Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний старшеклассников.
статья по физкультуре

Напалков Алексей Иванович

О влиянии двигательной активности как средства предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний на старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_attest-uchitel.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Напалков А.И.

Учитель физической культуры ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района С-Пб

Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний старшеклассников.

Первостепенная  роль  в психической  регуляции отводится психическим состояниям, так как они оказывают большое влияние на поведение, деятельность, межличностные отношения и здоровье человека. Известно, что, проявляясь как реакции на ситуацию или деятельность, они носят адаптивный характер по отношению к постоянно изменяющейся окружающей действительности. Однако соответствие психического состояния вызвавшим его условиям может быть нарушено, что приводит к значительному ослаблению его приспособительной роли. В этом случае возникает трудное психическое состояние. В неблагоприятном психическом состоянии  настроение человека подавлено, наблюдается ощущение не мотивируемой угрозы, низкая работоспособность, повышенная агрессивность, пассивность или, наоборот, чрезмерная активность. С одной стороны, все это может привести к снижению эффективности поведения и деятельности, с другой – может послужить толчком или главной причиной любого соматического нарушения.

Исследователи данной проблемы считают, что чаще всего возникают трудные психические состояния, характеризующиеся избытком эмоционального напряжения. К этой группе состояний принято относить стресс, состояние эмоциональной напряженности, доминантные состояния, фрустрацию, тревогу. Следует отметить, что состояния названной группы многообразны и каждое заслуживает самого пристального внимания, но мы ограничились рассмотрением состояния тревоги и эмоциональной напряженности.

Источниками тревоги являются нарушение сбалансированности системы «человек-среда», недостаточность его психических или физических ресурсов для удовлетворения актуальных потребностей, рассогласования с самой потребностью, опасения, связанные с вероятностью неспособностью реализовать значимые устремления в будущем и др. Это состояние выражается в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможностями или задержкой желаемого.

Эмоциональная напряженность возникает в ситуациях, вызывающих страх, но бегство исключается; вызывающих гнев, но возможность его проявить отсутствует; где на пути появившихся желаний возникает препятствия, мешающие их осуществлению. Оно характерно также для состояния конфликта. То есть возникает достаточно сильная тенденция к определенным действиям, но она блокируется и, следовательно, возникает состояние эмоциональной напряженности.

И.Д. Левитов [2], Ю.Н. Сосновикова [4] считают, что психические состояния человека следует рассматривать с точки зрения возрастных особенностей с учетом особенностей ведущей деятельности. Такой подход позволяет понять конкретную сторону психического состояния и причину его возникновения.

По нашей оценке, самые благоприятные условия для возникновения трудных психических состояний  складываются в подростковом возрасте. Подростковый возраст относится к числу критических периодов, в это время происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности, и системы взаимоотношений. На этом фоне возникают не только благоприятные психические состояния, но и очень часто – неблагоприятные.   Мы полагаем, что на этапе подросткового возраста имеются все условия для возникновения состояния тревоги и эмоциональной напряженности.

Исследователи отмечают, что в этом возрасте у многих подростков наблюдаются следующие проявления: внутренняя дискомфортность, раздражительность, рассредоточенность, агрессивность, негативизм, аффективные вспышки и др. признаки трудных психических состояний. Все это может быть одной из причин снижения успеваемости, нарушения дисциплины, нарушения психического и физического здоровья. Поэтому  целью нашего исследования явилось изучение связи между уровнем двигательной активности и наличием неблагоприятных психических состояний у подростков.

Первоначально нами был определен уровень двигательной активности испытуемых. Для этого была разработана анкета. Анализ ответов  на ее вопросы позволил выявить отношение подростка к урокам физической культуры и к занятиям физической культурой во внеурочное время. Кроме этого, мы учитывали успеваемость испытуемых по  физической культуре. На основании полученных данных была определена двигательная активность подростков. По ее показателям испытуемые распределились по трем уровням.

Низкий уровень двигательной активности имели 35% испытуемых. Качественный анализ показал, что в данной группе оказались учащиеся, освобожденные от занятий физической культурой, учащиеся специальной медицинской группы, учащиеся, не регулярно посещающие уроки физической культуры, имеющие не высокую успеваемость и мало занимающиеся физической культурой самостоятельно.

Средний уровень имели 42% испытуемых. Здесь оказались учащиеся основной медицинской группы, систематически посещающие уроки физической культурой, но проявляющие ситуативный интерес к занятиям во внеурочное время и к самостоятельным занятиям физической культурой.

Высокий уровень двигательной  активности имели 23% испытуемых.  На данном уровне оказались учащиеся основной медицинской группы, регулярно занимающиеся не только на уроках физической культуры и в спортивных секциях, но и самостоятельно.

Затем с помощью методики «Шкала тревожности» (Дж. Тейлора в модификации А. Прихожан) [3, 126-131] и методики «Эмоциональная напряженность» (Н.М. Пейсахов, Г.Ш. Габдреева) [1, 283-286] мы выявили у испытуемых степень тревожности и эмоциональной напряженности.

Шкала Тейлора предполагает выявление пяти уровней тревожности, однако в ходе исследования показателей «чрезмерное спокойствие» не оказалось, также не было испытуемых с крайне высокими показателями тревожности. Таким образом, в зависимости от уровня тревожности выделились три группы испытуемых. По результатам второй методики испытуемые также распределились по трем уровням эмоциональной тревожности.

В группе с низким уровнем двигательной активности высокую тревожность имели 55% обследованных подростков, среднюю – 42%, низкую – 5 %; высокий уровень эмоциональной напряженности имели – 45%, средний – 35%, низкий – 20%.

В группе подростков, имеющих средний уровень двигательной активности, показатели  распределились соответственно так: по тревожности – 20%, 50% и 30%; по эмоциональной напряженности – 15%, 55% и 15%.

Среди испытуемых, имеющих  высокий уровень двигательной активности, высокую тревожность имели лишь 10%, среднюю – 35% и низкую – 55%; по эмоциональной напряженности показатели оказались на том же уровне: 10%, 35% и 55%.

Кроме этого, корреляционный анализ полученных результатов, проведенный с помощью стандартных статистических программ, показал наличие достоверной связи между уровнем двигательной активности подростков и состоянием тревожности, так как  r =-0,643; (p<0,01); между уровнем двигательной активности  и эмоциональной напряженностью, так как r=-0,461(p<0,01). Таким образом, коэффициенты корреляции свидетельствуют о том, что между показателями имеется достоверная и обратная связь. Это, в свою очередь, говорит о том, что чем ниже двигательная активность подростка, тем выше уровень тревожности, эмоциональной напряженности и в целом уровень неблагоприятного психического состояния.

Таким образом, результаты исследования позволяют нам предполагать, что высокая двигательная активность в подростковом возрасте повышает толерантность к возникновению неблагоприятных психических состояний. Следовательно, занятия физической культурой, высокая двигательная активность могут выступать не только как средство профилактики, но и как средство коррекции трудных психических состояний.

Литература:

1. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.  – Пенза, 1994.

2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч. пособие. – М., 1996.

4. Сосновикова Ю.Н. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.

Этот материал  поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте....

Статья "Двигательная активность как средство укрепления здоровья".

Публицистическая статья на тему "Двигательная активность как средство укрепления здоровья" затрагивает проблему пассивного проведения досуга у подростков и, как следствие, недостаточность двигате...

Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний подростков, занимающихся в объединении «Мини-футбол» отделения дополнительного образования.

Целью нашего исследования явилось изучение связи между уровнем двигательной активности и наличием неблагоприятных психических состояний у подростков, занимающихся в секции «Мини-футбол» ОД...