Психомоторные способности в старшем школьном возрасте
статья по физкультуре (9 класс)

Паршикова Алена Николаевна

Психомоторные способности в старшем школьном возрасте

 

Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.

Интенсивный рост подростков приводит к некоторой диспропорции не только в строении тела, но и управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений подростка может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в более старшем возрасте. Отсюда громадная роль направленного и индивидуального психомоторного развития в этом возрасте. Подростки, как правило, переоценивают свои силовые и скоростные возможности. У школьников 11-15 лет существенно возрастает быстрота и темп движений, быстрота и точность запоминания движений. Если в этот период не работать над точностью движений, ловкостью и координацией движений, то у подростков могут очень быстро закрепиться неправильные навыки и двигательные стереотипы, которые будет очень трудно преодолеть в юношеском и взрослом возрастах. По мнению ряда авторов, именно в подростковом возрасте создаются благоприятные психологические, физиологические и морфологические предпосылки для специализированных занятий и первых успехов в большинстве олимпийских видов спорта.

Юношеский возраст является завершением физического созревания. Наиболее быстро в этом возрасте запоминаются временные параметры движений, несколько дольше – пространственные, и наибольшее число повторений требуется для запоминания мышечных усилий. Наилучшее запоминание движений отмечено в 16-17 лет. У юношей наблюдается более интенсивное развитие точности мышечно-двигательных ощущений, быстроты сложной реакции, темпа движений и скоростной выносливости. Исходя из теории непрерывности в процессе психического и физического развития человека, каждый из возрастных периодов характеризуется чувствительностью к определенным воздействиям, вносит свой вклад в формирование структуры специальных способностей. С другой стороны, переход от одного возраста к другому – это не только обогащение и развитие психомоторных возможностей ребенка, но и утрата некоторых психических и моторных особенностей, затухание одних и возникновение других психомоторных качеств и особенностей.

Так, например, повышенная детская память и женская сенсорная чувствительность могут выступать как «временное состояние» психики и являются возрастными и половыми предпосылками для становления психомоторной памяти и различительной чувствительности движений по основным параметрам управления.

Анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуют становлению тех или иных способностей и присущи индивиду с рождения в виде сложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой «природной способности» (С.Л. Рубинштейн), которая подлежит развитию и совершенствованию в зависимости от возрастной сензитивности и соответствующих условий деятельности.

Психомоторные задатки, как и природные предпосылки индивида, представляют собой многоуровневое образование, структура которого еще недостаточно исследована психологами, хотя, по их мнению, задатки как бы задают нижние и верхние пределы развития психомоторных способностей.

Исследуя роль наследственности в развитии психомоторных качеств, В.Г. Шварц обосновывает генетическую обусловленность таких показателей как: показатели максимального потребления кислорода (МПК), определяющие выносливость в циклических видах спорта; анаэробная работоспособность, оцениваемая по результатам бега на короткие дистанции; устойчивость к гипоксемии (задержка дыхания на вдохе); скорость движения по теппинг-тесту. Автор делает вывод о генетическом лимитировании развития двигательных способностей спортсменов.

Другие авторы указывают, что влияние социальных условий на природные задатки чрезвычайно велико, но, тем не менее, не безгранично (К.Д. Абульханова). Ряд авторов подчеркивают, что задатки оказывают тем меньшее влияние на развитие человека, чем более сложным оказывается соответствующее психическое образование.

Возрастное развитие психомоторных способностей протекает несколько иначе, чем развитие умственных способностей, они раньше достигают зрелости и раньше увядают. Эта их особенность делает весьма актуальной проблему своевременного формирования психомоторных способностей у молодежи, в частности, у детей и подростков.

Диагностика психомоторных способностей невозможна без качественного и количественного изучения структуры психомоторных способностей и их задатков. Классификация психомоторных способностей и их компонентов должна исходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательной или спортивной деятельности.

За период 11-12 лет подросток совершает буквально скачок из недостаточно хорошо владеющего своим телом существа во вполне физически сформировавшееся, с уровнем двигательных и психических качеств, стремительно приближающимся к уровню взрослых людей. Создаются объективные предпосылки для выполнения сложных, недоступных ранее, моторных актов, что обеспечивается увеличени ем мышечной массы и преимущественным развитием мелких мышц верхних конечностей: именно они определяют способность к тонким и точным движениям руками, и особенно пальцами рук, что напрямую связано с эффективной психомоторной деятельностью.

Вследствие улучшающейся координации нервных процессов совершенствуется произвольная регуляция двигательных действий. В возрасте 11-14 лет происходят существенные сдвиги в развитии способности к восприятию и быстрой переработке зрительной информации, принятию оперативных решений. И если в предыдущем возрасте ребенок пока еще демонстрирует «карликовый интеллект», то в течение последующих лет он обнаруживает свое интенсивное развитие, особенно в отношении так называемого «практического интеллекта», связанного с быстротой восприятия изменяющихся ситуаций, оценки их характера и выполнения ответных двигательных действий. Все это имеет место в психомоторной деятельности, состоящей из психически регулируемых моторных операций. Психомоторика характеризует возможности сознательного приведения в действие двигательного акта путем определения момента его начала и завершения: такие психомоторные действия могут проходить неосознанно, как, например, привычная реакция на внезапный сигнал, но при необходимости могут контролироваться сознанием.

Типичным примером психомоторной деятельности и, соответственно, проявлений «практического интеллекта», являются сенсомоторные реакции: высокие показатели сенсомоторного реагирования характеризуют психомоторные способности спортсменов, особенно в таких видах, как игры и единоборства. В то же время быстрота и точность сенсомоторных реакций характеризуют особенности возрастно го развития подростка и совершенствования психомоторной сферы под влиянием двигательной активности.

Специалисты в области возрастной психологии выделяют период 11-14 лет как сенситивный для развития ряда психических качеств, причем в первой половине этого возраста преимущественное развитие получают сенсомоторные качества, а во второй - когнитивные. Определены даже своего рода антагонистические характеристики развития психомоторных и когнитивных качеств: до 13 лет преимущество имеют психомоторные качества, как бы уступающие первенство в развитии когнитивным качествам, для которых сенситивным является возраст 14 лет и старше. Вместе с тем для быстроты простой реакции сенситивным является возраст 11-12 лет, а для быстроты реакции выбора - 13-14 лет.

Можно предположить, что развитие сенсомоторных способностей происходит под влиянием многих взаимодействующих факторов, основные среди которых следующие:

1) особенности возрастного развития подростка,

2) особенности занятий теми или иными видами двигательной активности,

3) индивидуальные особенности адаптации к условиям двигательной активности. Необходимо, с одной стороны, по возможности нивелировать влияние каждого из трех факторов, а с другой стороны, попытаться определить степень взаимодействия хотя бы двух из этой «триады» (на пример: возрастное развитие и занятия физической культурой, или: занятия физической культурой и индивидуальные особенности подростка).

Гипотеза исследования. Предполагается, что средства АФК смогут улучшить показатели психомоторного развития детей старшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. изучить теоретические аспекты влияния АФК на психомоторные способности подростков,

2. провести исследование влияния средств АФК на развитие психомоторных способностей подростков.

Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, педагогический эксперимент, метод наблюдения, методы  тестирования  состояния мышечной системы,  методы математической статистики.

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotornye_sposobnosti_v_starshem_shkolnom_vozrste.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Психомоторные способности в старшем школьном возрсте

Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.

Интенсивный рост подростков приводит к некоторой диспропорции не только в строении тела, но и управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений подростка может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в более старшем возрасте. Отсюда громадная роль направленного и индивидуального психомоторного развития в этом возрасте. Подростки, как правило, переоценивают свои силовые и скоростные возможности. У школьников 11-15 лет существенно возрастает быстрота и темп движений, быстрота и точность запоминания движений. Если в этот период не работать над точностью движений, ловкостью и координацией движений, то у подростков могут очень быстро закрепиться неправильные навыки и двигательные стереотипы, которые будет очень трудно преодолеть в юношеском и взрослом возрастах. По мнению ряда авторов, именно в подростковом возрасте создаются благоприятные психологические, физиологические и морфологические предпосылки для специализированных занятий и первых успехов в большинстве олимпийских видов спорта.

Юношеский возраст является завершением физического созревания. Наиболее быстро в этом возрасте запоминаются временные параметры движений, несколько дольше – пространственные, и наибольшее число повторений требуется для запоминания мышечных усилий. Наилучшее запоминание движений отмечено в 16-17 лет. У юношей наблюдается более интенсивное развитие точности мышечно-двигательных ощущений, быстроты сложной реакции, темпа движений и скоростной выносливости. Исходя из теории непрерывности в процессе психического и физического развития человека, каждый из возрастных периодов характеризуется чувствительностью к определенным воздействиям, вносит свой вклад в формирование структуры специальных способностей. С другой стороны, переход от одного возраста к другому – это не только обогащение и развитие психомоторных возможностей ребенка, но и утрата некоторых психических и моторных особенностей, затухание одних и возникновение других психомоторных качеств и особенностей[1].

Так, например, повышенная детская память и женская сенсорная чувствительность могут выступать как «временное состояние» психики и являются возрастными и половыми предпосылками для становления психомоторной памяти и различительной чувствительности движений по основным параметрам управления.

Анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуют становлению тех или иных способностей и присущи индивиду с рождения в виде сложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой «природной способности» (С.Л. Рубинштейн), которая подлежит развитию и совершенствованию в зависимости от возрастной сензитивности и соответствующих условий деятельности.

Психомоторные задатки, как и природные предпосылки индивида, представляют собой многоуровневое образование, структура которого еще недостаточно исследована психологами, хотя, по их мнению, задатки как бы задают нижние и верхние пределы развития психомоторных способностей.

Исследуя роль наследственности в развитии психомоторных качеств, В.Г. Шварц обосновывает генетическую обусловленность таких показателей как: показатели максимального потребления кислорода (МПК), определяющие выносливость в циклических видах спорта; анаэробная работоспособность, оцениваемая по результатам бега на короткие дистанции; устойчивость к гипоксемии (задержка дыхания на вдохе); скорость движения по теппинг-тесту. Автор делает вывод о генетическом лимитировании развития двигательных способностей спортсменов.

