рейтинга баскетболиста прибавили в ЭГ 44,5%, а в КГ 22,7%. Результаты в прыжке в длину с места увеличились в среднем в ЭГ на 6%, а в КГ на 5%, в наклоне вперед из положения стоя на 43% и 26%, в сгибание - разгибании рук в упоре лежа на 23% и 14,5% соответственно. Показатели челночного бега 4*9 м с ведением мяча улучшились в среднем в ЭГ на 5,4%, а в КГ на 1,8%, 10 бросков в корзину со штрафной линии на 64% и 30%, 15 бросков в корзину с двух шагов после ведения на 43% и 20% соответственно.

Выводы

Успешная игра в защите во многом определяет итог спортивного соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ведения борьбы. Хорошую защиту отличает не пассивное реагирование на действия атакующих, а активное упреждающее применение контрдействий с постоянным «давлением на мяч» и готовностью к стремительному переходу в контратаку.

Позитивная динамика прослеживается во всех группах по всем показателям, однако в экспериментальной группе прирост результатов значительно выше почти во всех измерениях, особенно в качестве усвоения программы «Баскетбол» и технической подготовленности, что служит подтверждением эффективности использования деятельностно-ситуативного подхода в обучении защитным действиям для повышения результативности игры занимающихся.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в обучении защитным действиям юных баскетболистов для повышения результативности игры на соревнованиях и показателей физических качеств занимающихся.

Список литературы

1. Деятельностно-ситуативный способ обучения баскетболистов 8-11 лет технико-тактическим действиям / С. А. Кугаевский, В. В. Козин // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. - 2014. - № 4. - С. 137-140.

2. Звозко С. В. Индивидуальная работа баскетболиста в защите. Примерные упражнения. Методика обучения и совершенствования. - https://multiurok.ru/

3. Ильин Е. П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.: ил.

4. Козин В. В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов / В. В. Козин, С. А. Кугаевский, А. В. Зыков // Омский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 183–186.

5. Козин В. В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Омский научный вестник. – 2014. – № 1. – С.167–173.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 

Практические рекомендации  и распространение опыта работы.

  1. Широко использовать в учебно-тренировочном процессе на секционных занятиях по баскетболу игровые и тактические упражнения, специальные комплексы сопряженных упражнений, применять нестандартное оборудование и способствовать созданию игрового опыта, накоплению теоретических знаний, технико-тактических навыков и развитию сознательности и ответственности за результативность их применения во время соревновательной борьбы;
  2. Регулярно осуществлять мониторинг эффективности применяемых комплексов упражнений для развития технической и физической подготовленности с целью регулирования и корректировки объема и интенсивности выполняемой нагрузки с учетом результатов каждого занимающегося;
  3. Осуществлять регулярный педагогический контроль для своевременного выявления трудностей, препятствующих успешному обучению по дополнительной образовательной программе «Баскетбол»;
  4. Характер отдыха на занятиях по баскетболу должен быть активным, его необходимо заполнять дыхательными и бросковыми упражнениями, а также чередовать с упражнениями на растягивание для предупреждения травм.

Реализация и распространение педагогического опыта использования деятельностно-ситуативного подхода в обучении защитным действиям юных баскетболистов осуществляется на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу с учащимися на товарищеских и соревновательных играх, а также путем демонстрации открытых уроков и мастер – классов, организации выступлений на районных и городских научно-практических семинарах и конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение защитным действиям в баскетболе

Презентация, пособие, приложение к уроку...

Обучение защитным действиям в баскетболе

Презентация для использования при проведения урока физичкской культуры...

Конспект урока по физической культуре. Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Обучение защитным действиям в баскетболе», 10 класс

Представлен опыт обучения защитным действиям в баскетболе, совершенствования зонной защиты и развития « чувства мяча и координационных способностей» ...

Конспект урока "Обучение защитным действиям в баскетболе"

Конспект урока с использованием ИКТ "Обучение защитным действиям в баскетболе", 10 класс...

конспект урока физкультуры по теме: Обучение защитным действиям в баскетболе".

  Обучение защитным действиям в баскетболе;    Совершенствования зонной защиты.    Совершенствования развития « чувства мяча  и координационных способностей...

Обучение защитным действиям в баскетболе

Для занятий физической культуры по теме "Баскетбол"...