Главные вкладки

    Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
    материал по изобразительному искусству (изо) на тему

    Волкова Ольга Васильевна

    Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл praktiko-znachimyy_proekt.docx543.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области                                     Государственное автономное образовательное учреждение                       высшего профессионального образования                                                                 «Московский государственный областной                                                                социально-гуманитарный институт»

       

                     

                                       Практико-значимый проект:                                  

       «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих                          

                    способностей детей старшего дошкольного возраста».            

                                                    Шифр группы: АИ 20-13

                                                     Выполнила: Волкова Ольга Васильевна    

                                          Преподаватель: Мухорина Наталья Борисовна

                                     

                                 Коломна 2013 год.

               

                Цель работы:  изучение процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством  нетрадиционного рисования.

                Задачи:

    1Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования по возрасту детей.

    2Изучить развитие творческих способностей детей в ходе использования методов и приёмов нетрадиционного рисования.        

            Объект исследования: процесс творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

            Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития  творческих способностей у детей.

                                                 Введение.

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.

            Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.

              Дошкольный возраст- это тот период, когда  изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Каждый ребёнок-это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Для развития творческого воображения, необходимо особая организация изобразительной деятельности. Существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.    Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования.

              Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях,  привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

              Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

             На мой взгляд, изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире.  Я работаю в детском саду более 11 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сама тогда не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки <<образца>> и  <<показа>> приёмов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

              Вначале я столкнулась с такой проблемой как, нежелание детей рисовать. Старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, они бояться рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получиться. Отсюда и паника. А ведь главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, заставить поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаги.  С этими мыслями сначала изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И я нашла то, что нужно. Моей палочкой – выручалочкой стали: журнал « Дошкольное воспитание», Г.Н. Давыдова « Нетрадиционная техника рисования», И.А. Лыкова «Цветные ладошки».  Ознакомившись с этими материалами, попробовала сама нарисовать теми способами, которые, описываются в них. Настолько это интересно и увлекательно. Я решила попробовать эту методику на своих занятиях. Мои «трусишки» были удивлены. Первый вопрос их был:  - А что мы будим делать?  Мой ответ: - «Рисовать» - побег их в удивление. Ведь на столе не было карандашей. Долго думали, чем рисовать. А когда узнали, что пальчиками, удивились ещё больше. И единственный страх, который был у детей,  исчез  после первого же занятия. Дети с удовольствием макали пальцы в краски. В результате у всех получились красочные рисунки.

           Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты.

     Рисование:

    -один из методов общения ребенка;

    -имеет огромное значение в формировании личности;

    -является одним из важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как  оно связано с мышлением ребёнка, самостоятельной, практической и творческой деятельностью.

    Рисование развивает:

    -интеллектуальные способности детей;

    -память, внимание,  мелкую моторику рук;

    -учит думать, анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

               В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

                             Чем же хороши нетрадиционные техники?

              Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

               Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

                 Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

    -личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

    -коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

    -игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

    -педагогические  (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

                        Свою работу строю на следующих принципах:

    -От простых занятий к сложным занятиям.

    -Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

    -Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

    Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

            Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

    Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования.

    Актуальность  выбранной  мной темы определена следующими проблемами:

    1.     Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

    2.     Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

    Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

    -от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

    -от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;

    -от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

    -от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

    -от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

                                                       Задачи в работе с детьми:

    -Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

    -Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

    -Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

    -Развивать творчество, фантазию.

    -Активизировать детей при выборе тематики.

    -Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.

      -Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

    -Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

    -Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке. 

    Условия необходимые для успешного овладения изобразительной деятельностью и развитию творческих способностей детей.

           Процесс развития творческих способностей у старших дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

    1. Обеспечение воспитателей дошкольных учреждений  дидактическим материалом;
    2. Создание эмоционально – комфортной атмосферы обучения детей;
    3. Своевременное диагностирование и развитие творческих способностей у детей.
    4. Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание уделяем развитию самостоятельности. Детям предоставляется возможность выражения собственных замыслов. Это выражается в занятиях на свободную тему.
    5. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и различных видов художественной деятельности и искусства.
    6. Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с использованием разнообразных методов и приёмов.
    7. Создание художественно-эстетической среды. При этом активное участие в этом принимают дети. Мы совместно украшаем зал для праздников, создаём элементы декораций для игр-драматизаций. Используем в оформлении детского сада детские рисунки, поделки, коллективные и индивидуальные коллажи.
    8. Использование в педагогическом процессе игры, игровой ситуации.