Другие авторы указывают, что влияние социальных условий на природные задатки чрезвычайно велико, но, тем не менее, не безгранично (К.Д. Абульханова). Ряд авторов подчеркивают, что задатки оказывают тем меньшее влияние на развитие человека, чем более сложным оказывается соответствующее психическое образование.

Возрастное развитие психомоторных способностей протекает несколько иначе, чем развитие умственных способностей, они раньше достигают зрелости и раньше увядают. Эта их особенность делает весьма актуальной проблему своевременного формирования психомоторных способностей у молодежи, в частности, у детей и подростков.

Диагностика психомоторных способностей невозможна без качественного и количественного изучения структуры психомоторных способностей и их задатков. Классификация психомоторных способностей и их компонентов должна исходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательной или спортивной деятельности.

За период 11-12 лет подросток совершает буквально скачок из недостаточно хорошо владеющего своим телом существа во вполне физически сформировавшееся, с уровнем двигательных и психических качеств, стремительно приближающимся к уровню взрослых людей. Создаются объективные предпосылки для выполнения сложных, недоступных ранее, моторных актов, что обеспечивается увеличени ем мышечной массы и преимущественным развитием мелких мышц верхних конечностей: именно они определяют способность к тонким и точным движениям руками, и особенно пальцами рук, что напрямую связано с эффективной психомоторной деятельностью.

Вследствие улучшающейся координации нервных процессов совершенствуется произвольная регуляция двигательных действий. В возрасте 11-14 лет происходят существенные сдвиги в развитии способности к восприятию и быстрой переработке зрительной информации, принятию оперативных решений. И если в предыдущем возрасте ребенок пока еще демонстрирует «карликовый интеллект», то в течение последующих лет он обнаруживает свое интенсивное развитие, особенно в отношении так называемого «практического интеллекта», связанного с быстротой восприятия изменяющихся ситуаций, оценки их характера и выполнения ответных двигательных действий. Все это имеет место в психомоторной деятельности, состоящей из психически регулируемых моторных операций. Психомоторика характеризует возможности сознательного приведения в действие двигательного акта путем определения момента его начала и завершения: такие психомоторные действия могут проходить неосознанно, как, например, привычная реакция на внезапный сигнал, но при необходимости могут контролироваться сознанием[2].

Типичным примером психомоторной деятельности и, соответственно, проявлений «практического интеллекта», являются сенсомоторные реакции: высокие показатели сенсомоторного реагирования характеризуют психомоторные способности спортсменов, особенно в таких видах, как игры и единоборства. В то же время быстрота и точность сенсомоторных реакций характеризуют особенности возрастно го развития подростка и совершенствования психомоторной сферы под влиянием двигательной активности.

Специалисты в области возрастной психологии выделяют период 11-14 лет как сенситивный для развития ряда психических качеств, причем в первой половине этого возраста преимущественное развитие получают сенсомоторные качества, а во второй - когнитивные. Определены даже своего рода антагонистические характеристики развития психомоторных и когнитивных качеств: до 13 лет преимущество имеют психомоторные качества, как бы уступающие первенство в развитии когнитивным качествам, для которых сенситивным является возраст 14 лет и старше. Вместе с тем для быстроты простой реакции сенситивным является возраст 11-12 лет, а для быстроты реакции выбора - 13-14 лет.

Можно предположить, что развитие сенсомоторных способностей происходит под влиянием многих взаимодействующих факторов, основные среди которых следующие:

1) особенности возрастного развития подростка,

2) особенности занятий теми или иными видами двигательной активности,

3) индивидуальные особенности адаптации к условиям двигательной активности. Необходимо, с одной стороны, по возможности нивелировать влияние каждого из трех факторов, а с другой стороны, попытаться определить степень взаимодействия хотя бы двух из этой «триады» (на пример: возрастное развитие и занятия физической культурой, или: занятия физической культурой и индивидуальные особенности подростка).

Гипотеза исследования. Предполагается, что средства АФК смогут улучшить показатели психомоторного развития детей старшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. изучить теоретические аспекты влияния АФК на психомоторные способности подростков,

2. провести исследование влияния средств АФК на развитие психомоторных способностей подростков.

Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, педагогический эксперимент, метод наблюдения, методы  тестирования  состояния мышечной системы,  методы математической статистики.

2. . Исследование влияния средств адаптивного физической культуры на развитие психомоторных способностей в старшем школьном возрасте


[1] Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика: монография / И.М. Туревский. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. –С, 93

[2] Панфилов О.П. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей. О.П. Панфилов, И.М. Туревский, С.И. Завьялов, В.В. Борисова // Теория и практика физ. культуры, 2012. – № 12. – С. 38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о  воспитании ребенка, что справ...

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особ...

развитие координационных способностей у детей старшего школьного возраста

Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклически...

Программа самообразования (на 2016-2019г.г.) «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»

laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»...

Методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста

Методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста...