Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний подростков, занимающихся в объединении «Мини-футбол» отделения дополнительного образования.
статья
Целью нашего исследования явилось изучение связи между уровнем двигательной активности и наличием неблагоприятных психических состояний у подростков, занимающихся в секции «Мини-футбол» ОДОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Напалков А.И.
Педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №511Пушкинского района г.Санкт-Петербург
Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний подростков, занимающихся в объединении
«Мини-футбол» отделения дополнительного образования.
Первостепенная роль в психической регуляции отводится психическим состояниям, так как они оказывают большое влияние на поведение, деятельность, межличностные отношения и здоровье человека. Известно, что, проявляясь как реакции на ситуацию или деятельность, они носят адаптивный характер по отношению к постоянно изменяющейся окружающей действительности. Однако соответствие психического состояния вызвавшим его условиям может быть нарушено, что приводит к значительному ослаблению его приспособительной роли. В этом случае возникает трудное психическое состояние. В неблагоприятном психическом состоянии настроение человека подавлено, наблюдается ощущение не мотивируемой угрозы, низкая работоспособность, повышенная агрессивность, пассивность или, наоборот, чрезмерная активность. С одной стороны, все это может привести к снижению эффективности поведения и деятельности, с другой – может послужить толчком или главной причиной любого соматического нарушения.
Исследователи данной проблемы считают, что чаще всего возникают трудные психические состояния, характеризующиеся избытком эмоционального напряжения. К этой группе состояний принято относить стресс, состояние эмоциональной напряженности, доминантные состояния, фрустрацию, тревогу. Следует отметить, что состояния названной группы многообразны и каждое заслуживает самого пристального внимания, но мы ограничились рассмотрением состояния тревоги и эмоциональной напряженности.
Источниками тревоги являются нарушение сбалансированности системы «человек-среда», недостаточность его психических или физических ресурсов для удовлетворения актуальных потребностей, рассогласования с самой потребностью, опасения, связанные с вероятностью неспособностью реализовать значимые устремления в будущем и др. Это состояние выражается в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможностями или задержкой желаемого.
Эмоциональная напряженность возникает в ситуациях, вызывающих страх, но бегство исключается; вызывающих гнев, но возможность его проявить отсутствует; где на пути появившихся желаний возникает препятствия, мешающие их осуществлению. Оно характерно также для состояния конфликта. То есть возникает достаточно сильная тенденция к определенным действиям, но она блокируется и, следовательно, возникает состояние эмоциональной напряженности.
И.Д. Левитов [2], Ю.Н. Сосновикова [4] считают, что психические состояния человека следует рассматривать с точки зрения возрастных особенностей с учетом особенностей ведущей деятельности. Такой подход позволяет понять конкретную сторону психического состояния и причину его возникновения.
По нашей оценке, самые благоприятные условия для возникновения трудных психических состояний складываются в подростковом возрасте. Подростковый возраст относится к числу критических периодов, в это время происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности, и системы взаимоотношений. На этом фоне возникают не только благоприятные психические состояния, но и очень часто – неблагоприятные. Мы полагаем, что на этапе подросткового возраста имеются все условия для возникновения состояния тревоги и эмоциональной напряженности.
Исследователи отмечают, что в этом возрасте у многих подростков наблюдаются следующие проявления: внутренняя дискомфортность, раздражительность, рассредоточенность, агрессивность, негативизм, аффективные вспышки и др. признаки трудных психических состояний. Все это может быть одной из причин снижения успеваемости, нарушения дисциплины, нарушения психического и физического здоровья. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение связи между уровнем двигательной активности и наличием неблагоприятных психических состояний у подростков, занимающихся в секции «Мини-футбол» ОДОД.
Первоначально нами был определен уровень двигательной активности испытуемых. Для этого была разработана анкета. Анализ ответов на ее вопросы позволил выявить отношение подростка к урокам физической культуры и к занятиям «Мини-футболом» во внеурочное время. Кроме этого, мы учитывали успеваемость испытуемых по физической культуре и результаты по основным физическим нормативам. На основании полученных данных была определена двигательная активность подростков. По ее показателям испытуемые распределились по трем уровням.
Низкий уровень двигательной активности имели 35% испытуемых. Качественный анализ показал, что в данной группе оказались учащиеся, не регулярно посещающие уроки физической культуры, имеющие не высокую успеваемость и часто пропускающие тренировки в секции «Мини-футбол».
Средний уровень имели 42% испытуемых. Здесь оказались учащиеся основной медицинской группы, систематически посещающие уроки физической культурой, но проявляющие ситуативный интерес к занятиям во внеурочное время и имеющие средние показатели по нормативам ОФП.
Высокий уровень двигательной активности имели 23% испытуемых. На данном уровне оказались учащиеся основной медицинской группы, регулярно занимающиеся не только на уроках физической культуры и в секции «Мини-футбол», но и самостоятельно.
Затем с помощью методики «Шкала тревожности» (Дж. Тейлора в модификации А. Прихожан) [3, 126-131] и методики «Эмоциональная напряженность» (Н.М. Пейсахов, Г.Ш. Габдреева) [1, 283-286] мы выявили у испытуемых степень тревожности и эмоциональной напряженности.
Шкала Тейлора предполагает выявление пяти уровней тревожности, однако в ходе исследования показателей «чрезмерное спокойствие» не оказалось, также не было испытуемых с крайне высокими показателями тревожности. Таким образом, в зависимости от уровня тревожности выделились три группы испытуемых. По результатам второй методики испытуемые также распределились по трем уровням эмоциональной тревожности.
В группе с низким уровнем двигательной активности высокую тревожность имели 55% обследованных подростков, среднюю – 42%, низкую – 5 %; высокий уровень эмоциональной напряженности имели – 45%, средний – 35%, низкий – 20%.
В группе подростков, имеющих средний уровень двигательной активности, показатели распределились соответственно так: по тревожности – 20%, 50% и 30%; по эмоциональной напряженности – 15%, 55% и 15%.
Среди испытуемых, имеющих высокий уровень двигательной активности, высокую тревожность имели лишь 10%, среднюю – 35% и низкую – 55%; по эмоциональной напряженности показатели оказались на том же уровне: 10%, 35% и 55%.
Кроме этого, корреляционный анализ полученных результатов, проведенный с помощью стандартных статистических программ, показал наличие достоверной связи между уровнем двигательной активности подростков и состоянием тревожности, так как r =-0,643; (p<0,01); между уровнем двигательной активности и эмоциональной напряженностью, так как r=-0,461(p<0,01). Таким образом, коэффициенты корреляции свидетельствуют о том, что между показателями имеется достоверная и обратная связь. Это, в свою очередь, говорит о том, что чем ниже двигательная активность подростка, тем выше уровень тревожности, эмоциональной напряженности и в целом уровень неблагоприятного психического состояния.
Таким образом, результаты исследования позволяют нам предполагать, что высокая двигательная активность и систематическим занятия спортом, а именно «мини-футболом» в объединении дополнительного образования, в подростковом возрасте повышают толерантность к возникновению неблагоприятных психических состояний. Следовательно, занятия физической культурой, высокая двигательная активность могут выступать не только как средство профилактики, но и как средство коррекции трудных психических состояний.
Литература:
1. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза, 1994.
2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч. пособие. – М., 1996.
4. Сосновикова Ю.Н. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-169534-1357380947.jpg)
Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.
Этот материал поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/11/picture-456200-1402496573.jpg)
Активные методы обучения на занятиях по информатике на отделении дополнительного образования.
Статья посвящена активным методам обучения, применяемым на занятиях отделения дополнительного образования по программе «Информатика в играх и задачах».Один из видов активного метода обучения – и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-703353-1446753508.jpg)
«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях биологии и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»
• Формально работа в ОДОД не является большой нагрузкой , да и по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОД...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-991448-1515087670.jpg)
Психическое состояне подростков и его коррекция
В статье рассматриваются приемы коррекции психического состояния подростков с помощью методов телесно-ориентированной психотерапии....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/02/picture-181185-1670009634.jpg)
Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний старшеклассников.
О влиянии двигательной активности как средства предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний на старшеклассников....