    Например: В гости к ребятам пришёл ёжик. Он не успел к зиме утеплить норку листочкам. Дети начинают ему помогать. Печатают листочками от деревьев разной формы, размера листики для ёжика.

    1. Правильное размещение центра изобразительного искусства. Он должен располагаться около туалетной комнаты. В которой дети могли бы вымыть руки после работы, заменить воду в баночках, помыть кисти, т и другие предметы, использованные на изобразительном занятии. Пространство вокруг рабочего стола должно быть  свободное. Дети должны свободно перемещаться во время коллективной работы, не мешая друг другу.
    2.  Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
    3.  Учет  индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

                                            Практическая часть.

     Занятия  нетрадиционной техники рисования строятся:

    - с учётом возрастных возможностей детей старшего  дошкольного возраста;

    - с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности.

    В работе с дошкольниками использую разные техники рисования:

    Рисование пальчиками

    о   Возраст: от 2 лет

    о   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет,

    о   Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

    о   Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

    После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

    Рисование ладошкой

    о   Возраст: от 2 лет

    о   Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

    о   Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

     о   Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.

    Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Оттиск пробкой

    о   Возраст: от 3 лет

    о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    о   Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

    штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

    Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной

    подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

    Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

    о   Возраст: от 3 лет

    о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    о   Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

    штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

    о   Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

    Оттиск смятой бумагой

    о   Возраст: от 4 лет

    о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    о   Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

    штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

    о   Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

     Восковые мелки + акварель

    о   Возраст: от 4 лет

    о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

    о   Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    о   Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

    Свеча + акварель

    о   Возраст: от 4 лет

    о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    о   Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

    о   Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем

    закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой

    остаётся белым.

    Печать по трафарету

    о   Возраст: от 5 лет

    о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    о   Материалы: мисочка, коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью. Плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой). Трафареты из картона.

    о   Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

    Монотипия предметная

    о   Возраст: от 5 лет

    о   Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

    о   Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

    о   Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

    о   Возраст: от 5 лет

    о   Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

    о   Материалы: картон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

    о   Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

    Кляксография обычная

    о   Возраст: от 5 лет

    о   Средства выразительности: пятно.

       Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

    о   Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

    Кляксография с трубочкой

    о   Возраст: от 5 лет

    о   Средства выразительности: пятно.

    о   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

    о   Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

    Кляксография с ниточкой

    о   Возраст: от 5 лет

    о   Средства выразительности: пятно.

    о   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

    о   Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

    Набрызг

    о   Возраст: от 5 лет

    о   Средства выразительности: точка, фактура.

    о   Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см)

     о   Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

    Акварельные мелки

    о   Возраст: от 5 лет

    о   Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

    о   Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

    о   Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

    Тычкование

    о   Возраст: от 5 лет

    о   Средства выразительности: фактура, объём.

    о   Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2x2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

    о   Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

    Монотипия пейзажная

    о   Возраст: от 6 лет

    о   Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

    о   Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

    о   Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последний лист  наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

              Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”.

     Давайте рассмотрим один из конспектов занятий с использованием нестандартных приёмов рисования.

                                               Раздувание краски

    Тема: «Осенние мотивы»

    Цель: 1Познакомить детей с новым способом изображения – раздуванием

                краски.      

               2Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования.

    Материал: репродукции с осенними пейзажами, альбомный лист, гуашь, кисть, трубочки для коктейля, стаканчик с водой, салфетка.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание стихов об осени, игры с листьями на прогулке, экскурсии в парк.  

    Ход занятия.

    1Организационная часть.

    *Чтение педагогом стихотворения Е.Авдиенко «Золотая осень».

    *Беседа с детьми об осенних приметах, о заготовках пищи зверьми на зиму, о перелёте птиц.

    *Физкультминутка «Журавлики» - имитация движений по содержанию стихотворения.

    *Чтение педагогом произведения из книги «Четыре художника» Г.Скребицкого в сопровождении с иллюстрациями.

    2Практическая часть.

    Рисование кистью ствола дерева. Над верхней частью ствола кистью нанести пятно яркого цвета (жёлтого, красного, оранжевого). Направить нижний конец трубочки в середину пятна и раздуть краску в разные стороны. И так проделываем над каждым стволом дерева. Закончить композицию можно дополнительным изображением. Например: ежи, облака, солнце.

    3Итог занятия.

    *Чтение педагогом стихотворения В.Голяровский «Листопад».

    *Рассматривание готовых работ. Беседа по рисункам: что получилось? Что нет? При помощи чего изображали ствол? Листья? И многие другие наводящие вопросы.

             Результатом данного занятия явились: технически точные, красочные рисунки детей. В такой последовательности проводятся все остальные занятия по изучению нетрадиционной техники рисования.

    Эффективность проведённых работ по изучению и освоению нетрадиционной техники рисования можно отследить в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

              Мониторинг проводился в начале года, когда дети только осваивали новые нестандартные техники изображения рисунка. И в конце года, когда проводились контрольные занятия, для закрепления новых нестандартных техник изображения.

               Давайте сравним показатели знаний, умений и навыков детей  нетрадиционной техники рисования, в начале и конце года.

    Мониторинг знаний, умений, навыков детей старшей группы по освоению нетрадиционной техники рисования.

    Ф.И ребёнка

    Монотипия

    предметная

    Печать по

    трафарету

    Кляксография

    Акварельные

    мелки

    1Соня Ш.

    2Катя М.

    3Настя К.

    4Арина Ж.

    5Саша У.

    6Варя Ш.

    7Данил И.

    8Антон Л.

    9Артём Г.

    10Дима П.

    11Федя Ш.

    12Иван Ф.

    13Саша П.

    14КириллП.

    15МариамВ.

    16Гейдар К.

    17Никита С.

    18Данил Н.

    19Саша Ш.

    20Полина Д.

    н.г.        к.г.

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    н.г.    к.г.

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    н.г.        к.г.

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    н.г.      к.г.

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *           *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *            *

    *-высокий уровень (справляется самостоятельно)

    *-средний уровень  (справляется под руководством педагога)

    *-низкий уровень (не справляется)

                                 Выведем показатели на диаграмму.

       Рассмотрев диаграмму, можно сказать что:

    - на начало года средний уровень владением нетрадиционной техники рисования преобладал над высоким и низким. А низкий уровень преобладал над высоким.

    -на конец года ситуация изменилась: вырос высокий уровень, а низкий уровень уменьшился. Средний  уровень изменился незначительно.

            Итак, мы видим, что дети в зависимости от своих индивидуальных особенностей, возможностей справляются с нетрадиционной техникой рисования по разному. Некоторые дети могут выполнить задание самостоятельно, а некоторым нужна помощь педагога. Но есть и такие дети, которые с заданием не справляются совсем. С ними можно заниматься индивидуально, попросить родителей повторить изученную технику рисования дома.

                                       

                                         Ожидаемый результат.

              Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

               Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

              Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

                Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

    Достижения детей:

    - Районный конкурс « Безопасная дорога» - лаурят  конкурса

                               

    - Конкурс прикладного творчества «Волшебные листочки» - 1 место в категории от 4-5 лет.

    Международных конкурсах  «Звёзды Нового Века», «Южный полюс».

    В рамках МБДОУ:

    Конкурс детского изобразительного творчества:

    -«Осень золотая» - диплом за активное участие (печатание листиком)

                                 

    -«Чудо ладошки» - лаурят конкурса (рисование ладошкой)

     

                           

    -«Морозные узоры» - участник конкурса (рисование свечёй)

                             

    -«Чудо монотипия» - лаурят конкурса

                             

    И многие другие творческие работы детей в разных номинациях.

              Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

              Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

              Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

                                                           

                               

                               

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972 год.
    2. Гербова В.В. Занятия по изобразительному искусству. – М., 1986  год.
    3. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997 год.
    4. Дыбина О.В. Занятия по изобразительному искусству в старшей группе детского сада. – М., 2009 год.
    5. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников.- М., 1986 год.
    6. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2006 год.
    7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1995 год.
    8. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2004 год.
    9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2010год.
    10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М., 1995 год.
    11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. – М., 2011 год.
    12. Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 1-2 часть.- М., 2007 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации

    Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития творческого отношения у детей к окружающей действительности. Чтобы создать условия для лич...

    «Развитие классификационных способностей детей старшего дошкольного возраста в разделе «Восприятие музыки средствами ТРИЗ – технологии».

    laquo;Развитие классификационных способностей детейстаршего дошкольного возраста в разделе «Восприятие музыки средствами ТРИЗ – технологии».        ...

    Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей учащихся с ОВЗ.

             Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих...